О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




Строительство деревообрабатывающих предприятий на территории Тюменской области / Общие сведения

Общие сведения | Завод хвойных пиломатериалов  | Завод лиственных пиломатериалов  | Завод по производству фанеры  | Завод плит ДСП  | Завод плит МДФ  | Завод плит OSB  | Производство сборных деревянных домов  | Лесозаготовительное предприятие  | Приложение

Тюменская область относится к числу наиболее успешно развивающихся регионов России и располагает при этом значительным социально-экономическим и научно-техническим потенциалом. В 2006 году среди регионов, входящих в состав Уральского федерального округа, Тюменская область (без автономных округов) имела наиболее высокие показатели по темпам роста инвестиций в основной капитал и реальной заработной платы работающих, вводу жилых домов. Индекс промышленного производства являлся одним из самых высоких среди регионов УрФО и существенно превысил общероссийский показатель.

Тюменская область имеет выгодное стратегическое положение и является связующим звеном между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом. По ее территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и автомобильные дороги федерального значения, связывающие Тюмень с Екатеринбургом, Омском, Курганом, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. В регионе располагается международный аэропорт и крупные речные порты (Тюменский и Тобольский). Через юг области, в основном, осуществляются поставки ресурсов, необходимых для развития нефтегазового комплекса на Севере области. Показатель ВРП на душу населения стабильно выше среднероссийского уровня, отсюда и положительная динамика демографической ситуации в регионе. Численность населения на начало 2006 года достигла 1314,5 тыс. человек. На трудоспособный возраст приходится 65,7% жителей региона, моложе трудоспособного – 17,5%, старше трудоспособного – 16,8%. В 2005 году среднедушевые денежные доходы составили 8430 рублей в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим годом выросли на 17,7%. (см. рис. 1).

Рисунок 1Рисунок 2






В последние годы в большинстве отраслей экономики области достигнут значительный рост производства товаров и услуг. В 2005 году по сравнению с 2000 годом валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах) увеличился на 45%, объем промышленного производства - в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал выросли в 2,6 раза, а валовая продукция сельского хозяйства - в 1,3 раза (см. рис. 2, 3).

Привлечение инвестиций в экономику области - одно из основных направлений в деятельности областных властей. Правительство Тюменской области готово поддержать тех инвесторов, которые хотят вкладывать деньги в региональные предприятия, и стремится создать приемлемые условия для их работы. Здесь осуществляют инвестиционную деятельность компании ТНК-ВР, Уральский ГМК, KCA Deutag, Bentec Drilling, Halliburton, "Юнимилк", MESA IMALAT, "СИБУР Холдинг" и другие.


Рисунок 3

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников
финансирования, млрд. руб.

Приоритетом в региональной экономической политике является развитие перерабатывающих отраслей промышленности, при этом одну из ведущих ролей играет лесопромышленный комплекс.

Тюменская область обладает значительными лесосырьевыми ресурсами.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность становится одним из ключевых факторов развития экономики региона. Запас древесины составляет 777 млн. куб.м, из них спелой и перестойной 458,9 млн. куб.м., в том числе хвойных пород - 178,3 млн.куб.м. (см. рис. 4). Расчетная лесосека – 9419,7 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 1650 тыс.куб.м. (см. рис. 5). Процент использования расчетной лесосеки по югу области составляет 8,8 %, а в Уватском, Тобольском и Вагайском районах, где сосредоточены основные запасы древесины, этот показатель не превышает 4-5 %. В 90-е годы некогда процветавшая лесная отрасль оказалась в кризисном состоянии. Отрасль в целом стала убыточной и не способной к собственному воспроизводству. В лесозаготовительной подотрасли происходили процессы разрушения производственного потенциала.


Рисунок 4


Постепенное возрождение деревообрабатывающего производства началось с 1998 года и с тех пор отрасль демонстрирует устойчивый рост.
Объем производства продукции увеличился в 2005 г. по сравнению с 2000 г. в 2,7 раза (см. рис. 6). На сегодняшний день лесопромышленный комплекс Тюменской области представлен 397 действующими предприятиями. На крупных и средних предприятиях занято около 2,6 тыс. человек, на малых – более 10 тыс. человек. Производимый ими объем промышленной продукции составляет 2,5 млрд. руб., доля в региональном продукте – 5,4%. При этом степень износа основного обрабатывающего оборудования превышает 75%.



Рисунок 5


Регион имеет ряд преимуществ для развития деревообрабатывающей отрасли. Это низкозатратная – в свете мирового сравнения – производственная база (конкурентоспособные цены на рабочую силу, энергоносители и древесину), обильные лесные ресурсы, устойчивый рост рынков, выгодная география для поставки продукции на основе древесины в Казахстан и другие страны Центральной Азии, опыт производства фанеры, ДСП, пиломатериалов, наличие высококвалифицированных кадров и научно-технического потенциала, наличие достаточных объемов тонкомерной древесины для производства плитной продукции, динамичный рост мебельной промышленности, амбициозные планы по производству и использованию деревянных домов, а также активные действия органов власти по созданию благоприятных условий для развития различных направлений бизнеса.

В области принят областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области», предусматривающий различные формы поддержки инвесторов - налоговые льготы, бюджетные кредиты, субсидии и субвенции, оказание содействия при процедуре предоставления земельных участков и других объектов недвижимости, гарантии.

В последние годы в области создаются благоприятные условия для развития лесного бизнеса, оказывается финансовая помощь в совершенствовании и модернизации производства на действующих предприятиях для увеличения выпуска специфицированных, сухих пиломатериалов экспортного назначения, а также строганных погонажных деталей и клееных изделий, ориентированных на внутренний и внешний рынки. Закон Тюменской области «О мерах по развитию целлюлозно-бумажной промышленности в Тюменской области» стимулирует повышение степени обработки продукции, производимой в Тюменской области.

Развитие рынков продукции указывает на перспективные тенденции увеличения потребления продуктов глубокой переработки древесины (фанеры, древесных плит, специализированных пиломатериалов). В то же время Правительство России проводит политику развития глубокой переработки путем увеличения экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы (см. Приложение «Таможенные пошлины»).

Особое значение в этой связи придается сотрудничеству с Республикой Казахстан, как страной-участником Таможенного союза. Более низкие таможенные пошлины, географическая близость, возможность транзита в другие страны Азиатского региона, отсутствие местных лесных ресурсов – на фоне бурного развития экономики делают рынок этой страны чрезвычайно привлекательным.

Органы исполнительной власти Тюменской области и Казахстана тесно взаимодействуют в развитии торговых связей, поиске партнеров для налаживания динамичных экономических отношений. В результате у казахстанских предприятий возрастает доверие и спрос к продукции тюменских производителей, в частности лесопромышленников. Ежегодно растет объем поставок в Казахстан пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных плит, мебели и другой продукции деревообрабатывающей отрасли.

Правительством Тюменской области проводится работа по упорядочиванию лесопользования, развитию лесозаготовок и повышению обеспеченности деревообрабатывающих предприятий сырьём. В данном вопросе налажен постоянный обмен информацией между руководителями лесхозов и органами исполнительной власти области. Сохраняется практика приоритетного закрепления за деревообрабатывающими предприятиями лесосырьевой базы на условиях долгосрочной аренды для гарантированного обеспечения производства сырьем.

Органами власти активно поддерживается строительство лесовозных дорог. С 2007 года предприятиям, осуществляющим строительство лесовозных дорог, за счет бюджетных средств компенсируется 70% затрат по этим работам.

При поддержке Правительства Тюменской области реализуется ряд инвестиционных проектов ОАО «Тюменский фанерный комбинат», ОАО «ДОК Красный Октябрь», ЗАО «Загрос» и др.



Рисунок 6


Углубленный анализ сильных и слабых сторон лесоперерабатывающей отрасли региона обусловил рекомендации Правительства Тюменской области и финской консалтинговой группы Poyry – официального разработчика стратегии развития лесной промышленности Тюменской области – по выбору инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в Тюменской области:

  • Завод по производству хвойных пиломатериалов;
  • Завод по производству лиственных пиломатериалов;
  • Фанерное производство;
  • Завод по производству ДСП;
  • Завод по производству плит MDF;
  • Завод по производству плит OSB;
  • Предприятие сборного деревянного домостроения;
  • Лесозаготовительное предприятие.

Новые производства, будут оснащены самым современным оборудованием, что даст существенные конкурентные преимущества на внутреннем рынке, а при относительно низких ценах на сырье, энергетические и трудовые ресурсы – и на мировой арене.

Предлагаемые мощности производств определены исходя из анализа конкурентоспособности аналогичных предприятий на мировом уровне, а также с учетом потребностей деревообрабатывающей и мебельной промышленности региона в целях образования лесопромышленного кластера на территории Тюменской области.

При разработке рекомендаций по территориальному расположению производств учитывались такие факторы как объемы сырья, его породный состав, доступность и качество, уровень развития транспортной инфраструктуры, наличие энергоносителей и трудовых ресурсов, подъездных путей, логистическая и экономическая целесообразность. Разумеется, предлагаемый перечень площадок не является исчерпывающим, носит рекомендательный характер и не жестко привязан к определенному производству. Инвестор вправе самостоятельно провести необходимые исследования для размещения своего предприятия и выбрать наиболее подходящий участок.

Далее представлены основные характеристики и перспективы реализации предлагаемых инвестиционных проектов.



*В настоящем проспекте в произвольном порядке представлено оборудование крупнейших мировых производителей (Dieffenbacher, Richman, Pallman, USNR, Laimet, Weinig, Angelo Cremona, Valmet, Timberjack и многих других фирм), что дает представление потенциальному инвестору о широких возможностях выбора партнера, а не в целях рекламы. Более подробные консультации, перечень и порядок распределения мощностей можно получить у производителей.


**В работе использованы данные следующих источников:

  • Стратегия развития лесной промышленности Тюменской области, разработчик – «PoyryOy», Финляндия;
  • Федеральная служба государственной статистики;
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;
  • Федеральная Таможенная служба;
  • Федеральное Агентство лесного хозяйства;
  • Федеральное Агентство по промышленности;
  • Программа развития промышленности Тюменской области на 2006-2008гг.;
  • Лесопромышленные издания (lesprom.ru, rwt.ru, wood.ru и др.)



« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.