Экономический потенциал региона и его инвестиционная привлекательность
Волгоградская область является типичным регионом с высоким промышленным потенциалом.
В Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) по состоянию на 1 января 1999 г. включено 52,1 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования области. Из них 384 крупных и средних промышленных предприятий, на долю которых приходится 87 процента произведенной промышленной продукции (работ, услуг).
В общей структуре промышленного производства приходится:
- на предприятия химической и нефтехимической промышленности - 19,4 %,
- электроэнергетики - 18,7 %,
- машиностроения и металлообработки - 13,4%,
- топливной и пищевой промышленности - 12 %,
- черной металлургии - 8 %.
Менее 6 % от общего объема продукции производится предприятиями цветной металлургии, промышленности строительных материалов, легкой промышленности и других отраслей.
Основные отрасли промышленности:
- химия и нефтехимия (сода каустическая, химические средства защиты растений, синтетические смолы и пластмассы, волокна и нити химические) - Волгоградское ОАО "Каустик", Волжские: ОАО "Оргсинтез", ОАО "Химволокно";
- машиностроение и металлообработка (краны, подшипники, тракторы, металлорежущие станки, кабельные изделия и др) - АО "Волгоградский тракторный завод", АООТ "Волжский подшипниковый завод" и др.;
- топливная промышленность (нефть, бензин, дизельное топливо) - ОАО "ЛУКойл-Нижневолжскнефть", ООО ЛУКойл-Волгограднефте-переработка";
- черная и цветная металлургия (сталь, прокат) - ОАО "Метал-лургический завод "Красный октябрь", ОАО "ПО Волжский трубный завод";
- легкая (хлопчатобумажные ткани, чулочно-носочные и трикотажные изделия), пищевая, производство стройматериалов (20% шифера, производимого в России).
Главные промышленные центры – города Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск.
В отрасли сельского хозяйства функционирует 27 сельско-хозяйственных предприятий (государственных), 150 акционерных обществ, 67 сельскохозяйственных товариществ, 12765 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Стабильно работающими остаются предприятия, ориентированные на экспорт: ОАО "Волгоградский алюминий", ОАО "Оргсинтез", ОАО "ПО Волжский трубный завод", а также предприятия, продукция которых имеет платежеспособный спрос на внутреннем рынке: АООТ "Каустик" и ОАО НИЦ "Химпром".
Область вывозит на российский и зарубежный рынки тракторы и двигатели, прокат черных металлов и алюминий, стальные трубы и канаты, буровые установки и нефтеаппаратуру, рыболовные суда, подшипники, хлопчатобумажные ткани. Предприятия химии и нефтехимии поставляют автомобильные шины, нефтепродукты, синтетические смолы и пластмассы, волокна и нити, каустическую соду и т.д.
В целях поддержки отечественного товаропроизводителя на территории области второй год реализуется закон Волгоградской области "О зонах экономического развития", в котором предусматривается предоставление налоговых льгот по налогам на прибыль, имущество, землю.
Зоны утверждены на территориях предприятий ФГУП ПО "Баррикады", ОАО "Волгоградский тракторный завод", ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", ОАО "Научно-исследовательский центр "Химпром". Проводимые мероприятия необходимы для привлечения инвестора, восстановления работоспособности производств, находящихся на территориях зон экономического развития.
Восстановлены связи по кооперации с предприятиями регионов России, Республики Беларусь и другими странами СНГ.
Резкое сокращение импорта продовольствия позволило местным товаропроизводителям продолжить наращивание выпуска некоторых видов продуктов питания. Возросло производство макаронных изделий, консервов, водки и винно-водочных изделий, масла растительного, маргариновой продукции.
Принимаемые меры по повышению качества и конкурентоспособности продукции позволили увеличить выпуск продукции легкой промышленности: чулочно-носочных изделий, электропылесосов, трикотажных изделий.
