На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В январе-июне 2001 года по сравнению с январем-июнем 2000 года рост промышленного производства (с учетом экспертной оценки объемов производства малых предприятий, промышленных подразделений при непромышленных организациях) по оценке экономических органов субъектов Российской Федерации отмечен в 6 федеральных округах и в большинстве регионов Российской Федерации.

Темпы роста промышленного производства по федеральным округам, %

Более высокие темпы роста промышленного производства (в основном за счет увеличения выпуска продукции в отраслях, ориентированных на экспорт и инвестиционный сектор) отмечены в Ростовской, Орловской, Брянской, Новгородской, Омской, Томской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан.

В Ростовской области, имеющей самые высокие темпы роста (151.9%), основной объем промышленного производства был получен на предприятиях машиностроения и металлообработки, причем основной прирост продукции обеспечен предприятиями сельхозмашиностроения; существенно возросли темпы производства на предприятиях ВПК. Увеличился также выпуск продукции черной и цветной металлургии, пищевой, легкой, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также промышленности строительных материалов.

В Орловской, Брянской, Новгородской, Томской областях рост промышленного производства был обеспечен, в основном, за счет увеличения объемов производства в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. Наблюдался также рост в легкой и пищевой промышленности Брянской и Новгородской областей.

В республиках Северного Кавказа более высокими темпами наращивалось производство на предприятиях пищевой промышленности, машиностроения (Кабардино-Балкарская Республика), химической промышленности и электроэнергетики (Карачаево-Черкесская Республика).

По оценке экономических органов субъектов Российской Федерации, в 13 регионах произошло уменьшение выпуска промышленной продукции. На 19% сократился объем промышленного производства в Приморском крае, на 12.4% - Курганской области, на 11% - в Кировской области, в Курской области – на 7.9%. В республиках Марий Эл, Хакасия, Удмуртия и Карелия, Хабаровском крае, Вологодской, Липецкой, Камчатской и Нижегородской областях объемы промышленного производства сократились на 0.2-5.2 процента.

Среди федеральных округов сокращение объема промышленного производства в январе-июне отмечено только в Дальневосточном федеральном округе, где сократились объемы промышленного производства в Приморском и Хабаровском краях, Камчатской области.

При этом в Приморском крае продолжает сокращаться производство на предприятиях машиностроения и металлообработки (что связано с отсутствием в текущем году экспортного заказа), усилился спад производства в цветной металлургии из-за остановки производства на ОАО “Дальполиметалл”, сокращаются объемы производства в химической и нефтехимической, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Сложное положение промышленного комплекса края во многом обусловлено тяжелой ситуацией в топливно-энергетическом комплексе.

В Хабаровском крае сократились объемы производства в машиностроении и микробиологической промышленности.

В Камчатской области сократились объемы производства в основной отрасли промышленности – рыбной, доля которой в общей структуре промышленного производства составляет более 50 процентов.

В Республике Саха (Якутия) рост объемов промышленного производства обусловлен увеличением выпуска продукции в электроэнергетике, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности.

Почти 2/3 всего объема промышленного производства обеспечили три федеральных округа – Приволжский, Центральный и Уральский. Причем половина всего объема производства продукции промышленности, как и в 2000 году, приходится на 11 субъектов Российской Федерации: Тюменская, Свердловская, Челябинская, Московская, Самарская и Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, гг. Москва и Санкт-Петербург.

Динамика “разброса” индекса физического объема промышленного производства (нарастающим итогом в % к соответствующему периоду предыдущего года) по этой группе регионов в сравнении с остальными субъектами Российской Федерации (2 группа) показана на диаграмме.

По оценке Минэкономразвития России и экономических органов субъектов Российской Федерации, представивших материалы, до конца года рост промышленного производства сохранится по всем федеральным округам, за исключением Дальневосточного.

Темпы роста промышленного производствапо федеральным округам, %

В первом полугодии 2001 года, по предварительным данным экономических органов субъектов Российской Федерации, объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, сохранился либо несколько увеличился по сравнению с 1 полугодием 2000 г. во всех федеральных округах, кроме Приволжского, Уральского и Дальневосточного.

В Приволжском округе увеличили объемы производства по сравнению с уровнем прошлого года Оренбургская (на 5.0%) и Саратовская (на 2.0%) области, Республика Мордовия (на 1.0%), Удмуртская Республика (на 3.2%), в других регионах отмечено снижение выпуска сельскохозяйственной продукции. В Уральском округе не вышли на уровень 2000 года Курганская область (снижение на 26.6%) и Свердловская область (на 5.1 процента).

