ОБЛАСТНОЙ
ЗАКОН
"ОБ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
№ 24-оз от 22
июля 1997 года
(с изменениями и дополнениями, внесенными областными
законами
от 30 декабря 1999 г. № 63-оз, 13 июля 2000 г. №
24-оз и 26 марта 2001 г. № 13-оз)
Статья 1. Цели
и задачи закона
Настоящий закон направлен
на развитие инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области,
создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает
особые условия и дополнительные гарантии осуществления инвестиционной
деятельности на территории Ленинградской области.
Статья 2.
Правовая основа закона
Правовую основу
настоящего закона составляют Конституция Российской Федерации, Часть
первая
Налогового кодекса Российской
Федерации от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ, законы Российской Федерации “Об инвестиционной
деятельности в РСФСР” от 26 июня 1991 года № 1488-1 и "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1,
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ и
областной закон “О льготном налогообложении предприятий и организаций,
расположенных на территории Ленинградской области” от 15 июня 1994 года № 2-оз.
Статья 3.
Термины, используемые в законе
Инвестиции
- материальные, нематериальные и прочие активы (денежные
средства, банковские и корпоративные ценные бумаги, основные фонды,
технологические разработки, лицензии на определенные
виды деятельности, любое
другое имущество или неимущественные права), вкладываемые в реализацию
проектов по расширению, реконструкции,
модернизации и созданию новых производственных мощностей на территории Ленинградской
области.
Инвестиционная деятельность (инвестирование)
- вложение инвестиций и
осуществление совокупности действий по реализации такового вложения.
Инвесторы
- юридические лица, зарегистрированные в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, осуществляющие инвестирование
в развитие
промышленности, стройиндустрии, сельского хозяйства, туризма, услуг
транспорта и связи на территории Ленинградской области и заключившие с
Ленинградской областью договор об осуществлении инвестиционной деятельности.
Режим наибольшего благоприятствования
- совокупность мер государственной поддержки
и защиты инвестора, направленных на улучшение условий осуществления
инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области в форме
капитальных вложений (кроме капитальных вложений на реновацию).
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные
средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию
и техническое перевооружение действующих предприятий.
Реновация - восстановление (обновление) выбывающих из эксплуатации
в результате морального и физического износа основных фондов, осуществляемое за
счет амортизационных отчислений.
Дополнительные государственные гарантии прав инвесторов
- совокупность мер
государственной защиты инвестора, осуществляемых в Ленинградской области
дополнительно к мерам, предусмотренным действующим законодательством Российской
Федерации.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на
безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов.
Уполномоченные компании -
юридические
лица, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, прошедшие конкурсный отбор в соответствии с действующими нормативными
и правовыми актами Ленинградской области.
Срок окупаемости инвестиций
- рассчитанный по данным
бизнес-плана инвестиционного проекта отрезок времени, за который накопленная
сумма амортизационных отчислений и чистой прибыли достигает величины общего объема
инвестиций, предусмотренных бизнес-планом.
Период фактической окупаемости инвестиций - отрезок времени от
первого дня квартала, в котором началось осуществление инвестиций, до момента
фактической окупаемости инвестиций.
Статья 4.
Права инвесторов
1. Все инвесторы имеют
равные права на осуществление инвестиционной деятельности (в том числе, на
равенство условий осуществления ими инвестиционной деятельности), на получение
и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая
право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности,
остающихся в распоряжении инвестора после уплаты налогов и других обязательных
платежей в соответствии с действующим законодательством.
2. Равенство условий
осуществления инвестиционной деятельности инвесторами обеспечивается:
- равенством прав доступа
к информации, собственником и распорядителем которой являются органы
государственной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления
на территории Ленинградской области;
- равенством прав участия
в проводимых Правительством Ленинградской области или органами местного
самоуправления на территории Ленинградской области конкурсах, тендерах,
аукционах (за исключением закрытых);
- равенством прав на
осуществление инвестиционной деятельности в условиях режима наибольшего
благоприятствования, действующего в отношении инвесторов, относимых в
соответствии с положениями настоящего закона к одной категории, в том числе, на
выбор по своему усмотрению одной или нескольких мер, включенных в режим
наибольшего благоприятствования в соответствии с пунктом 1 статьи 6 и статьями
7 и 9 настоящего закона.
Статья 5.
Обязанности инвесторов
1. Инвесторы обязаны
соблюдать нормы, стандарты и правила, установленные законодательствами
Российской Федерации и Ленинградской области.
