Архив мероприятия
Круглый стол
"ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО
ОКРУГА"
в рамках Всероссийского научно-промышленного форума
"Россия единая"
6 сентября 2000 года
г. Нижний Новгород, Академический зал ВАО "Нижегородская ярмарка"
ул. Совнаркомовская, 13
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
ОАО "Российский Банк Развития". Барон Л.И., Заместитель генерального директора.
Мне хотелось бы поделиться рядом соображений о том, почему все-таки инвестиционный процесс у нас не так идет, не туда, не такими темпами. Итак, Российский Банк Развития - это единственный в России банк со стопроцентным государственным участием акционерного общества, акции которого закреплены за российским фондом федерального имущества, создан на основании закона о федеральном бюджете 1999 года и получил генеральную лицензию Банка России. Только что мы зарегистрировали второй проспект эмиссии, отчет о второй эмиссии акций на сумму 660 миллионов рублей. В проекте бюджета 2001 года правительство заложило миллиард рублей на увеличение уставного капитала банка. Кажется, что депутаты сочтут эти средства необходимо и дальше увеличить, поскольку значение, которое придается этому банку в инфраструктуре инвестиционной деятельности, инвестиционной поддержки взаимодействия государства и частного сектора на инвестиционном ранке достаточно большое.
Попробуем понять, почему. И оправданно ли это. Довольно часто я слышу, причем не только от наших экономистов, но и экспертов международных финансовых организаций: "Не нужно вам создавать, плодить и поддерживать государственные банки. Достаточно хорошо развитого коммерческого банковского сектора. Он справится со всеми проблемами сам. Не мешайте ему развиваться".
Давайте посмотрим, действительно ли развитие коммерческого банковского сектора решает все проблемы. Если представить себе инвестиционный процесс в России в качестве слона, то у этого слона четыре ноги. Одна нога - макроэкономическая стабилизация. Здесь мы уже имели достаточно долгий период макроэкономической стабилизации в 1995-98 году, сейчас мы почти два года имеем период макроэкономической стабилизации. Нога в порядке. Вторая нога слона - политически легитимная стабильность. Единство правовой среды, правоприменения, уважения прав собственников и кредиторов. Здесь, конечно, есть определенные проблемы. Было уже сказано о том, как ускоренными темпами они решаются в Приволжском федеральном округе. Можно признать, что эта нога функционирует. Хотя уважение прав собственника и кредитора нуждается в постоянном упоминании о том, что это действительно существующая проблема. Третья нога слона - ресурсная база. Ресурсная база не в смысле "просто деньги", хотя и деньги тоже, но еще и люди, и информация, под ресурсной базой я бы имел в виду и налоговую среду, так как в соответствии с тем, сколько мы берем налогов, остальное остается на ресурсную базу. Таким образом, это еще одна нога. Налоги у нас снижаются, денег, честно говоря, навалом. Непонятно, почему говорят, что в России нет денег. Остатки, которые на счетах коммерческих банков, достаточно большие и постоянно росли последние полтора года.
Возникает вопрос, как трансформировать их в инвестиции, но это уже второй вопрос. Сбережения населения, аккумулируемые и не попадающие в инвестиционную сферу, оцениваются разными экспертами от 20 до 300 миллиардов долларов. Деньги, которые вывезли из России за период этих реформ и которые, по идее, готовы были бы вернуться, создав тут благоприятную среду и которые, безусловно, чувствуют себя неуютно за границей, то есть, не те средства, которые были положены на западные счета, в западные сейфы или, как мне рассказывали специалисты, в одной европейской стране есть такие дома, в которых есть подземелья, сейфовые комнаты, и там лежат просто ящики с наличными долларами. Бывают и такое в новой российской действительности, это мы сбрасываем со счетов. Те деньги, которые лежат на счетах, более-менее квазилегитимны и могли бы вернуться и работать на экономику России, в том числе и работать на экономику России, оставаясь там, за границей. Такие способы тоже есть, и мы в свое время много над этим работали. Это еще, по разным экспертным оценкам, от 60 до 150, а то и 350 миллиардов долларов. Таким образом, эта нога у слона в порядке.
