На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Архив мероприятия


Профессиональная конференция
"ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ:
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ"


14 июля 2000 года
г. Москва, гостиница "Националь"
ул. Моховая, дом 15/1

МАТЕРИАЛЫ (продолжение)

ВОЛКОВА М.В., менеджер отдела по вопросам таможенного регулирования компании "Pricewarethousecoopers"

В своем выступлении я хочу остановиться на ряд проблем, с которыми сталкиваются предприятия, которые ввозят товары для их последующего внесения в свои уставные капиталы.
Несмотря на то, что статья 39 первой части Налогового кодекса устанавливает, что Налоговым кодексом не регулируются вопросы установления ставок таможенных платежей, взыскания таможенных платежей и привлечения к ответственности в той части, которая не предусмотрена Налоговым кодексом, на практике последний предоставляет большие возможности по сравнению с действующим таможенным законодательством по осуществлению инвестиционной деятельности, по стимулированию инвестиций в России. Прежде всего это объясняется жесткостью и малой гибкостью таможенного законодательства. В Таможенном кодексе Российской Федерации нет ни одной статьи, которая бы устанавливала особый порядок таможенного оформления товаров, которые ввозятся для внесения в уставный капитал, или каких-то иных перемещений товаров, которые связаны с инвестиционной деятельностью. То есть независимо от того, как вы ввозите свой товар, на основании каких договорных отношений, отношение таможни к вам будет совершенно одинаково. К тому же, таможенное законодательство очень жестко подходит к вопросам привлечения к ответственности. Как правило, санкции за нарушение таможенного законодательства включают в себя основное наказание и дополнительное. Основное это штрафы, которые обычно очень высоки - от 100 до 300 процентов от стоимости товаров. Дополнительные санкции - это конфискация имущества либо взыскание его стоимости. Причем, если для основного нарушения установлен срок давности, то для дополнительных наказаний не установлено такого срока. Поэтому конфисковать имущество или взыскать его стоимость таможня может в любое время, независимо от того, когда она обнаружила это правонарушение. С одной стороны, такая жесткость таможенного законодательства объяснима тем, что контакты с таможней возникают на непродолжительное время - вы пересекаете таможенную границу в течение нескольких часов. Именно поэтому все таможенное законодательство построено на принципе непосредственного, очень быстрого контроля, который осуществляется в момент таможенного оформления. С другой стороны, сложившаяся практика осуществления экспортно-импортных операций показывает, что на самом деле отношения с таможней достаточно длительные, потому что, вы знаете, что у нас есть внутренняя таможня, которая находится почти во всех городах России, и взаимоотношения с таможенными органами длятся не часами, а нередко месяцами и даже годами. Существующий Налоговый кодекс, в той части, в которой он был принят, и те нововведения, которые планируются ввести с вступлением второй части Налогового кодекса, предполагает, что налоговый режим для тех налогов, взыскание которых возложено на таможенные органы, будет абсолютно одинаков по отношению ко налогами, которые существуют в Российской Федерации. Действительно, нет никакой разницы между НДС, уплаченным на таможне, и НДС, уплаченным при реализации продукции. Поэтому, нелогично, что за неуплату своевременно налога на таможне с компании взыскивают от 100 до 200 процентов штрафа, а за то же нарушение по внутреннему налогу с нее взыщут 20 процентов. Изменения, которые были приняты уже в первой части Налогового кодекса, устанавливают одинаковый порядок привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства. То есть штрафы за не уплаченные своевременно таможенные пошлины и НДС будут не более 20 процентов. То же самое касается проверок, которые осуществляют таможенные органы в части несвоевременной уплаты таможенных платежей. В результате должен формироваться более мягкий налоговый режим, по сравнению с действующим ныне таможенным законодательством. Как известно, льгота по уплате таможенной пошлины на товары, импортируемые для внесения с уставной капитал, предоставляется только в том случае, если эти товары ввозятся в срок, установленный для формирования уставного капитала. Вопрос же о том, что является формированием уставного вопроса, должным образом не урегулирован. Нигде вы не найдете такого понятия - "формирование уставного капитала". Поэтому таможня понимает это положение в узком смысле, то есть лишь как первоначальное формирование уставного капитала (сразу после регистрации компании). Таким образом, любое увеличение уставного капитала, с точки зрения некоторых таможен, уже не является формированием. Вторая проблема, связанная с формированием уставного капитала, заключается в документальном подтверждении самого факта, что происходит формирование уставного капитала. Действующее российское законодательство (в частности, законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью) устанавливает, что при увеличении вклада в уставный капитал государственная регистрация документа, который свидетельствует о завершении формирования уставного капитала, происходит после того, как выполнены все обязательства учредителями. Таможня же предоставляет льготы, только если ей будет предоставлен документ свидетельствующий о том, что такое увеличение зарегистрировано. Возникает проблема: с одной стороны, нужно ввозить товар и нужно получать по нему льготу, потому что льготы по таможенным платежам предоставляются только в момент таможенного оформления, с другой стороны, нет никакого документа, который бы в установленном порядке был зарегистрирован и подтверждал, что этот товар действительно предназначен для увеличения уставного капитала. В этом отношении существует совершенно разная правоприменительная практика различными таможенными органами. Некоторые таможни принимают протоколы о намерениях, другие не предоставляют льгот вообще, третьи предлагают помещать на таможенный склад и так далее.

Ответы на вопросы:

Вопрос: Будьте добры, как будет решаться вопрос об освобождении от таможенных платежей оборудования, ввозимого в рамках лизинговой схемы финансирования?

Ответ: Пока такая льгота, предусмотренная законом о лизинге, не действует и, насколько я знаю, никаких изменений или какой-то инициативы по изменению существующей ситуации пока не осуществлялось.

ПОДОЛЬСКИЙ А.А., партнер юридической компании "Landwell"

Сразу оговорюсь, что хотя в основном речь пойдет об иностранных инвестициях, но многое из того, о чем я буду говорить, будет иметь и прямое отношение к обычным инвестициям без участия иностранных инвесторов. Прежде всего, необходимым было бы установить, а что ж такое прямая иностранная инвестиция. Понятно, что предполагается участие иностранного инвестора в соответствии с законом об иностранных инвестициях. Существует 5 видов иностранных инвесторов. Это иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные граждане, лица без гражданства и международные организации. Прямая иностранная инвестиция, в отличие в общем и в целом от инвестиции, предполагает только три формы. Первая - приобретение не менее 10 процентов доли в уставном капитале российского предприятия. Вторая форма - это вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица. И третья форма - это осуществление лизинга (финансовой аренды) определенных видов оборудования. В основном мы сегодня будем говорить о первой форме, а именно - об инвестиции в российские предприятия, потому как это на данный момент одна из более распространенных форм. Прямые иностранные инвестиции - это только одна из форм иностранных инвестиций. Другие формы предполагают инвестиции в ценные бумаги, в имущественные права, работы, услуги и так далее. Эти формы предусмотрены Гражданским кодексом. Каковы последствия в общем и целом для признания инвестиции иностранной? В связи с законом об иностранных инвестициях иностранные инвестиции, на них распространяется особый режим защиты, и, хотя во многом положения закона являются оценочными (в частности, когда мы говорим о вкладах в уставный капитал, у нас идет отсылка к налоговому таможенному законодательству), тем не менее можно было бы выделить два основных момента, которые предоставляют иностранным инвесторам определенные преимущества. Это возможность репатриации доходов, и возможность осуществления деятельности через филиалы иностранного юридического лица как особую юридическую форму инвестиций.
Я хотел бы также обсудить некоторые общие условия, соблюдение которых может быть залогом успеха любой инвестиции, в том числе иностранной. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать инвестиционный климат, который определяется действующими в этой области законными и подзаконными актами. Если вы поедете в Карелию или на Дальний Восток, необходим анализ местного законодательства, местной правовой практики. В практике налоговых органов различных регионов России существуют различные подходы, также как и в практике регистрирующих органов. В каких-то регионах для регистрации компании требуется лишь согласование с местными регистрирующими органами, в других же требуется местная регистрация. Другим моментом существенным является правильный выбор организационно-правовых форм осуществления инвестиций. Двумя основными организационно-правовыми формами инвестиций являются закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Но имеются и другие установленные законом формы, которые могут использоваться как иностранными, так и российскими инвесторами. Каждый инвестор должен четко себе представлять те риски, которые связаны с инвестициями, пути преодоления этих рисков, возможно и последствия неудач в инвестиционном проекте. Очень часто инвестиционные проекты могут быть обречены на неудачу в силу того, что нет четкой информации у инвестора, во что же он вкладывает деньги, какие существуют условия возврата капитала. Важным моментом и залогом успеха любого инвестиционного проекта (в частности, в прямых инвестициях) является получение надлежащей информации от компетентных консультантов. Ни один инвестор не может представлять весь объем информации, которая имеется на рынке, поэтому привлечение сторонних консультантов является существенным моментом в данном случае.
Как я сказал уже, первоначальный выбор организационно-правовой формы может быть существенным фактором успеха инвестиционного проекта и снижения его затрат. Так, анализ того, как закон об акционерных обществах и закон об обществах с ограниченной ответственностью трактуют увеличение уставного капитала созданного предприятия, позволяет нам сделать определенные выводы относительно лучшей формы, в которой должны быть сделаны инвестиции. Можно условно сказать, что закрытые акционерные общества более предпочтительны для предприятий, имеющих более одного участника, если такие участники не входят в одну группу и имеют различные интересы. Эта форма она может быть также предпочтительна для предприятий, участники которых планируют дальнейшую реорганизацию предприятий и продажу своих акций третьим лицам. В рамках этой формы продажа акций может быть осуществлена проще. Кроме того, ЗАО может быть предпочтительно для предприятия, которое планирует привлечение дополнительных инвестиций третьих лиц путем дополнительной эмиссии акций. Форма общества с ограниченной ответственностью (ООО) может быть более предпочтительной для предприятий, создаваемых единственным учредителем, и предприятий.


далее...

назад к анонсу









Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу