О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




ЖКХ / Общая характеристика

Общая характеристика  | Финансовые показатели | Региональные программы | Водоснабжение | Газоснабжение | Теплоснабжение | Предприятия ЖКХ | ОЦП  «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства на 2006-2008 гг.»

Потенциально жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей. Среди предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт жилищного фонда, постоянно растет доля частных компаний. На рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) выходят частные управляющие компании, которые начинают конкурировать между собой. Массовое создание товариществ собственников жилья станет мощным толчком к развитию частных предприятий.

Организациями государственной и муниципальной формы собственности оказано населению 41% жилищно-коммунальных услуг, 13% - частной и 46% - смешанной.



В жилищно-коммунальном комплексе Тюменской области в последние годы наблюдаются серьезные изменения. Процент износа материально-технической базы здесь в среднем ниже, чем по России. Тюменская область одной из первых в России предложила передать инвестору на техническое обслуживание сети и оборудование – и это один из ярких примеров результативного взаимодействия властей и бизнеса в реформировании ЖКХ

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг сделан революционный шаг - на территории юга Тюменской области созданы единые расчетно-кассовые центры, цель которых устранить посредников между производителями и потребителями коммунальных услуг. Там же организуется регистрация граждан по месту пребывания, получение необходимых справок. С 2001-го по 2004-й ликвидировано более 100 посредников, получавших плату за жилищно-коммунальные услуги с населения и не перечислявших ее далее производителю.

В области отлажена система ценообразования, введена система оплаты услуг. Межведомственной комиссией по тарифному регулированию выровнены тарифы в жилищно-коммунальном комплексе. Тарифы на одну и ту же услугу три-четыре года назад в соседних муниципальных образованиях разнились в несколько раз, что приводило к росту социальной напряженности.

В результате проведенной совместно с органами местного самоуправления работы на территории области способ управления выбрали собственники 1476 многоквартирных домов. В том числе:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 468 домов;
  • управление товариществом собственников жилья - 244 домов;
  • управление управляющей организацией – 764 домов.


Из 25 управляющих компаний, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах 12 – МУП (муниципальные унитарные предприятия), 13 – частные компании.

Реформа ЖКХ Тюменской области рассчитана до 2010 года. Первый этап реформирования системы успешно пройден. Далее планируется продолжить внедрение системы расчета за услуги ЖКХ в единых кассовых центрах. Планомерно идет инвентаризация отрасли. Уже оформлены правоустанавливающие документы на все электрические сети. Продолжится работа по снижению аварийности на сетях, к 2008 году ожидается уменьшение показателей в разы. Модернизация позволит преодолеть проблему износа основных фондов ЖКХ, если в 2004-ом показатель составляет чуть более 50%, то к 2015 году планируется снижение до примерно 20%.

В последние годы на юге Тюменской области наблюдается заметное увеличение инвестиционной активности. Жилищно-коммунальное хозяйство находится на втором месте по притоку инвестиций (после транспортной сферы). Инвестиции в данную сферу в прошлом году превысили вложения в промышленность и составили 3,8 млрд. рублей, что неудивительно, учитывая внимание региональных органов власти к инфраструктурным отраслям экономики. По сравнению с 1998 годом размер инвестиций вырос в 1,9 раза. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, сделать эффективной сферу жилищно-коммунального хозяйства за счет средств одного лишь бюджета невозможно. Необходимо привлечение частных инвесторов.

В городах прежде всего необходимо решить вопрос по реорганизации существующий муниципальных предприятий и проведении технического обследования существующих инженерных систем. В этом плане наиболее перспективными являются МУП «Водоканал» г. Тюмень и ОАО «Ишимский водоканал».

На сегодняшний день реализуется пилотный проект по трем муниципальным образованиям Тюменского района. Срок проекта 1 год. При наличии обоюдной выгоды как для органов местного самоуправления так и для инвестора будет возможность распространить сотрудничество на другие муниципальные образования 

            
Развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг



Показатели

Базовый показатель

Плановый период

2006

2007

2008

Количество частных предприятий и предприятий иных форм собственности, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (кроме предприятий муниципальной и государственной собственности)394450500550


В Тюменской области наблюдается небольшой рост обеспеченности коммунальными услугами, среди которых наиболее динамично развивается система водоснабжения, канализации и центрального отопления.

Однако около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. Существенная часть жилищного фонда не имеет того или иного вида благоустройства. Водопроводом оборудовано 67,2% жилищного фонда юга области, центральным отоплением – 73,6%, канализацией – почти 64%, горячим водоснабжением – 53%, газом – 41,6%, напольными электроплитами – 47,3%.



Степень обеспеченности жилищного фонда инженерными коммуникациями на 01.01.2006 г.*

№ п/п

Наименование территории

Удельный вес площади, оборудованной (%)

водопроводом

канализацией

центральным отоплением

ваннами (душем)

газом

горячим водоснабжением

1г. Тюмень92,490,992,787,22488
2г. Ишим59,759,275,653,769,523,8
3г. Тобольск88,186,588,679,815,673
4г. Ялуторовск61,460,176,948,45731,3
5Абатский21,317,418,67,695,10,5
6Армизонский23,123,121,421,492,31,6
7Аромашевский22,813,116,611,174,8
8Бердюжский21,520,620,318,593,5
9Вагайский10,3913,34,668,12,8
10Викуловский15,811,411,48,482,30,1
11Голышмановский17,412,517,89,784,1
12Заводоуковский52,839,154,630,754,612
13Исетский39,93225,710,9720,6
14Ишимский33,132,832,524,578,15,6
15Казанский31,628,228,619,480,6
16Нижнетавдинский14,513,914,7562,72
17Омутинский26,222,926,819,179,74,1
18Сладковский8,78,211,77,3970,4
19Сорокинский23,423,418,119,792
20Тобольский26,613,314,2835,16
21Тюменский59,751,46042,136,126,2
22Уватский78,755,861,944,353,428,5
23Упоровский17,411,2273,3781,4
24Юргинский16,416,416,12,785,72,7
25Ялуторовский4121,230,315,168,80,1
26Ярковский18,218,218,913,485,510,7

Итого:35,4630,4534,4023,6969,8312,36


Для региона характерен очень высокий уровень газификации, что отражается на показателях по центральному отоплению. Например, в Аббатском районе произошло снижение уровня обеспеченности центральным отоплением с 25,3% в 2001 г. до 18,6% в 2005 г., однако уровень обеспеченности газом в районе составил к 2005 г. 95% (против 80% в 2001 г.). В системе водоснабжения и водоотвода в последние годы наметился подъем, и в ближайшие годы можно ожидать стабилизации ситуации.

Основными направлениями обеспечения населения качественными услугами теплоснабжения являются замена ветхих тепловых сетей, применение современных материалов и оперативное реагирование по устранению аварийных ситуаций.



Необходимый объем средств на приведение в соответствие с нормативным требованиям жилищно-коммунального комплекса Тюменской области, тыс. руб.

2005200620072008
Требуемый объем средствГос. поддержкаСредства ИнвестораНедоста-ток финанси-рованияГос. поддержкаСредства ИнвестораГос. поддержкаСредства ИнвестораГос. поддержкаСредства Инвестора
Жилищный фонд1. Потребность финансовых средств по переходу на новую систему управления жилищным фондом в Тюменской области от 8 млн. руб.
2. Доведение жилищного фонда до нормативного состояния 28 361,8 млн. руб.
Лифтовое хозяйство96 70735 000-61 707134 040-139 720-119 030-
ТБО21 25021 250--63 090-35 320-40 270-
Теплоснабжение967 000361 175320 000285 825507 000380 000457 000430 000387 000500 000
Электроснабжение1 301 80558 8051 243 000-80 0001 491 00080 0001 789 00050 0002 147 000
Водоснабжение и канализация3 053 100915 400353 0001 784 7002 253 000800 0001 853 0001 200 0001 553 0001 500 000
Газоснабжение893 300652 6009 300250 0001 960 0001 071 9602 120 0001 286 3521 830 0001 543 622
Итого6 333 1622 044 2301 916 0002 382 2324 997 1303 742 9604 685 0404 705 3623 979 3005 690 622

* Общая потребность финансовых средств с 2005 по 2008 гг. составляет 62 503 376 тыс.руб

    

Жилищно–коммунальные услуги

Жилищно–коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место в рейтинге отдельных видов платных услуг населению. Доля жилищно – коммунальных услуг в объеме платных услуг населению к концу 2005 г. приблизилась к 20%, уступив первое место транспортным услугам.

В 2005 г. общий объем предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг составил 3779,5 млн. рублей, в том числе жилищных – 1062,1 млн. рублей, коммунальных – 2717,4 млн. рублей. Объем коммунальных услуг в 2,6 раза превысил объем жилищных услуг. В сравнении с 2004 г. объем жилищных услуг увеличился на 7,6%, с 2001 г. – на 8,2%, коммунальных – соответственно на 9% и 3,8%.



Структура расходов потребителей на оплату услуг ЖКХ



Увеличение объемов жилищно-коммунальных услуг, предоставленных населению, в значительной степени обусловлено динамикой устанавливаемых федеральных и региональных стандартов доли платежей населения на покрытие затрат по оказанию этих услуг и ростом тарифов на них.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые услуги (в целом по всем видам жилищно-коммунальных услуг) в 2005 г. установлен, как и в 2004 г., в размере 100% от затрат на предоставление всех видов жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с нормативами, утвержденными органами местного самоуправления Тюменской области (без автономных округов) установленный уровень платежей граждан в 2005г. составил 90% от всех затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Фактический уровень возмещения затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2005 г. по югу области составил 83%. Разница между установленным и фактическим уровнем возмещения населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги частично сложилась из задолженности населения по оплате этих услуг.




В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция опережающего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги относительно других видов платных услуг и потребительских товаров. Так, в декабре 2001 г. рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с декабрем предыдущего года составил 62%, на платные услуги в целом – 44%, продовольственные товары – 19%, непродовольственные – 15%; в 2004 г. соответственно – 20%, 15%, 9,5%, 7,8%. В 2005 г. индекс потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги сложился на уровне 111,6%, что на 4 п.п. ниже индекса цен на платные услуги и практически на уровне индекса цен на потребительские товары (111,3%). Тарифы на коммунальные услуги выросли в большей степени, чем на жилищные. Формирование цен тесным образом связано с состоянием материально-технической базы отрасли. Изношенность сетей, плохое состояние жилищного фонда, отсутствие энергосберегающего оборудования неизбежно ведет к потерям и высокой себестоимости услуг.



Индексы потребительских цен на платные услуги населению  (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)


20012002200320042005
Платные услуги населению144,0129,3118,7114,7115,6
из них:




жилищно-коммунальные
услуги
162,4135,7121,0120,3111,6
в том числе:




жилищные154,1133,495,3135,5103,1
коммунальные163,9136,1130,2112,3117,3

Из наблюдаемых видов жилищных услуг более всего увеличились тарифы по оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилья в приватизированных квартирах – на 8,9%. Из коммунальных услуг значительно возросли цены на газ сетевой (на 35,4%), водоснабжение и канализацию (на 20,3%), горячее водоснабжение (на 17%).

 
Динамика средних потребительских цен (тарифов) на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг по регионам области       (на конец года)



Индексы потребительских цен на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)


20012002200320042005
Плата за жилье в домах муници-пального жилищного фондов155,7127,195,3144,8107,4
Оплата эксплуатационных расходов в приватизированных квартирах155,8128,195,1147,2108,9
Оплата эксплуатационных расходов в домах ЖСК108,3100,0115,3104,0
Плата за водоснабжение и канализацию143,5123,6115,0154,2120,3
Плата за отопление114,1163,2104,6119,9
Плата за горячее водоснабжение2,3р158,6116,1103,4116,9
Плата за электричество (основной тариф в квартирах без электроплит)125,7122,7129,6105,7108,1
Плата за газ сетевой118,5141,5120,1131,6135,4
Плата за газ сжиженный 92,5133,3112,5100,0100,0

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2005 г. составили 341 рубль на члена домохозяйства в месяц и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 22%, с 2001 г. – в 3,6 раза.

Доля расходов на ЖКХ в доходах населения:

  • по области 7,9%
  • в сельской местности - 8,5%
  • в городах - 7,6%

В 2005 г. в потребительских расходах домашних хозяйств 7,9% приходилось на оплату жилищно-коммунальных услуг. Группы населения с различным уровнем благосостояния имели значительные различия в затратах на оплату жилья. В структуре потребительских расходов первой группы населения (с низким уровнем достатка) оплата жилищно-коммунальных услуг занимала 15,9% всех потребительских расходов. В то время, как в десятой группе населения удельный вес жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах не превышал 3,9%.

Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) в процентах


20012002200320042005
Расходы на оплату жилищно-
коммунальных услуг
5,26,67,27,77,9
в том числе:
Жилья0,71,21,01,51,5
Электроэнергии0,70,70,90,90,8
Газа0,20,20,20,20,2
центрального отопления1,82,22,62,12,1
воды и других коммунальных услуг1,82,32,53,03,3

Уровень обслуживания населения в жилищно-коммунальном секторе находится в зависимости от состояния жилищного фонда и коммуникаций. Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Доля жилья, отнесенного к ветхому и аварийному, в общем объеме жилищного фонда постепенно увеличивалась (с 4,1% в 2001 г. до 4,6% в 2005 г.), а доля выбытия ветхого и аварийного жилья наоборот сокращалась (с 2,8% до 1,7%).

Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунальных услуг к оплате в полном объеме услуг потребителями сопровождался мерами по социальной защите населения в виде предоставления субсидий (компенсаций) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг в среднем пользовались 11,4% от общего числа семей юга области. Число семей, получавших субсидии, в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 15,6%, а сумма начисленных субсидий – на 7,

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг


20012002200320042005
Число семей, получивших
субсидии на конец года, тысяч
28,742,361,746,954,2
Удельный вес семей, пользующихся
субсидиями, в процентах
6,08,812,99,811,4
Сумма начисленных субсидий,
млн. рублей
51,8131,7242,3204,3219,2
Средний размер субсидий на семью,
рублей в месяц
150259327362337

За последние пять лет наблюдался рост числа семей, получавших субсидии, к уровню 2001 г. число их увеличилось на 89%. Наряду с этим, увеличивались суммы начисленных субсидий и средний их размер на одну семью. Суммы субсидий дифференцированы по городам и районам области. Максимальный размер среднемесячной субсидии на одну семью в 2005г. отмечен в Абатском (997 рублей) и Викуловском (746) районах, минимальный – в Аромашевском (171), Нижнетавдинском (160), Юргинском (153) районах.

В структуре начисленных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг 53% занимали суммы начисленные на компенсацию оплаты за отопление, 14% - за жилье, 13% - горячее и холодное водоснабжение, почти 8% - за канализацию, более 6% - за электроснабжение.

Наряду с предоставлением субсидий, население пользуется социальной поддержкой (льготами) по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством. В отличие от субсидий они носят постоянный характер и не зависят от уровня доходов семьи, причем многие из них распространяются на совместно проживающих членов семьи.

В 2005 г. затраты организаций юга области по предоставлению гражданам льгот по сравнению с 2004 г. возросли на 27%, с уровнем 2001 г. - в 3 раза. Доля граждан, пользующихся льготами по оплате отопления, составляла 32% от общего числа пользователей, по оплате канализации – 12%, газоснабжения – 18%, водоснабжению – 28%. Каждому пятому пользователю электроэнергией предоставлялись льготы по их оплате.    

Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг


20012002200320042005
Число граждан, которым предоставлена социальная поддержка, тыс. человек450,2461,3370,7455,8365,0
Затраты по предоставлению социальной поддержки гражданам, млн. рублей284,9424,9450,7666,4849,5
Средний размер социальной поддержки на одного пользователя, рублей в месяц5377101122194


Затраты по предоставлению социальной поддержки населению юга области в 2005 г. почти полностью были погашены за счет средств бюджетов всех уровней, лишь небольшая часть недостающих средств приходилась на организации жилищно-коммунального хозяйства. Из общего числа льготников наибольшее число составляли инвалиды (38%) и ветераны (36%).

Размер льгот дифференцирован в разрезе городов и районов. Наибольший среднемесячный размер льгот на одного пользователя в 2005 г. отмечен в Уватском (314 рублей), Ярковском (239), Исетском (233), Тюменском (223) районах, а наименьший – в Берюжском (113), Казанском (123), Армизонском (124) районах.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области (http://www.oblstat.tmn.ru/)



« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.