Архив мероприятия
Профессиональная конференция
"ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ"
14 июля 2000 года
г. Москва, гостиница "Националь"
ул. Моховая, дом 15/1
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
КАЗЕЛЬЦЕВ М.Л., директор Российского регионального экологического центра.
Российский региональный экологический центр является некоммерческой автономной организацией, призванной способствовать развитию контактов между правительством, общественными организациями и предпринимательскими структурами в деле устойчивого развития и сохранения окружающей среды. Мы работали очень тесно с Госкомэкологией и с Министерством природных ресурсов по вопросам, связанным с экологическими аспектами реализации инвестиционных проектов. Одним из важных факторов, которые необходимо учитывать инвесторам, заключается в том, что Министерство природных ресурсов возьмет в ближайшее время курс на увеличение доли платежей за использование природных ресурсов. То есть будет введена практика прямого обложения природных ресурсов. В настоящее время эти платежи составляет очень небольшой процент в консолидированном бюджете, однако их размеры в ближайшем будущем будут расти. В настоящее время разрабатывается соответствующая методика для определения размеров таких платежей. До настоящего рента, которую получает государство, непосредственно не изымалась у производителя, а поступала в бюджет в форме акциза, налога на добавленную стоимость и других налогов. Сейчас готовятся документы, направленные на увеличение прямых платежей за право использования природных ресурсов. Также идет работа по упрощению подсчета размера экологического налога (в настоящее время взимаемого в качестве платы за загрязнение окружающей среды в размере 0.2%).
Важным вопросом является определение ответственности за экологический ущерб от действий прошлого собственника, который особенно волнует зарубежных инвесторов. Текущая ответственность более или менее регулируется платежами за загрязнение, исками. Но неясно - кто должен нести ответственность за экологический ущерб, нанесенный прежним собственником. Пока эта проблема находится лишь на начальной стадии обсуждения.
ОГАНЯН К.И., руководитель департамента методики о налогообложения прибыли и бухучета для цели налогообложения Министерства по налоговым сборам.
Действующее законодательство предусматривает стимулирование инвестиций предусмотрено целым рядом налоговых льгот. Первая налоговая льгота - это возможность отнесения на себестоимость продукции, работы и услуг амортизационных отчислений. Она закреплена в постановлении N 1072, которое установило норму амортизационных отчислений, линейные нормы, по которым организация имеет право начислять износ, амортизацию, и относить ее на себестоимость для формирования воспроизводства основных фондов. Причем, что интересно, раньше, во времена Союза, я думаю, многие здесь помнят это, у нас создавался так называемый амортизационный фонд, то есть амортизация, она была не просто как сейчас, такое абстрактное понятие, которое относится на себестоимость, а в принципе, это были реальные деньги, которые фактически накапливались на определенном счете, и предусматривалось их целевое использование. Механизм амортизации действует как налоговая льгота, то есть как возможность уменьшение налогооблагаемой прибыли. Но это постановление уже не отвечает реалиям сегодняшнего дня и не позволяет обеспечивать воспроизводство основных фондов предприятий. Во-первых, его нормы давно устарели, во-вторых, этот документ нормативный, создает очень много сложностей предприятиям в вопросе начисления амортизации, поскольку у нас нет такого понятия, как в большинстве уже развитых стран, как укрупненные группы основных средств, по которым начисляется амортизация. Кроме того, появилось очень большое количество новых основных средств, которые не нашли отражения в этом постановлении. Эти проблемы мы планируем решить в ближайшее время.
Следующий механизм - механизм ускоренной амортизации. На мой взгляд, он достаточно разнообразен. Во-первых, у нас ускоренная амортизация применяется для активной части основных производственных средств по перечню, который устанавливает соответствующее министерство, которое курирует предприятие. Например, по банкам соответствующий перечень основных производственных фондов должен установить Центральный банк. По транспортным предприятиям - Минтранспорта и так далее. Предприятиям необходимо более активно требовать от соответствующих отраслевых министерств и ведомств перечни для определения норм ускоренной амортизации.
Субъекты малого предпринимательства сейчас у нас вправе начислять амортизацию безотносительно к тому - активны или неактивны их производственные фонды. То есть в любом случае, субъекты малого предпринимательства вправе начислять ускоренную амортизацию. Эта норма содержится в законе государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Этот же закон предусматривает норму, согласно которой, субъекты малого предпринимательства вправе в первый год своего функционирования списывать до 50 процентов дополнительно к амортизационному отчислению первоначальной стоимости основных средств.