Среди других субъектов Российской Федерации снижение объемов продукции сельского хозяйства на 12.5% оценивается в Ульяновской области, на 4-8 процентов – в Брянской и Мурманской областях, республиках Тыва и Марий Эл, Приморском крае.

Темпы роста объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по федеральным округам

(в % к соответствующему периоду 2000 г.)

Несмотря на принимаемые меры, в ряде регионов процесс свертывания отраслей животноводства в сельскохозяйственных предприятиях пока не остановлен. Продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец, производство мяса и молока. Продуктивность коров в сельскохозяйственных предприятиях ниже, чем в личных хозяйствах. Положительные результаты отмечаются только в птицеводстве.

Производство продуктов животноводства в сельскохозяйственных

предприятиях федеральных округов в январе-июне 2001 года

(в % к январю-июню 2000 года)

Федеральные округа

Cкот и птица на
убой в живом весе

Молоко

Яйца

Центральный

98.5

106.3

99.8

Северо-Западный

115.2

110.2

100.0

Южный

104.5

101.5

111.5

Приволжский

95.0

100.4

93.0

Уральский

108.9

86.8

102.1

Сибирский

92.8

101.0

103.6

Дальневосточный

107.4

86.4

102.3

Среди субъектов Российской Федерации производство скота и птицы на убой сократилось в 46 регионах, молока - в 42 регионах и производство яиц - в 36 регионах.

По предварительной оценке экономических органов субъектов Российской Федерации, рост инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2001 года по сравнению с 1 полугодием 2000 года характерен для всех федеральных округов, а также для большинства регионов.

Темпы роста инвестиций в основной капитал по федеральным округам

(в % к соответствующему периоду 2000 г.)

В Центральном федеральном округе прирост инвестиций по сравнению с прошлым годом складывался, главным образом, за счет Калужской, Смоленской и Белгородской областей; в Северо-Западном – за счет Архангельской, Новгородской и Ленинградской областей, а также республик Карелия и Коми; в Южном – за счет Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей; а также Республики Дагестан, в Приволжском – за счет Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской и Самарской областей; в Уральском – за счет Тюменской области; в Сибирском – за счет Томской, Читинской и Кемеровской областей; республик Алтай и Тыва, в Дальневосточном – за счет Амурской и Камчатской областей, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия).

Практически пятую часть всех инвестиций в России составляют инвестиции в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Ситуация на потребительском рынке в регионах Российской Федерации остается стабильной.

Оборот розничной торговли за январь-июнь 2001 г. по сравнению с январем-июнем 2000 года увеличился практически во всех регионах. Снижение оборота розничной торговли имело место лишь в Республике Мордовия, Калининградской и Ульяновской областях, Корякском автономном округе.

Значительный рост оборота розничной торговли отмечен в Республике Ингушетия (в 2.2 раза), Республике Коми (на 35.5%), Чукотском автономном округе (на 35.8%), Ивановской, Архангельской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области и Агинском Бурятском автономном округе (на 20.0 – 29.0 процентов).

Темпы роста оборота розничной торговли по федеральным округам

(в % к соответствующему периоду 2000 г.)

Объем платных услуг населению в январе-июне по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. увеличился в сопоставимых ценах в Центральном и Южном федеральных округах, в остальных федеральных округах отмечено его снижение.

Среди субъектов Российской Федерации объем платных услуг снизился в 39 регионах, причем наиболее значительно в Ульяновской области - на 22.7%, Республике Тыва - на 20.8%, в Ивановской, Курской, Мурманской и Новосибирской областях, республиках Карелия и Калмыкия - на 15-198%. На 6-13 процентов снизился объем платных услуг в Ленинградской области, Республике Мордовия, Приморском крае, г.Санкт-Петербурге.

Темпы роста (снижения) платных услуг населению по федеральным округам

(в % к соответствующему периоду 2000 г.)

По оперативным данным МНС России, по сравнению с 1999 и 2000 гг. в регионах значительно улучшилась собираемость налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации

Федеральные округа

Поступило за январь-апрель

Темпы роста, %

2000 г.

2001 г.

Млн. рублей

В % к итогу

Млн. рублей

В % к итогу

Центральный

143131.8

38.1

207032.1

37.4

144.6

Северо-Западный

34757.8

9.2

48644.8

8.8

140.0

Южный

22791.3

6.1

34103.4

6.2

149.6

Приволжский

63787.5

17.0

92916.0

16.8

145.1

Уральский

67495.6

17.7

99245.3

17.9

147.0

Сибирский

31218.7

8.3

49420.9

8.9

158.3

Дальневосточный

13679.9

3.6

20204.6

3.6

147.7

Поступление налоговых платежей и других доходов в федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральные округа

Поступило за январь-апрель

Темпы роста, %

2000 г.

