На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация

Доклад
Министра экономики Республики Карелия
на собрании республиканского хозяйственного актива 18 апреля 2002 года
"Об итогах развития экономики республики в 2001 году и задачах на 2002 год"

Уважаемые коллеги!

Проведение хозяйственных активов стало хорошей традицией в республике. Вот уже третий раз мы собираемся с Вами, чтобы подвести итоги нашей совместной работы в прошедшем году, наметить задачи на будущее. Конструктивное взаимодействие власти и бизнеса помогает нам обеспечить политическую и социальную стабильность в республике, без чего достижение позитивных результатов в экономике и социальной сфере было бы невозможным.

Свою работу в 2001 году Правительство республики строило с учетом стратегических направлений развития Российской Федерации, включающих в себя модернизацию не только экономики, но и общества в целом. Мы поддерживаем политику Президента России, поскольку только эффективная государственная власть способна решать вопросы, как в сфере безопасности государства, так и решения неотложных социально-экономических проблем.

Как мы и ожидали, прошедший год оказался для всех нас не простым. На результаты социально-экономического развития, во многом, оказали влияние негативные факторы.

Снижение темпов роста мировой экономики привело к падению мировых цен и сокращению спроса на продукцию карельских предприятий. Низкие цены на пиломатериалы, целлюлозу, мешочную бумагу, алюминий способствовали ухудшению финансовых результатов деятельности предприятий-экспортеров.

Вместе с тем, рост цен на услуги естественных монополий опережал повышение цен производителей продукции в реальном секторе экономики. Так, если в отраслях промышленности индекс оптовых цен составил 108% (прирост к декабрю), то в электроэнергетике: 137 %, на транспорте - 117%. Остаются высокими таможенные пошлины на основные виды экспортируемой предприятиями республики продукции, в результате чего происходит вымывание оборотных средств предприятий и снижение потенциала роста объемов производства.

Только из-за падения реального курса доллара предприятиями промышленности недополучено 1,3 млрд руб. потенциальной выручки. Изменения в федеральном налоговом законодательстве снизили налоговую нагрузку на предприятия, и мы это поддержали, но вместе с тем, это сказалось, в первую очередь, на уменьшении доходов республики, что привело к финансовым потерям территории, и ограничило возможности бюджета по финансированию социальных расходов. Данные процессы продолжаются и в текущем году.

В этих условиях наши действия были направлены на сохранение положительных тенденций в экономике, накопившиеся проблемы решались совместными усилиями органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов.

В целом, можно констатировать, что решения предыдущей резолюции хозактива, в основном, выполнены.

Благодаря совместным усилиям удалось сохранить рост основных экономических показателей в республике. Увеличение объема производства в промышленности составило 3,2%, в сельском хозяйстве - 9%. Внешнеторговый оборот вырос на 4%, в том числе экспорт - на 10 %. Более высокими темпами по сравнению с прогнозными показателями росли инвестиции в основной капитал, которые увеличились к уровню прошлого года на 47%. Собственные доходы консолидированного бюджета возросли на 10,5%, что позволило полностью решить проблему с выплатой детских пособий, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и профинансировать ряд важных социальных программ.

Реальная заработная плата в республике выросла на 10%, пенсии - на 23%, что способствовало росту товарооборота на 9%. Вместе с тем, как показывает статистика, реальные доходы населения остались на уровне прошлого года, что естественно, не может нас устраивать.

Рост затрат в себестоимости выпускаемой продукции привел к уменьшению доли прибыльных предприятий (с 63,9% до 56,5%).

Не удалось добиться существенных изменений на рынке труда. Сохраняется задолженность по заработной плате на ряде предприятий.

Снизились физические объемы выпускаемой продукции по восьми муниципальным образованиям в городах: Петрозаводске, Костомукше, Кондопоге, Суоярвском, Муезерском, Олонецком, Беломорском, Кемском районах.

В прошедшем году прирост промышленной продукции в республике обеспечен за счет лесозаготовительной (5,8%), пищевой (19,2%) промышленности, цветной металлургии (5,8%), промышленности строительных материалов (12,1%). Вместе с тем, снижение объемов производства произошло в черной металлургии (98,2%), машиностроении (78,4%), деревообрабатывающей промышленности (96,7%).