И последняя нога, это нормализация платежей и расчетов. Жалко, что в свое время правительство не прислушалось к нашим идеям и рекомендациям. Мы тогда рассматривали замечательную, с моей точки зрения, модель сетевого кредитования взаимной просроченной задолженности, без каких-то дополнительных денежных вливаний, так называемого нейтинга, но она не была внедрена, тем не менее, расчеты постепенно начинают формализовываться в стране. Таким образом, эта нога, худо-бедно, прихрамывая, но тоже идет.
Таким образом, слон у нас, вроде бы как на четырех ногах. Почему он тогда не двигается или не двигается с такой скоростью, с какой бы хотелось? А если слон начинает двигаться, значит, мы имеем стабильный, качественный, прогнозируемый рост примерно 5-7 процентов ВВП в год. Чего не хватает? Не хватает, видимо, говоря химическим языком, катализатора. Не хватает центра кристаллизации, вокруг которого начнутся процессы в экономике. Если перевести на термины слова - не хватает кнута, палочки. Если кто катался на слоне в Азии, тот знает: вы его кормите, он ест, ест, но стоит на месте. Надо, чтобы его ткнули палкой, тогда он пойдет вперед. Так вот этого катализатора в инвестиционных процессах тоже не хватает, и с учетом сложившихся традиций, с учетом закоренелого недоверия, ощущений западных инвесторов о том, что в России можно срубить только сверхприбыль на ГКО и быстро унести ноги, если получится. Преодолевать эту инерцию отрицательного заряда можно при помощи специальных механизмов использования ограниченного бюджетного ресурса для катализации инвестиционного процесса в частном секторе.
Именно такого рода катализаторами являются банки развития или специализированные кредитные организации во многих странах мира. Другое дело, что на разных этапах экономического развития они выполняют разные функции, кредитуя разные проекты и разных заемщиков. В странах с развитой экономикой, сформировавшейся полностью рыночной средой, таких, как Германия, Япония, Соединенные Штаты, Канада, и так далее, такие банки есть во всех странах мира. Они кредитуют те проекты, в которых имеются ограничения по доступу к коммерческому кредиту на рыночных условиях, и в то же время те проекты, которые реализуются в интересах всех налогоплательщиков. Такие проекты находятся в странах с любой степенью развития рыночной экономики. Это проекты, связанные с урбанизацией, с улучшением качества жизни, региональным выравниванием, экологически толерантными технологиями, энерго- и ресурсосбережнием, так сказать, инновации, безусловно, с внедрением и разработкой технологий будущего. Это все те проекты, где одномоментно требуются достаточно большие средства, требуется на длительный срок их замораживать, и при этом эффективность их ниже достаточно надежных вложений средств на других рынках, на финансовых рынках, в частности. Такие проекты нужны всем странам, всем налогоплательщикам, и они реализуются при каталитической функции вот таких специализированных банков развития.
Что происходит в России сегодня? В России сегодня в зону ограниченного доступа к коммерческому кредиту на рыночных условиях попадает, к сожалению, большинство предприятий. А если не большинство, то существенная их часть, и причина здесь во многом объективная. Несколько таких факторов я выделил. Первое - это перегруженность предприятий инфраструктурными и социальными обязательствами, это наследие советской, плановой экономики, где вокруг предприятия группировалась инфраструктура и социальная сфера. Второе - это, безусловно, очень большой износ основных фондов, требующих огромных капиталоемкостей в достаточно быстрых по времени вложениях. Иными словами, возвратность будет во многих предприятиях, но будет не очень скоро. Банки имеют альтернативные возможности вложения, хотя существенно меньшие, конечно, после 98 года, но имеют. Даже если не имеют, предпочитают сохранять ресурсные базы, сохранять капитал в интересах своих частных акционеров. И третье. Есть объективный макроэкономический гэп в ресурсной базе коммерческих банков, то есть разрыв. Если посмотреть банковскую статистику, кредиты, выдаваемые на срок более одного года, занимают примерно 27-30 процентов в суммарном объеме ссудной задолженности коммерческих банков. Это существенно больше, почти в два раза больше, чем, скажем, два года назад. Это очень хорошо, банки стали все-таки постепенно, но больше предоставлять долгосрочных ресурсов, необходимых для инвестиционного процесса.
Однако, если рассматривать суммарную ресурсную базу коммерческих банков, то доля пассивов на срок более одного года составляет всего лишь 4-6 процентов за последние месяцы, намного меньше, и этот гэп закладывает, к сожалению, предпосылки для системного банковского кризиса в будущем. Поэтому ликвидация этого гэпа - также функция банка с госучастием, специализированного банка, имеющего возможность предоставлять более долгосрочные ресурсы на более льготных условиях, при этом над нами нет частного акционера, стремящегося немедленно изъять свою копеечку, вчера вложенную, а лучше две копеечки. Здесь есть возможность, так сказать, определенной гибкости в предоставлении кредитных гарантийных услуг. Хотя при этом мы соблюдаем абсолютно банковские принципы предоставления ресурсов, то есть возвратность, срочность и платность у нас на первом месте, но мы не собираемся транжирить государственные деньги, пока что ни одной копейки, выделенной из бюджета в банк, не пропало, ссудная задолженность банка равна нулю.
Второй принцип, очень важный, - это диверсификация рисков государства с частным сектором. Иными словами, мы считаем, что государство, формируя свою промышленную политику, указывает приоритеты, в которых надо работать, приоритетные отрасли, подотрасли, области, имеет свой взгляд, но все-таки этот взгляд формируют достаточно низкооплачиваемые пока чиновники. Мы уважаем этот взгляд, но тем не менее предпочитаем, чтобы те же самые проекты, которые кажутся приоритетными с точки зрения государства, посмотрели, и, соответственно достаточно глубоко проанализировали на предмет долевого участия эксперты нашего банка и частных коммерческих банков, поэтому мы за синдикацию ресурсов как в кредитной, так и в гарантийной сфере. И только в области синдикации, мы считаем, лежит возможность кредитовать действительно крупные, серьезные, с большой долей инфраструктуры проекты, которые нужны сегодня нашей достаточно транзитивной, трансформирующейся экономике.
И третье - это, конечно, мультипликация ограниченных ресурсов путем синдикации с частным сектором, на рубль господдержки мы можем получить в итоге пять - шесть - семь рублей суммарных ресурсов, направляемых в те проекты, в которых государство видит интерес всех налогоплательщиков. Мне отрадно, что в Приволжском округе такого рода механизмы разрабатываются в соответствии с теми принципами, которые мы закладывали в качестве идеологии при создании бюджета развития Российского Банка Развития. И поэтому я думаю, что нет причин, по которым мы не могли бы здесь взаимодействовать в этой области. Мы работаем во всех округах России, где есть проекты, отвечающие приоритетам государственной промышленной политики и отвечающие принципам возвратности, срочности и платности предоставляемых ресурсов и тех рисков, которые мы на себя берем. В этой связи мне очень приятно, что создалась Ассоциация инвестиционных программ "Приволжская перспектива", которая, вполне вероятно, возьмет на себя роль катализатора инвестиционных процессов в рамках хотя бы одного федерального округа. Мы, со своей стороны, готовы участвовать в этом процессе в соответствии с Уставом нашего банка, в соответствии с указаниями Наблюдательного совета, Совета директоров нашего банка, который возглавляется премьер-министром России, куда также входят восемь федеральных министров и их первые заместители.
далее...
назад к анонсу
|