На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Архив мероприятия


Профессиональная конференция
"ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ РОССИИ"

26 октября 2000 года
г. Москва, ВВЦ, павильон №57

МАТЕРИАЛЫ

Воронин Александр Геннадьевич, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике.

Одной из причин привлечения недостаточного объема инвестиций в Россию является то, что сама по себе Российская Федерация не является страной, наиболее благоприятной для ведения бизнеса. Дело не только в том, что мы слышим постоянно с экранов телевидения, где прежде всего называются причины: криминализация общества, неуклюжие администрации и неготовность наших комитетов к восприятию в рыночных условиях. Наша страна не готова жить по общемировым рыночным механизмам, прежде всего по следующим причинам: в силу северного положения, природных и экономических условий любой бизнес в России имеет больше риска, чем в любой другой стране, расположенной южнее Западной Европы. Например, страны итальянского региона не имеют таких затрат на обеспечение тепла зимой, и, естественно, себестоимость продукции у них в любом случае будет ниже, чем у нас. Кроме того, Россия имеет большое количество транспортных артерий, ресурсы расположены в труднодоступных и удаленных, в основном северных территориях, а население - в южных, и т.д. Я могу дальше перечислять объективные причины, по которым Россия не столь интересна инвесторам. А сейчас даю ситуацию в целом. Нельзя говорить, что из этой ситуации нет выхода. Он есть, есть в сфере правительственного регулирования, я имею в виду, прежде всего, определенный набор конкретных фактов по защите отечественного производителя. Я говорю о компаниях, которые разворачивают производство и оказание услуг на территории Российской Федерации, и о российском производителе, потому что, по большому счету, неважно, кто сдает рабочие места. Второй выход, это инвестирование, прежде всего в конкурентоспособные отрасли, в силу того, что они являются опытными производителями тех или иных видов товаров и услуг. Это - продукция оборонной промышленности, ряда других высокотехнологичных отраслей, и, в частности, области ядерной энергетики и космических технологий. Это - в качестве вступительной части. Я, к сожалению, не могу долго останавливаться на этом, иначе не смогу изложить основную тему выступления. Итак, вывод заключается в следующем - Россия на сегодняшний день имеет более высокие риски, а, следовательно, менее благоприятный инвестиционный климат по сравнению с большинством высокоразвитых и среднеразвитых государств мира. Это мы должны для себя осознать очень хорошо. В связи с этим особенную важную роль играет позиция, роль власти в формировании благоприятного инвестиционного климата. Начнем с того, что у нас есть несколько иллюзий, которые сохранились с предыдущего периода. Что это за иллюзии? Первое: мы все вышли из советского общества и все - результаты этого общества. Отсюда существует несколько мифов. Первый миф - о народном богатстве. В чем его суть? В том, что все вы сейчас много слышите, что Россия распродана: то, что накапливалось годами, создавалось потом и кровью нескольких поколений, перешло в руки немногих частных лиц, что для нашего советского менталитета, мягко говоря, называют отторжением. Но из этого следуют очень серьезные и важные последствия. Первое последствие. Состоит в том, что инвесторы могут продать собственность. Не отдать, а продать. При этом совершенно забывают тот фактор, что некоторая собственность не приносит прибыль, и, даже наоборот, ее стоимость убывает. Это одно наследие советского менталитета. Второе, которое следует из этого подхода, что определение инвестора сразу по его приходу имеет дело с различными, связанными с инвестиционным проектом, затратами. Как правило, когда инвестор приходит в регион ему говорят: "Слушай, здесь у нас дорогу построили, ты подари нам пару машин, пару автомобилей или трейлеров, или еще чего-нибудь". То есть, инвестор еще не получил прибыль, он несет только затраты, рискуя собственным капиталом, а ему сразу при его приходе в регион сразу эти затраты увеличивают. Третье последствие этого менталитета - попытка удерживать значительные производственные комплексы в государственной собственности, а слово инвестиции многие руководители субъектов и муниципалитетов до сих пор воспринимают только в виде бюджетных инвестиций. И отсюда заблуждение - тема моего предстоящего обсуждения - в громадных сферах используются весьма сомнительные проекты. Возникает вопрос: когда инвестиционный проект понесут в муниципалитет, а не в банк или в инвестиционную компанию? Только тогда, когда есть налицо его окупаемость, его несут в административную структуру, потому что понимают, что работа с административной