Архив мероприятия
Профессиональная конференция
"ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ"
14 июля 2000 года
г. Москва, гостиница "Националь"
ул. Моховая, дом 15/1
МАТЕРИАЛЫ
МАСЛОВ Н.В., заместитель председателя Государственного комитета по строительству
Как известно, строительство является одной из важных сфер вложения капиталов. Хотя до настоящего времени объем иностранных инвестиций в эту сферу в России был ограниченным, мы ожидаем, что ситуация изменится в сторону значительного увеличение интереса уже в достаточно близком будущем. Поэтому, нами ведется активная работа по подготовке правовой и нормативной базы. В частности, нашим ведомством был подготовлен соответствующий проект указа Президента, "Временный порядок правового градостроительного зонирования и предоставление инвесторам земельных участков". Этот документ описывает схему подготовки документации на строительство и процедуру утверждения их в региональных и местных органах власти. Благодаря этому документу инвестор будет иметь ясное представление о том, для строительства какого характера недвижимости предназначен тот или иной земельный участок, как вписывается в генеральный план развития данной территории. В настоящее время проект этого указа находится в процессе согласования с другими ведомствами, и после завершения этого процесса будет представлен на подпись Президенту.
Мы также предпринимаем шаги по упрощению сложившейся за последние 10 лет системы экспертизы проектов в области строительства, предлагаемых инвесторами. В настоящее время инвестор вынужден проходить через большое число экспертиз, проводимых самыми различными ведомствами. В частности, мы подготовили проект постановления правительства, направленный на отмену тех законодательных и нормативных актов, которые предусматривают обязательность такого большого числа экспертиз и введение практику "одного окна" для экспертизы инвестиционных проектов в области строительства (т.е. подачи проекта для экспертной оценки в одну структуру, которая проводит все необходимые обследования и согласования с заинтересованными ведомствами), устанавливает разумный срок рассмотрения проекта (например, не более 2-3 месяцев) и определенную сумму оплаты (с той или иной шкалой возможных дополнительных сборов за особо сложные проекты) за экспертизу. Я надеюсь, что к концу сентября мы сдадим этот проект постановления в аппарат правительства.
Наконец, еще один важный проект документа, подготовленный нашим ведомством, называется "Техническая инвентаризация объектов недвижимости". Мы надеемся, что этот документ выйдет в течение ближайших полутора месяцев в статусе постановления правительства. Смысл этого документа заключается в том, чтобы дать возможность инвесторам оформлять свои права на незавершенные объекты недвижимости с тем, чтобы иметь возможность использовать эти объекты для таких операций как залог в банке, перепродажа и пр. Много российских компаний имеют те или иные объекты недвижимости , которые они хотят использовать для продажи, операций залога и т.п. Но они не могут это сделать так как у них отсутствует правовое оформление этой собственности. Система технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности должна снять эту проблему.
Мы также готовим изменения в процедуре приемки завершенных объектов строительства. Так, по нашему мнению, комиссии по государственной приемке таких объектов должны сохраниться лишь применительно к процедуре сдачи-приемки объектов, построенных для государства (по его заказу) и на государственные средства.
Ответы на вопросы:
Вопрос: Рассматривает ли Госстрой вопрос о сокращении сроков регистрации на уже построенные объекты?
Ответ:Сейчас наше ведомство вместе с Минюстом отрабатывают соответствующие поправки к Закону о регистрации, направленные на регламентацию сроков регистрации готовых объектов в зависимости от характера объектов. Например, вновь построенную квартиру или небольшой частный дом разумно регистрировать в срок на более трех дней. Более сложные объекты - несколько дольше, и т.п. По моему мнению, необходимо ввести систему материальной ответственности чиновников, ответственных за регистрацию построенных объектов, если вследствие их медлительности, владелец этих объектов понес потери.
ЛЕВАДНАЯ Н.А., советник министра государственного имущества Российской Федерации.