Карелия - лесная республика. Лесной комплекс Карелии - это сегодня и больше половины объема промышленного производства и занятых в отраслях промышленности, две трети экспорта республики. В большинстве районов предприятия ЛПК - основные налогоплательщики.

Сегодня более 70% лесфонда передано в аренду основным лесозаготовительным предприятиям. Используются также и другие формы получения леса: аукционы, конкурсы. Все это способствовало росту освоения расчетной лесосеки до 75%.

Вместе с тем, анализ освоения лесных ресурсов показывает, что в республике сложилась высокая дифференциация освоения расчетной лесосеки по районам. Так, полностью она освоена в 2001 году в Лахденпохском районе, городах Сортавала и Костомукша. В то же время неудовлетворительно осваивали расчетную лесосеку по главному пользованию: в Лоухском районе - 40%, Кемском - 51%, Пудожском - 64%.

Все это приводит к потерям в экономике республики, недополучению доходов конкретными предприятиями, населением, недопоступлениям в бюджеты. Задача, которую ставит Правительство РК - увеличение объема рубок до размеров расчетной лесосеки.

В настоящее время разрабатываются новые условия предоставления леса в долгосрочную аренду по конкурсу, с установлением критериев эффективности использования леса. Данная форма пользования станет основной и получит лес в долгосрочную аренду только тот, кто доказал и докажет эффективное его использование, от чего выиграет все население республики.

По итогам 2001 года предприятия лесозаготовительной отрасли сработали успешно. Рост производства составил 105,7%. Во многом это обеспечено за счет роста объемов производства рядом лесозаготовительных предприятий: "Сегежалес" - 154% (директор Баринов), "Лахденпохский ЛПХ" - 133% (Григорьев), "Пяозерский ЛПХ" - 116% (Федчик), и др.

Однако говорить о том, что отрасль вошла в устойчивый режим работы пока рано. Годы роста физических объемов производства (1999 год - 124,1%, 2001 год - 105,8%) чередуются с годами снижения (2000 год - 99,1%, январь-февраль 2002 года -87,8%). Тяжелые погодные условия для лесозаготовительной отрасли сложились в текущем году. Однако, даже в этих условиях есть предприятия, которые продолжают устойчиво работать. Это происходит там, где используются современные технологии, умелая организация производства, ведется постоянная работа по развитию сети лесовозных дорог.

Большую озабоченность Правительства вызывает существенное различие в производительности труда на лесозаготовительных предприятиях. В среднем по республике вывозка древесины на 1 работника в прошлом году составила 400 кубометра в год и выросла по сравнению с предыдущим годом на 10%. При этом высокая производительность труда достигнута в ОАО "Ладэнсо" - 1тыс.куб. м. на 1 работника, в "Лахденпохском, "Муезерском ЛПХ" - более 600 куб. м. В то же время в ООО "Костомукша-лес" производительность составила 290 куб. м/работника, в ОАО "Чупинский ЛПХ" всего 230 куб.м., что существенно ниже среднего показателя по республике, не говоря уже о показателях работы западных фирм. При таком отношении к производительности труда трудно обеспечить получение положительных финансовых результатов.

На большинстве лесозаготовительных предприятий финансовая ситуация в прошлом году ухудшилась: возросли затраты на рубль товарной продукции, снизилась рентабельность, прибыль уменьшилась почти в 3 раза. Из-за недостатка оборотных средств снизились темпы роста основных производственных фондов, недостаточно приобретается новой техники, медленно развивается сеть лесовозных дорог. Сложная обстановка сложилась в деревообрабатывающей отрасли. Произошло снижение объемов выпуска пиломатериалов, производительности труда, возросла убыточность.

Из наиболее крупных лесопильных предприятий только ОАО "Ильинский лесозавод", ЗАО "Ладожский лесозавод", ОАО "Поросозеро", ОАО "Медвежьегорский ЛПХ" сохранили достигнутые в 2000 году объемы лесопиления. Успешно в 2001 году работал Лахденпохский фанерный комбинат. Производство фанеры возросло на 28%. Предприятие вкладывает как собственные, так и заемные средства в техническое перевооружение, развивает и наращивает объемы производства, осваивает выпуск новых видов продукции.

16 апреля 2001г введен в эксплуатацию завод по производству древесно-стружечных плит ОАО "Карелия-Евроимекс ДСП". Появилась возможность перерабатывать часть низкосортной и лиственной древесины в республике. В 2001 году произведено 26 тыс.куб.м ДСП. В текущем году запущена линия ламинирования, что позволит значительно повысить привлекательность выпускаемой продукции и выйти к концу года на проектную мощность (110 тыс.куб.м). Тем самым в республике созданы условия для развития мебельного производства.

В то же время резко снизились объемы производства в ОАО "Кемский ЛДЗ", ООО "Интерлеспром - XXI", ООО "Кондопожский ЛЭЗ". Производительность труда на наших предприятиях в 10 раз ниже, чем на передовых зарубежных предприятиях.

Высокий износ основных фондов, использование устаревших технологий, слабая инвестиционная активность собственников и руководителей деревообрабатывающих предприятий, недостаточная обеспеченность пиловочником - вот основные причины плохой работы деревообрабатывающих предприятий.

Успешно работали в 2001 году предприятия целлюлозно-бумажной отрасли. Производство бумаги, включая крафт-лайнер выросло на 2%, бумажных мешков на 9%.

Самым стабильным предприятием республики остается АО "Кондопога" (директор Федермессер). Предприятие целенаправленно занимается совершенствованием технологии, производство высококачественной тонкой бумаги, пользующейся повышенным спросом, возросло на 13%. В 2002 году планируется ввод 10-й бумагоделательной машины, производительностью 160 тыс.тонн высококачественной газетной бумаги и сопутствующих технологических производств, а также продолжение строительства социальных объектов.

Наращивает объемы производства ОАО "Сегежский ЦБК" (директор Преминин). На предприятии успешно идет процесс модернизации, разработана программа технического перевооружения до 2005 года, одной из стратегических задач которой является увеличение объема производства целлюлозы по варке в год до 450 тыс.тонн (или в 3 раза к уровню 1999 года). На эти цели в соответствии с разработанным бизнес-планом открыта кредитная линия в размере 150 млн. долларов США. Запущено производство микрокрепированной бумаги. Увеличил объемы производства и "ЦЗ Питкяранта".

Вместе с тем, снижение цен на целлюлозу и бумагу привело к недополучению предприятиями выручки на сумму более 40 млн. долларов, что значительно осложнило положение дел, как в республиканском, так и особенно в местных бюджетах Сегежского и Питкярантского районов. Правительство республики постоянно отстаивало и отстаивает интересы всех предприятий лесопромышленного комплекса начиная со снижения или отмены таможенных пошлин и заканчивая борьбой с попытками закрытия пунктов упрощенного пропуска. Хотелось бы услышать и от директоров предприятий лесопромышленного комплекса, как они собираются решать вопросы повышения эффективности производства, какие совместные последовательные шаги в направлении роста конкурентоспособности необходимо сделать уже в этом году. 5 апреля т.г., выступая с докладом перед лесопромышленниками, Министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И.Клебанов определил для решения те задачи, которые мы сами ставили. Надеемся, что на заседании Правительства РФ, которое состоится в мае этого года, проблемы ЛПК найдут свое разрешение.

Горнопромышленный комплекс занимает вторую позицию в экономике региона, обеспечивая более 20% общего объема промышленного производства и насчитывает около 40 действующих горных предприятий с численностью работающих 14,5 тыс.человек. В 2001 году горнопромышленный комплекс в целом сработал с убытками, что связано с нестабильной работой ОАО "Карельский окатыш". Предприятие два года подряд снижало объемы производства. При этом Правительство старалось решать проблемы, которые ставило руководство предприятия. Поэтому мы вправе ожидать от комбината стабильной эффективной работы. Итоги 1 квартала показывают, что предприятие выходит из кризиса, увеличивает объемы производства, однако пока остается убыточным.

Наиболее динамично в республике развивается добыча и переработка камня, производство щебня. Хочется отметить предприятия, в которых достигнут наибольший рост объемов производства по сравнению с прошлым годом, это - "Карельский гранит" (директор Журавлев), "Шокшинский карьер" (Царанкова), ГУП "Мосавтодор" (Иванов), ЗАО "Интеркамень" (Соловей).

В то же время снизили объемы ЗАО "Другая река" (директор Деревянных), ОАО "Порфирит" (Колобков), АООТ "Рускеальский мрамор (Макаренко). В результате борьбы двух групп акционеров за контроль над деятельностью предприятия практически парализована работа на "Кондопожском шунгитовом заводе". Видимо без введения процедуры внешнего управления нормализовать положение не удастся.

В республике имеются хорошие перспективы на дальнейшее развитие горной отрасли. Уже в ближайшие 3-4 года производство щебня, блоков должно удвоиться, так как для этого производства уже дополнительно выдано около ста лицензий.

В этом году будет проведена детальная оценка выполнения условий недропользования по всем полезным ископаемым. При заключении новых договоров будут установлены конкретные сроки ввода предприятий в эксплуатацию и объемы добычи, за невыполнение которых будет предусмотрена серьезная ответственность вплоть до отзыва лицензии.

К числу стабильно работающих предприятий, как и прежде, относится "Надвоицкий алюминиевый завод" (директор Нечаев). Значительно осложнилась ситуация в прошлом году в машиностроительном комплексе, где объем производства сократился более, чем на 20%. Это связано, в первую очередь, с сокращением в 2 раза производства тракторов на "Онежском тракторном заводе" (директов Волнухин). Руководству предприятия не удалось не только компенсировать снижение выпуска тракторов другими видами продукции, но и найти новые формы реализации традиционно выпускаемых машин.

В целях оздоровления ситуации на предприятии требуется серьезная перестройка системы управления производством и маркетинга, а для освоения новой и альтернативной техники необходимо привлечение инвестиций.

Не улучшается ситуация на Судостроительном заводе "Авангард" (директор Николаев) и на Станкозаводе (Озеров). Если в ближайшее время собственниками не будут приняты соответствующие меры, предприятия, скорее всего, ждет процедура банкротства. Мы надеемся, что руководители и собственники предприятий сделают должные выводы из прозвучавшей критики и примут конкретные меры по улучшению положения дел в отрасли.

Положительные процессы происходят на ЗАО "Петрозаводскмаш" (директор Сомин). Предприятие увеличивает объемы, расширяет ассортимент выпускаемой продукции, постоянно ведет поиск новых заказчиков и рынков сбыта.

Примером плодотворного международного сотрудничества является создание совместного предприятия "Кархокос" в г.Костомукша (директор Денисов), опыт которого может быть использован крупными городами республики и приграничными территориями. В прошлом году, как и в предыдущем, удалось стабилизировать и даже увеличить объемы производства в легкой промышленности (158,3% и 117,6%), хотя ее удельный вес составляет всего 0,2% в общем объеме промышленного производства.

Неплохих результатов добились ООО "Вега Плюс" (директор Львов), ЗАО "Рантемпо" (Дьяченко). В 2 раза выросли объемы производства на ЗАО "Фирма "АНА" (Кюршунов), которое открыло в г. Питкяранта еще один швейный цех на 50 рабочих мест. Вместе с тем, снизили объемы производства Швейная фабрика "Онежские зори" (директор Балакерева), ЗАО "Онтекс" (Леонтьева), ЗАО "Северянка" (Сенькин).

Считаем, что у отрасли есть значительные резервы для роста объемов выпуска продукции за счет увеличения продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Такие предприятия решают не только экономические, но и социальные проблемы, поскольку работают здесь практически одни женщины.

