Архив мероприятия
Круглый стол
"ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО
ОКРУГА"
в рамках Всероссийского научно-промышленного форума
"Россия единая"
6 сентября 2000 года
г. Нижний Новгород, Академический зал ВАО "Нижегородская ярмарка"
ул. Совнаркомовская, 13
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
Компания "Корпоративные финансы". Громковский В.В., глава московского офиса.
Я представляю очень небольшую компанию, которая, однако, за период своего существования, а точнее сказать, за некий интервал 1995-98 годы сумела содействовать привлечению в Россию более 350 миллионов долларов, а общий оборот по нашим сделкам был близок к миллиарду долларов. Наша функция - это советник заемщика или советник по привлечению инвестиций. Компания швейцарско-российская. В ней работают американцы, англичане, русские и др. Во-первых, мне хотелось бы сказать о том, что тема, заявленная мной - подготовка предприятий к привлечению инвестиций, вообще говоря, заслуживала бы самостоятельного семинара, а может быть и нескольких лекций. Подготовка предприятий к привлечению инвестиций - это значительная часть того, чем мы практически занимаемся, и сама эта работа занимает у нас достаточно много времени.
Я хотел бы остановиться на неких ключевых моментах, но начать с того, что может быть не совсем относится к предприятиям, но, тем не менее, прямо связано с затронутой проблемой, отношений с властью. Во-первых, мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Передо мной было очень интересное выступление уважаемого представителя инвестиционного фонда, который, среди прочего, быстро произнес: "У нас меньше 5 миллионов долларов в проекте обычно не рассматриваются". И вы все хорошо знаете, что большинство инвестиционных проектов, которые принимаются к рассмотрению, очень редко бывают меньше пяти миллионов долларов. А если и бывают, то это какие-то особые проекты или какие-то особые фонды, ну, например, со спонсированием государства. И это относится не только к России, а вообще и к миру в целом. Причина этого совершенно понятна. Дело в том, что затраты, трансанкционные издержки, освоение и изучение инвестиционного проекта равны, независимо от того, какой у вас объем инвестиций. Но если у вас 50 тысяч инвестиций, а вы тратите 100 тысяч на инвестиционный процесс, то этот проект запустить сложно. Именно поэтому у нас существует одна очень большая проблема, и здесь, может быть, власть могла бы оказывать содействие, не только власть, но, может быть и банк, который был создан для развития. Причем, вы знаете, что у нас, скажем, Европейский банк дает кредиты 10, 15, 30, 50 тысяч. Но вот между сотней, грубо говоря, или двумя сотнями тысяч и тремя-пятью миллионами некий провал. И что с этим сделать? У меня нет однозначного ответа. Я предполагаю, что здесь государственное финансирование могло бы оказывать некую помощь, потому что именно в этом интервале находятся очень многие проекты, крайне важные для нашей страны.
И здесь я хочу затронуть философскую, может быть, тему. Проблему приватизации вообще. В нашей стране, к сожалению, приватизацией назвали передачу крупных госпредприятий в руки крупных акционерных обществ. Тогда как в философском смысле, или в политэкономическом смысле, под приватизацией следовало бы понимать, и на словах это вроде бы все признают, создание класса мелких и средних предпринимателей, большого количества предприятий, которые не имеют никакого отношения к государственным, а просто заново возникли. Приведу вам пример. У нас есть известный в Москве комплекс "Дружба", теннисные корты. Они были приватизированы. Это теперь АО "Лужники". Там теперь выросли цены, и в результате, если раньше нельзя было достать абонемент, теперь просто невозможно нормальному человеку пойти туда, потому что очень дорого. Но разве в этом заключается суть реформы? Задача-то была в том, чтобы этих кортов стало очень много по всему городу, по всем городам, по всей нашей стране. Но этот процесс идет очень медленно. И то же самое можно назвать в любой сфере. Тут существует проблема, я повторяю, которую именно власть призвана решать, но только не прямым директивным методом, а созданием каких-то фондов, может быть администрации среднего и мелкого бизнеса и так далее. И я хотел бы заострить на этом особое внимание, потому что именно здесь предпринимателям трудно найти деньги на сопровождение своих инвестиционных проектов. Им трудно, потому что у них вообще небольшой проект, а тут им требуется вести дополнительные издержки, достаточно незначительные для весьма крупных предприятий. Что могла бы сделать власть, как для мелких, так и для крупных предприятий? Об этом написано в программе, которая была разработана под руководством Грефа, но почему-то этому вопросу не уделяется внимание. То, что американцы называют one stop shopping или one window shopping. Чтобы все разрешения, которые нужны от власти, любой инвестор и любой предприниматель, который хочет вложить деньги, мог бы получить в одном месте. Эту тему затронул представитель Госстроя, что нужно несколько раз кругами ходить, даже если в документе маленькое изменение, а почему бы не сделать так, чтобы один чиновник, или чиновники десяти ведомств сидели в одной комнате, как мы здесь сидим с вами, и обязаны были в недельный срок решать любой вопрос. И если им нужно согласование, то они между собой согласуют, а не отдают эти бумаги этому несчастному мелкому предпринимателю или даже крупному инвестору, и гоняют его. Конечно, мы все понимаем, что это приведет к очень серьезному изменению образа отношений и образа жизни. Но, видимо, другого пути все же нет.
Еще хочу обратить внимание на такую вещь как создание федеральных округов. Я поддерживаю точку зрения о том, что такого рода меры, безусловно, в целом будут способствовать повышению инвестиционной активности, и в этом смысле, скажем, создание поволжского округа чрезвычайно интересный фактор. Но хочу обратить внимание представителей власти. Будьте очень осторожны с бюрократическими перестройками! Инвесторы не придут к вам до тех пор, пока у вас в округе не будет всех нужных разрешений, всех законов, всех правил и так далее. И в этом смысле, пусть лучше пока функционирует существующая система, будьте очень осторожны в ее изменениях, не создавайте дополнительных неопределенности для инвестора. Если инвестор ожидает выпуск нового постановления, то ровно на срок, пока он его не изучит, и пока оно не будет сто раз утверждено всеми нужными органами, он все равно шага не сделает. И власть должна постоянно помнить о том, что любое шевеление в ее стороны, любые, даже позитивные меры, всегда приостанавливают инвестиционный процесс, потому что инвесторы, как правило, вкладывают свои собственные деньги, а не деньги государства, за которые, конечно, душа так не болит. Это общие замечания.
Два слова по поводу непосредственно подготовки предприятий. Процесс достаточно хорошо известный. Вот была затронута тема менеджмента, и это очевидно. Мне, как консультанту, понятно, что вы можете показать любой проект, вы можете в Интернете создать гигантскую базу данных, но если человек, который хочет сделать это дело, а точнее, группа людей, не будут сами этот проект проносить через все инвестиционные фонды, через разного рода банки и инстанции, то этот проект не будет жить, даже если он на бумаге очень прибыльный. Главное - это мотор, это люди, это бизнес, предприимчивость. Принципиально важное значение имеет то, особенно при встрече с зарубежными инвесторами, как эти зарубежные инвесторы воспринимают нас, российских предпринимателей. У них на этот счет имеется масса проблем. И это понятно, потому что мы принадлежим к двум разным культурам, да вдобавок еще на нас лежит некая печать не вполне предпринимательского советского общества. Вот есть фонд Ай Джи Бэрингс. Обращайтесь в него. Они вам помогут и бизнес-план толковый написать. Может быть, они вам деньги не дадут, но в общении с ними вы сумеете, по крайней мере понять как они смотрят на вещи. Обращайтесь в другие фонды, обращайтесь в другие банки, не полагайтесь на собственную инициативу. Я могу сказать, что худшее, что может сделать инвестор, это взять какую-нибудь методику, я, кстати, очень высоко ценю такого рода методики и считаю, что они полезны. Но они полезны не для того, чтобы человек взял эту методику, написал свой бизнес-план, потом отдал переводчику, тот переводчик перевел этот бизнес-план, и он послал его в Америку или в Европу. Если вот таким образом действовать, то результат будет заведомо нулевой. По одной простой причине. Если мы сейчас с вами на столы разложим методику выплавки стали, в Китае такой опыт был, известно, что увидим. Обращайтесь именно в такие специализированные институты, как "государственный банк", "частный фонд", куда угодно. И пользуйтесь опытом этих людей. Причем, имейте в виду, что вам нужен такой советчик, который либо сам дает деньги, либо, по крайней мере, он эти деньги уже к кому-то привлекал. Вам не нужен просто специалист, который прочитал учебник и знает, что нужно знать внутреннюю норму прибыли, что нужно посчитать "кеш флоу" и так далее. Вот это то, что мне хотелось сказать перед вами.
далее...
назад к
анонсу
|