Архив мероприятия
Круглый стол
"ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО
ОКРУГА"
в рамках Всероссийского научно-промышленного форума
"Россия единая"
6 сентября 2000 года
г. Нижний Новгород, Академический зал ВАО "Нижегородская ярмарка"
ул. Совнаркомовская, 13
МАТЕРИАЛЫ (продолжение)
Тема "Политика Госстроя в России в области содействия в привлечении инвестиций в регионы Приволжского округа". Елагин В. В., Первый заместитель председателя Госстроя России.
С точки зрения сегодняшней темы, Госстрой видит три основных направления своей работы. Первое - участие в формировании того инвестиционного климата, о котором все говорят, второе - ликвидация тех преград, которые сегодня существуют даже при тех ситуациях, когда уже инвестиции есть и они начинают работать. Третье - политика в строительном комплексе, об этом я скажу отдельно, потому что мы как-то больше говорим об общей экономике, нежели о строительстве, здесь надо менять ситуацию.
Мы подготовили проект Указа, который согласован со всеми ведомствами. Указ называется: "О введении единых правил оборота жилья, проведении экспертизы проектов и выдачи исходной разрешительной документации на жилищное строительство, а также предоставлении земельных участков для этих и иных целей". Принцип этого Указа заключается в том (и я думаю, что он будет подписан), что определяется правовое зонирование земель, определяется правовой статус инвестиционной земли, которая участвует в инвестиционном процессе и определяется порядок обращения с ней. Более того, упрощается вся система взаимоотношений, то есть государство или тот орган, который обладает землей, выставляет эту землю, уже оформленную в правовом отношении, со всеми условиями и теми ограничениями, которые есть при использовании этой земли. Эти ограничения в случае изменения не должны наносить ущерб уже идущему инвестиционному процессу. Я думаю, что этот Указ в значительной степени поможет в решении земельного вопроса.
Следующее, что касается инвестиционного климата и развития системы - это ипотека. Ипотека могла бы возродить очень многие институты или дать новый толчок многим институтам, которые сегодня находятся в достаточно сложной ситуации. Речь идет о рынке ценных бумаг, о вторичном рынке, когда может быть выброшено огромное количество ценных бумаг, которые обеспечены твердым залогом. Одна проблема, которую нужно законодательно решать - это, если говорить о рынке жилья, предоставление какого-то жилья процессуальному найму для тех, кто не будет соблюдать возврат за полученные кредиты, в областях есть такие резервы, иногда специально делают резерв "социальное жилье", но я думаю, эта проблема решаема. Есть области, которые уже этим оперируют, и вводят это в контракт, привлекают нотариусов, и здесь все механизмы, с точки зрения законодательной и судебной базы защищены. Но ипотека дает много других направлений развития. Я уже не говорю о том, что один строитель дает сразу шесть рабочих мест в других отраслях, и другие отрасли начинают работать. В этом случае развивается и рынок оценочных услуг, и рынок страховых услуг, и решается проблема, которую Владимир Владимирович в Послании Президента обозначил как одну из основных, а именно, что Россия сегодня - вымирающая нация, через 5 лет 20 миллионов населения потеряется по всем компетентным расчетам, здесь как раз вопрос связан и с рождаемостью, потому что половина семей распадается из-за отсутствия жилья. Так что с ипотекой на сегодняшний день есть ряд законодательных проблем, которые мы уже сформулировали и передали в Госдуму, и будем это продвигать.
Не хватает одного - дешевых ресурсов. Конечно есть те, кто начал работать по этой теме и работают за счет дешевых бюджетных денег, но это не выход. Поэтому мы видим выход в том, чтобы по направлению строительства жилья вообще создать нормальные, спокойные условия, чтобы инвестиции и ресурсы автоматически туда пошли. Для этого нужно, для тех банков, которые будут в этом участвовать, создать иные условия, чем в целом сегодня присутствуют в сфере банковских услуг, возможно, убрать многие условия, и банки согласятся вкладывать в ипотеку. Это защита тех средств населения, которые могут по новым кредитным организациям аккумулироваться в жилье, это огромная масса денег. Много говорят о легализации доходов. А давайте легализуем все доходы через жилье! Пусть вкладывают в жилье. Жилье не увезешь, с ним ничего не сделаешь, оно будет развиваться, стройиндустрия пойдет. Просто открыть эти ворота, если о них действительно идет речь и существует проблема.
Наверное, сегодня на заседании правительства будет принято постановление, оно называется "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждении проектной документации объектов строительства в Российской Федерации". В принципе, это связано со всеми объектами, которые создаются в инвестиционном процессе. Дело доходит до смешного, процедуры согласования таковы, что из этого круговорота никогда не выйдешь. Допустим, Госгортехнадзор, и те уполномоченные организации, которые от имени Госгортехнадзора проводят экспертизу - у них срок 6 месяцев. Причем, если другие организации потом вносили какие-то коррективы в этот проект, то нужно снова нести в Госгортехнадзор - и снова ждать 6 месяцев, если там даже какое-то изменение произошло. Вот это постановление правительства, оно ликвидирует все длинные процедуры, срок устанавливается 3 месяца, и действует принцип одного окна, то есть человек, инвестор, обращается к одной организации. Эта организация Главгосэкспертиза, о которой говорится в правительстве на уровне федеральном, и такие же территориальные органы у нас существуют в субъектах Федерации. То есть этот орган согласует уже со всеми остальными. И срок этому экспертному органу - 3 месяца. Я думаю, что это тоже в значительной степени снизит те страдания пока невеликих инвестиций, которые стремятся быть примененными.
Ну и последнее: политика в строительном комплексе. Было время, когда говорили: "Ну, ничего, рынок, он всех исправит, и строители найдут сами все то, что ищут!". Но при отсутствии информационных систем, многих коммуникаций мы видим, что идут двойные, тройные затраты при реконструкции и поиске новых строительных технологий. В рамках одного субъекта рядом находящиеся территории покупают одноименные технологии и начинает идти перепроизводство. Многие деньги, которые вкладываются, казалось бы, в новые технологии - а они на самом деле уже не самые новые, - уходят впустую, из-за их перепроизводства, здесь даже информационной координации нет. В этом смысле мы тоже видим достаточно серьезную задачу, кроме, конечно, нового нормирования, новых материалов, которые сегодня пришли на рынок, в том числе из-за рубежа (к сожалению, их пока больше сейчас, чем отечественных), содействие прогрессу в строительном комплексе, поиск самых эффективных, самых быстрых и дешевых систем строительства. В этом серьезная функция Госстроя, и здесь нам надо, конечно, еще поднажать.
далее...
назад к
анонсу
|