На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Информация и методы


Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска (таблица 6). Ранг региона по каждому виду риска определялся в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (таблица 3), каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались - каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп (таблица 2, карта 1). По результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами:
- максимальный потенциал - минимальный риск (1A);

- высокий потенциал - умеренный риск (1B);

- высокий потенциал - высокий риск (1C, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

- средний потенциал - минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

- средний потенциал - умеренный риск (2B);

- средний потенциал - высокий риск (2C);

- низкий потенциал - минимальный риск (3A);

- пониженный потенциал - умеренный риск (3B1);

- пониженный потенциал - высокий риск (3C1);

- незначительный потенциал - умеренный риск (3B2);

- незначительный потенциал - высокий риск (3C2);

- низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

В этом году методика претерпела несколько изменений, позволивших более адекватно оценивать инвестиционный климат в текущих условиях.

В определенной степени был актуализирован состав показателей, использованных при расчете криминального риска: показатель "число убийств и покушений на убийства" был заменен на более репрезентативный, на наш взгляд, показатель числа тяжких и особо тяжких преступлений, а абстрактные "преступления экономической направленности" заменены на "преступления, связанные с употреблением и сбытом наркотиков".

В законодательном риске мы начали учитывать новые тенденции в инвестиционном нормотворчестве: наличие стратегий и долгосрочных программ экономического или инвестиционного развития региона, наличие каталогов инвестиционных проектов и кадастров инвестиционных площадок, практику бюджетного субсидирования процентной ставки кредитов коммерческих банков, взятых юридическими лицами для осуществления инвестиционных проектов, и т. д.

Наконец, в этом году удалось завершить разграничение показателей областей, краев и автономных округов. Согласно статье 5 Конституции РФ, все субъекты являются равноправными, тем не менее Госкомстат РФ и ряд федеральных структур по-прежнему включают данные по автономным округам (и даже бюджеты) в состав информации по краям и областям, в которые они входили до 1993 года. В наибольшей степени очистка от данных по автономным округам повлияла на положение Тюменской области, позволив ей занять реальное место среди регионов России по рангу инвестиционного риска и потенциала.

Для сопоставления объемов отечественных капитальных вложений с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) первые были переведены в валютный эквивалент по курсу доллара соответствующих лет.

Основные информационные источники: данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, правовой базы данных "Консультант плюс - Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт РА". Была использована и информация администраций отдельных субъектов федерации, присланная по специальному запросу или представленная на сайтах регионов в Интернете.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена как обычно - в результате опросов, проведенных среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий в 2001-м и 2002 году. В опросе принимали участие эксперты БКГ "Менеджмент - консалтинг", The Boston Consulting Group, Русского банка развития, Альфа-банка, ЗАО "РОЭЛ Консалтинг", ОАО "Кировский завод", Немецкого института развития промышленности (BFA), ОАО "Пермские моторы", ОАО "Нижнекамскнефтехим" и др. Впервые в качестве экспертов были привлечены руководители инвестиционных департаментов ряда субъектов федерации. Результаты опроса показали, что за посткризисный период представления инвесторов об инвестиционной привлекательности и важности отдельных факторов заметно изменились (график 2). В области рисков изменения в экспертных оценках можно объяснить тем, что у значительной части населения сохраняется низкий уровень жизни, государственные же социальные гарантии при этом постоянно сокращаются. В силу этого еще больше возросла экспертная оценка значимости социального и особенно криминального рисков.

По-прежнему экспертов в наименьшей степени волнует экологический риск, наибольшее же значение придается законодательному. Особенно возросла экспертная оценка значимости рисков, связанных с региональным нормотворчеством в инвестиционной сфере. Это подтверждает высокую степень влияния активности региональных властей на формирование инвестиционного климата.

С точки зрения экспертов, российские регионы важны для инвестора прежде всего как источник квалифицированных трудовых ресурсов и потребительский рынок. В наибольшей степени выросла экспертная значимость институционального потенциала, обеспечивающего функционирование рыночной экономики. Это свидетельствует о продвижении к более цивилизованному рынку, основанному на более глубоком разделении функций производства и услуг.

Продолжает снижаться значимость внутреннего финансового потенциала регионов. Сохраняется дефицит финансовых ресурсов населения и предприятий, а бюджетные ресурсы теряют свою регулирующую роль в инвестиционном процессе. В нынешних условиях региональные власти в качестве действенных мер бюджетного регулирования деятельности инвесторов могут применять лишь субсидирование процентов по кредитам и снижение арендной платы за землю. Региональные бюджеты в большинстве своем не в состоянии предоставить финансовые гарантии инвесторам и сформировать залоговые фонды.

По материалам журнала "Эксперт" и рейтингового агентства "Эксперт РА"








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу