О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




Потребительский рынок / Потребительский потенциал

Потребительский потенциал | Потребительские цены  | Статистика

Потребительский потенциал

Потребительский рынок Тюменской области является вторым по значимости и емкости после московского и имеет огромный потенциал. Маркетинговые исследования показывают значительный объем денежных средств населения области и высокий потребительский уровень. При этом в последние годы потребительский рынок области характеризуется и относительно высокой товарной насыщенностью.

Доходы населения области за последние 5 лет увеличились почти в 4 раза и в 2005 году составили 8,2 тыс. рублей в месяц на одного жителя. Активная экономическая политика, устойчивость бюджетной системы обеспечат их дальнейший рост, как минимум, на 20% в год.

Среднемесячные доходы на одного жителя Тюменской области за 8 месяцев 2006 года составили 9,4 тыс. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 35%.

В целом за 2006 год доходы жителей области оцениваются в сумме 165,4 млрд. рублей, при этом среднемесячные денежные доходы составят 10,5 тыс. рублей в месяц, а среднемесячная зарплата - около 12,4 тыс. рублей.

Поддержанию доходов на высоком уровне способствовал, прежде всего, рост заработной платы. Среднемесячная зарплата за январь-июль 2006 года составила 11,6 тыс. рублей, что в 1,3 раза выше уровня прошлого года. В апреле этого года средняя номинальная зарплата тюменца составляла 13,8 тыс. рублей (по России — 9,5 тыс. рублей). Фактический уровень доходов еще выше, поскольку эти данные еще не включают информацию о субъектах малого предпринимательства.

Устойчивый рост доходов населения способствует увеличению потребительского спроса населения на услуги. В связи с востребованностью населением прогнозируется сохранение высоких темпов роста услуг связи, туристических, культуры и образования.

В период 2007-2009 гг. среднемесячные денежные доходы населения будут расти примерно по 7-8% в год в реальном выражении и в 2009 году, по оценке, составят около 16 тыс. рублей в месяц на одного жителя.

Общий объем номинальных денежных доходов населения области в 2007 году оценивается в сумме 191,8 - 193,7 млрд. рублей, в 2009 году – 245-251,5 млрд. рублей. При этом 40% доходов будет получено в виде заработной платы. Среднемесячная зарплата в области в 2007 году составит около 14,8 тыс. руб. в 2009 году – 19,3 тыс. руб., что превысит сложившийся в 2005 году уровень оплаты труда, соответственно, в 1,5 и 2 раза соответственно. Около 10% доходов населения формируется за счет социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности, поступлений из финансовой системы, страховых выплат.

Структура населения по величине денежных доходов,
в процентах к итогу
Тюменская область (без автономных округов)
  2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
до100,0 0,01 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
100,0-700,0 11,78 3,65 2,34 1,10 0,55 0,42
700,1-1300,0 24,05 14,35 9,55 5,43 3,66 2,66
1300,1-1900,0 19,79 17,3 12,76 8,53 6,76 4,97
1900,1-2500,0 13,74 15,17 12,52 9,52 8,30 6,32
2500,1-3100,0 9,22 11,96 10,97 9,27 8,64 6,85
3100,1-3700,0 6,20 9,05 9,16 8,49 8,29 6,84
3700,1-4300,0 4,22 6,76 7,50 7,51 7,61 6,54
4300,1-4900,0 2,92 5,05 6,10 6,54 6,82 6,10
4900,1-5500,0 2,06 3,78 4,94 5,65 6,02 5,59
5500,1-6100,0 1,48 2,84 4,01 4,85 5,28 5,08
6100,1-6700,0 1,07 2,15 3,26 4,18 4,59 4,59
6700,1-7300,0 0,78 1,65 2,67 3,58 4,00 4,13
7300,1-7900,0 0,58 1,27 2,19 3,08 3,48 3,70
7900,1-8500,0 0,45 0,98 1,81 2,66 3,02 3,33
свыше 8500,0 1,65 4,04 10,22 19,61 22,98 32,88

Несмотря на то, что среднемесячные доходы населения области в 3,3 раза превышают величину прожиточного минимума, доля населения с доходами ниже этого уровня остается значительной. В 2005 году эта цифра составила 15,6% от общей численности населения. Это несколько ниже среднероссийского показателя - 18,4%.

Предусматривается дальнейшее снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума: если в 2005 году она составила 15,6%, то в 2007 году – 9 процентов. К 2009 году поставлена задача снизить число жителей имеющих доходы ниже прожиточного минимума, до 6 процентов.

О росте доходов населения свидетельствует увеличение размеров вкладов в учреждения Сберегательного банка России и коммерческие банки. На конец 2005 года объем вкладов в расчете на душу населения в учреждениях Сберегательного банка увеличился в сравнении с предыдущим годом на 15,4% и составил 8,7 тыс. рублей. По данным Главного управления Центрального банка РФ по Тюменской области в кредитных организациях их размер возрос на 57% и составил 9,5 тыс. рублей на каждого жителя.

Маркетинговые исследования показывают емкость как продовольственного, так и непродовольственного рынков Тюменской области.

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2005 году достиг 50,9 тыс. рублей (в 2004 году – 39,9 тыс. рублей). Каждому жителю области предоставлено услуг в среднем на сумму 14,5 тыс. рублей (в 2004 году – на 11,9 тыс. рублей).

В I полугодии 2006 г. продано товаров на сумму 25,5 тысяч рублей на душу населения. По данному показателю Тюменская область (без автономных округов) занимает 3-е место в УрФО, 10-ое место среди субъектов РФ. 

Продовольственных товаров населению было продано в I полугодии 2006 г. на 17,6 млрд. рублей (на 24% больше, чем в I полугодии 2005 г.), непродовольственных – на 18 млрд. рублей (на 15%). В структуре оборота розничной торговли удельный вес этих товарных групп составлял 49% и 51% (в соответствующем периоде 2005 г. – 47% и 53% соответственно). На 10% увеличился оборот общественного питания, составивший 2,8 млрд. рублей.

Населению было оказано платных услуг на 10,7 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в январе-июне 2005 г. Наибольший удельный вес в их структуре занимали услуги транспорта (23%), связи (19%), коммунальные (15%), системы образования (11%).

Потребительский товарный рынок юга Тюменской области в значительной степени оккупирован производителями из других регионов России и из-за рубежа. Особенно это касается рынка промышленных товаров, где рыночная доля местных предприятий на порядки ниже, чем на продовольственном. В структуре оборота потребительского товарного рынка Тюменской области преобладающую долю (около 70 - 75%) занимают промышленные товары, в подавляющем большинстве привезенные извне.



« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.