Машиностроение и металлообработка занимают ведущее положение в отраслевой структуре промышленности области (2% объема продукции РФ). Положение в этой отрасли усложняется тем, что около 70% предприятий машиностроения работают на нужды обороны. Вместе с тем именно здесь сосредоточены и основной инвестиционный, потенциал, и наиболее передовые научно - техническая и производственно-конструкторская базы. Именно здесь существует инновационный научно-технический задел, в разной степени готовый к коммерциализации в гражданском секторе экономики. Наиболее готовые конкурентоспособные разработки активно внедряются в массовое производство малыми предприятиями, учредителями которых, как правило, являются сами разработчики.
За 1999 год общий объем производства по ВПК области возрос на 16 % по сравнению с 1998 годом. Увеличение производства военной продукции составило 89%. Производство гражданской продукции возросло на 5 %.
Основными вопросами, стоящими перед предприятиями оборонной промышленности на текущий момент являются: выбор эффективных направлений производства, т. е. либо ориентация на выпуск вооружения и военной техники, либо конверсия производства и выпуск конкурентоспособной гражданской продукции и поиск источников финансирования.
Важнейшим источником финансирования предприятий оборонной промышленности до сих пор остается государственный бюджет. Однако объемы государственного заказа в последние годы являются явно недостаточными. И тем не менее предприятия изыскивают возможность работать над созданием новых изделий как оборонного, так и гражданского назначения.
Есть интересные, перспективные разработки. Но для их внедрения и организации производства необходимы инвестиции.
Разработанные предприятиями оборонного комплекса инвестиционные предложения представляют собой глубоко проработанные как в конструкторско-технологическом, так и в экономическом и маркетинговом плане проекты. Большинство из них имеют опытные образцы эксплуатационные характеристики, полученные в результате испытаний или эксплуатации. При разработке проектов использованы, как правило, двойные технологии и имеющаяся база производства оборонной продукции, что удешевляет проекты.
Так, ФГУП ПО "Баррикады" предлагает инвестиционные проекты производства оборудования для топливно-энергетического комплекса, аварийно-спасательных и строительно-монтажных работ, коммунального хозяйства. Это, прежде всего, производство передвижного автомобильного газозаправщика, передвижной дизельной электростанции, мобильной буровой установки, автомобильного подъемника, комплекса оборудования для проведения глубокопроникающих гидроразрывов пластов нефтяных и газовых скважин и другие.
Предприятия радиоэлектронного профиля предлагают несколько десятков инвестиционных проектов производства новых изделий двойного или гражданского назначения. Среди них: пожарно-охранная сигнализация, медицинская аппаратура, контрольно-измерительные приборы, холодильное и очистное оборудование, приборы измерения расходования энергоресурсов, телевизоры и другие.
Основные финансовые показатели (в млн. руб.)
|
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Прибыль балансовая |
1911,0 768,4 -1137,0 |
в т. ч. промышленность |
1281,0 386,5 -427,1 |
Амортизационные отчисления |
3840,0 4600,0 0 |
Налоговые поступления, собираемые |
5997,1 6196,8 5125,4 |
на территории области |
|
Внешнеэкономическая деятельность.
Общее сальдо внешней торговли Волгоградской области в 1996-1999 гг, сложилось положительным, причем за счет торговли со странами дальнего зарубежья (внешнеторговое сальдо со странами СНГ отрицательное).
Структура экспорта области в 1996-1997 гг. примерно следующая:
черные металлы — 42,3% стоимости экспорта области,
продукция нефтехимическего комплекса — 41,8%,
продовольствие — 1,8%.
Область экспортирует также минеральные удобрения, машины и оборудование, пластмассы и изделия из них (основные экспортеры - предприятия г. Волгограда, г. Волжского, г. Камышина).
Инвестиции.
Волгоградская область представляет собой природно-производственный комплекс, обладающий признаками самодостаточности, где сложился профессионально-кадровый потенциал, имеется перспективные инновационные проекты, накоплен достаточно мощный интеллектуальный потенциал. Всё это является необходимыми предпосылками для стабилизации экономического положения предприятий, отраслей и сфер хозяйствования, создания производственной инфраструктуры, качественного повышения благосостояния основной массы населения.
По объему производства промышленной продукции область занимает 19-е место, а по валовому объему производства сельскохозяйственной продукции входит в первую десятку среди российских территорий.
Свыше 2 тыс. предприятий всех форм собственности определяют экономическое состояние области, предприятия промышленности обеспечивают 43 % поступления налогов в консолидированный бюджет. Устойчиво работают предприятия химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, нефтедобычи.
Потребности капитального строительства обеспечиваются расположенными на территории области предприятиями стройиндустрии.
Освоение капитальных вложений ведется в основном за счет собственных средств предприятий и организаций, заемных и привлеченных средств.
За время структурных преобразований в экономике области объём инвестиций в основной капитал сократился в сопоставимой оценке почти в 3 раза. Около 70 % инвестиций используются на объектах производственного назначения.
По федеральным целевым программам при поддержке государства и собственных средств ведется строительство:
- АООТ "Каустик" - опытный химический завод по производству перспективных лекарственных препаратов годовой мощностью 2,5 т лекарственных препаратов;
- АООТ "Волгобиосинтез" - производство экологически чистого кормового белка из отходов зернопроизводства мощностью 100 тыс. тонн в год;
- ОАО "Химпром" - создаётся комплекс по производству высокоэффективного заменителя сахара - аскартама - мощностью 50 тонн в год;
- осуществляется реконструкция производства хладон на АООТ "Каустик" и ОАО "Химпром";
- ежегодно осуществляется реконструкция Волго-Донского судоходного канала.
Область осуществляет инвестиционное сотрудничество с 77 странами мира. С участием иностранного капитала в области строятся 2 кукурузокалибровочных завода в Николаевском и Городищенском районах. Дорабатывается вопрос о строительстве 3-го завода в Волгограде. Введен завод по переработке плодовой продукции в высококачественные яблочные соки и напитки в евроупаковке мощностью 20 тыс. тонн сока в год.
По предложению Республики Казахстан прорабатываются вопросы взаимодействия с предприятиями черной металлургии, с представителями Республики Беларусь достигнута договоренность о проведении зачета за полученный из РФ газ путем поставки продукции промышленного и сельскохозяйственного назначения в Волгоградскую область.
За последние годы намечается тенденция увеличения доли непроизводственного строительства в общем объёме инвестиций: жилищное строительство, строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде, строительство и развитие газификации области.
В 1997 году в области вступил в действие кардиологический центр в г. Волгограде. С 1998 года начато строительство федерального центра трансплантации почек и диализа в г. Волжском Волгоградской области.
В области проводится значительная работа в мостостроении. За последние годы введено в эксплуатацию 11 новых мостов, 20 находятся в стадии завершения строительства.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 11.10.97 № ЯУ-П5-32480 Минэкономики РФ рассмотрена и одобрена разработанная Администрацией Волгоградской области программа "Привлечение инвестиций в экономику Волгоградской области на 1998-2000 гг.", предусматривающая обработку на территории области модели привлечения частных Российских и иностранных инвестиций
Местные льготы в области предпринимательства
К льготам, предоставляемым малым предприятиям, можно отнести снижение до 1 % ставок налога на имущество для организаций:
- у которых удельный вес реализации бытовых услуг, оказанных в сельской местности и районных центрах (кроме городов областного подчинения), составляет более 50 % в общем объёме реализации товаров, работ, услуг (кроме ломбардов и услуг по ремонту и изготовлению ювелирных изделий);
- в которых доля работников - учащихся дневных и вечерних общеобразовательных школ составляют не менее 70 % от среднесписочной численности работников предприятий.
По сравнению с предыдущим годом из перечня налоговых льгот исключены льготы по налогу на прибыль.
