На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Новости инвестиций 07.12.2007

 Президент фонда регионального развития Иркутской области А.Козьмин: "Агломерация Иркутск-Ангарск-Шелехов создаст новую точку развития России"

Алексей Павлович, с какой целью был создан Фонд регионального развития Иркутской области? Какие задачи стоят перед фондом?

Создание специальных структур, которые занимаются вопросами позиционирования и развития региона, работают в тесном контакте с властью, но сохраняют самостоятельность, и финансируются из внебюджетных источников - это международная практика. Власть, как правило, занята оперативным управлением, решением оперативных задач.

Фонд регионального развития (ФРР) Иркутской области создан в ноябре 2006 года. В его структуре три департамента: экономического развития, социального развития и развития инфраструктур. Группа советников Фонда вне штата позволяет привлекать к работе экспертов в разных областях деятельности и представителей общественности.

Учредителями и партнерами ФРР стали крупные предприятия Иркутской области: ОАО "ВСГК", ОАО "Иркутскгипродорнии", ООО "Гранд-Байкал", ООО "Группа компаний "Материк", "Русский алюминий", ОАО "Иркутскэнерго", Байкальский банк Сбербанка РФ, Промсвязьбанк и другие.

Одна из основных функций Фонда - стратегическое планирование. Основные проекты, реализованные в этом году ФРР: стратегия социально-экономического развития Иркутской области, которую мы разрабатывали совместно с ООО "Стратеджи партнерс" (до ребрендинга - ООО "Стратегика") и Центром стратегических разработок "Северо-Запад", концепция демографической и миграционной политики области (совместно с ЦСИ Приволжского федерального округа) и проект развития агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов. Кроме того, Фонд занимается реализацией инвестиционных проектов на территории региона, привлечением инвесторов, продвижением имиджа Иркутской области на международной арене. Мы сотрудничаем практически с областной и муниципальными администрациями, с научными институтами, общественными организациями, бизнесменами.

За год работы Фонда какие результаты достигнуты, в частности, по разработке проекта агломерации?

Задача, которая ставилась перед Фондом - осуществить разработку проектов развития - выполнена. Нам удалось разработать пакет стратегических документов и провести их экспертизу, чего в Иркутской области уже давно не делалось. Стратегия развития области была презентована в конце октября, а концепцию развития агломерации мы представим в декабре, подытожив первый год работы ФРР.

Появление на карте России агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов изменит социально-экономическую ситуацию для Восточной Сибири и создаст новую точку развития страны в целом. Агломерация включает в себя населенные пункты 13 муниципальных образований. Центр агломерации составляют города Иркутск, Ангарск, Шелехов. Иркутск - исторический, культурный и научный центр Иркутской области, Ангарск - центр нефтехимической и химической промышленности, Шелехов - центр алюминиевого производства.

Планируется, что численность населения агломерации составит 1 млн. человек - это 42% населения области, 50% городского населения. По нашим расчетам, предприятия агломерации производят 54% от объема реализации продукции и формируют 40% прибыли Иркутской области. Объединенная программа экономического развития агломерации позволит муниципалитетам, входящим в ее состав, сформировать единый стандарт качества жизни. Объединение ресурсов для решения общих задач приведет к оптимизации расходов бюджетов, а реализация инвестиционных проектов - к дополнительным налоговым поступлениям. Удобная, комфортная и безопасная городская среда должна стать центром притяжения населения в регионе, остановить отток квалифицированных кадров на запад.

Программа социально-экономического развития агломерации предусматривает реализацию в срок до 2020 года ряда крупных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций составит 295 млрд рублей.

На что будет сделан акцент на презентации агломерации в декабре?

Особое внимание мы уделяем развитию инфраструктуры агломерации и подготовке документов территориального планирования, которые определят, где пройдут новые дороги, где будут построены жилые кварталы, создана лесопарковая зона и т. д. Эту работу по заказу администрации Иркутской области выполняет федеральный институт РосНИПИ урбанистики. Документы будут готовы весной 2008 года.

