О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




Транспорт / Общая характеристика транспортной инфраструктуры

Общая характеристика транспортной инфраструктуры | Автомобильный транспорт | Железнодорожный транспорт | Речной транспорт | Авиационный транспорт | Трубопроводный транспорт | Перспективы развития 

Тюменская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, дающей возможность динамичного развития бизнеса на ее территории. Специфика геоэкономического положения Тюменской области заключается в том, что она соприкасается с важнейшими экономическими районами - Уралом, Центральной Сибирью. В международном отношении на развитие экономики оказывает влияние соседство с Казахстаном, близость к республикам Средней Азии.

Отличительной чертой транспортной инфраструктуры Тюменской области является наличие федеральных железных и автомобильных магистральных дорог, осуществляющих связи с Западно-Сибирским нефтегазовым комплексом и являющихся участком транспортного направления «Запад-Восток», а также автомобильных дорог, связывающих область с Казахстаном. Железнодорожный и автомобильный транспорт несут особую нагрузку в транспортной системе Тюменской области.

Города Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск и Ишим расположены на Транссибирской железнодорожной магистрали. В них совершают остановки большинство проходящих поездов, следующих по маршрутам, связывающим Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Через Тобольск проходит железнодорожный путь на Тюменский Север.

Для социально-экономического развития области важнейшее значение имеет железная дорога Тюмень - Сургут - Новый Уренгой, обеспечивающая связь с северными территориями.

Для целого ряда районов основным видом транспорта является речной.

Из 22 административных района Юга Тюменской области, коммуникации основных видов транспорта имеют:

Административные районы

Наличие транспорта

Кол-во районов

Наименование районов

Количество видов

Виды транспорта

1

2

Тюменский и Тобольский

5

железнодорожный, автомобильный (в т.ч. дороги), речной, воздушный и трубопроводный

2

2

Уватский и Ярковский

4

железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный

3

8

Нижнетавдинский, Ялуторовский, Заводоуковский, Омутинский, Голышмановский, Ишимский, Абатский и Сладковский

3

железнодорожный, автомобильный, и трубопроводный

4

1

Вагайский

3

автомобильный, речной и трубопроводный

5

2

Аромашевский и Сорокинский

2

автомобильный и трубопроводный

6

7

Викуловский, Исетский, Упоровский, Армизонский, Бердюжский, Юргинский и Казанский

1

автомобильный

Из вышеперечисленного видно, что основным видом транспорта являются автомобильный (22 района) и железнодорожный (12 районов).

Транспортные коммуникации расположены в Уватском, Тобольском и Вагайском административных районах неравномерно, имеют вид транспортных коридоров, и процент обеспеченности коммуникациями района при этом составляет около 30%.

Развитие Западносибирского нефтегазового комплекса останется определяющим фактором для развития транспортного комплекса, грузообмен между регионами Западносибирского НГК (включая Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО) будет входить в число первых по объемам перевозок на Свердловской железной дороге как по прибытию, так и по отправлению. Через территорию юга области в ХМАО и ЯНАО с Урала и других регионов поступают главным образом минеральные строительные материалы, строительные конструкции и детали, трубы, оборудование, металл и прочие грузы, в обратном направлении перевозятся нефть, нефтепродукты, лес и продукции деревообрабатывающей промышленности.

Для использования транзитного потенциала транспортной системы значительное внимание будет уделено развитию перевозок грузов на транссибирском направлении и в направлении с юга на север Тюменской области.

Финансово-экономические показатели. В валовом региональном продукте области на долю транспорта приходится ежегодно порядка 7%. За последний год значительно увеличились инвестиции в сфере магистрального железнодорожного транспорта (11%), вдвое увеличились вложения в основной капитал внутреннего водного транспорта.

Расходы из бюджета области на развитие транспорта за последние 5 лет возросли в 5,5 раз, а на развитие дорожного хозяйства - почти в 10 раз.

Расходы консолидированного бюджета на развитие транспорта и дорожного хозяйства в Тюменской области (без автономных округов), млн. рублей

  2001г.2002г.2003г.2004г.2005г.
Транспорт
Консолидированный бюджет253,2303,9428,6486,61271,0
в том числе:
федеральный бюджет19,324,826,836,7
бюджет субъекта Российской

Федерации

233,9279,1401,8449,91271,0
Дорожное хозяйство
Консолидированный бюджет564,6708,72909,43329,320808,0
в том числе:
федеральный бюджет344,0519,11215,51224,0
бюджет субъекта Российской

Федерации

220,6189,61693,92105,320808,0

Удельный вес прибыльных предприятий автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, увеличился почти в 6(!) раз. В целом же по отрасли «Транспорт» прирост доли прибыльных предприятий составил около 14%.

Сальдированный финансовый результат деятельности  организаций в Тюменской области (без автономных округов), млн. рублей

 2004г.2005г.
Транспорт - всего4925,13926,8
в том числе:
деятельность железнодорожного транспорта39,014,3
деятельность прочего сухопутного транспорта-55,0-2,8
из него
деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию-51,3-27,6
деятельность городского электрического транспорта-9,0-12,7
транспортирование по трубопроводам4846,73421,8
деятельность внутреннего водного транспорта35,7109,9
деятельность воздушного транспорта2,53,1
вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность56,2380,5

Следует отметить, что все направления нуждаются в модернизации и реконструкции с расширением пропускной способности линейных, станционных и терминальных сооружений, а также с формированием системы их сервисного обслуживания. Кроме этого, необходимо учитывать реализацию крупных международных проектов, а также вероятность освоения новых районов добычи углеводородного сырья на севере Ямало-Ненецкого АО.

Проблемными вопросами являются:

  • невысокая плотность, неудовлетворительное состояние внутриобластной сети автодорог;
  • слабая развитость межрайонных, межселенных автодорог;
  • неудовлетворительное состояние речного транспорта, необходимость модернизации речных портов, осуществляющих поставку грузов в районы Тюменского Севера.



« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.