Существует ряд льгот для предприятий, зарегистрированных в зонах экономического развития (в г. Волгограде, Алексеевском, Котовском, Палласовском и Суровикинском районах). Предприятия освобождаются от уплаты налоговых платежей сроком на 10 лет в части, зачисляемой в консолидированный бюджет области, по следующим видам налогов:
- на прибыль;
- на имущество;
- на землю.
Инвестиционная привлекательность.
Комплексным показателем привлекательности региона для инвестиций может служить его инвестиционный рейтинг. В самое последнее время подобные оценки в
интересах сравнения регионов проводились достаточно часто.
Исходные предпосылки проводимых оценок сводятся к следующему. Общий инвестиционный спад в экономике России в 1991-1995гг оказался весьма глубоким: основной показатель инвестиционной активности — объем капитальных вложений, в среднем по РФ в 1995 г. сократился в 3,36 раза по сравнению с докризисным .1990 г. Однако поскольку разброс этого показателя в различных регионах составляется значительную величину, это позволяет поставить вопрос о некоем ранжировании регионов по инвестиционной привлекательности. При этом
методические отличия при проведении исследований сводятся лишь к количеству и
конкретному перечню используемых частных показателей инвестиционного климата,
а также к способу их интегрирования.
Проведенный анализ доказывает, что применительно к Волгоградской области результаты разных авторов, исследующих инвестиционный климат российских регионов с различных позиций, очень близки и характеризуют ее как регион с благоприятным инвестиционным климатом.
Наиболее комплексные исследования инвестиционной привлекательности регионов проведены в рамках совместного проекта журнала “Эксперт” и финансовой группы “Пионер Первый” с привлечением авторитетных зарубежных экспертных агентств. Оценка инвестиционного климата проводилась по двум интегральным показателям: инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. При этом для получения составляющих этих интегральных показателей использовалось множество статистических показателей регионального развития за 1994-1996 гг., проанализировано около 1000 законодательных актов РФ и субъектов Федерации, относящихся к инвестиционной деятельности. Оценка весов вклада каждого из рассматриваемых факторов в инвестиционный климат была получена в результате опроса российских и иностранных экспертов.
Интегральный показатель инвестиционного потенциала рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение рейтинга (места региона) по семи составляющим:
• ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов)
• производственной (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе)
• потребительской (совокупная покупательная способность населения региона) ,
• инфраструктурной (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность)
• интеллектуальной (образовательный уровень населения)
• институциональной (степень развития институтов рыночной экономики)
• инновационной (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе)
По результатам оценок Волгоградская область отнесена к одному из пяти потенциальных полюсов инвестиционного роста. Это регион с весьма высоким инвестиционным потенциалом: если исключить ресурсную составляющую (связанную исключительно с природными условиями и потому не зависящую от целенаправленной деятельности), то рейтинг региона становится равным 8. Столь высокий рейтинг обеспечен высокой инфраструктурной составляющей и ровными, значительно выше средних, значениями остальных показателей. Значительно выше средних (в первой четверти регионального рейтинга) интеллектуальный и инновационный потенциалы региона.
Вместе с тем, по уровню риска регион относится к группе с относительно высоким риском. При общем достаточно низкой рейтинге риска наименьшей составляющей интегрального показателя является экономический риск (определяемый тенденциями экономического развития региона). Политические и социальные риски в регионе при всей сложности обстановки можно отнести к средним по стране, достаточно высоким являются криминальные риски.
По оценкам авторов сопоставление инвестиционных рейтингов, накопленных капитальных вложений и иностранных инвестиций позволяет отнести Волгоградскую область к “недоинвестированным” регионам с недостаточно развитым законодательным обеспечением инвестиционного процесса.
Проведенный анализ различных независимых исследований инвестиционной привлекательности показывает, что Волгоградская область относится к регионам с высокой потенциальной инвестиционной привлекательностью, до настоящего времени не реализованной в полной мере.
