Архив мероприятия
Парламентские слушания
"ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ"
30 ноября 2000 года г. Москва, Георгиевский переулок, дом 2.
Малый зал Государственной Думы.
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
ГРУДИНИН М.Ю., Президент Фонда "Институт прямых инвестиций"
,
Я буквально два слова. Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотел
бы дать некую установку, предложение относительно того мероприятия,
которое, на наш взгляд, сегодня должно осуществиться. Раздаточный
материал, который к нас на руках, включает в себя модельный
законопроект об инвестиционной деятельности в субъектах федерации.
Я подчеркиваю – модельный законопроект, потому что здесь приведены
аналитические выжимки. Будет сделан более подробный доклад по
сравнительному законодательству, связанный с регулированием
инвестиций, это и законопроект об иностранных инвестициях, о
капитальных вложениях и так далее. Просто посмотрите. Показаны
пробелы, противоречия, и сделан срез по региональному
законодательству. Здесь присутствуют регионы, по которым была
проведена работа, и, сама работа делается уже полтора года. Такие
как Российский фонд правовых реформ, Министерство по делам федерации
и национальностей, а также Московская Городская Дума инициировали
процесс, так как некоторые субъекты федерации на сегодняшний момент,
это в данном материале очень подробно описано, ушли слишком вперед
в урегулировании инвестиционного законодательства, и берут на себя
функции, которые просто напрямую регулирует Российская Федерация.
Некоторые фактически ничего не сделали, я не хочу просто их
перечислять. И на сегодняшний момент в Госдуме работает совет по
законодательной поддержке инвестиций. Просьба рассмотреть этот
модельный законопроект. Если у кого-то нет на руках, его можно
получить в фойе, а также есть более подробная информация на сайте
«Инвестиционные возможности России». На сайте можно скачать любой
объем информации, касающийся и этих слушаний, и той работы, которая
была проведена в этом направлении. Это принципиальный момент, так
как постоянная работа по этому направлению вылилась в то, что тяжело
работать по совершенствованию законодательства отдельного субъекта
федерации без учета остальных. Как правило, такая работа делается
вскользь. Здесь была попытка сделать это более детально.
Законодательство, в котором написано об инвестициях, или так или
иначе это дефиниция обозначается, не регулирует этот вопрос до конца,
потому что любой практический момент, касающийся налогообложения,
вопросов, связанных с регистрацией, с лицензированием, с
природопользованием, имеют прямое воздействие на инвестора. Поэтому
вопросы инвестиционного законодательства достаточно размытые. Здесь
приведено очень подробное обозначение относительно прямого
регулирования инвестиционной деятельности, а также косвенного
регулирования. Это и порядок лицензирования, и контроль за
внешнеторговой деятельностью, и разработка порядка регистрации и
так далее. Подробный доклад будет, у меня большая просьба ко всем,
кому это направление интересно очень серьезно к этому отнестись.
Мы будем рады сотрудничеству. Спасибо.
ЧЕРНИК Д.Г., Заместитель Министра по налогам и сборам РФ
Уважаемый Иван Дмитриевич, уважаемые дамы и господа. Прежде
всего я хотел бы поблагодарить за предоставленную мне возможность
выступить на сегодняшних парламентских слушаниях. Вопрос
действительно чрезвычайно интересный. Инвестиционное развитие, и
в целом все состояние инвестиционного климата в Российской Федерации
действительно во многом зависит от системы налогообложения, но
конечно не от министерства по налогам и сборам, которое является
сугубо исполнительным органом власти и исполняет законы от того
законодательства, которое мы имеем. И естественно, что наше
Министерство принимает активное участие в его формировании. Я полагаю, что в первом докладе достаточно полно отражено состояние инвестиций в нашей стране, потребностей нашей промышленности и других отраслей народного хозяйства, и в то же время наших возможностей. Совершенно очевидно, что та цифра, которая здесь была названа, скажем, по вложениям государства в развитие нашего производства – 3 – 5 % в год – это реальные цифры и можно еще добавить, что это неплохая цифра, потому что 90-е годы такого роста инвестиции не получали. Но сейчас есть надежда, что это будет получаться, и это, как правильно отмечалось в первом докладе, проблемы не решает. Следовательно, главная проблема – это привлечение инвесторов, в том числе иностранных инвесторов, впрочем, и у отечественных компаний деньги тоже есть, и мы, как работники налоговой службы, это достаточно хорошо знаем. Почему все-таки инвестиций у нас привлекалось на протяжении всех 90-х годов совершенно недостаточно? Я могу сказать, что темпы роста их на протяжении большей части этого периода даже падали. Я думаю, что ответ на этот вопрос, ну достаточно ясен, и мне представляется, что дело не просто в налоговой системе, как таковой, и даже не в том, что в нашей стране достаточно высокие налоги, я полагаю, что дело здесь в другом. Мне еще, когда я работал больше восьми с половиной лет начальником налоговой инспекции города Москвы, приходилось с очень многими инвесторами встречаться. И главное, что пугало и что отталкивало – прежде всего иностранцев, хотя и наших тоже – не столько высокие налоги, сколько нестабильность налоговой системы. Вспомним, что начиная с 92-го года, когда в январе 92-го мы ввели новую налоговую систему, а в феврале 92-го начались непрерывные изменения и дополнения в нее, которые, кстати говоря, продолжаются до сих пор, и вот то, что целый ряд законодательных поправок принималось в середине календарного года, вводилось в действие немедленно на следующий день после опубликования, что мы имеем одну из самых нестабильных налоговых систем в мире на протяжении 90-х годов, вот именно это и препятствовало развитию инвестиций и делало неблагоприятным инвестиционный климат в России. К этому добавлялась еще одна вещь. Это права местных органов власти на установление бесчисленных налогов и сборов. По статье 21-й Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации 23 местных налога разрешено, и я напомню, что у нас был период 94 – 96-го годов, когда местные органы власти и регионы могли устанавливать налоги вне зависимости от статей 20 и 21 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации, и эти налоги региональные и местные предприятия были обязаны уплачивать из прибыли, которая остается в их распоряжении после уплаты законно установленных федеральных и прочих налогов. К сожалению, и в прошлом году, и частично в этом, налоги собираются абсолютно незаконно. Вне зависимости от того, что установленный в 96-м году налог, в 97-м обязаны были отменить, но не отменили, и он продолжает себе преспокойно действовать, и в 98-м, и в 99-м, а порой и доныне. Поэтому мы некоторое время назад выдавали поручения нашим начальникам управлений по субъектам Федерации провести инвентаризацию, чистку этих налогов, установленных в те годы, и необходимость их отмены, но это может сделать только законодательный орган области или законодательный орган местного самоуправления. Что в этом плане сделано положительного в налоговом кодексе? Мне представляется, что очень ценная статья 5 части 1 налогового кодекса Российской Федерации, где установлена четкая регламентация введения новых налогов и сборов. В ней говорится о том, что новые налоги вообще можно вводить только с первого января года, следующего за их принятием, и при этом требуется обязательное официальное опубликование любого законодательного акта о налогах и сборах не менее чем за месяц до введения. Мне представляется, что сейчас эта стабилизация налоговой системы приведет к тому, что в большей степени создаст уверенность для тех, кто хочет вкладывать деньги в Россию. Я считаю, что в налоговом кодексе произошло очень важное изменение – сокращение видов налогов прежде всего за счет местных налогов (напомню вам, что вместо 23 видов местных налогов их должно остаться всего 5, глава 15 части 2 налогового кодекса, которая к сожалению пока не вошла в действие, но оставляет надежды на будущее, на сокращение видов налогов). Очень важный момент – это закрытый перечень налогов, то, что будет установлено в соответствующих главах, региональные налоги и местные налоги, и больше ни один какой-либо сбор или налог в России вводиться не может. То есть, мне представляется, что сегодня налоговое законодательство нацелено на стабилизацию налоговой системы и на то, чтобы через это создать нормальный инвестиционный климат. Вторая вещь, которая отталкивала инвесторов – это невероятно жесткие экономические санкции, которые мы применяли по отношению к тем, кто нарушил налоговое законодательство. Могу вам сказать, что 100-процентные налоговые санкции, 100-процентное изъятие укрытой прибыли, а это выглядело так: прибыль восстанавливалась, предприятие штрафовалось за плохой бухгалтерский учет и еще 100% прибыли взималось в виде штрафа – конечно, таких экономических санкций нигде в мире, кроме Российской Федерации, не было, и то, что сегодня налоговый кодекс повел классификацию правонарушений и дифференциацию финансовой ответственности, а также ввел презумпцию невиновности налогоплательщика, ибо до этого момента у нас скорее действовала презумпция виновности, это тоже безусловно положительно повлияет на инвестиционный климат. И, наконец, хочется остановиться на том вопросе, который затронул совершенно справедливо Иван Дмитриевич, что будет с льготами по налогу на прибыль. Мне хотелось бы высказать здесь свою личную точку зрения, потому что на протяжении нескольких лет, задолго до того, как я пришел на работу в министерство по налогам и сборам, мне приходилось вести активную теоретическую борьбу с авторами налогового кодекса, главным образом моими друзьями и коллегами из Министерства финансов, которые проводили линию на тотальную ликвидацию налоговых льгот с целью создания равных стартовых условий предпринимателям. Я всегда доказывал, и четыре, и пять лет назад, когда появились еще самые первые варианты налогового кодекса, что необходимы те налоговые льготы, которые способствуют инвестированию собственной прибыли организаций в расширение, развитие, модернизацию собственного производства. Я напомню вам, что 31 марта прошлого года вышел закон №62 ФЗ, в который вносились дополнения в закон о налоге на прибыль и была снижена ставка налога с сохранением налоговых льгот. Я вас уверяю, что это происходило в достаточно острой борьбе как в Государственной Думе, так и в правительственных организациях. У нас действительно предстоит очень интересный момент впереди. Государственная Дума должна обсуждать главу налогового кодекса – налог на прибыль, и там те негативные моменты, о которых говорил первый наш уважаемый докладчик, они действительно присутствуют, и если они пройдут, сокращение налоговых инвестиционных льгот, то это действительно будет очередной шаг назад в плане ухудшения налогового климата. Я вас уверяю, что работники министерства по налогам и сборам, как люди, которые работают непосредственно рядом с предпринимателями, они как раз сторонники сохранения этих льгот для того, чтобы расширять налоговую базу, а не для того, чтобы мгновенно в течение какого-то года получить побольше налогов, отчитаться, не задумываясь о том, что дальше может быть ухудшение и все прочее. Поэтому в данном случае, я полагаю, что наши интересы сходятся. Благодарю за внимание.
далее...
назад к анонсу
|