2. Инвесторы обязаны
выполнять обязательства, непосредственно вытекающие из заключенных между ними и
Ленинградской областью договоров об осуществлении инвестиционной
деятельности или порождаемые таковыми
договорами.
3. Выбор подрядных
организаций, поставщиков сырья и материалов, других исполнителей работ, услуг и
поставок для реализации в режиме наибольшего благоприятствования
инвестиционного проекта с объемом инвестиций, превышающим сумму, эквивалентную
1 миллиону долларов США, должен производиться на конкурсной (тендерной основе).
4. При выборе подрядных
организаций, поставщиков сырья и материалов, сбытовых организаций, других
исполнителей работ, услуг и поставок, при прочих равных условиях инвестор
обязан отдавать предпочтение предприятиям - юридическим лицам, состоящим на
учете в налоговом органе, действующем на территории Ленинградской области.
Такое обязательство должно быть отражено в договоре об осуществлении
инвестиционной деятельности, заключаемом между инвестором и Ленинградской
областью.
Статья 6.
Режим наибольшего благоприятствования
1. Режим наибольшего
благоприятствования включает следующие меры, направленные на стимулирование
инвестиционной активности в отношении приоритетных направлений экономического развития
Ленинградской области:
а) предоставление
инвесторам льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Ленинградской
области;
б) поддержка ходатайств и
обращений инвесторов в федеральные органы власти Российской Федерации, органы,
регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие
кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов со своей стороны
режима наибольшего благоприятствования;
в) установление для
инвесторов со стороны Правительства Ленинградской области
дополнительных государственных гарантий прав
инвесторов;
г) предоставление
инвесторам субвенций из бюджета Ленинградской области на уплату и налога на
пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в бюджет Ленинградской
области.
2. Режим наибольшего
благоприятствования устанавливается для инвестора на основании договора с
Ленинградской областью об осуществлении инвестиционной деятельности по
представлению комитета по экономике и инвестициям.
3. Комитет по экономике и
инвестициям готовит проект договора об осуществлении инвестиционной
деятельности на основании рассмотрения заявки субъектов предпринимательской
деятельности, содержащей следующие документы:
- заявление на имя
председателя комитета по экономике и инвестициям с предложением о заключении
договора об осуществлении инвестиционной деятельности и предоставления в рамках
данного договора режима наибольшего благоприятствования и указанием конкретных
мер государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом;
- справку из налогового
органа, действующего на территории Ленинградской области, о постановке субъекта
предпринимательской деятельности на налоговый учет в качестве юридического
лица;
- учредительные документы
субъекта предпринимательской деятельности;
- бизнес-план инвестиционного
проекта;
- заключение одной из
уполномоченных компаний по результатам экспертизы бизнес-плана инвестиционного
проекта с подтверждением предусмотренных проектом объема и срока окупаемости
инвестиций. Правила расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости
инвестиций для реализации льготного режима налогообложения на территории Ленинградской
области определяются соответствующей Методикой, утверждаемой Правительством
Ленинградской области. Расчет срока окупаемости и периода фактической окупаемости
инвестиций может производиться в российской или иностранной валюте. Валюта
расчета периода фактической окупаемости инвестиций фиксируется в договоре об
осуществлении инвестиционной деятельности. При расчете периода фактической
окупаемости инвестиций в иностранной валюте перевод сумм, отраженных в
бухгалтерском учете субъекта предпринимательской деятельности в рублях, в
иностранную валюту производится по текущему курсу Центрального банка Российской
Федерации на дату каждой операции, либо на конец отчетного периода;
- обязательство субъекта
предпринимательской деятельности ведения отдельного бухгалтерского учета по
операциям, связанным с реализацией инвестиционного проекта в период действия
договора об осуществлении инвестиционной деятельности;
- договор об
осуществлении инвестиционной деятельности или мотивированный отказ
подписывается от имени Ленинградской области Губернатором не позднее тридцати
дней со дня подачи субъектом предпринимательской деятельности заявки и всех
указанных документов в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской
области.
4. Отказ в рассмотрении
заявки и установлении для субъекта предпринимательской деятельности режима
наибольшего благоприятствования может
последовать в следующих случаях:
- предоставление
субъектом предпринимательской деятельности документов с нарушением требований,
установленных настоящим законом;
- предоставление
субъектом предпринимательской деятельности неверных сведений о себе.