Как вы хорошо знаете, основным способом привлечения инвестиций в России являлся процесс приватизации государственного имущества через создание акционерных обществ и продажи их акций на аукционах, конкурсах и специализированных аукционах. В настоящее время в России действует закон о приватизации 1997 года, в соответствии с которым должна быть разработана государственная программа приватизации, которая должна регламентировать этот процесс. Однако до сих пор государственная программа приватизации не была разработана и принята в качестве закона. Поэтому, на практике действуют указы президента, вступившие в силу еще в 1994 г. и сегодня весьма устаревшие. Общая позиция правительства заключается в том, что приватизация будет продолжаться. Однако этот процесс действительно требует нового законодательно-нормативного оформления. Министерство имущественных отношений активно участвует в подготовке нового закона о приватизации. Сейчас текст этого законопроекта практически готов, он согласован практически со всеми министерствами и ведомствами, буквально за исключением одного - двух, и в ближайшее время будет внесен в правительство Российской Федерации для рассмотрения и дальнейшей передачи в Думу. По опыту работы с такого рода документами могу сказать, что трудно предположить в какой степени текст первоначального законопроекта будет соответствовать конечному тексту закона. Но, тем не менее, очень важен сам факт того, что такой документ подготовлен. Основные положения подготовленного законопроекта заключаются в следующем. Во-первых, в нем значительно расширен инструментарий именно способов приватизации - до шестнадцати, по сравнению с четырьмя-пятью ныне действующими. Задача заключается в том, чтобы эти способы были четко юридически прописаны. В частности, наш законопроект предусматривает такие способы как выкуп своих акций самим акционерным обществом (что предусматривается Законом об акционерных обществах), прямая продажа, комиссионная продажа. Законопроект предполагает при формировании уставного капитала государственного предприятия при преобразовании его в акционерное общество, включать земельный участок в уставный капитал.
По этому законопроекту стоимость, набор имущества, который подлежит приватизации, будет определяться по данным последнего баланса, который предшествовал дате принятия решения о приватизации (а не по балансу 1994г, как это делается в настоящее время).
По-новому предлагается решать вопрос с оценкой имущества приватизируемого предприятия. Сейчас закон о приватизации входит в конфликт с законом об оценочной деятельности. Как вы знаете, закон об оценочной деятельности предполагает обязательность независимой оценки имущества, которое подлежит приватизации. В соответствии с действующими нормами, преобразование государственного акционерного общества и сам процесс приватизации разделяется на три части: имущество, в которое вносится уставный капитал акционерного общества - это один этап, и по закону об оценочной деятельности, на этом этапе необходимо использовать услуги независимого оценщика. Когда акционерное общество выпускает акции и часть акций уходит трудовому коллективу, также необходимо пригласить независимого оценщика, чтобы он оценил, по какой цене должна быть произведена продажа в качестве льгот трудовому коллективу. На третьем этапе, когда акции, оставшиеся после выкупа трудовым коллективом своей части, подлежат продажам на аукционном конкурсе, необходимо снова приглашать независимого оценщика. Этот способ очень дорогостоящий. Наш законопроект предполагает уставный капитал создаваемого в процессе приватизации АО, приравнять к балансовой стоимости на последнюю дату, которая предшествовала решению о приватизации. Независимая оценка должна использоваться уже для оценки предлагаемых к продаже акций. Что касается льгот трудовым коллективам, то законопроект предусматривает их уменьшение. Это означает, что если предприятия хочет в соответствии с действующим законодательством выкупить по второму варианту льгот 50 процентов акций, то это нужно делать достаточно быстро, чтобы успеть до выхода нового закона. Ведь если заявка на приватизацию подана еще в период действия старого законодательства, то, соответственно, и все нормы будут сохранены.
Ответы на вопросы:
Вопрос: Будет ли претерпевать изменения закон об оценочной деятельности?
Ответ: Я надеюсь, что нормы оценочной деятельности, которые войдут в закон о приватизации, будут являться превалирующими над всеми остальными законами.
Вопрос: Что все-таки будет с выкупом земли, участков земли, находящихся под предприятиями?
Ответ: В настоящее время продолжает действовать президентский указ N1535. Наш законопроект, как я уже сказала, предлагает включить стоимость участка, на котором стоит приватизируемое предприятие, в уставный капитал.
Вопрос: А как будет с акционерными обществами, которые акционировались раньше, и у которых земельный участок не входит в стоимость акционерного капитала?
Ответ: У них будет право выкупить этот участок. Для тех же предприятий, которые только вступают в приватизацию, повторяю, участок будет внесен в уставной капитал.
далее...
назад к анонсу
|