Общая характеристика малого и среднего бизнеса в Волгоградской области и деятельности администрации по его поддержке.
Роль регионов в вопросе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства трудно переоценить, так как сегодня именно на местах решается вопрос об адаптации общефедеральных установок, рекомендаций к фактическим условиям функционирования малых предприятий (МП) или, в более общем виде, вопрос о формировании внешней среды, способствующей развитию предпринимательства.
Система государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области активно формируется. С мая 1996 г. эту работу возглавляет Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области, а основные мероприятия разрабатывались в рамках областной Программы государственной поддержки предпринимательства. К настоящему времени для области создана достаточно обширная инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая банки, страховые компании, аудиторские фирмы, разветвленную систему нотариата. Ряд общественных организаций, таких как Союз предпринимателей, Ассоциация содействия развитию МП, Волгогардская торгово-промышленная палата, Волгоградское региональбнок агентство поддержки предпринимательства и др., нацелены на решение проблем предпринимателей, консолидацию их для отстаивания общих интересов.
Собственно малое предпринимательство; доказало свою жизнеспособность как в экономическом; так и в социальном аспектах, стало объектом персонального .внимания руководителей области.
Областная Программа государственной поддержки собственно малого предпринимательства на 2001-2005 гг. ставит своей главной целью обеспечение устойчивого развития МП в социально-значимых сферах (производственной, инновационной и т.д.), что должно способствовать реструктуризации экономики в целом. Цель конкретизирована в задачах, которые в самом общем виде сводятся к созданию правовых, экономических, финансово-кредитных, организационных условий развития. Особо подчеркивается необходимость дальнейшего формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства и распространения типовых элементов инфраструктуры в районные города области. Ожидаемые результаты решения поставленных задач —- создание новых рабочих мест и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Мероприятия, предусмотренные для решения задач Программы, большей частью нацелены на формирование внешней среды, стимулирующей малое предпринимательство как таковое. Не менее важны меры по совершенствованию механизма его финансово-кредитной поддержки. Сегодня, когда одна из самых острых проблем малого бизнеса — это нехватка финансовых средств на развитие, создание системы гарантий и страхования рисков, механизма лизинговой поддержки, а в отдельных случаях льготного налогообложения — необходимое условие динамичного развития этого сектора экономики.
Областная Программа предусматривает логически цельный и методологически выдержанный комплекс мер в данной области: от разработки нормативного обеспечения взаимодействия Волгоградского областного фонда поддержки малого предпринимательства (как учреждения - гаранта) с различными финансовыми организациями, до организационно-правовой апробации различных форм залогового обеспечения кредитования проектов в сфере малого предпринимательства.
Достоинством Программы следует признать то, что в поле деятельности системы поддержки предполагается включить города и районы области через создание соответствующих подразделений органов государственной власти, центров поддержки милого бизнеса на местах. Тем самым будет обеспечен учет местной специфики; которая во многом определяет общий потенциал и конкретные формы проявления предпринимательской активности населения.
И наконец, Программой предусмотрены приоритетные направления развития малого предпринимательства, которым целевая финансовая поддержка оказывается в первую очередь. Этими направлениями являются: переработка сельхозпродукции, сфера бытовых услуг и производство энергосберегающих технических средств. В преимущественном порядке предполагается также поддерживать реструктуризацию оборонного комплекса, за счет использования малыми производственными предприятиями свободных производственных площадей конверсируемых предприятий. Приоритетной считается инновационная деятельность.
Еще одно важное направление—анализ действующих в области специальных программ (ВПК, агрохозяйство и т.д.) с тем, чтобы вычленить собственно производственную составляющую. Планируется передавать МП 15% государственных заказов.
В целом, как уровень проработки областной Программы поддержки, так и практика ее реализации позволяют утверждать: идет поступательное формирование внешней среды, способствующей развитию предпринимательства. |