12 ноября 1999 года N 1249
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1999 г. N 1249
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПОД ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ И НАРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
В соответствии со статьей 131 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно - хозяйственной значимости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 1999 г. N 1249
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ПОД ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
И НАРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления за счет средств Бюджета развития Российской Федерации государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно - хозяйственной значимости (далее именуются - государственные гарантии).
2. Государственные гарантии являются поручительством Правительства Российской Федерации за исполнение обязательств перед кредитными организациями - резидентами Российской Федерации, предоставляемым российским инвесторам на конкурсной основе.
Общая сумма государственных гарантий, а также их верхний предел в отношении заемных средств для реализации инвестиционных проектов социальной и народно - хозяйственной значимости определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
3. При принятии решений о предоставлении государственных гарантий критериями оценки социальной и народно - хозяйственной значимости инвестиционных проектов являются:
содействие выходу из кризиса и росту производства;
влияние на структурную перестройку экономики (посредством переориентации производства и формирования новых межотраслевых связей действующих и создаваемых организаций);
решение социальных проблем в масштабе страны;
соблюдение экологической безопасности населения.
При определении социальной и народно - хозяйственной значимости инвестиционных проектов учитывается также включение их в состав утвержденных федеральных целевых программ и участие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных Российской Федерацией международных договоров.
II. Условия предоставления государственных гарантий
4. Министерство экономики Российской Федерации проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий.
5. Предоставление государственных гарантий осуществляется на конкурсной основе.
Конкурс инвестиционных проектов проводит Комиссия по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации (далее именуется - Комиссия по инвестиционным конкурсам).
6. Министерство экономики Российской Федерации обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения о проведении конкурса инвестиционных проектов и порядке приема соответствующих документов. Организация, желающая участвовать в конкурсе на получение государственных гарантий (далее именуется - претендент), направляет в адрес Министерства экономики Российской Федерации подписанные руководителем организации и заверенные печатью организации следующие документы (в двух экземплярах):
1) заявление о намерении получить государственную гарантию с указанием ее предполагаемого размера;
2) нотариально заверенная копия устава (положения), а также всех изменений и дополнений к нему;
3) нотариально заверенная копия учредительного договора или решения уполномоченного органа о создании организации;
4) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
5) копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в случае, когда для занятия соответствующим видом деятельности необходима лицензия в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
6) годовые отчеты за последние три финансовых года, включающие бухгалтерские балансы с приложениями, в том числе и на промежуточные отчетные даты, отчеты о прибылях и убытках (формы N 1 - 5) и пояснительные записки, составленные в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, с отметкой территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам об их принятии. К балансу на последнюю отчетную дату необходимо приложить расшифровки статей баланса, составляющих более 5 процентов его суммы;
7) подтверждение территориального органа Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе средствам федерального бюджета;
8) подтверждение территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам об отсутствии просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и органов государственных внебюджетных фондов об отсутствии просроченной задолженности по платежам в эти фонды;
9) расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности к представленным бухгалтерским балансам, сгруппированные по срокам задолженности (до 30 дней, 30 - 90 дней, 90 - 180 дней, более 360 дней), с указанием наиболее крупных дебиторов и кредиторов (более 5 процентов общего объема задолженности) и дат возникновения задолженности;
10) суммы остатков по внебалансовым счетам по полученному и выданному обеспечению (поручительствам и имуществу, переданному в залог) к представленным балансам за последние три финансовых года и на дату подачи заявления;
11) документы, характеризующие кредитную историю или свидетельствующие о ее отсутствии;
12) расшифровки задолженности по кредитам банков к представленным балансам за последние три финансовых года и на дату подачи заявления с указанием кредиторов, величины долга, дат получения и погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности погашения, сумм просроченных обязательств, включая проценты и штрафы;
13) аудиторские заключения по результатам аудита годовой бухгалтерской отчетности за последние три финансовых года с приложением копии лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторских фирм, проводивших проверку;
14) копия материалов последней выездной налоговой проверки, проведенной территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионного фонда Российской Федерации;
15) заключение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству о финансовом состоянии претендента и об отсутствии в отношении него дела о банкротстве;
16) письменное согласие кредитора на предоставление Центральным банком Российской Федерации по запросу Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации основных показателей экономической деятельности кредитора;
17) копия выписки из протокола заседания кредитного комитета (или другого органа, уполномоченного принимать решения о предоставлении кредита) кредитной организации (далее именуется - кредитор) с решением о предоставлении претенденту кредитных ресурсов, а также результаты проведенной кредитором экспертизы инвестиционного проекта, финансового состояния претендента и качества предоставленного им обеспечения;
18) справки банков, обслуживающих счета претендента, об оборотах за последние 12 месяцев и остатках на расчетных (текущих) и валютных счетах претендента и наличии претензий к этим счетам;
19) письменное согласие претендента на предоставление территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам касающейся его информации;
20) утвержденный претендентом бизнес - план, составленный по форме, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 3, ст. 345), без расчета бюджетной эффективности;
21) заключение по представленному инвестиционному проекту органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется этот проект;
22) письменное согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выступить контргарантом (поручителем по обязательствам претендента перед Министерством финансов Российской Федерации, могущим возникнуть вследствие реализации государственной гарантии);
23) подтверждение соответствующего органа субъекта Российской Федерации о том, что в бюджете субъекта Российской Федерации предусмотрено выделение средств для реализации инвестиционного проекта и обеспечения контргарантий, с предоставлением выписок из соответствующих статей бюджета;
24) заключение Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу;
25) заключение Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды по проектно - сметной документации.