Наилучших результатов в прошлом году достигли отрасли пищевой промышленности (119%). Стабильно работали предприятия хлебопечения, мясной, молочной продукции. В то же время снижены объемы производства в пивоваренной (97%) и ликероводочной (97,3%) отраслях. На предприятиях пищевой промышленности постоянно ведется работа по внедрению передовых технологий и освоению новых видов продукции, пользующихся большим спросом у населения республики.

Положительные результаты в мясной отрасли достигнуты за счет стабильной работы ОАО "Карельский мясокомбинат" (директор Головин), который увеличил объемы производства в 3 раза, планирует реконструкцию цеха мясных полуфабрикатов. Введены дополнительные мощности по переработке молока мощностью 10 тонн/сутки в ЗАО "Пряжинское".

Полностью и в широком ассортименте удовлетворяется спрос населения республики в хлебобулочных изделиях. Вместе с тем, кондитерские и макаронные изделия завозятся из-за пределов республики. Руководители предприятий и органы местного самоуправления не принимают мер по наращиванию выпуска этой продукции, при том, что мощности хлебопекарных предприятий используются лишь на 42%.

Хочется с этой трибуны сказать теплые слова в адрес наших рыбаков, полностью освоивших выделенные квоты, увеличивших выпуск рыбной продукции - на 10%.

В развитие отрасли вложено 300 млн.руб. инвестиций, что позволило приобрести 4 современных траулера и маломерные суда, осуществлять реконструкцию перерабатывающих предприятий.

Вместе с тем, на крупнейшем предприятии отрасли ОАО "Карелрыбфлот" (директор Потребич) допущено снижение производственных и финансовых показателей.

Вызывает беспокойство и то, что наши рыбодобывающие предприятия в условиях сокращения квот на 30% оказались не готовы участвовать в аукционах по реализации этих квот. Поэтому руководителям рыболовецких предприятий, Комитету по рыбному хозяйству необходимо принять конкретные меры по повышению эффективности работы с тем, чтобы иметь финансовые ресурсы для участия в аукционах.

В аграрном секторе благодаря совместной работе Правительства, органов местного самоуправления, руководителей предприятий обеспечен рост объемов производства, который составил 9%. При этом получен хороший урожай картофеля, овощей, увеличено производство яиц, мяса скота и птицы. Для поддержки сельского хозяйства Правительством республики было выделено 162 млн. руб.

Однако, в этой отрасли накопилось огромное количество экономических и социальных проблем. Пока все наши усилия вывести отрасль из кризиса не принесли ощутимых результатов. Большинство сельскохозяйственных предприятий являются убыточными, не платят налогов, имеют низкий уровень заработной платы. Особенно сложное положение в сельском хозяйстве складывается в Пудожском, Лахденпохском, Медвежьегорском, Питкярантском районах. Руководители многих сельскохозяйственных предприятий только просят деньги из бюджета, в то же время сами очень мало влияют на положение дел на производстве. Отсюда - халатное отношение людей к труду, пьянство, безответственность, а это сказывается на итогах работы.

Нередко в одном районе два предприятия, которые находятся в одинаковых условиях, имеют различные показатели работы. Так, в Прионежском районе ОПХ "Вилга" (директор Клюкин) получил урожайность картофеля 160 центнер с га, удой на корову - 4300 кг, прибыль - 2,2 млн.рублей. А рядом в АОЗТ "Маяк" (Демченко В.А.) снижаются объемы производства сельскохозяйственной продукции, урожайность картофеля составила - 114 ц. с га, удой на корову - всего 1170 кг и, как, результат, получен убыток в размере 2,5 млн.руб. Предприятие находится на грани банкротства. Зачастую себестоимость продукции в одном сельхозпредприятии превышает уровень этого показателя в другом - в 3 и более раза. Так в государственном совхозе "Толвуйский" (Ткачук) себестоимость производства картофеля составляет 1р. 70 к., тогда как в ООО "Пауссу" (Петрачков) - 6 р. 80 к.

Себестоимость производства молока - в агрофирме им.Зайцева составляет 4 руб. за кг, а в ГУСП "Шокша" (Филатов В.А.) - 9 р. Такое положение нас не устраивает, поэтому Министерству сельского хозяйства и продовольствия следует направить усилия на снижение затрат по производству сельхозпродукции, больше уделять внимания вопросам взаимовыгодного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, внедрению передового опыта.

Залогом успешного социально-экономического развития является рост инвестиций, который продолжается в республике третий год подряд. Увеличиваются инвестиции в целлюлозно-бумажную промышленность, камнеообрабатывающие и рыболовецкие предприятия. Около 4 млрд.рублей направлено на строительство и электрификацию железной дороги.

Объем иностранных инвестиций увеличился почти в 2 раза и составил более 40 млн.долларов США.

Тесное взаимодействие с федеральными органами власти позволило добиться реализации на территории республики 36 федеральных целевых программ с объемом финансирования в размере 319 млн.рублей, что на 35% больше, чем в 2000 году. За счет этих средств продолжается строительство и реконструкция Беломоро-Балтийского канала, здания национального театра, музея изобразительных искусств, учебно-лабораторного корпуса университета, федеральных транспортных коридоров и др. объектов.

Практически в полном объеме профинансирована республиканская инвестиционная программа, что позволило ввести важнейшие социальные объекты. Вместе с тем, ощущается явный дефицит инвестиций на развитие и техническое перевооружение лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей, машиностроения и агропромышленного комплекса.

Строители республики обеспечили освоение выделенных инвестиционных ресурсов, увеличив объемы выполненных подрядных работ на 43%. Значительные объемы подрядных работ выполнены ЗАО "Карелстроймеханизация" (директор Макаров), ОАО "Строительная компания ВЕК" (Воскобойников), ЗАО "ПМК-117" (г.Сортавала) (Довбня), ЗАО "Питкярантское СМУ"(Петров).

В республике построено 41 км автодорог и 5 мостов. Продолжалось развитие транспортных коридоров с граничащими регионами - Архангельской, Вологодской и Ленинградской областями. Однако, из-за изменения налогового законодательства и уменьшения средств, поступающих в территориальный дорожный фонд, объемы дорожного строительства несколько сократились, что потребует дополнительных усилий по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Несмотря на некоторое увеличение объемов строительства жилья, жилищная проблема является одной из самых острых. В органах местного самоуправления городов и районов республики зарегистрировано более 40 тыс.семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Увеличивается доля ветхого жилья. Решение данного вопроса можно ускорить только за счет объединения государственных капитальных вложений, средств граждан и кредитов банков. Для этого в полной мере должна заработать система ипотечного жилищного кредитования. В вопросах развития производства государство в первую очередь должно обеспечивать условия путем создания производственной инфраструктуры. При этом значительно возрастает роль автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Предприятия транспорта в прошлом году увеличили объемы перевозок пассажиров и грузов.

Вместе с тем, не в полной мере удовлетворялись потребности в транспортных услугах, как населения, так и предприятий республики. Благодаря предпринятым Правительством республики мерам, в основном, сняты вопросы, связанные с недопоставкой подвижного состава для отправки грузов. Более того, сегодня уже больше претензий к производственникам в связи с несвоевременной обработкой вагонов. Эта работа должна находиться на постоянном контроле, поскольку требует взаимной, слаженной работы как перевозчиков так и грузоотправителей. Слабым звеном на рынке автотранспортных услуг являются автобусные пассажирские перевозки в городах и районах республики, что приводит к многочисленным жалобам населения, поэтому данная проблема требует отдельного рассмотрения.

Наряду с развитием крупного бизнеса Правительство все больше внимания уделяет становлению и укреплению малого предпринимательства Сегодня на трех тысячах малых предприятий Карелии работает более 30 тыс. чел. и 20 тыс. занимается индивидуальным предпринимательством. Вместе с тем, объем производства продукции (работ, услуг), производимой малым бизнесом составляет всего 11% в общем объеме валового выпуска, что говорит о больших резервах в его развитии.

Эффективное взаимодействие бизнеса и власти является важнейшим условием, без соблюдения которого экономика и общество в целом не могут нормально функционировать и развиваться.

Как показало рассмотрение данного вопроса на заседании Правительства республики на пути развития малого предпринимательства существует множество экономических и административных барьеров. Правительство решило коренным образом бороться с этим явлением, для чего создается специальная межведомственная комиссия.

Необходимо устранить препятствия на пути становления малого предпринимательства, создавать условия для его развития, обеспечивать активное участие общественных организаций предпринимателей в законотворческом процессе по регулированию деятельности малого бизнеса. Особую тревогу Правительства вызывают накопившиеся проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, о чем свидетельствуют сбои в электро и теплоснабжении.

Обеспечение надежной работы ЖКХ является первостепенной задачей органов местного самоуправления. Однако не все главы это осознают. Не принятие должных мер к обеспечению бесперебойной работы в этой отрасли приводит к серьезным проблемам в работе систем жизнеобеспечения населенных пунктов и росту социальной напряженности. Срывы в работе ЖКХ были зафиксированы в Медвежьегорском (Глава самоуправления - Шаталин), Беломорском (Мухин), Муезерском (Нагорный), Пудожском (Маликов) районах, Вепсской волости (Халявин). Предприятия ЖКХ находятся в муниципальной собственности. Тем не менее, ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства для централизованного завоза топлива для социальных учреждений (в 2001 году - 214 млн. рублей), подготовку объектов ЖКХ к отопительному сезону (24 млн. рублей).

Серьезную озабоченность вызывает острая нехватка в отрасли и продолжающийся отток квалифицированных кадров, что требует особого внимания со стороны местных органов власти и Региональной энергетической комиссии. Успешное проведение реформы ЖКХ, отношение к ней граждан, во многом будет определяться продуманными, согласованными и понятными действиями всех ветвей власти, которые должны быть единомышленниками в этом сложном социальном преобразовании.

Считаем, что в ближайшие годы роль Правительства республики в решении проблем ЖКХ будет возрастать. Принятые меры, обеспечившие экономический рост и привлечение дополнительных средств в республиканский и местные бюджеты, позволили добиться стабильного функционирования социальной сферы, хотя не все программы профинансированы в полном объеме. Расходы бюджета на ее содержание по сравнению с 2000 годом выросли на 25%.

В условиях имущественной дифференциации общества, поляризации доходов наиболее остро встает проблема адресного подхода в решении социальных проблем населения. Именно на этой основе Правительство подошло к реализации активной политики социальной защиты детей, инвалидов, лиц старшего возраста и других категорий населения.

В летний период был организован отдых почти 6 тысяч детей или в 2,5 раза больше, чем в 2000 году, для инвалидов и участников войны приобретен 91 автомобиль, 163 сельских школы оснащены компьютерами, для учреждений здравоохранения приобретено 137 единиц уникального оборудования, в том числе 47 санитарных автомобилей, вдвое больше чем в 2000 году. Нужно прямо сказать, что в социальной сфере республики работают несомненно творческие, болеющие за дело люди, без инициативы, энергии, мастерства, таланта которых были бы невозможны достигнутые результаты в области образования, здравоохранения и культуры.

Сегодня можно было бы долго перечислять имена людей, работающих во всех отраслях нашей экономики и социальной сферы, которые являются образцом выполнения своего профессионального долга. К сожалению, для этого нет времени. Ясно одно: эти люди достойны уважения и их труд должен быть оценен по заслугам.

Уважаемые коллеги! Как видим, многое удалось сделать, однако предстоит сделать еще больше. Основной упор необходимо сделать на дальнейшее развитие экономики, повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Мы ставим задачу добиться среднегодовых темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте не менее 5% в год. На базе развития экономики нам необходимо решить главную задачу повышения уровня жизни людей. Нам предстоит обеспечить дальнейшее развитие социальной сферы, увеличить объемы жилищного строительства, целенаправленно решать острейшие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Для решения этих задач в республике необходимо продолжить формирование гражданского общества, консолидировать все здоровые силы, обеспечить конструктивное взаимодействие исполнительных и законодательных органов власти, местного самоуправления, профсоюзов и других общественных организаций, всех трудовых коллективов.

Спасибо за внимание!



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна