Архив мероприятия
Парламентские слушания
"ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ"
30 ноября 2000 года г. Москва, Георгиевский переулок, дом 2.
Малый зал Государственной Думы.
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
ЭКШТАЙН К.А., Председатель Попечительского совета Фонда "Конституция"
я швейцарец, проживаю в России уже 12 лет. Я советник сахарных фирм, которые здесь работают. Я хотел бы в первую очередь сказать о том, какой-то особенный закон для иностранных инвестиций совершенно не нужен. В России в принципе хватает своих собственных денег. Самое главное чтобы российские деньги были не в швейцарских банках. Надо уйти от системы разных привилегий, в том числе привилегий для иностранцев. Я думаю, главная проблема для прямых инвестиций, я не о финансовых говорю - это даже не эти налоги, не совершенное законодательство, даже не плохая банковская система, а на самом деле - глупая бухгалтерская система. Главная проблема для любого прямого инвестора - это ежедневные пакости чиновников на мелком уровне. Вы сами знаете все эти системы. Я прихожу к чиновнику с указом министра, что мне нужно выдать такой-то документ, или такие-то права, сразу: «О, в этом документе вот эта подпись министра слишком с правой стороны, она должна быть больше на левой стороне, штамп около печати». Или я хочу мои швейцарские водительские права поменять на российские, чтобы на улице меня не постоянно штрафовали. Я спрошу по телефону - скажите мне, какие мне надо документы. По телефону мы вам не дадим ответ, приезжайте. Приезжаю. Два часа в коридоре жду в очереди. Когда через два часа к окошку подойду - обед. После обеда мне говорят - вы не в той очереди ждали, надо в другое окошко. Пришел в другое окошко. Там другое - нет у нас бланков, дам 5 долларов, находятся бланки. Приходят ко мне в офис, видят, что я кормлю своих сотрудников в маленькой кухне - у вас есть уже деньги для кухни, ох, надо вам опечатать офис, у вас здесь не все в порядке. Если есть доллары - все в порядке. Я считаю, что на таких мелких пакостях я потеряю около 70-80 % моего рабочего времени. Самое главное, что нужно, если вы хотите и западные, и русские прямые инвестиции, нужны какие-то общие правила игры, общения между разными структурами государственных чиновников и граждан. Кстати, в основном в западных странах такие законы давно есть, называются законами об административных процедурах, там говорится о том, когда чиновник может меня спросить про документ. Подобные вещи можно достаточно простым способом регулировать, чиновники имеют право потребовать у меня какие-то доказательства, кто должен факты собирать - я или сама администрация. Я думаю, для инвестиций не нужен закон, не нужна помощь, самое главное - не мешать инвесторам на государственном уровне. Спасибо за внимание.
БРАГИН В.Г., Генеральный директор "Конти-Универсал"
Уважаемые коллеги. Наши проекты по инвестициям связаны с переработкой товаров на нетаможенной территории. Используя российское законодательство, мы привлекаем иностранного инвестора, создавая здесь российское предприятие с иностранными инвестициями, то есть, российское лицо получает в соответствии с таможенным кодексом (статья 90, глава 13) лицензию на переработку товара за рубежом. Что это дает? Очень низкие таможенные пошлины при ввозе товара и освобождение от налогов. То есть, товары ввозятся высокого качества и по низким ценам, что выгодно здесь продать на российском рынке. Вроде бы схема идеальная и должна работать. С чем мы столкнулись? Работаем мы по этим инвестициям уже порядка пяти лет, до 98-го года было все нормально, но после – мы столкнулись с аннулированием лицензии государственным таможенным комитетом. Почему это произошло? У нас есть лицензии, которые действуют на сегодняшний день, но мы считаем, что они были выданы в несоответствии с законодательством. Это связано одной нитью, у нас ест указ президента, постановления Правительства Российской Федерации о нормативно-правовых актах, о их подготовке, регистрации и публикации. Что это такое? Орган федеральной исполнительной власти, в данном случае Государственный таможенный комитет, издает письма, инструкции – внутриведомственную переписку чиновников. Которые между собой могут руководствоваться этими документами, работать по ним, но во взаимоотношениях с участником внешнеэкономической деятельности в соответствии с таможенным кодексом надо оформить нормативно-правовой акт, который расписывает ту или иную статью таможенного кодекса. В данном случае глава 13-я, статья 90-я, 91-я, 92-я говорят о том, что для того, чтобы иностранному инвестору, который здесь зарегистрировал предприятие с иностранными инвестициями и хочет вывозить на свое предприятие за рубеж российский товар для переработки, нужно получить лицензию, как российскому лицу. Он обращается, в соответствии со статьей Таможенного кодекса, и просит предоставить перечень документов, который написан в статье за ГТК. Как такового перечня, нам отвечают, не существует, а есть такой-то приказ, инструкция, которая рекомендует, мы правда сейчас добились, это письмо отменил министр, после того, как мы проработали 4 месяца с Юрием Яковлевичем, добиваясь того, чтобы это письмо ГТК было отменено как незаконное. – «Это временное положение». Да посмотрите это временное положение! У вас же там целое юридическое управление, изданное только на период 92-го года. По сей день этот вопрос не решен. Я хотел бы обратить внимание наших слушателей, чтобы в силу своих полномочий мы бы дали рекомендации в Думу, в Государственный таможенный комитет, в другие органы федеральной власти, чтобы они использовали указ президента, постановление правительства, и чтобы мы, граждане, и также и юридические лица работали бы с ними только по документам, нормативно-правовым актам, которые имеют законную силу. В статье должен быть определенный перечень требований. А чиновнику это, я так понимаю, не очень-то выгодно, когда к нему просто приходят и говорят - вот есть перечень, вот документы, пожалуйста, через месяц предоставьте мне решение или выдайте лицензию по тому или иному вопросу. Я хотел бы сказать предыдущему оратору и другим, что у нас существует закон и этого чиновника можно поставить на место. Закон этот называется Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации. Статья 10 Федерального закона. У нас есть страничка (Государственный таможенный комитет имеет свои странички в Интернете), где мы эту рубрику освещаем. Кстати большое спасибо учредителям нашей встречи, на их странице есть конференция, пообщавшись с ними предварительно, мы дали от своего юридического отдела ряд предложений, чтобы любой входящий к ним посмотрел, что такое нормативно-правовой акт, как он регистрируется, какие есть документы, предпосылки для его создания, и вы будете уже с грамотным багажом идти к тому же чиновнику и с ним разговаривать, и ваши права по Конституции они должны соблюдать.
Вот проблема вкратце, может быть кого-то более подробно заинтересует сама схема этих инвестиций, очень выгодная экономически.
далее...
назад к анонсу
|