В схеме территориального планирования Иркутской области будет учтена концепция развития агломерации. Это важно, так как градостроительные документы городов создавались без учета агломеративных тенденций. Например, в генплане Иркутска, принятом в этом году, учли некоторые части нашей концепции: обозначили наличие агломерации городов, но не подсчитали, что по факту инфраструктурой города пользуются также и все те, кто ежедневно приезжают сюда на работу или на учебу из близлежащих городов. А ведь в результате в Иркутске каждый день становится примерно на 50 тысяч человек больше! Увеличение потока автомобильного транспорта также не учтено. Единый проект развития этой территории необходим.

Иначе может получиться так: Иркутск планирует скоростную транспортную магистраль, а Ангарск на том же месте - жилой микрорайон. Или Шелехов планирует расширение промышленной площадки, а Иркутск рядом собирается строить жилье или санаторий. Таких примеров много в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Если мы сейчас подготовим схему территориального планирования, учитывая генпланы всех муниципалитетов, входящих в агломерацию, то сформируем основу долгосрочного развития, обеспечим определенные гарантии для инвесторов и жителей. Глядя на схему, потенциальный застройщик, например, будет понимать: если он купит участок земли между Иркутском и Ангарском, то ему через пять лет не скажут, что он построил дом на новой магистрали. В конечном счете, схема территориального планирования повышает инвестиционную привлекательность региона.

С какими трудностями пришлось столкнуться при разработке проекта агломерации?

Оказалось, что в городах агломерации есть серьезные проблемы, связанные в первую очередь с инфраструктурой. Решить эти проблемы на муниципальном уровне невозможно. Нужно комплексное решение ряда инфраструктурных проблем. Например, общая концепция по водоснабжению и водоотведению. К сожалению, для решения некоторых вопросов ресурсов иркутского научного сообщества не хватает. Мы планируем и в дальнейшем привлекать к разработке решений, к их реализации федеральные институты.

Какие перспективы войти в агломерацию у города Усолье-Сибирское, очень тесно связанного с тем же Ангарском?

Сейчас очень много людей из Усолья-Сибирского приезжает в Ангарск на работу, существуют тесные агломерационные связи и с Иркутском. Институт географии предлагал включить в агломерацию Усолье. Однако на территории агломерации должны быть сформированы единые стандарты качества жизни. Трудно создать для большой разнородной территории единую программу развития. Поэтому мы рассматриваем включение Усолья и Усольского района в проект развития агломерации на втором этапе.

Сейчас город получил мощный импульс к развитию - руководство города работает эффективно, появляются новые предприятия. Разворачивается интересный проект группы "Нитол" по производству солнечных батарей. Постепенно Усолье-Сибирское вольется в агломерацию.

Почему в проектах Фонда такое большое внимание уделяется новому аэропорту?

Новый аэропорт нужен для многих целей - это и обеспечение безопасности полетов, и возможность обслуживания возросшего турпотока. По последним данным, поток авиапассажиров в течение 10 лет возрастет до трех миллионов в год. В 2006 году через Иркутский аэропорт прошло 893 тысячи авиапассажиров, и уже сейчас летом авиабилеты в Иркутск купить невозможно. Действующий аэропорт даже после окончания реконструкции не справится с растущим потоком. Конечно, нужно модернизировать и старый аэропорт. Во время строительства - до 2014-15 годов - он будет работать в том же режиме, что и сейчас.

Известно, что Фонд большое внимание уделяет разработке проекта демографической и миграционной политики Иркутской области. Как, на Ваш взгляд, будет решаться эта проблема в регионе?

В настоящее время Иркутская область теряет население как за счет естественной убыли, так и по причине оттока квалифицированных молодых кадров на запад страны. Это одна из самых серьезных проблем региона, и решать ее необходимо, иначе мы рискуем просто исчезнуть с карты. Разработку стратегии демографического развития Иркутской области мы поручили ведущим экспертам в области демографии - специалистам Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.

Расчеты демографов ясно показывают, что меры по повышению рождаемости, по снижению смертности дадут эффект лишь в перспективе 15-20 лет, а до тех пор без внешней миграции - из стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе и Китая, проблему в краткосрочной перспективе не решить.

Однако возникает серьезный вопрос - как контролировать поток мигрантов, как их ассимилировать? Стратегически нам выгодно привлекать высококвалифицированные трудовые ресурсы на постоянное место жительства. Нужно создать здесь такие условия жизни, чтобы люди, приезжающие сюда пока лишь на время, захотели здесь остаться. Должна работать программа ассимиляции, которая поможет мигрантам встроиться в нашу культурную среду.

Алексей Павлович, Вы недавно заявили, что северные поселки Иркутской области необходимо переселять. В области уже существует проблема обеспечения жильем северян, переселившихся несколько лет назад. Куда именно нужно переселять людей?

Если мы рассчитаем новую модель расселения и докажем федеральной власти с цифрами в руках, что эта модель более эффективна, что переселение людей с северных территорий сегодня выгоднее, чем их полное содержание, мы сможем проблему решить. Сейчас из поселков в Братском, Мамско-Чуйском районах люди или не могут выехать, или бегут куда глаза глядят. Нужна программа переселения, которая позволит переехать им в райцентры, где постепенно начинает развиваться производство, где можно найти жилье. Для этого даже не понадобиться строить новые квартиры - на севере существует большой рынок вторичного жилья. А для освоения месторождений не нужно разворачивать в поселках социальную инфраструктуру в полном объеме - нужно работать вахтовым методом, как это делается во всем мире.

Иркутская область достаточно активно в последнее время участвует в различных презентациях и форумах, как в России, так и за рубежом. Как Фонд регионального развития участвует в "раскрутке" региона?

Маркетинг региона для России - понятие новое, первопроходцами тут выступили Краснодарский край, Тверская и Ярославская области. Примерно год назад региональная власть осознала, что регион нужно продвигать, раскручивать, реализовывать активную маркетинговую стратегию. До этого в Иркутской области был лишь один проект, ориентированный на внешний рынок - созданный в 2000 году фестиваль зимних видов спорта "Зимниада". Ставка делалась на освоение месторождений.

Сейчас постепенно приходит понимание, что главная задача региональной власти - формировать и продвигать инвестиционные проекты, делать регион привлекательным для инвесторов разного масштаба.

Фонд активно участвует в подготовке мероприятий по продвижению Иркутской области, в выставках, презентациях, конференциях. Это одно из главных направлений нашей деятельности.

Алексей Павлович, над чем будет работать Фонд на следующем этапе, в 2008 году?

Задачи 2007 года мы выполнили: подготовлены стратегии развития территорий, обозначены конкретные проекты. Это формирование транспортного каркаса агломерации, который обеспечит транспортную доступность в пределах 1 часа. Создание линии пассажирского рельсового транспорта - скоростного трамвая, который свяжет города агломерации между собой. Строительство нового международного аэропорта, формирование Байкальского логистического комплекса на базе нового аэропорта и ВСЖД.

Также запланированы проекты по реконструкции коммунальной инфраструктуры агломерации - создание общеагломерационной системы водоснабжения, водоотведения, строительство завода по переработке твердых бытовых отходов. Комплексное строительство новых микрорайонов, оснащенных всей необходимой социально-бытовой инфраструктурой, на межселенных землях, привлечение в агломерацию крупных торговых сетей, создание новых культурных и рекреационных центров. Фонд совместно с администрацией области продолжит работы по созданию в агломерации индустриальных парков, в которых разместятся новые предприятия.

Проектов и планов впереди очень много. Фонд будет принимать самое активное участие в привлечении государственного и частного финансирования, в том числе и из инвестиционного фонда, в реализации проектов развития региона. Мы считаем, что Иркутская область имеет все шансы стать одним из лидеров Востока России, а агломерация Иркутск-Ангарск-Шелехов - столицей Восточной Сибири, форпостом нового освоения.

Интерфакс

Архив новостей

Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна