Архив мероприятия
Профессиональная конференция
"ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ
РОССИИ"
26 октября 2000 года
г. Москва, ВВЦ, павильон №57
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
Коссов Владимир Викторович,"Центр прикладной эконометрики".
Уважаемые коллеги, я свои тезисы приготовил в расчете на работников предприятий, которые ищут инвестиции, и должен сказать, что ситуации очень разные. При том, что страна нуждается в большом объеме инвестиций, на самом деле, подавляющее количество предприятий пытаются искать кредиты, а их нет. Имея возможность прочитать сотню бизнес-планов и участвуя в различных обсуждениях, я спотыкался об одно и тоже: документов, которые можно было бы вручить инвестору, чтобы у него "чесались руки" выписать чек, чрезвычайно мало. Я постарался сфокусировать внимание на следующих узловых вопросах. Первое. Это - явно недостаточное обоснование динамики продаж. Отсюда следует, что товар, намечаемый к производству в данных объемах, будет продаваться за намечаемую цену и выручка будет такая, на какую он рассчитывает. Это ахиллесова пята многих наших компаний. В лучшем случае, есть что-то на 2-3 года, а проект делается минимум на 15-20 лет. Что будет через 20 лет? Почему этот товар будет на рынке продаваться? Абсолютно непонятно. Более того, хочу сформулировать тезис, что самые большие ошибки связаны с очевидными решениями. Могу привести два примера: Байкало-Амурская магистраль и Высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург. Второе - это уникальная возможность продаж. Мало объяснить общую тенденцию спроса на этот продукт и формирование этого спроса, важно показать, чем конкретно идентификация продукта отличается от моря других продуктов, существующих на рынке. Это - то, что называется уникальной возможностью продаж. Могу сформулировать следующее утверждение: если непонятна уникальная возможность продаж данного товара, то не надо заниматься организацией бизнеса с этим товаром. Третье - то, что отпугивает от российских предприятий - анонимность владельца. Кому на самом деле принадлежат предприятия? Стоящий инвестор ищет себе достойного партнера и "с темными лошадками в одну конюшню становиться не желает". Если вы готовы раскрыть настоящего владельца, то у вас будет партнер, а если - нет, то и беспокоится не стоит. Наконец, управляющий командой. Возникает вопрос: откуда ясно, что он может зарабатывать деньги, откуда ясно, что вся команда может зарабатывать деньги? На самом деле значительная часть инвесторов, даже стратегических, не рвется привозить с собой еще и команду для работы. Их гораздо больше устраивает наличие такой команды. Даже больше. Можно сделать следующее утверждение, что инвестиции делают прежде всего в управляющего команды, а инвестиционный проект - повод это сделать. Пятый тезис - слабая количественная оценка риска. Это очень тяжело, но нужно понимать, что речь идет о вложениях, которые должны работать 20 лет. Нужно обязательно определиться с основными рисками и особенно хотелось бы выделить политические риски. Чем отличается Россия? Прежде всего непредсказуемостью обстановки в стране, это так называемый закон о банкротстве. В России сейчас идет обстрел предприятий, которые идут на взлет из болота долгов. Это очень страшно. Нужно учитывать риски управления, опасности потерять бизнес, не потому что вы плохо работаете, а потому что с помощью силовых структур у вас его уведут. Несовершенство субъектной системы, субъектных процедур становится сегодня в России самым главным. Шестое - это недостаточная проработка таблиц бизнес-планов. Бизнес- план заканчивается таблицей потоков наличности, на основе которого делается вывод о том, в какую сторону может играть проект. Но в подавляющей части документов, с которыми мне приходилось работать, эта таблица делается крайне невразумительно. Хотя должно ясно пониматься, что в каждой строчке таблицы каждая циферка обозначает. Таковы на мой взгляд шесть наиболее типичных ошибок, типичных слабостей, которые присущи значительной части бизнес-планов. Вскоре у меня выйдет книжка, которая называется "Оценка и бизнес план: обоснование и решение", и в ней все эти мудрости достаточно хорошо обоснованы. Также пользуясь случаем хотелось бы обратиться к нашим коллегам из регионов и сказать, что в нашем Центре прикладной эконометрики есть уникальные программы, с помощью которых можно определить что на что влияет в регионе.
Вопрос из зала.
Вы сказали о том, что инвестору очень важно убедиться в способности команды менеджеров продать и успешно управлять предприятием. Какие, по вашему мнению критерии и параметры позволяют инвестору в этом убедиться?
Докладчик.
Самая простая вещь - это значит безубыточная работа три года подряд, особенно впечатляет получение прибыли, когда "все летят". Когда все кругом получают прибыль, и регион получает прибыль, мало убеждает, а когда в дефолте 98-го года все загудели, а кто-то сумел хорошо сработать, вот это ярко впечатляет. Это - первое. Второе. Большая или меньшая стабильность команды. Потому что когда совет директоров меняется по несколько раз в год, уже это является показателем того, что надо держаться отсюда подальше.
Вопрос из зала.
Получается, что фактически на инвестиции может рассчитывать только та команда, которая работает не менее трех лет?
Докладчик.
Практически да, потому что я говорю о проектах обычных, я специально не стал рассказывать о венчурных проектах, это особый случай. Потому что, понимаете, для венчурного проекта в первую очередь нужно иметь товар с уникальной возможностью продаж. Таких проектов ничтожно мало. 95 минимум процентов инвестиций осуществляется в действующие предприятия, на которых реализуются инвестиционные проекты. А в новых, этого - чрезвычайно мало, и это особый разговор. Там просто заметны иные правила.
Председатель.
Спасибо. Фонд "Институт прямых инвестиций" в настоящее время работает в тесном контакте с рейтинговым агентством "Эксперт", и мне бы хотелось представить следующего докладчика, Марченко Григория Владимировича, который бы рассказал о том, как рейтинговое агентство работает в этом плане.
Марченко Григорий Владимирович, Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
Спасибо организаторам конференции за предоставленную возможность выступить. Я представляю в данный момент проект, который называется "Инвестиционный рейтинг регионов России", он существует в течение пяти лет, и следующем номере журнала выйдет очередной результат оценки инвестиционной привлекательности российских регионов. Условия, которые создаются на территории, являются одним из факторов, которые оценивает инвестор, когда принимает инвестиционное решение. Он оценивает два фактора. Первый - куда вкладывать, в какую отрасль, или производство, в какой проект. Второй - объект инвестирования находится всегда на определенной территории, и, естественно, условия этой территории являются немаловажным фактором для инвестирования. Прежде всего инвестор выбирает страну. По данным журнала "Euro-money" Россия занимает место где-то в конце первой сотни стран по инвестиционной привлекательности, и материалы, которые вам розданы, показывают, что если в США в прошлом году вложено 280 миллиардов инвестиций, в Китай - 40 миллиардов, то по американской оценке в нашу страну вложено 2,8 миллиарда, по оценке Госкомстата - 4,2 миллиарда прямых инвестиций. То есть, оценки расходятся, и над этим надо подумать, почему такое расхождение, где и что мы там прибавляем. Если уж такой сумасшедший инвестор, который собирается вкладывать в нашу страну, находится, то он начинает выбирать регион. То, о чем говорил Александр Геннадьевич Воронин - конкуренция регионов за инвестиции. Не только за иностранные, но и за наши, и, публикуя эти рейтинги, мы совершенно четко столкнулись с таким явлением: первые два года у руководителей регионов была реакция довольно вялая, затем действительно развернулась настоящая конкуренция за инвестиции, в которой выделились свои лидеры и аутсайдеры. Во-первых, Россия очень дифференцирована по условиям инвестирования, территории, по экономической мощи и т.д. То есть, какие были административно-территориальные единицы, такие и записали в субъекты федерации, не глядя на то, способна ли данная административно-территориальная единица выполнять функции субъекта федерации, записанные в Конституции. Трагедия малых регионов, слабых регионов, слабых субъектов федерации, как раз и заключается в неспособности быть полноценными субъектами федеративного государства, то есть, делить государственные функции с федеральным уровнем, брать на себя какие-либо государственные функции. В нашем рейтинге всегда значительная часть автономных округов и слаборазвитых республик, прошу представителей не обижаться, оказывается в хвосте рейтинга. Очевидно, что лидирует Москва со своим экономическим, трудовым и интеллектуальным потенциалом, с теми возможностями, которые, несмотря на коррупцию, все-таки, создает наиболее благоприятный инвестиционный климат. По нашему рейтингу, который делается по двум координатам - инвестиционному потенциалу, то есть возможности для инвестирования, и инвестиционному риску, что больше интересует западных инвесторов, мы делаем опрос экспертов. Наши инвесторы не делают дифференциации по рискам. Иностранные более склонны ориентироваться на уровень риска и, в основном, вкладывают инвестиции в регионы менее рисковые. По нашей оценке, среди наименее рисковых регионов после Москвы - Новгородская область. Там действительно созданы потрясающие условия для инвесторов, создан механизм сопровождения инвестора от первой фразы его желания инвестировать вплоть до сдачи предприятия под ключ. Совсем недавно, где-то недели две назад, они сдали под ключ новую фабрику по производству упаковок для сигарет. Это, конечно, нехорошо с точки зрения здоровья нашего населения, но, тем не менее, 100-миллионный проект сделан. Если говорить телеграфно (все это вы прочтете в нашем номере журнала, что не прочтете, то увидите, в таблицах, которые здесь есть) то, опять же, о чем говорил господин Воронин, несмотря на экономическое оживление и рост, который, как ни странно, сопровождается, консолидацией или сближением регионов по уровню инвестиционной привлекательности, по нашей оценке, это происходит за счет ухудшения инвестиционного риска у значительного числа средних, рядовых регионов. Прежде всего ухудшается социальный риск, то есть увеличивается социальный и политический риск. Я бы сказал, что уменьшается число регионов-лидеров по инвестиционной привлекательности: их насчитывалось 25 - 30, а теперь осталось 19 тех, которые имеют высокий потенциал и низкий риск. Очень увеличили свой риск такие регионы, как Белгородская, Калининградская область, Татарстан, что прежде всего связано с политической нестабильностью. Выборы президента - не фактор политической стабильности, потому что, например, президент начал строить отношения с регионами по новой линии, здесь политическая нестабильность проявляется четко, также как и в результатах нашего анализа риска. Значит, совершенно по-новому смотрятся теперь права и функции региональных властей, значит, начался новый политический цикл, новые выборы, в которых мы заметили, что наши оценки динамики риска и результаты выборов четко коррелируют. Пока что мы оценили результаты выборов в 21-ом одном регионе, там, где региональные переизбранные лидеры не добрали голосов, такие регионы, как правило, характеризуются увеличением риска. И наоборот. Примеры есть в журнале. Все, спасибо.
Председатель.
Большое спасибо. Пожалуйста, вопросы.
Вопрос. Могли бы Вы рейтинговать субъекты федерации внутри федеральных округов?
Докладчик. Видите ли, в принципе, все можно рейтинговать, например, если вы возьмете "Известия", "Профиль", которые рейтингуют все что попало, и как угодно. Но дело в том, что таким образом исчезает очень важная категория, которую смотрят и при межстрановых и при межрегиональных сопоставлениях - это политический риск. Федеральный округ не является пока что единым субъектом управления. Вся полнота власти принадлежит главам администраций. А если изменится наше конституционное устройство, то можно рейтинговать. Поэтому нельзя рейтинговать, допустим, регионы Украины. У них система другая - не федеративное устройство, и консолидированный, единый бюджет, понимаете? То есть невозможно по-настоящему оценить финансовый риск в каждом регионе, потому что идет непрерывный переброс денег. Мы с ними говорили по этому поводу, и пришли к выводу, что это невозможно сделать. Последнее, что я хочу сказать - рейтинговать можно все: и административные районы и города отдельных субъектов федерации, там несколько видоизменятся методика, можно и округа, но надо выбросить те аспекты, о которых я сказал.
Председатель.
Спасибо большое. Итак, мы услышали о потенциалах риска, о том, как можно рейтинговать.
Следующий наш докладчик, госпожа Резник Светлана Григорьевна, расскажет о том, какие существуют потенциальные возможности привлечения банковских кредитов в регионы России.
далее...
назад к анонсу
|