5. Условия и порядок
реализации режима наибольшего благоприятствования распространяются на всех
инвесторов вне зависимости от наличия предусмотренных по другим основаниям
налоговых льгот и иных особых режимов деятельности. Действие таковых не могут
быть прекращены в связи с установлением режима наибольшего благоприятствования
в соответствии с настоящим законом.
6. Режим наибольшего
благоприятствования не распространяется на инвестиции в виде каких-либо
оборотных активов, кроме как используемых непосредственно для пусконаладочных
работ при расширении, реконструкции, модернизации и создании новых
производственных мощностей. Режим наибольшего благоприятствования не
распространяется на такие виды инвестиционной деятельности как сдача основных
фондов в аренду, лизинг или безвозмездное пользование, за исключением случаев
использования основных фондов на территории Ленинградской области.
Статья 7.
Льготное налогообложение при осуществлении инвестиционной деятельности
1. Налог на прибыль, полученную инвестором в результате реализации
инвестиционного проекта в течение периода фактической окупаемости инвестиций и
двух лет после его истечения, подлежит уплате в полном объеме в областной
бюджет Ленинградской области в части, установленной федеральным
законодательством для зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации.
2. К инвесторам, для
которых в соответствии с настоящим законом установлен режим наибольшего
благоприятствования, применяется режим налогообложения, предусматривающий
снижение платежей по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области, а
именно:
а) на период фактической
(с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиций (но не превышающий срок
окупаемости, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта перед
началом инвестирования) - на 100 процентов
по налогу на имущество,
создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта (и не
входившее в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации
инвестиционного проекта), то есть размер ставки налога на имущество принимается
равным нулю;
по налогу на прибыль,
полученную в результате осуществления инвестиций в соответствии с бизнес-планом
инвестиционного проекта и являющуюся дополнительной по сравнению с той
прибылью, которую инвестор получал до начала осуществления инвестиций;
по налогу на прибыль от и
мущества и денежных средств, безвозмездно полученных инвестором для реализации
инвестиционного проекта, включая субвенции, полученные инвестором из областного
бюджета Ленинградской области в соответствии с положениями статьи 71 настоящего
закона;
б) в течение двух лет после
завершения периода окупаемости инвестиций:
по налогу на имущество - на
100 процентов в части имущества, созданного или приобретенного для реализации
инвестиционного проекта (и не входившего в состав налогооблагаемого имущества
до начала реализации инвестиционного проекта) то есть размер ставки налога на
имущество принимается равным нулю;
по налогу на прибыль,
полученную в результате
осуществления инвестиций в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта
и являющуюся дополнительной по сравнению с той прибылью, которую инвестор
получал до начала осуществления инвестиций;
от субвенций, полученных
инвестором из областного бюджета Ленинградской области в соответствии с
положениями статьи 7.1 настоящего закона:
на 30 процентов - при объеме
инвестиций, эквивалентном сумме от 1 до 10 миллионов долларов США;
на 50 процентов - при объеме
инвестиций, эквивалентном сумме от 10 до 50 миллионов долларов США;
на 100 процентов
- при объеме инвестиций, эквивалентном
сумме свыше 50 миллионов долларов США.
В случае направления инвестиций
в форме капитальных вложений на реконструкцию и техническое перевооружение
действующего предприятия, облагаемая база для исчисления налога на имущество в
целях применения режима наибольшего благоприятствования должна определяться как
разница между первоначальной стоимостью имущества (создаваемого или приобретаемого
для реализации инвестиционного проекта) на момент постановки на баланс и
остаточной стоимостью выводимого в рамках инвестиционного проекта имущества на
момент его выбытия.
Статья 7.1.
Предоставление субвенций из бюджета Ленинградской области
1. Инвесторам, для
которых в соответствии с настоящим законом установлен режим наибольшего
благоприятствования, предоставляются субвенции из бюджета Ленинградской области
а) на период фактической окупаемости
инвестиций (но не превышающий срок окупаемости, предусмотренный проектом перед
началом инвестирования):
в размере (на уплату)
налога на пользователей автомобильных дорог, исчисленного от объема реализации
продукции, произведенной в результате осуществления инвестиций в соответствии с
бизнес-планом инвестиционного проекта, и являющегося дополнительным по
сравнению с объемом реализации продукции, производимой до начала осуществления
инвестиций;
б) в течение двух
лет после завершения периода окупаемости
инвестиций в размере:
30 процентов - при объеме
инвестиций, эквивалентном сумме от 1 до 10 миллионов долларов США;
50 процентов - при объеме
инвестиций, эквивалентном сумме от 10 до 50 миллионов долларов США;
100 процентов - при
объеме инвестиций, эквивалентном сумме свыше 50 миллионов долларов США
на уплату налога на
пользователей автомобильных дорог, исчисленного от объема реализации продукции,
произведенной в результате осуществления инвестиций в соответствии с
бизнес-планом инвестиционного проекта, и являющегося дополнительным по
сравнению с объемом реализации продукции, производимой до начала осуществления
инвестиций.