2001 г.

Млн. рублей

В % к итогу

Млн. рублей

В % к итогу

Центральный

80194.6

44.3

123456.2

42.9

153.9

Северо-Западный

14991.4

8.3

21804.9

7.6

145.4

Южный

11382.9

6.3

17285.3

6.0

151.9

Приволжский

26444.2

14.6

46740.0

16.2

176.7

Уральский

30580.6

16.9

47217.5

16.4

154.4

Сибирский

12217.7

6.8

22033.8

7.7

180.3

Дальневосточный

5095.8

2.8

7297.9

2.5

143.2

Территориальные различия в налогово-бюджетных отношениях.

По состоянию на 1 июня 2001 г. в сфере налогово-бюджетных отношений не произошло значительных изменений.

По основным бюджетным индикаторам – размеру собственных доходов, отношению собственных доходов к доходам всего, превышению доходов над расходами, душевой обеспеченностью собственными доходами и доходами всего, среднедушевыми бюджетными расходами – наблюдается рост.

Самые значительные темпы роста по уровню собственных доходов имеют: Ненецкий автономный округ (2.8 раза), Чувашская Республика (1.95 раз), Липецкая область (1.98 раза), республики Калмыкия (2.18 раза), Татарстан (2.34 раза), Дагестан (1.9 раза) и Ингушетия (5.47 раза), Тюменская область (1.93 раза), Ханты-Мансийский (1.96 раза) и Таймырский (2.52 раза) автономные округа.

Наиболее низкие темпы наблюдались в Пензенской, Костромской областях (по 17%), Омской области (19%), Республике Хакасия (12%), Иркутской области (18%), Приморском крае (12%), Чукотском (17%) и Корякском (6%) автономных округах. Остальные субъекты вписываются в общероссийскую тенденцию (рост в 1.53 раза) – обеспечивают увеличение размера собственных средств в 1.3-1.6 раз.

Несмотря на увеличение собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за последний год, расходы в некоторых субъектах росли опережающими темпами, о чем свидетельствует падение по ряду субъектов доли собственных средств бюджетов в расходах. Такая ситуация наблюдается в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Пензенской областях, в большинстве областей Центрального федерального округа (Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской), Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской областях, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Новосибирской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республиках Тыва и Бурятия, Эвенкийском автономном округе, а также во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточный федеральный округ. Причем среднероссийское значение данного показателя возросло по сравнению с 2000 годом (с 81.1% до 91%).

При среднем по всем субъектам значении отношения собственных доходов к расходам – 79%, заметные отклонения наблюдаются в Псковской (54.8%), Брянской (54.2%), Ивановской (52.9%) областях, в республиках Южного федерального округа - Адыгея (50.8%), Ингушетия (53.1%), Кабардино-Балкарская Республика (50%), Карачаево-Черкесская Республика (37.8%), Республика Дагестан (15.7%); в Сибирском федеральном округе в республиках Алтай (34.5%) и Тыва (14.6%), Эвенкийском (12.7%), Усть-Ордынском Бурятском (17.5%) и Агинском Бурятском автономных округах (14.3%); на Дальнем Востоке –в Еврейской автономной области (35.5%) и Чукотском автономном округе (30.5%).

Финансовая поддержка из федерального бюджета в данных регионах играет заметную роль, так как более половины расходов на территории финансируется за счет дотаций, трансфертов и т.п. Сопоставление этих данных с имеющейся информацией по превышению расходов над доходами в субъектах показывает, что дефицитность бюджетов имеют 26 субъектов Российской Федерации, причем необязательно с наименьшими показателями собственных средств (отсюда можно сделать вывод о том, что политика бюджетного выравнивания имела определенный успех).

В группу регионов, не сильно зависящих от поддержки из федерального центра можно включить г.Москву, г.Санкт-Петербург, Республику Коми, Московскую, Самарскую, Липецкую, Тюменскую области, Ханты-Мансийский автономный округ и Красноярский край.

По показателю среднедушевой бюджетной обеспеченности доходами (более 7210 руб./чел. – среднероссийское значение) в группе лидеров республики Коми, Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Красноярский край, Мурманская, Тюменская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Ненецкий, Эвенкийский, Чукотский, Корякский автономные округа, гг.Санкт-Петербург и Москва.


По материалам Министерства экономического развития и торговли РФ



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна