О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  НАСЕЛЕНИЕ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ
  НЕДВИЖИМОСТЬ
  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  БИБЛИОТЕКА ИНВЕСТОРА
  КАРТА САЙТА
  ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ
  КАДРЫ ДЛЯ ИНВЕСТ. ПРОЕКТОВ




Стратегия развития Тюменской области до 2020 г.

Скачать презентацию Стратегия развития Тюменской области до 2020 года (Power Point) 15Мб

Скачать Стратегия (PDF)

Скачать Аналитический отчет «Сравнительный анализ конкурентоспособности региона, его позиционирование по сравнению с иными регионами, определение факторов конкурентоспособности», подготовленный в рамках разработки стратегии (концепции) развития Тюменской области до 2020 г. (DOC)



В 2005 г. Правительством Тюменской области разработана «Стратегия развития Тюменской области до 2020 года». В марте 2006 года Стратегия  утверждена Министерством регионального развития РФ.

Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Mансийским и Ямало-Ненецким автономными округами - один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Во многом это связано с огромным сырьевым потенциалом региона (48% перспективных и прогнозных ресурсов нефти в РФ и 27% газа). Нефтегазодобыча - базовый сектор экономики области, который определяет ее экономическую специализацию, обеспечивает приток инвестиций в регион, формирует бюджетную ситуацию, определяет инфраструктурное хозяйство и систему расселения. Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами в полной мере может быть отнесена к числу "опорных регионов", которые создают и собирают основные финансовые, человеческие и инновационные ресурсы страны.

Тюменская область на протяжении предстоящих 20-30 лет будет оставаться основным производителем углеводородов в России как для удовлетворения потребностей внутри страны, так и для обеспечения экспортных поставок. Высокая степень зависимости нефтегазового сектора от мировой конъюнктуры цен на углеводороды создает дополнительные риски, так как устойчивое социально-экономическое развитие области зависит в основном от внешних для области факторов.

Инерционный сценарий развития Тюменской области - сценарий следования в небазовых секторах экономики и в бюджетной сфере за циклическими колебаниями нефтегазовых цен. Инерционный сценарий развития Тюменской области не может гарантировать устойчивость социально-экономического роста региона. Конъюнктурные колебания в базовом секторе создают серьезные риски для экономики области, ее системы расселения. Особенность "двухсекторной" экономики Тюменской области носит неустойчивый характер не только в силу зависимости от мировых цен на углеводороды, но и в силу того, что нефте- и газодобыча сосредоточена в основном в автономных округах, а на Юге области сосредоточены в основном производства не базовых секторов. Причем данные производства небазовых секторов в большинстве своем неконкурентоспособны на глобальном рынке. Для региона и его властей предстоит сделать ставку либо на усиление и развитие специализации региона, либо на диверсификацию его хозяйства, формирование нового базового сектора, используя дополнительные финансовые ресурсы, поступающие от роста мировых цен на углеводороды.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором экономики всей области на долгосрочную перспективу, а также то, что в настоящий момент нет ни одного конкурентоспособного оформленного отраслевого кластера, можно утверждать, что сценарии развития Тюменского региона, предполагающие степень диверсификации экономики вплоть до полного преодоления зависимости от нефтегазового сектора, являются нереалистичными.

Однако в случае наращивания в городах Тюменской области новых высокотехнологичных сегментов базового сектора, относящихся в первую очередь к управлению (материально-техническое снабжение, логистика, финансовое и информационное обслуживание, администрирование бизнес-процессов) и инновационному развитию (сервисное и технологическое обеспечение, подготовка кадров, исследования и технологические разработки, проектирование) отрасли, базовый сектор региона имеет шанс получить более сбалансированную не только в производственном, но и пространственном отношении структуру.

Следовательно, альтернативные инерционному сценарии социально-экономического развития Тюменской области возможны. Они должны повышать устойчивость базового сектора и экономики в целом, обеспечивать сглаживание воздействия на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему пиковых конъюнктурных колебаний базового сектора.

Таким образом, предпочтительным для региона является активный сценарий развития (сценарий активного выбора из числа альтернатив при принятии стратегических решений).

Данная возможность не инерционного, а активного сценария развития определяется тем, что в ситуации пикового подъема цен на нефть и газ и у нефтегазовых компаний, и у региональных и муниципальных властей существуют альтернативы в расходовании полученной "ценовой премии", альтернативы принятия стратегических решений. Сфер, в которых данные альтернативы проявляются как развилки выбора при принятии стратегических решений, четыре: 

  •  в отношении направления развития базового сектора,
  • характера экономики в целом,
  • направленности пространственного развития и организации системы расселения, 
  • развития системы государственного управления и бюджетной системы.

Таким образом, цель государственной стратегии социально-экономического развития Тюменской области – сгладить воздействие пиковых конъюнктурных колебаний нефтегазового сектора на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему региона.

Приоритетные направления развития Тюменской области:

  • Повышение эффективности использования природных ресурсов 
  • Диверсификация структуры экономики (нефтехимия, лесопромышленный комплекс, энергетика, АПК, пищевая промышленность)
  • Качественное повышение эффективности системы управления регионом.

Базовым сектором экономики остается нефте- и газодобывающий кластер, основным конечным продуктом которого являются сырая нефть, природный газ и газовый конденсат. Кластер составляют предприятия, осуществляющие добычу нефти и газа, сервисные компании (разведка, бурение, ремонт), отраслевые НИИ и образовательный комплекс. Важными поддерживающими отраслями являются энергетика, транспорт, телекоммуникации, медицина.

В развитии Тюменской области ставка сделана на углубление специализации экономики, расширение и участие Юга региона в базовом секторе, а также расширении (диверсификации) его самого - развитие иных (кроме нефтегазового) конкурентоспособных секторов.

Потенциальные перспективные кластеры Тюменской области: 

  •  нефтехимический 
  • лесопромышленный 
  • сельскохозяйственный и пищевой промышленности 
  • строительство и промышленность строительных материалов.

Для реализации стратегии необходимо совершенствование системы государственного управления в Тюменской области, в том числе завершение административной и бюджетной реформы, активное внедрение таких инструментов, как частно-государственное партнерство, особенно в сфере инфраструктурного развития области. В бюджетной политике в регионе выбор должен быть сделан в пользу повышения ее согласованности между Тюменской областью и входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, Ямало-Ненецким автономным округом.





« Назад / Наверх / Вперед »
Разработано «Институтом прямых инвестиций»
по заказу Администрации Тюменской области, 2006.