|
Государственная инвестиционная политика Ярославской области и условия для социально-экономического развития ее территории
В 1994 году в структуре администрации Ярославской области было создано специальное самостоятельное подразделение - департамент инвестиций и инвестиционной политики, а ныне департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества. Перед инвестиционным подразделением были поставлены задачи: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций; комплектование пакета региональных проектов и программ; участие в формировании и исполнении бюджета развития Ярославской области. Кроме того, данное подразделение призвано выполнять роль единого органа, оказывающего инвесторам помощь в получении необходимой информации и консультаций по всем регистрационным и разрешительным процедурам.
С этого момента началась работа по формированию новой, соответствующей требованиям рыночной экономики, региональной инвестиционной политики, которая отвечала на вопросы не только о том, куда направить финансовые ресурсы, но и как их привлечь.
В октябре 2000 Губернатор области утвердил Концепцию государственной инвестиционной политики Ярославской области на 2000-2003 годы.
С информацией об инвестиционном климате и инвестиционной политике в Ярославской области, об инвестиционных проектах областных предприятий и программах развития можно ознакомится на сервере Администрации области по адресу в сети Internet: www adm.yar.ru.
Основные положения:
В Губернаторской программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы "От выживания к благополучию" в числе приоритетных направлений развития выделены следующие направления развития области:
- Повышение качества жизни населения, качества здравоохранения, образования, обеспечение социальных гарантий, осуществление адресной социальной помощи, оздоровление экологической обстановки, обеспечение равных условий доступности благ и услуг культуры, образования, медицины, социального обеспечения для всех слоев населения, усиление правопорядка; обеспечение устойчивого роста заработной платы работников бюджетной сферы с учетом тенденций увеличения заработной платы в отраслях экономики
- Создание благоприятных условий для развития производства. Стимулирование и содействие расширению рынков сбыта продукции и услуг Ярославских предприятий и организаций
- Увеличение доли сферы услуг в структуре валового регионального продукта
- Сохранение и развитие энергетических и природных ресурсов области
- Развитие транспортной инфраструктуры
- Уменьшение зависимости областного продовольственного рынка от импорта продуктов питания, создание конкурентоспособного устойчивого сельскохозяйственного производства
- Формирование и поддержка высококвалифицированной рабочей силы
- Поддержка жилищного домостроения
На период до конца 2001 года перед нами вполне конкретные задачи: завершение строительства культурно-спортивного центра, автовокзала, реконструкция аэропорта, моста через Волгу, сети гостиниц, реализация межправительственных программ по производству газовых турбин, авиационных и автомобильных двигателей и ряд других более мелких объектов и проектов.
Сформирована база данных инвестиционных проектов (около 280) и социальных программ развития области (более 100).
Разработан и внедряется механизм регионального Залогового фонда, позволяющий осуществлять крупные заимствования на уровне субъекта Федерации.
За период с 1995 по 1999 годы проведено два областных займа на общую сумму около 100 млн. рублей (деноминированных).
Разработаны и введены в действие три региональных закона, направленных на поддержку, стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.
Разработана технология регионального маркетинга - представления и продвижения региона, как целостной хозяйствующей единицы.
Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области повысился с 44-45 места в 1994-1995 годах до 30 - 34 места в 1999-2000 годах (среди 89 субъектов РФ). По законодательным условиям для инвесторов Ярославская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Отмечена возможность повышения инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено рядом предпосылок, среди которых:
- структура экономики региона с преобладающими в ней такими отраслями, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность;
- развитая инфраструктура и транспортная система Ярославской области, включающие в себя железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути сообщения;
- выгодное расположение Ярославской области в наиболее освоенной и экономически развитой части Европейской территории России;
- наличие у областной Администрации собственной региональной инвестиционной политики;
Накоплен определенный опыт по формированию системы партнерских связей между администрацией Ярославской области и специализированными организациями, осуществляющими интенсивный инвестиционный маркетинг.
По договорам с администрацией работает более 10 компаний, каждая из которых специализируется на определенных видах работ: бизнес-планировании, выставочной деятельности, оценке залога, инновационном консалтинге. Всего в числе потенциальных партнеров областной администрации более 50 организаций.
Это областные и филиалы московских банков, которых в области насчитывается 23, это страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, Ярославская торгово-промышленная палата и ремесленная палата г. Ярославля, представительства российских и международных фондов, другие отечественные и иностранные организации.
Созданы стимулирующие условия для реализации предпринимателями инвестиционных проектов экономического развития. Стоимость арендной платы на землю и нормативная стоимость земли существенно ниже, чем в Москве. Имеются свободные участки для строительства объектов с подведенными коммуникациями. Имеются свободные ресурсы по обеспечению водой, теплом, газом, электроэнергией и предоставляется возможность совместного использования общих коммуникаций.
Изменилась система работы с проектами и программами.
С 1995 года практически приостановлено прямое финансирование из государственного бюджета коммерческих инвестиционных проектов предприятий. Для привлечения инвестиций используются преимущественно другие формы государственной поддержки (налоговые льготы и гарантии, информационное сопровождение). Для принятия решения о поддержке какого-либо проекта в областной администрации используются комплексный подход, расчеты коммерческой и бюджетной эффективности, заключения экологов, агентства по банкротству и других организаций.
Повысились требования к содержанию проектов и социальных программ. Изменились критерии их отбора - добавились факторы, которые ранее не брались во внимание.
В частности, состояние и перспективы рынка и предприятия, реализующего проект, градообразующий фактор, экономический потенциал, стратегия развития и экономическая самодостаточность территории. Именно эти компоненты теперь выступают основными предпосылками формирования региональной инвестиционной политики в переходный период.
Ключевым звеном инвестиционной политики региона является Перечень приоритетных программ и инвестиционных проектов Ярославской области. В Перечень ежегодно входит более трех десятков крупных и средних инвестиционных проектов, более 60 социальных объектов и программ. В соответствии с законами Ярославской области приоритетным проектам и программам оказывается государственная поддержка в формах налоговых льгот, государственных гарантий, информационного сопровождения, участия государства в разработке, экспертизе и реализации проекта или программы.
На каждый рубль государственных инвестиций приходится 10-12 рублей частных инвестиций, 5-6 рублей дополнительных налогов в региональный и местные бюджеты.
Ежегодно создается вновь или сохраняется более 1500 рабочих мест.
Сумма иностранных инвестиций в экономику Ярославской области, млн. долларов
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
0,72 | 31,92 | 95 | 76,7 | 40,1 | 7,7 |
В том числе при государственной поддержке: По проектам, включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области |
-- | 30,0 | 95 | 76,7 | 27,2 | 5,5 |
Показатели эффективности перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области
Наименование показателя | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Дополнительные поступления от проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области в областной и местные бюджеты(в виде налогов), млн. руб | 33,8 | 69,15 | 138,1 | 245 |
Для сравнения: |
сумма бюджета развития области, млн.руб | 27,9 | 40,5 | 49,2 | 66,98 | 72,7 |
Финансирование областных программ, вошедших в бюджет области, млн.руб. | 17,1 | 23,2 | 26,3 | 22,1 | 13,9 |
Сумма налоговых льгот в части бюджета области, млн.руб. | 1,471 | 7,513 | 50,5 | 36,02* |
Количество сохраненных рабочих мест, ед. | 1209 | 780 | 6255 | 8002* |
Количество сохраненных рабочих мест, ед. | 448 | 748 | 755 | 1443* |
Сумма инвестиций, поступивших в основной капитал, млн. руб
(в ценах соответствующих лет, 1995, 1996, 1997 г.г. с учетом деноминации)
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
2243,2 | 1983,3 | 2780,7 | 2643,6 | 6026,6 | 8004,3 |
В том числе при государственной поддержке - всего: |
69,2 | 190,70 | 590,5 | 1043,0 | 1251,3 | 1900* |
* - предварительные данные
|