| РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В январе-июне 2001 года по сравнению с январем-июнем 2000 года рост промышленного производства (с учетом экспертной оценки объемов производства малых предприятий, промышленных подразделений при непромышленных организациях) по оценке экономических органов субъектов Российской Федерации отмечен в 6 федеральных округах и в большинстве регионов Российской Федерации. Темпы роста промышленного производства по федеральным округам, % 
 Более высокие темпы роста промышленного производства (в основном за счет увеличения выпуска продукции в отраслях, ориентированных на экспорт и инвестиционный сектор) отмечены в Ростовской, Орловской, Брянской, Новгородской, Омской, Томской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан. В Ростовской области, имеющей самые высокие темпы роста (151.9%), основной объем промышленного производства был получен на предприятиях машиностроения и металлообработки, причем основной прирост продукции обеспечен предприятиями сельхозмашиностроения; существенно возросли темпы производства на предприятиях ВПК. Увеличился также выпуск продукции черной и цветной металлургии, пищевой, легкой, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также промышленности строительных материалов. В Орловской, Брянской, Новгородской, Томской областях рост промышленного производства был обеспечен, в основном, за счет увеличения объемов производства в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. Наблюдался также рост в легкой и пищевой промышленности Брянской и Новгородской областей.  В республиках Северного Кавказа более высокими темпами наращивалось производство на предприятиях пищевой промышленности, машиностроения (Кабардино-Балкарская Республика), химической промышленности и электроэнергетики (Карачаево-Черкесская Республика).  По оценке экономических органов субъектов Российской Федерации, в 13 регионах произошло уменьшение выпуска промышленной продукции. На 19% сократился объем промышленного производства в Приморском крае, на 12.4% - Курганской области, на 11% - в Кировской области, в Курской области – на 7.9%. В республиках Марий Эл, Хакасия, Удмуртия и Карелия, Хабаровском крае, Вологодской, Липецкой, Камчатской и Нижегородской областях объемы промышленного производства сократились на 0.2-5.2 процента. Среди федеральных округов сокращение объема промышленного производства в январе-июне отмечено только в Дальневосточном федеральном округе, где сократились объемы промышленного производства в Приморском и Хабаровском краях, Камчатской области. При этом в Приморском крае продолжает сокращаться производство на предприятиях машиностроения и металлообработки (что связано с отсутствием в текущем году экспортного заказа), усилился спад производства в цветной металлургии из-за остановки производства на ОАО “Дальполиметалл”, сокращаются объемы производства в химической и нефтехимической, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сложное положение промышленного комплекса края во многом обусловлено тяжелой ситуацией в топливно-энергетическом комплексе. В Хабаровском крае сократились объемы производства в машиностроении и микробиологической промышленности. В Камчатской области сократились объемы производства в основной отрасли промышленности – рыбной, доля которой в общей структуре промышленного производства составляет более 50 процентов. В Республике Саха (Якутия) рост объемов промышленного производства обусловлен увеличением выпуска продукции в электроэнергетике, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, легкой и пищевой промышленности. Почти 2/3 всего объема промышленного производства обеспечили три федеральных округа – Приволжский, Центральный и Уральский. Причем половина всего объема производства продукции промышленности, как и в 2000 году, приходится на 11 субъектов Российской Федерации: Тюменская, Свердловская, Челябинская, Московская, Самарская и Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, гг. Москва и Санкт-Петербург. Динамика “разброса” индекса физического объема промышленного производства (нарастающим итогом в % к соответствующему периоду предыдущего года) по этой группе регионов в сравнении с остальными субъектами Российской Федерации (2 группа) показана на диаграмме. 
 По оценке Минэкономразвития России и экономических органов субъектов Российской Федерации, представивших материалы, до конца года рост промышленного производства сохранится по всем федеральным округам, за исключением Дальневосточного. Темпы роста промышленного производствапо федеральным округам, % 
 В первом полугодии 2001 года, по предварительным данным экономических органов субъектов Российской Федерации, объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, сохранился либо несколько увеличился по сравнению с 1 полугодием 2000 г. во всех федеральных округах, кроме Приволжского, Уральского и Дальневосточного.  В Приволжском округе увеличили объемы производства по сравнению с уровнем прошлого года Оренбургская (на 5.0%) и Саратовская (на 2.0%) области, Республика Мордовия (на 1.0%), Удмуртская Республика (на 3.2%), в других регионах отмечено снижение выпуска сельскохозяйственной продукции. В Уральском округе не вышли на уровень 2000 года Курганская область (снижение на 26.6%) и Свердловская область (на 5.1 процента). Среди других субъектов Российской Федерации снижение объемов продукции сельского хозяйства на 12.5% оценивается в Ульяновской области, на 4-8 процентов – в Брянской и Мурманской областях, республиках Тыва и Марий Эл, Приморском крае.  Темпы роста объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по федеральным округам  (в % к соответствующему периоду 2000 г.) 
 Несмотря на принимаемые меры, в ряде регионов процесс свертывания отраслей животноводства в сельскохозяйственных предприятиях пока не остановлен. Продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец, производство мяса и молока. Продуктивность коров в сельскохозяйственных предприятиях ниже, чем в личных хозяйствах. Положительные результаты отмечаются только в птицеводстве.  Производство продуктов животноводства в сельскохозяйственных предприятиях федеральных округов в январе-июне 2001 года (в % к январю-июню 2000 года) 
| Федеральные округа | Cкот и птица на убой в живом весе
 | Молоко | Яйца |  | Центральный  | 98.5 | 106.3 | 99.8 |  | Северо-Западный  | 115.2 | 110.2 | 100.0 |  | Южный | 104.5 | 101.5 | 111.5 |  | Приволжский  | 95.0 | 100.4 | 93.0 |  | Уральский  | 108.9 | 86.8 | 102.1 |  | Сибирский  | 92.8 | 101.0 | 103.6 |  | Дальневосточный | 107.4 | 86.4 | 102.3 |  Среди субъектов Российской Федерации производство скота и птицы на убой сократилось в 46 регионах, молока - в 42 регионах и производство яиц - в 36 регионах.  По предварительной оценке экономических органов субъектов Российской Федерации, рост инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2001 года по сравнению с 1 полугодием 2000 года характерен для всех федеральных округов, а также для большинства регионов. Темпы роста инвестиций в основной капитал по федеральным округам (в % к соответствующему периоду 2000 г.) 
 В Центральном федеральном округе прирост инвестиций по сравнению с прошлым годом складывался, главным образом, за счет Калужской, Смоленской и Белгородской областей; в Северо-Западном – за счет Архангельской, Новгородской и Ленинградской областей, а также республик Карелия и Коми; в Южном – за счет Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей; а также Республики Дагестан, в Приволжском – за счет Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской и Самарской областей; в Уральском – за счет Тюменской области; в Сибирском – за счет Томской, Читинской и Кемеровской областей; республик Алтай и Тыва, в Дальневосточном – за счет Амурской и Камчатской областей, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия).  Практически пятую часть всех инвестиций в России составляют инвестиции в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.  Ситуация на потребительском рынке в регионах Российской Федерации остается стабильной. Оборот розничной торговли   за январь-июнь 2001 г. по сравнению с январем-июнем 2000 года увеличился практически во всех регионах. Снижение оборота розничной торговли имело место лишь в Республике Мордовия, Калининградской и Ульяновской областях, Корякском автономном округе. Значительный рост оборота розничной торговли отмечен в Республике Ингушетия (в 2.2 раза), Республике Коми (на 35.5%), Чукотском автономном округе (на 35.8%), Ивановской, Архангельской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области и Агинском Бурятском автономном округе (на 20.0 – 29.0 процентов).  Темпы роста оборота розничной торговли по федеральным округам  (в % к соответствующему периоду 2000 г.) 
 Объем платных услуг населению в январе-июне по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. увеличился в сопоставимых ценах в Центральном и Южном федеральных округах, в остальных федеральных округах отмечено его снижение. Среди субъектов Российской Федерации объем платных услуг снизился в 39 регионах, причем наиболее значительно в Ульяновской области - на 22.7%, Республике Тыва - на 20.8%, в Ивановской, Курской, Мурманской и Новосибирской областях, республиках Карелия и Калмыкия - на 15-198%. На 6-13 процентов снизился объем платных услуг в Ленинградской области, Республике Мордовия, Приморском крае, г.Санкт-Петербурге. Темпы роста (снижения) платных услуг населению по федеральным округам (в % к соответствующему периоду 2000 г.) 
 По оперативным данным МНС России, по сравнению с 1999 и 2000 гг. в регионах значительно улучшилась собираемость налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации  
| Федеральные округа | Поступило за январь-апрель | Темпы роста, % |  | 2000 г. | 2001 г. |  | Млн. рублей | В % к итогу | Млн. рублей | В % к итогу |  | Центральный | 143131.8 | 38.1 | 207032.1 | 37.4 | 144.6 |  | Северо-Западный  | 34757.8 | 9.2 | 48644.8 | 8.8 | 140.0 |  | Южный | 22791.3 | 6.1 | 34103.4 | 6.2 | 149.6 |  | Приволжский | 63787.5 | 17.0 | 92916.0 | 16.8 | 145.1 |  | Уральский | 67495.6 | 17.7 | 99245.3 | 17.9 | 147.0 |  | Сибирский | 31218.7 | 8.3 | 49420.9 | 8.9 | 158.3 |  | Дальневосточный | 13679.9 | 3.6 | 20204.6 | 3.6 | 147.7 |  Поступление налоговых платежей и других доходов в федеральный бюджет Российской Федерации 
|   Федеральные округа | Поступило за январь-апрель | Темпы роста, % |  | 2000 г. | 2001 г. |  | Млн. рублей | В % к итогу | Млн. рублей | В % к итогу |  | Центральный | 80194.6 | 44.3 | 123456.2 | 42.9 | 153.9 |  | Северо-Западный  | 14991.4 | 8.3 | 21804.9 | 7.6 | 145.4 |  | Южный | 11382.9 | 6.3 | 17285.3 | 6.0 | 151.9 |  | Приволжский | 26444.2 | 14.6 | 46740.0 | 16.2 | 176.7 |  | Уральский | 30580.6 | 16.9 | 47217.5 | 16.4 | 154.4 |  | Сибирский | 12217.7 | 6.8 | 22033.8 | 7.7 | 180.3 |  | Дальневосточный | 5095.8 | 2.8 | 7297.9 | 2.5 | 143.2 |  Территориальные различия в налогово-бюджетных отношениях. По состоянию на 1 июня 2001 г. в сфере налогово-бюджетных отношений не произошло значительных изменений. По основным бюджетным индикаторам – размеру собственных доходов, отношению собственных доходов к доходам всего, превышению доходов над расходами, душевой обеспеченностью собственными доходами и доходами всего, среднедушевыми бюджетными расходами – наблюдается рост.  Самые значительные темпы роста по уровню собственных доходов имеют: Ненецкий автономный округ (2.8 раза), Чувашская Республика (1.95 раз), Липецкая область (1.98 раза), республики Калмыкия (2.18 раза), Татарстан (2.34 раза), Дагестан (1.9 раза) и Ингушетия (5.47 раза), Тюменская область (1.93 раза), Ханты-Мансийский (1.96 раза) и Таймырский (2.52 раза) автономные округа.  Наиболее низкие темпы наблюдались в Пензенской, Костромской областях (по 17%), Омской области (19%), Республике Хакасия (12%), Иркутской области (18%), Приморском крае (12%), Чукотском (17%) и Корякском (6%) автономных округах. Остальные субъекты вписываются в общероссийскую тенденцию (рост в 1.53 раза) – обеспечивают увеличение размера собственных средств в 1.3-1.6 раз. Несмотря на увеличение собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за последний год, расходы в некоторых субъектах росли опережающими темпами, о чем свидетельствует падение по ряду субъектов доли собственных средств бюджетов в расходах. Такая ситуация наблюдается в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Пензенской областях, в большинстве областей Центрального федерального округа (Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской), Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской областях, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Новосибирской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республиках Тыва и Бурятия, Эвенкийском автономном округе, а также во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточный федеральный округ. Причем среднероссийское значение данного показателя возросло по сравнению с 2000 годом (с 81.1% до 91%). При среднем по всем субъектам значении отношения собственных доходов к расходам – 79%, заметные отклонения наблюдаются в Псковской (54.8%), Брянской (54.2%), Ивановской (52.9%) областях, в республиках Южного федерального округа - Адыгея (50.8%), Ингушетия (53.1%), Кабардино-Балкарская Республика (50%), Карачаево-Черкесская Республика (37.8%), Республика Дагестан (15.7%); в Сибирском федеральном округе в республиках Алтай (34.5%) и Тыва (14.6%), Эвенкийском (12.7%), Усть-Ордынском Бурятском (17.5%) и Агинском Бурятском автономных округах (14.3%); на Дальнем Востоке –в Еврейской автономной области (35.5%) и Чукотском автономном округе (30.5%).  Финансовая поддержка из федерального бюджета в данных регионах играет заметную роль, так как более половины расходов на территории финансируется за счет дотаций, трансфертов и т.п. Сопоставление этих данных с имеющейся информацией по превышению расходов над доходами в субъектах показывает, что дефицитность бюджетов имеют 26 субъектов Российской Федерации, причем необязательно с наименьшими показателями собственных средств (отсюда можно сделать вывод о том, что политика бюджетного выравнивания имела определенный успех). В группу регионов, не сильно зависящих от поддержки из федерального центра можно включить г.Москву, г.Санкт-Петербург, Республику Коми, Московскую, Самарскую, Липецкую, Тюменскую области, Ханты-Мансийский автономный округ и Красноярский край. По показателю среднедушевой бюджетной обеспеченности доходами (более 7210 руб./чел. – среднероссийское значение) в группе лидеров республики Коми, Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Красноярский край, Мурманская, Тюменская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Ненецкий, Эвенкийский, Чукотский, Корякский автономные округа, гг.Санкт-Петербург и Москва. 
  По материалам Министерства экономического развития и торговли РФ |