Следующая норма, которая, на мой взгляд, позволяет достаточно активно этим пользоваться, и которую, к сожалению, пока еще наши предприятия недостаточно активно используют - это лизинг. У нас есть закон о лизинге, который регламентирует все нормы. К сожалению, у нас лизинг недостаточно развит, но, по крайней мере, на мой взгляд, все, что касается налогового законодательства, в отношении лизинга решено. Во-первых, есть разрешение относительно себестоимости лизинговых платежей лизингодателями, действующее как в отношении предприятий, так и банков. По действующему законодательству, освобождаются от налога на добавленную стоимость лизинговые платежи для субъектов, которые являются субъектами малого предпринимательства.
Следующая норма, я бы даже сказал, основная, ключевая для организаций - это норма, которая позволяет при исчислении налога на прибыль и при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающихся в распоряжении организации, уменьшать облагаемую прибыль на сумме, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Эта норма распространяется на погашение кредитов и процентов по ним, полученных на эти цели. Здесь у нас, правда, есть несколько ограничений. Во-первых, эта льгота применяется только для предприятий отраслей сферы материального производства. На мой взгляд, это неправильно ли это, потому что у нас также есть предприятия отраслей сферы нематериального производства (например, научные, бюджетные организации), которые осуществляют капитальные вложения, но не имеют права на получение этой льготы. Во-вторых, общая сумма льгот не может уменьшать сумму налога, исчисленного без учета льгот более чем на 50 процентов.
Что касается жилищного строительства, то здесь у нас тоже предусмотрена льгота для предприятий, которые осуществляют финансирование жилищного строительства, причем здесь нет никакого ограничения по категории предприятий. Любая организация, которая осуществляет финансирование жилищного строительства, вправе воспользоваться этой льготой.
С 1-го апреля 1999 г. действует закон № 62 ФЗ "О внесений изменений и дополнений в закон о налоге на прибыль", согласно которому освобождается от налогообложения прибыль, полученная от вновь созданного производства, за исключением производств, созданных в рамках торговой и снабженческо-бытовой и посреднической деятельности организаций на период его окупаемости, но не свыше трех лет. При этом, вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленные структурные подразделения на базе новых приобретенных или сооруженных мощностей, стоимость которых, во-первых, превышает больше 20 миллионов рублей, во-вторых, имеющее технико-экономическое обоснование, согласованное с соответствующими органами исполнительной власти. Данная льгота не распространяется на производственные мощности, которые приобретены как имущественный комплекс. Если организация создает обособленное структурное подразделение вне территориально-обособленное (фабрику, завод, цех какой-то по производству каких-то товаров, продукции), то фактически три года этот цех, в рамках полученной прибыли освобождается от уплаты налогов. Я считаю, что это достаточно серьезная льгота.
Как вы знаете, сейчас идет работа над принятием части второй Налогового Кодекса. Я думаю, в этом заинтересованы не только мы, как фискальные органы, но и плательщики тоже. Этот документ предусматривает ряд важных изменений. Во-первых, в корне меняется амортизационная политика. Как я уже говорил, все объекты основных производственных фондов объединены в группы. Будет всего семь укрупненных родственных амортизационных групп, исходя из которых и будет начисляться амортизация по установленным нормам. Сами нормы серьезно повышены. Меняется принцип начисления амортизации. То есть, если сейчас действует линейный метод, то в Кодексе предусмотрен так называемый метод уменьшающегося остатка, когда норма амортизационных отчислений применяется не к первоначальной, а к остаточной стоимости. То есть организация за намного более короткий срок сможет списать на себестоимость первоначальную стоимость. Во-вторых, отменяется льгота по капитальным вложениям. Но при этому нужно иметь ввиду, что новые нормы амортизации отмену этой льготы. Кодекс не содержит понятия ускоренной амортизации. Но он предусматривается два типа норм амортизации - обычные и специальные нормы. Специальные нормы амортизации, они применяются к тем объектам основных средств, которые используются в условиях агрессивной среды или повышенного износа. То есть, если действительно, по каким-то объективным причинам объект основных средств работает в агрессивной среде, например, в условиях Крайнего Севера или в каких-то других подобных условиях, то предприятие имеет право применять специальные нормы, и они, естественно, выше, чем обычные, и предприятия вправе уменьшать свою налогооблагаемую базу.
далее...
назад к анонсу
|