2. Условия и порядок
предоставления субвенций из бюджета Ленинградской области должны быть
определены областным законом об областном бюджете Ленинградской области на
очередной финансовый год.
3. Сумма субвенций
отдельной статьей предусматривается в областном законе об областном бюджете
Ленинградской области на очередной финансовый год в размере совокупного налога
на пользователей автомобильных дорог, подлежащего уплате инвесторами в бюджет
Ленинградской области.
Статья 8.
Налогообложение банков и финансовых институтов, предоставляющих инвесторам
кредиты для осуществления инвестиционной деятельности.
По отношению к банкам и финансовым
институтам, предоставляющим инвесторам кредиты для осуществления инвестиционной
деятельности, применяется режим льготного налогообложения, предусматривающий
полное освобождение от налога на прибыль (в части, зачисляемой в областной бюджет),
полученной в результате предоставления инвестиционных кредитов.
Статья 9.
Дополнительные государственные гарантии прав инвесторов
1. Органы государственной
власти Ленинградской области гарантируют соблюдение принципа равенства прав на
осуществление инвестиционной деятельности.
2. Органы государственной
власти Ленинградской области гарантируют стабильность прав инвесторов. В случае
принятия в период окупаемости инвестиций, превышающих сумму, эквивалентную 1
миллиону долларов США, и осуществляемых в соответствии с договором об
осуществлении инвестиционной деятельности, заключенным между инвестором и
Ленинградской областью, или в период действия пониженных (в соответствии со
статьей 7 настоящего закона) налоговых ставок, федеральных или областных законов,
приводящих к увеличению для инвестора суммы начисленных налогов, указанных в
подпункте а) пункта 1 статьи 71 настоящего закона (без учета льгот,
предоставленных настоящим законом), Правительство Ленинградской области
обязуется компенсировать инвестору дополнительные издержки по мере их
возникновения.
3. Правительство
Ленинградской области обеспечивает выбор на конкурсной основе уполномоченных
компаний для предоставления инвесторам, в отношении которых установлен режим
наибольшего благоприятствования и осуществляющим инвестиции в соответствии с
договорами, заключенными между инвесторами и Ленинградской областью,
юридических консультационных услуг в сфере налогообложения, валютного контроля,
внешнеэкономической деятельности, приватизации и деятельности акционерных обществ.
4. Правительство
Ленинградской области гарантирует инвесторам, что к ним не будут применяться
действия, обязывающие инвесторов производить дополнительные финансовые
вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта.
5. Правительство Ленинградской
области в рамках договора об осуществлении инвестиционной деятельности,
заключаемых между инвесторами и Ленинградской областью, может принимать на себя
обязательства (гарантии) по выполнению органами государственной власти
Ленинградской области, органами местного самоуправления и третьими лицами любых
других условий в пределах их компетенции, а также обязательства (гарантии) по
компенсации инвесторам ущерба, нанесенного невыполнением оговоренных договором
условий.
6. Компенсации,
предусмотренные пунктом 2 статьи 9 настоящего закона, и иные обязательства
(гарантии), предусматривающие финансовую ответственность Правительства
Ленинградской области, принимаются в пределах, предусмотренных областным
законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год.
Статья 10.
Особые условия
1. Действие настоящего
закона распространяется на инвестиции, осуществленные после вступления в силу
настоящего закона.
2. Действие настоящего
закона не распространяется на
юридические лица, осуществляющие инвестиционные проекты, являющиеся условиями
инвестиционных конкурсов, проводимых в соответствии с законодательством
Российской Федерации о приватизации.
3. Налог на прибыль,
дополнительно полученную инвестором в результате осуществления инвестиций, в
части, поступающей в консолидированный бюджет Ленинградской
области, зачисляется в областной бюджет.
Налог на пользователей
автомобильных дорог в части, поступающей в консолидированный бюджет
Ленинградской области и исчисленный с дополнительного объема реализации,
полученного в результате осуществления инвестиций, зачисляется в областной
бюджет.
Статья 11.
Вступление закона в силу
Настоящий закон вступает в
силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
В.А.
Густов