О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




Стратегия развития туризма

Скачать в формате .doc (WORD) 450кб

       
В настоящее время Тюменская область обладает значительным туристским потенциалом, а также объективными предпосылками для его развития, особенно в части делового, историко-познавательного, санаторно-курортного и охотничье-рыболовного туризма. Однако данный потенциал используется неэффективно: поток туристов, доходы и занятость в туриндустрии не соответствуют потенциалу, что объясняется отсутствием до настоящего времени системной организованной работы по формированию конкурентоспособной туристкой индустрии и туристского кластера. Тюменская область имеет объективные предпосылки (потенциальную возможность) развития индустрии туризма темпами – 13-15%, более высокими, чем прогнозируемые до 2010 г. среднероссийские (10-12%). Темпы роста отрасли за два последние года составили менее 8% в год, данный показатель ниже среднероссийского (10%).

Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области:

1. Культурные ресурсы для целей туризма 

Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др.

По числу объектов (количественный показатель), составляющих туристские культурные ресурсы (музеев, театров, памятников истории и культуры, спортивных сооружений и т.д.), Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с рядом развитых стран, таких как Канада, Норвегия, Германия и др.

Наличие культурных ресурсов на юге Тюменской области определяется несколькими волнами культурного освоения (историко-культурными периодами развития) данной территории: 

  •  Памятники, связанные с существованием на территории коренного угорского населения региона, предков манси и ханты, а также памятники культурных волн освоения данного региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области существуют памятники каменного и бронзового веков, следы пребывания древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники скифо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш) 
  • Памятники, отражающие формирование первых государств: в нач. XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в сер. XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык). 
  • Памятники истории и культуры периода завоевания Сибири русскими, российской колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского ханства, завоевание «Старой Сибири» (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень).
  • Памятники Тобольска периода его расцвета в качестве столицы Сибири, превращение Тобольска и Тюмени в важнейшие опорные точки дальнейшего продвижения русских на восток и главные транзитные пункты на сибирских торговых путях. 
  • Памятники эпохи XIX века, эпохи декабристов, на фоне упадка Тобольска и усиления Тюмени в связи изменением направления Московско-Сибирского тракта и сооружением Транссибирской магистрали. 
  • Памятники рубежа XIX – нач. ХХ века, в том числе связанные с темой Распутина и Романовых. 
  • Памятники советской эпохи довоенного и военного времени, индустриализации региона. 
  • Памятники освоения территории в качестве нефтегазового региона.

К историческим городам на территории Тюменской области относятся, кроме Тобольска, Тюмень, Ялуторовск, Ишим. Это в настоящий момент культурные точки локального, а в перспективе – в случае реализации проектов по туризму и культуре, - регионального значения.

2. Природные факторы для целей туризма

Географическое положение Тюменской области, расположенной в пределах Западно-Сибирской равнины, в основном в между­речье Тобола и Ишима, в лесостепной и степной природных зонах, благоприятно для развития туризма. Экологически чистые ландшафтные и рекреационные комплексы, заказники с разнообразной флорой и фауной, многочисленные водные объекты, представляющие интерес для экологического и охотничье-рыболовного туризма. Однако существуют объективные ограничения для развития туризма, обусловленные природными факторами (недостаток исключительных по своей туристской привлекательности природных объектов и явлений, короткий летний туристский сезон, наличие комаров и гнуса и т.д.).

На территории юга Тюменской области расположены: 2 государственных природных заказника федерального значения — "Тюменский" и "Белозерский", 33 заказника регионального значения, 29 памятников природы. Кроме них к особо охраняемым территориям относятся водно-болотные угодья международного значения "Озера Тоболо-Исетской лесостепи".

Стратегия развития туризма Тюменской области

Целью развития туриндустрии Тюменской области на 2006-2010 гг. является развитие конкурентоспособной туристской индустрии Тюменской области, улучшение социально-экономических результатов региона (налоговых поступлений в бюджет, роста уровня жизни населения за счет роста занятости и средней зарплаты в туриндустрии; роста качества жизни за счет повышения культурного уровня и патриотического воспитания населения области, сохранения для будущих поколений историко-культурного наследия и экологии). Это предполагает:

1.  увеличение числа туристов на 70% в 2010 г., в том числе в 2008 на 35% со среднегодовым темпом роста 11% (при среднероссийском темпе – 10%);
2.  увеличение оборота (денежных поступлений) от туризма в два раза к 2010 году, в том числе в 2008 году на 50%;
3.  рост занятости населения Тюменской области в туристской отрасли на 30% к 2010 г., в том числе к 2008 – на 20% со среднегодовым темпом роста на 8%;
4.  увеличение поступлений в бюджет от туристской индустрии на 50% в 2010 г., в том числе в 2008 – на 25%, со среднегодовым темпом роста 9% и с удвоением за 8-9 лет;
5.  повышение качества жизни населения области: 

  •  культурного уровня и патриотического воспитания: рост посещений историко-культурных объектов на 50% в 2010 г., в том числе – на 25% в 2008 г.; 
  • укрепление здоровья: рост числа путевок в оздоровительные учреждения и посещений спортивных учреждений на 30% в 2010 г., в том числе в 2008 г. – на 20%;

6.  сохранение для будущих поколений историко-культурного наследия и уникальных природных ресурсов:

  • увеличение в 2 раза в 2010 г. доли отреставрированных историко-культурных объектов, в том числе в 2008 г. – на 60%;
  • сохранение в пределах нормы экологических характеристик заказников и рекреационных территорий.

Основными задачами являются:

1. Развитие туристской инфраструктуры (включая средства размещения, дороги, транспорт, общественное питание, торговое обслуживание туристов и др.) и развитие объектов туристского интереса.

Расходы на эту группу проектов составят около 70% затрат на реализацию стратегии. Для ее решения необходимы крупные бюджетные вложения, привлечение внебюджетных средств, а также создание благоприятных условий для инвесторов. Реализация инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры занимает продолжительное (с начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию проходит не менее 2-х лет. Для решения этой задачи целесообразно привлечение крупных международных компаний, владеющих сетями отелей («Новотель», «Мариотт», SAS Residor «Park Inn», отеля «Ibis» компании Аккор групп).

2. Разработка и продвижение на рынок конкурентоспособных туристских продуктов (включая конкретные маршруты).

3. Информационно-организационное обеспечение развития индустрии туризма (включая первоочередные быстрореализуемые меры и кадровое обеспечение).

Приоритетными являются проекты, реализация которых может дать основной вклад в достижение целей в 2006-2008 гг.

Основные этапы реализации стратегии

Этапы

Содержание работ

Сроки

Этап 1

Корректировка и утверждение областной целевой программы "Основные направления развития туризма в Тюменской области".

декабрь 2005 г. - март 2006 г.

Этап 2

Маркетинговые исследования рынка для продвижения турпродукта юга Тюменской области. Создание эффективной системы управления и новых механизмов взаимодействия всех участников туристического бизнеса, включая мониторинг и новую статистику. Освоение позитивного опыта, переподготовка кадров и реализация других первоочередных приоритетных организационных изменений (Задача 3). Получение первых результатов.

Разработка (Задача 2) востребованных тур.продуктов и отработка систем их продвижения. Корректировка (при необходимости) стратегии и ОЦП развития туризма в Тюменской области,

Выполнение (Задача 1) планов работ по инвестиционным проектам в инфраструктуре.

2006 г.

Этап 3

Получение основных конечных результатов. Корректировка стратегии и разработка ОЦП на 2009-2012 гг.

2007-2008 гг.


Развитие туристской отрасли должно быть принято в качестве приоритета в рамках социально-экономической политики Правительства Тюменской области. Основой политики Правительства области является государственная поддержка создания туриндустрии, конкурентоспособной на российском и мировом рынке туристских услуг.

Основные формы государственной поддержки:

  • включение в государственные программы и бюджетное финансирование части приоритетных с государственной точки зрения проектов; 
  • софинансирование мероприятий с привлечением внебюджетных источников; 
  • предоставление земельных участков; 
  • создание инфраструктурных площадок; 
  • кредитование и субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам.


« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.