7. К рассмотрению принимаются бизнес - планы претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и источники возврата в срок и в полном объеме кредита с начисленными на него процентами. При этом для реализации инвестиционного проекта претендент должен предоставить собственные средства и / или средства, направляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, составляющие не менее 20 процентов стоимости инвестиционного проекта (по бизнес - плану), а по инвестиционным проектам стоимостью более 50 миллионов долларов США - не менее 10 процентов его стоимости.
Государственные гарантии предоставляются под инвестиционные проекты претендентов, полностью выполняющих текущие обязательства перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, не имеющих просроченной кредиторской задолженности и не имевших убытков в течение последних трех лет.
8. Министерство экономики Российской Федерации проверяет достоверность представленных претендентом документов и имеет право возвратить их в случае, если претендент:
1) находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства либо ограничен в осуществлении соответствующего вида деятельности;
2) сообщил о себе ложные сведения;
3) представил необходимые документы не в полном объеме;
4) имеет просроченную задолженность по ранее предоставленным на возвратной основе средствам федерального бюджета, а также по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
9. Срок действия государственных гарантий не может быть более 5 лет. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом Министерством финансов Российской Федерации и кредитором, и пересмотру не подлежит.
III. Оформление результатов конкурса
10. Комиссия по инвестиционным конкурсам рассматривает представленные материалы, оценивает социальную и народно - хозяйственную значимость инвестиционных проектов, их эффективность, а также финансовую состоятельность претендента, предоставляемую контргарантию, приемлемость размера средств, на которые запрашивается государственная гарантия. При этом результаты конкурсов определяются с учетом соблюдения федерального бюджетного и налогового законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых зарегистрирован претендент, и должностными лицами указанных органов.
11. На основании результатов конкурса Министерство экономики Российской Федерации подготавливает и направляет в Правительство Российской Федерации предложения о предоставлении государственных гарантий и о размере средств, выделяемых под государственные гарантии на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
12. Правительство Российской Федерации принимает решение о предоставлении государственных гарантий по каждому инвестиционному проекту.
В течение 10 дней после принятия решения Комиссия по инвестиционным конкурсам направляет претенденту письменное уведомление о предоставлении государственной гарантии и размере средств, выделяемых под государственную гарантию, либо об отказе в ней.
13. На основании решения Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии претендент (далее именуется - заемщик) заключает с кредитором кредитный договор о предоставлении денежных средств для реализации инвестиционного проекта.
Кредитор осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств и в случае нецелевого их использования сообщает об этом в Министерство финансов Российской Федерации, которое может отказать в удовлетворении гарантийных требований.
14. Министерство финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации заключает с кредитором договор поручительства на предоставление государственной гарантии.
Одновременно Министерство финансов Российской Федерации заключает с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашение о контргарантии, предусматривающее безусловное возмещение в полном объеме расходов федерального бюджета, связанных с исполнением обязательств по договору поручительства. В случае отказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с Министерством финансов Российской Федерации соглашение о контргарантии договор поручительства с кредитором не заключается.
Договор поручительства прекращает действие в случае сокращения статей бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающих финансирование инвестиционного проекта. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок после принятия соответствующих поправок к бюджету субъекта Российской Федерации информирует о сокращении статей бюджета Министерство финансов Российской Федерации для принятия решения о целесообразности дальнейшего действия договора поручительства.
IV. Исполнение обязательств
по предоставленным государственным гарантиям
15. Под гарантийным случаем понимается невозврат заемщиком основного долга в срок, установленный в кредитном договоре, заключенном заемщиком и кредитором.
16. Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств резервного фонда Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год, которые аккумулируются на счетах Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Размер средств, предоставленных под государственные гарантии, фиксируется при расчете государственного внутреннего долга Российской Федерации.
17. Кредитор обязан не позднее чем через один рабочий день после первого неисполнения заемщиком любого из своих обязательств перед кредитором (в том числе обязательств, неисполнение которых не влечет за собой гарантийных выплат), письменно уведомить Министерство финансов Российской Федерации об этом факте, а также обо всех обстоятельствах, могущих повлечь за собой неисполнение заемщиком своих обязательств перед кредитором или третьими лицами, принимая при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации все меры для получения необходимой информации. Датой уведомления считается дата регистрации письменного обращения кредитора в Министерство финансов Российской Федерации.
18. Ответственность Министерства финансов Российской Федерации перед кредитором за неисполнение заемщиком предусмотренных договором поручительства обязательств наступает после того, как кредитор:
1) официально уведомит Министерство финансов Российской Федерации о наступлении гарантийного случая;
2) примет все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для погашения задолженности заемщика, в том числе обратится в арбитражный суд с иском о признании заемщика банкротом;
3) подтвердит факт неисполнения заемщиком в срок своих обязательств перед кредитором по кредитному договору путем представления в Министерство финансов Российской Федерации заверенной выписки с ссудного счета заемщика и копии переписки с заемщиком, содержащей требование погасить задолженность.
19. Министерство финансов Российской Федерации для рассмотрения обращения кредитора образует комиссию с привлечением работников Министерства экономики Российской Федерации, финансового органа субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика.
20. Комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по заключенному ими кредитному договору, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет сумму основного долга, подлежащую выплате.
Комиссия определяет также долю основного долга, подлежащую возмещению Министерством финансов Российской Федерации, учитывая соотношение между размером предоставленных государственных гарантий и размером фактически предоставленного кредитором для реализации конкретного инвестиционного проекта кредита.
21. По результатам проведенной работы комиссия подготавливает заключение, в котором подтверждает (не подтверждает) наступление ответственности Министерства финансов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства. Заключение (в четырех экземплярах) подписывается председателем и членами комиссии и направляется в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, кредитору и заемщику.
22. Министерство финансов Российской Федерации перечисляет средства Бюджета развития Российской Федерации на корреспондентский счет кредитора для возмещения долга по кредитному договору, который обеспечен государственной гарантией. Возмещению подлежит сумма долга без начисленных на нее процентов, пеней и штрафов.
23. Перечисление средств осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в недельный срок со дня получения заключения комиссии.
24. При исполнении Министерством финансов Российской Федерации обязательства, предусмотренного государственной гарантией, кредитор в 3-дневный срок со дня его исполнения должен передать в Министерство финансов Российской Федерации документы, удостоверяющие требование к должнику.
Министерство финансов Российской Федерации для защиты интересов государства обязано в месячный срок после реализации государственной гарантии принять меры по исполнению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашения о контргарантии.
25. Средства, полученные Министерством финансов Российской Федерации при удовлетворении требований к заемщику, возвращаются в Бюджет развития Российской Федерации.
)
Принят
Государственной Думой
11 сентября 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
14 октября 1998 года
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ)
Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно - экономические особенности лизинга.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Статья 3. Предмет лизинга
1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Статья 4. Субъекты лизинга
1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)
1. Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации - иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 6. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 7. Формы лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Абзацы четвертый - пятый исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.
Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон. (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 8. Сублизинг
1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.
5. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 9. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга
1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли - продажи между продавцом и лизингодателем. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
5 - 7. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 11. Право собственности на предмет лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.
3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 12. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.
2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.
В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.
Статья 14. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 15. Содержание договора лизинга
1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.
2. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
К обязательным договорам относится договор купли - продажи.
К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:
приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю; (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:
принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;
выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга; (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли - продажи;
выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.
Статья 16. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.
2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.
3 - 4. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.
5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.
6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.
7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.
8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга.
9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений. (п. 9 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга. (п. 3 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
4 - 5. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.
Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.
3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).
Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяется договором лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя. (п. 4 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.
2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли - продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.
2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.
Статья 24. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 25. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга
Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА
Статья 27. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 28. Лизинговые платежи (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.
Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.
Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. (абзац введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
3. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
5. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 29. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 30. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.
Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся применения ускоренной амортизации для цели исчисления налога на прибыль, с 1 января 2002 года см. главу 25 Налогового кодекса РФ.
2. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 32. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 33. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Статья 34. Особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга
1. Лизингодатель имеет право без лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление международных операций, связанных с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.
2. Лизинговые компании имеют право без лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление операций, связанных с движением капитала, выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга (текущие валютные операции и связанные с движением капитала операции). (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Действие пункта 3 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
3. Для осуществления международного лизинга настоящий Федеральный закон устанавливает, что:
ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации (перемещение через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном контроле и валютном регулировании;
абзац третий исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ;
при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с территории Российской Федерации (перемещении через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга все виды таможенных платежей начисляются на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных платежей производится: (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
в дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Действие пункта 4 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
4. Установленный настоящей статьей порядок (система) оплаты таможенных платежей не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 36. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:
разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации или региона;
создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно - лизинговых проектах;
абзац пятый исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ;
меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм - нерезидентов;
предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно - правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
абзац двенадцатый исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ;
предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
Глава V. ПРАВО ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
Статья 37. Право на инспекцию по лизинговой сделке
1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.