структурой сопряжена с определенным видом трудностей. И поэтому, когда мэр города мне рассказывает, что я вложу данную сумму в развитие перчаточной фабрики, и она завтра расцветет, я не очень-то в это верю. Потому что у директора перчаточной фабрики есть достаточно механизмов найти эти деньги, если это проект окупаемый. Это первое, а вторая сторона: собственно говоря, избиратель не особо и давал полномочия муниципалитету и губернатору расходовать эти деньги на коммерческие проекты и подвергать средства налогоплательщика риску. В связи с этим мне и хотелось бы донести до вашего сведения, в чем же состоит задача органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления по созданию благоприятного инвестиционного климата. Прежде всего, снижение издержек и снижение рисков. В связи с этим необходимо обозначить главную цель деятельности муниципалитета в этой области. До тех пор, пока наши руководители не поймут, что самая главная задача сегодня - создание рабочего места, все остальное, к сожалению, объяснить будет трудно. Что такое создание рабочего места? Это прежде всего создание стабильности. Когда работающий человек получает сумму, равную пособию по безработице, он социально не опасен. Потому что он осознает востребованность своего труда. Второе. Даже если мы полностью освободим инвестора от всех налогов, он все равно не выиграет, потому что, во-первых, он платит рабочим зарплату. Рабочий идет в магазин, приобретает товары, то есть любые вложения, даже "необложенные" налогом выгодны, поскольку они допускают сам по себе финансовый оборот, тем самым опять же в виде налогов, через подоходный налог, через ряд других налоговых источников все равно возвращаются в бюджет. Я не говорю про то, что на последующем периоде, после получения высокой прибыли с нового производства, естественно, налоги опять поступят в бюджет. Поэтому основной задачей является создание рабочего места, и, в связи с этим, деятельность администрации должна быть направлена на создание условий для деятельности инвесторов. В чем они заключаются, эти условия? Кстати, здесь же будем говорить о том, куда должны направляться государственные муниципальные инвестиции. Прежде всего, в создание законодательных условий, в нашем случае, как правило, говорят о налоговых референтных льготах, обычно этим ограничиваются. Исследования, произведенные западными экспертами, показывают, что западные компании для инвестирования в Россию из предложенных для оценки позиций, ставят их только на четырнадцатое место. Налоговая референция. А первые тринадцать, это позиции администрации, в силу данного регионального политического режима и ряда других позиций, но основу здесь составляет четкость, ясность и прописанность этих процедур в законодательстве. Действительно, я очень много езжу по регионам и муниципалитетам и вижу, что процедура открытия бизнеса может составлять от 2 - 3 дней, как скажем в Новгородской области, до нескольких месяцев. Скажем в Санкт-Петербурге для того, чтобы получить номеркод вам потребуется 5 - 6 месяцев. Естественно, это один из факторов, которые могут быть отрицательно оценены инвестором, а мы должны учитывать, что регионы, так же как и предприятия, конкурируют между собой за инвестиции, регионы и муниципалитеты конкурируют между собой, по крайней мере в большинстве западных стран, да и у нас сегодня регионы и муниципалитеты конкурируют за получение инвестиций. Так вот, отработанная процедура открытия бизнеса и других процессов, связанных с ведением бизнеса в законодательстве, крайне важна, они должны пониматься единым образом, не допуская двойных толкований, потому что любая непрописанность процедуры и любое ограничение, вводимое в законодательстве, не только ограничивают инвестиционную привлекательность, но и дает повод к коррупции. (Я могу утверждать, что есть ограничения на размер взятки). Все остальное - это оценка субъективного фактора, хорошего или плохого - это другой вопрос, а если мы говорим о системе процесса, то мы должны прекрасно это понимать. Поэтому снятие рогаток в законодательстве - одна из основных задач регионального законодательства. Второе направление, одно из основных, по которому необходимо предпринимать усилия региональной власти, - это создание информационных баз данных. Инвестор, серьезно ведущий бизнес, никогда не начинает его на авось, он просчитывает все, потому что это - его деньги и его интересует масса информации: описание территориальных площадок и др… Он выбирает, как правило, площадку по очень многим параметрам, как минимум по 26 - 30. Необходимо знать характеристики: какие нагрузки выдерживает коммунальная сеть, качество этой земли и т.д. То есть, разные люди требуют разных информационных подкладок. У нас всегда, когда вопрос встает о создании информационных сетей, информационных баз данных, говорят: "А, это подождет, это не первоочередное, вот надо сначала людей найти, а потом заниматься информационными базами данных." А создание общедоступных информационных баз данных, современных инструментов к ним -одна из ключевых задач в привлечении инвестиций, недооценивать которую нельзя, и, даже, опасно. Следующий момент, связанный с информационными ресурсами, это обеспечение средств связи и микроструктуры. Понятно, что вложения муниципалитетов и субъектов федерации должны зарегистрировать полностью. Потому что ведение современного бизнеса невозможно без нормальных сетей связи, и если у вас доступ к Интернет и к электронной почте, обеспечивается в течение 40 минут, то это по меркам современного бизнеса не очень правильно и не очень хорошо. Следующий момент - жилищно-коммунальное хозяйство, то, о чем я говорил раньше, при том объеме издержек, который достигает 45-50%, невозможно вести никакой бизнес. О чем нам постоянно говорят? Надо что-то сделать, так как решается судьба российского производства. Инвесторы это прекрасно знают и считают динамику роста, цен для России, потому что при том количестве издержек, которые допускают наши компании, эти издержки на порядок выше, чем в любой другой развитой стране, и производство становится просто невыгодным. Следующий момент - это вложение в инфраструктуру поддержки бизнеса, это и, конечно, программы подготовки, потому что бизнес требует различных компаний, связанных с поддержкой бизнеса, начиная с консалтингового бизнеса, который у нас практически не развит. И в данном случае, я думаю, что это предмет для обсуждения крупнейших западных консалтинговых компаний и агентств, потому что на сегодняшний день услуги, которые предлагают западные компании и которым доверяют западные инвесторы, не по карману ни нашим предприятиям, ни даже западным компаниям. В частности, я могу сказать о разговоре в нашем внутреннем офисе с вице-президентом БМВ, и даже им в России осуществлять консалтинговый бизнес очень дорого. Поэтому до тех пор, пока они не будут создавать дочерние консалтинговые компании в России, этот бизнес у нас, я имею в виду западный консалтинг, будет не по карману ни нашим, ни западным компаниям. Ну и естественно, нужно развивать собственный бизнес: и финансовый, и правовой консалтинг, то есть по всем его направлениям, развитие банковской инфраструктуры в городах и так далее. Вся инфраструктура, поддерживающая бизнес, органы власти - это предмет отдельного регулирования и отдельных программ. Следующий момент, влияющий и на который может влиять местная власть - это налоговые льготы. Мы об этом уже говорили, но я теперь отдельно остановлюсь. Вопрос крайне серьезный - кому предоставлять льготы. Что делают у нас на сегодняшний день? В большинстве случаях, в 99%, льготы предоставляются предприятиям, а не проектам, что само по себе, нонсенс. Предприятие при этом заинтересовано в максимальной реализации инвестиционного проекта. Основное правило инвестора - референт должен предоставляться не предприятию, а инвестиционному проекту. И последнее, это больше относится к федеральной власти. Самая большая беда российской власти на сегодняшний день - это грамотное чиновничество. В среднем звене муниципальных служащих только пять процентов имеют профильное высшее образование. И мы до сих пор, к сожалению, не имеем соответствующих программ подготовки муниципальных служащих. Этим кое-как занимается на сегодняшний день академия государственной службы, кое-как, потому что это не ее прямая задача. И в основном они учат только руководителей, мэров. Мало того, если они учат, то учат на разных языках. Мы провели пробные курсы в течении года, сформировали группу, где было 40% чиновников, занимающихся контактами с предпринимателями. Вы знаете, эффект очень хороший, по крайней мере на одном языке начинаешь говорить, понимать друг друга. К сожалению время моего выступления по регламенту заканчивается, и я готов ответить на вопросы при необходимости. Единственное, что я хочу сказать, что те, кто серьезно занимались этим и осознали, то они на сегодняшний день имеют серьезный положительный эффект. Это, прежде всего, - Новгородская область, Самарская и ряд других областей. Там используют именно те подходы, о которых я говорил. Они уже опробованы на практике, в частности в Новгородской области. С этими подходами мы достаточно давно и успешно работаем, и я вам должен сказать, эти показатели высоко эффективны. Ни одна область не может похвастаться, что внешние инвестиции составляют примерно около тысячи долларов на душу проживающего в области. По-моему на 60 тысяч в Новгородской на сегодняшний день, примерно 750 миллионов - это ежегодные внешние инвестиции, которые приходят в эту область. Спасибо.

Председатель.

Александр Геннадьевич, спасибо вам большое, приносим наши извинения за то, что мы регламентировали Вас по времени. Мы благодарим Вас за то, что несмотря на напряженный график, вы все-таки пришли к нам и донесли до наших слушателей точку зрения государства на инвестиционную политику. Если будут какие-то вопросы, пожалуйста, передавайте их оргкомитету, и мы гарантируем, что ваши вопросы будут переданы по назначению. Еще раз спасибо вам большое.

Вопрос из зала. Профессор Воронин, однофамилец.

Я в двух ипостасях - с одной стороны, президент консалтинговой компании "Вектор плюс", г. Краснодар, а с другой советник мэра Валерия Александровича Самойленко. Только вчера мы закончили проведение международной конференции Совета Европы в Краснодаре, конференцию о подготовке муниципальных кадров. Как вы считаете, нужно ли развивать эту проблему на нашем уровне, или идти дальше, касаясь министерства по национальной политике и так далее, или мы можем ограничиться уровнем регионов?

Докладчик.

Ну, здесь понимаете, проблема двоякая. Во-первых, подготовка муниципального служащего отличается от подготовки государственного управленца, потому что, он занимается непосредственно управлением в отличие от государственного служащего, который управляет опосредованно. Поэтому, управление может быть только адаптивным, то есть на самом деле сам процесс обучения муниципальных служащих должен быть адаптивным именно к данной территории. Это с одной стороны. Но с другой стороны, это - проблема государственная, и без государственных инвестиции она не может быть осуществлена. Программу, учитывающую все это, и софинансирование трех уровней власти в том числе по этой проблематике существует. Также крайне важно, чтобы муниципалитет сам финансировал, только тогда он будет контролировать качество обучения. В противном случае, получается, что представители учатся в Москве и ни за что не отвечают. Итак, программа есть, и она была внесена в 98 году, но вы знаете, что тогда было решение Президента Российской Федерации о запрещении принятия новых затратных программ. Сейчас, я думаю, мы возобновим работу по этой программе, это есть у нас в плане, и программа государственной поддержки местного самоуправления к 2003 году должна приобрести комплексный характер, у нее будут также подпрограммы по отраслям. Мы рассчитываем уже в будущем году эту программу внести на обсуждение Правительства. Я просто не буду рассказывать о ней подробно.

Вопрос из зала. Юрий Владимиров - эксперт "Крестьянская Партия".

В начале своего выступления Вы говорили об инвестиционной привлекательности в России и перечислили несколько моментов. Известно, что рыночная экономика в Европе, США и сейчас в России построена на римском праве. Римское право возникло до нашей эры, во времена боев гладиаторов. Более коротко. Рыночная экономика, построенная на этом праве, не подходит российскому менталитету. Не приживается экономика и, отсюда, инвестиционная непривлекательность.

Докладчик.

Я отвечу Вам очень просто. Российской рыночной экономике насчитывается по крайней мере около 150 лет, может быть больше. И она функционировала достаточно успешно в прошлом веке, в начале нынешнего века. Вопрос в другом. Он заключается в том, что рассвет нашей экономики происходил при патерналистской политике государства. Если товар производится не у нас, то доступ товара извне в государство в соответствии с таможенными и другими механизмами ограничивается. И здесь существует очень сложный процесс регулирования, потому что нельзя полностью закрыться от внешнего рынка, так как это приведет к деградации собственного производства. С другой стороны, этот товар нельзя допускать, так как наша продукция все равно будет неконкурентноспособна.

Председатель.

Спасибо. Спасибо Вам большое. В своем выступлении Александр Геннадьевич упомянул о такой важной вещи, как создание информационной системы. Я хочу объявить, что в конце нашего мероприятия, в 15.00 фонд "Институт прямых инвестиций" и его исполнительный директор господин Трояновский Владимир Семенович представит полную версию Интернет-проекта, который называется "Инвестиционные возможности России". Это будет в центре выставочного зала на подиуме. Кто будет заинтересован более глубоко познакомиться с одной из составляющих улучшения инвестиционного проекта, пожалуйста, вы можете принять активное участие. В своем выступлении Александр Геннадьевич также сказал о том, что в России необходимо развивать консалтинг. Мне бы хотелось представить слово господину Коссову Владимиру Викторовичу, генеральному директору Консультационно-аналитического центра "ИНВЕКО", г. Тула.


далее...

назад к анонсу









Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу