Архив мероприятия
Парламентские слушания
"ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ"
30 ноября 2000 года г. Москва, Георгиевский переулок, дом 2.
Малый зал Государственной Думы.
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
ПАЦКАЛЕВ А.Ф., Главный научный сотрудник НИИ экономики и управления
в строительстве
Доброе утро, уважаемый председатель, уважаемые депутаты, уважаемые коллеги. Я начну с некоторого введения, мне хочется объективизировать ситуацию с причинами отсутствия инвестиционного роста в экономике страны в 90-е годы. Безусловно, весь этот период характеризуется очень плохим законодательством в области налогов, безусловно, все эти годы нас преследует политическая нестабильность, если только в последнее время более менее все встало на свои места, и безусловно, отсутствует четкая инвестиционная политика. Но вместе с тем и в 95-м году, и в 97-м году, и в 99-м году, в 2000-м году наблюдается всплеск инвестиционной активности, и связано это конечно с изменением экономической конъюнктуры в стране. Я это говорю не для того, чтобы сказать, что и налогами, и политикой не надо заниматься, а к тому, что в России есть достаточные условия для инвестиционной активности, инвестиционного роста, то есть у нас достаточно инвестиционных ниш, куда капитал в соответствии с теорией Маркса, лезет напропалую, невзирая ни на что. Ну конечно это не тот предмет, на котором можно выстоять, и создать устойчивый инвестиционный рост. Теперь вернемся к теме. Концепцию в наших методических рекомендациях и основной материал модельного инвестиционного законодательства мы предлагаем в качестве мониторингового. В нем будут учитываться и положительный, и отрицательный опыт происходящего на региональном уровне. В целом это будет методической культурной основой для начала работы в регионах над инвестиционным законодательством. И я думаю, что нужно рекомендовать эту работу для распространения. И теперь несколько слов, немного отличающихся от всего того, что говорилось. На мой взгляд, инвестиционное законодательство – это замечательно, но, как уже отмечалось, во многом законодательные условия для инвесторов нуждаются в приведении его в порядок, и улучшении налогового, земельного и имущественного законодательств. И последнее. Как показал опыт, 10 лет в основном были сосредоточены на инвестиционном, все-таки, законодательстве, мы были озабочены привлечением иностранных инвесторов, уговаривали их прийти к нам, а внутренних инвесторов – отдать деньги. Мало обращали внимания на самого потенциального получателя этих инвестиций. Как показывает опыт, на кредитной основе привлечь инвестиции подавляющему большинству наших предприятий не удастся, а делиться собственностью наш менталитет не очень-то позволяет, и сплошь, и рядом идут отторжения от договоренностей с инвесторами. То есть как только речь заходит о том, что нужно делиться, то он будет ждать еще 10 лет, но поступиться своим он и не хочет, и не может внутренне. Это тоже надо перебарывать. И последнее, конечно, нужно заниматься нравами нашего российского бизнеса. И в этом направлении власть конечно должна обратить внимание на этот аспект активизации инвестиционного процесса. Здесь даже не самое главное - роль законодательства, так как разрешение этих проблем – это вопрос времени, а законодательство всегда будет совершенствоваться, там всегда будут изъяны и будет над чем работать. Власти нужно употребить свой административный и управленческий ресурс для того, чтобы активизировать, упорядочить и нацелить свою работу на потенциальных получателей инвестиций. Это задача очень важная, нужная, и мне кажется, она сейчас главнее, чем совершенствование инвестиционного законодательства. Спасибо за внимание.
ПОНАМОРЕВ В.Н., Заместитель Председателя Госстроя РФ
Наше ведомство в соответствии с поручением президента Российской Федерации является координатором деятельности по развитию системы ипотечного жилищного кредитования. Последние три дня мы постоянно встречаемся с Иваном Дмитриевичем, и я уже наверное несколько часов проговорил о проблемах развития системы ипотечного жилищного кредитования. Скоро выйдут материалы международной практической конференции в Академии народного хозяйства, и с этим можно будет познакомиться. Я хотел бы только несколько рефлексий дать по поводу сегодняшней темы. С конца 80-х годов мы все время говорили об инвестициях, имея в виду прежде всего иностранные инвестиции. Я сам в конце 80-х годов принимал участие в разработке закона об иностранных инвестициях еще в СССР. Но время прошло и стало совершенно ясно, что основные инвесторы находятся здесь, в России, а не там, за рубежом, и до тех пор, пока российские инвесторы не начнут своих инвестиций, до тех пор об иностранных инвестициях говорить вообще бессмысленно. А среди российских инвесторов, также как во всех странах мира, основным инвестором должен быть гражданин, физическое лицо. Благодаря тем процессам, которые проходили в последнее десятилетие, мы очень сильно нарушили доверие российских граждан к возможностям инвестиций в свою родную страну. Кредит доверия уже закончился. Поэтому сегодня основная проблема – это восстановление доверия. А на языке юстиции – это защита прав инвестора. И вот защиту прав инвестора нам и нужно осуществлять и самое главное, законодательным образом. В системе ипотечного жилищного кредитования основной законодательной формой защиты прав инвестора является развитие жилищного законодательства, поскольку до тех, пока мы не сумеем правильно обращать взыскания на заложенное имущество в случае неплатежей заемщиков, мы не продвинемся дальше. До тех пор, пока мы не решим нормативным образом взаимоотношения между органами юстиции и органами МВД по регистрации недвижимости, с одной стороны, и регистрации проживания, мы также не сможем никуда продвинуться. Мне хотелось бы, чтобы в рекомендациях мы подчеркнули именно эту главную мысль, что обсуждаемая в настоящее время, я не знаю насколько, с какой степенью активности, инвестиционная доктрина России должна иметь центральным разделом раздел частных инвестиций, инвестиций физических лиц в развитие экономики, через вложение в банковскую систему. На мой взгляд, здесь самым важным является вложение через систему ипотечного жилищного кредитования. И еще одно маленькое замечание относительно того, о чем говорил господин Самохвалов, что сегодня у нас есть двуединая задача – с одной стороны, законодательство, а с другой стороны, конкретная организационная работа. Сегодня самым важным является волевая, целеустремленная, кропотливая, терпеливая работа в регионах Российской Федерации, сочетаясь с такой же законодательной работой. Сейчас большое количество регионов начало включаться в активную работу по развитию ипотеки. Появилась ярко выраженная воля. Сегодня примерно в 25 регионах Российской Федерации идет активная работа. Но мы теперь начинаем сталкиваться с другим – у нас нет кадров, которые нужно обучать, также нужно создавать систему обучения. И еще одно замечание. Я с большим удовольствием прослушал то, что сказал господин Черник по поводу того, что нужны льготы или не нужны льготы. Все-таки есть зоны, есть сферы, где какие-то льготы должны быть. В первую голову, конечно льготы для людей. Невозможно, во всех странах мира, и у нас развитие частных инвестиций, если мы не создадим налоговые условия для частных инвесторов, конкретных физических лиц. В ипотеке, во второй части налогового кодекса, предусмотрено исключение сумм, идущих в оборот жилой недвижимости, из налогооблагаемой базы по подоходному налогу, это первый шаг. Второй шаг в этом пакете - это развитие ипотечного кредитования, всего, что связано с регистрацией прав на недвижимость: регистрация договора, регистрация ипотеки, нотариальные заверения и др. Сегодня министерство по налогам и сборам вышло с инициативой урегулировать этот вопрос в сторону резкого уменьшения расходов по регистрации недвижимости. Все министерства и ведомства поддержали это кроме администрации президента, которая высказала ряд замечаний, но я надеюсь, что мы и здесь «пробьем». Но в то же время в этом пакете по развитию ипотеки прописано очень мало налоговых льгот для субъектов ипотечного рынка, и мне кажется, что нужно еще раз вернуться, совместно с комиссией по ипотечному кредитованию, с правительственной комиссией к этому вопросу. Реформированная правительственная комиссия по ипотеке начнет работать, буквально недели через две, и нужно еще раз посмотреть, как в налоговом отношении можно поддержать субъекта ипотечного рынка, и следовательно, инвесторов, которые вкладывают в эту систему. Иван Дмитриевич, я познакомился с резолюцией, с которой абсолютно согласен, но вместе с тем мне кажется, что над этой резолюцией имело бы смысл еще поработать, потому что много принципиальных вопросов здесь не нашло отражения. Правительственной комиссии и комиссии по ипотечному кредитованию Госдумы нужно разработать некий идеологический документ, в котором бы нашли отражение те принципы, которые мы могли бы дать в виде рекомендаций регионам Российской Федерации. Надо посмотреть уже вперед. Спасибо.
далее...
назад к анонсу
|