2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.
3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.
Статья 38. Право лизингодателя на финансовый контроль
1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.
3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.
4. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
29 октября 1998 года
N 164-ФЗ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Принят
Государственной Думой
12 февраля 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
18 февраля 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 09.12.2002 N 162-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ)
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее - инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг
Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов
1. Запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
2. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.
3. Нарушение пунктов 1 и 2 настоящей статьи профессиональным участником является основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и (или) наложения штрафа.
Статья 5. Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг
1. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.
КонсультантПлюс: примечание.
О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок, см. Постановление ФКЦБ РФ от 30.08.2001 N 21.
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу применения пункта 2 статьи 5, см. письмо ФКЦБ РФ от 26.04.1999 N ИБ-2171.
3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.
4. Исключен. - Федеральный закон от 09.12.2002 N 162-ФЗ.
4. Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.
Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими.
Иск о возмещении ущерба по основаниям, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.
Статья 6. Предоставление информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг
1. Эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
2. Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:
копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);
сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
3. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:
сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;
сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;
сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:
ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам - физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.
Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
7. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.
Статья 7. Срок рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг
Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.
Статья 8. Информирование инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг
1. В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своем официальном издании опубликовывает информацию:
об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
о саморегулируемых организациях профессиональных участников (далее - саморегулируемые организации);
об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях.
Статья 9. Информирование инвесторов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию выпусков ценных бумаг и лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию выпусков ценных бумаг, обязаны вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, об аннулированных выпусках ценных бумаг и о выпусках ценных бумаг, размещение которых приостановлено.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением ФКЦБ РФ от 04.03.1997 N 11 утверждено Положение о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.
2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обязаны вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о всех выданных, приостановленных и аннулированных ими лицензиях.
3. Требования к содержанию и порядку ведения информационных баз данных, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 10. Проведение федеральными органами исполнительной власти публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
1. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иные федеральные органы исполнительной власти, регулирующие рынок ценных бумаг, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Указанные слушания проводятся по инициативе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.
2. Решение о проведении публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об их темах, о дате проведения и составе участников принимается руководителями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов или их заместителями.
На указанных публичных слушаниях принимаются рекомендации, которые могут быть учтены в деятельности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, а также при подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию.
В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
3. Регламент проведения публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах утверждается федеральным органом, принявшим решение о проведении указанных публичных слушаний.
Статья 11. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
1. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
2. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.
3. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг изменяются либо отменяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в связи с вступившим в законную силу решением суда либо по инициативе указанного федерального органа исполнительной власти.
Статья 12. Распределение сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг
(в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, распределяются следующим образом:
20 процентов - в федеральный бюджет;
40 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения регионального отделения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принявшего решение о наложении штрафа либо составившего протокол об административном правонарушении в случае, если решение о наложении штрафа принято судом;
40 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации по месту совершения правонарушения.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2002 года статьями 15.17 - 15.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушения в области рынка ценных бумаг.
Статья 13. Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным
Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным - один год с даты начала размещения ценных бумаг.
Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в судебном порядке
1. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.
2. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:
в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;
о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Статья 15. Защита прав и законных интересов инвесторов саморегулируемыми организациями
1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
2. Саморегулируемые организации осуществляют контроль, указанный в пункте 1 настоящей статьи, по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.
Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.
Статья 16. Порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений инвесторов
1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.
2. По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение:
применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;
рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;
исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.
3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.
4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17 действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (пункт 4 статьи 20 данного Закона).
Статья 17. Компенсационные и иные фонды саморегулируемых организаций
В целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды.
Статья 18. Защита прав и законных интересов инвесторов - физических лиц их общественными объединениями
1. Общественные объединения инвесторов - физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов - физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения инвесторов - физических лиц вправе:
обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц;
объединяться в ассоциации и союзы.
Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам
1. В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (далее - фонд), основными целями деятельности которого являются:
выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам;
формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов - физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;
представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов - физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц;
хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов - физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.
Управление денежными средствами и иным имуществом, предназначенными для выплат компенсаций инвесторам - физическим лицам, а также хранение указанного имущества осуществляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Устав фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов - физических лиц.
Фонд ежегодно отчитывается о своей деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отчет о деятельности фонда публикуется в печатном органе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества.
Право на получение компенсаций имеют инвесторы - физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 19 в части средств федерального бюджета приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 19 в части средств федерального бюджета приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ.
Источниками формирования средств фонда являются средства федерального бюджета в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете, а также иные источники, предусмотренные уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Исключен. - Федеральный закон от 09.12.2002 N 162-ФЗ.
3. Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".
4. Предложить Президенту Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
5. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом и принять в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые нормативные правовые акты.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
5 марта 1999 года
N 46-ФЗ
|