Инвестиционная деятельность
в Еврейской автономной области
- Инвестиционная политика
- Формирование законодательной базы
Широкое привлечение инвестиций в экономику области невозможно без создания стабильных правовых условий деятельности инвесторов, работающих на территории ЕАО, законодательного закрепления гарантий равных прав и условий участникам инвестиционной деятельности, обеспечения "прозрачных" правовых норм и практики их применения в отношении инвесторов. Приняты основополагающие нормативные акты, позволяющие регламентировать инвестиционные процессы, как в сфере земельных отношений, финансовых, так и в вопросах государственной поддержки инвесторов в различных формах (льготные условия налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты, организационно-правовая поддержка, предоставление льготных кредитов и т.д.).
Это областной Закон "О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Еврейскую автономную область", постановление правительства ЕАО "Об инвестиционной программе Еврейской автономной области на 1999-2005 годы", нормативные документы, формирующие законодательную основу для передачи в залог имущества ЕАО, предоставления областных государственных гарантий, земельных отношений в ЕАО, привлечения и использования в области иностранной рабочей силы, порядка создания, регистрации и функционирования предприятий с иностранными инвестициями и другие.
В целях создания благоприятных условий для привлечения в область инвестиций помимо предусмотренных федеральным законодательством льгот и гарантий для инвесторов областным законом предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, установлены дополнительные льготы и гарантии, включающие в себя освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на вновь создаваемое или приобретаемое имущество в части средств, зачисляемых в областной бюджет, сроком до 5 лет.
Кроме того, льготы предоставляются и предприятиям, привлекающим инвестиции, а также направляющим собственные средства на развитие производства.
Предприятия, осуществляющие инвестиции на территории области, имеют право на получение инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход), по налогу на имущество предприятий, по земельному налогу в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также по вновь установленным Законодательным собранием области налогам и сборам.
Законодательные и исполнительные органы власти области гарантируют иностранным инвесторам стабильность их прав, невозможность безвозмездной национализации, реквизирования, иных мер, равных по последствиям, в течение трех лет не ухудшение областных законодательных условий деятельности их предприятий, существовавших на момент принятия решения об инвестировании.
Инвестиционное законодательство области развивается по пути системного улучшения положений федеральных нормативных актов в той мере, в какой это позволяет сделать компетенция властей и имеющиеся в их распоряжении средства.
Правительство области постоянно вносит предложения по совершенствованию действующей законодательной базы. В настоящее время в стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов ЕАО "Об особых экономических зонах на территории ЕАО", "О порядке проведения конкурсов инвестиционных проектов, финансируемых при поддержке кредитных ресурсов областного бюджета", "Положение о предоставлении областных государственных гарантий" и другие нормативные документы, стимулирующие инвестиционную деятельность в ЕАО.
Законодательство ЕАО
ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ от 11.01.2000 №157-ОЗ
“О СОЗДАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЕВРЕЙСКУЮ АВТОНОМНУЮ ОБЛАСТЬ”
Постановление Правительства ЕАО от 27.04.1999года №38
“ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Еврейской автономной области от 15 марта 2001 г. N 63
“О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора ЕАО от 1 октября 1997 г. N 28-ПГ
“О ВВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЕАО ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОБЛАСТНОГО
ЗАЛОГОВОГО ФОНДА И ДОГОВОРОВ ЗАЛОГА”
ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора ЕАО от 08 сентября 1997 г. N 14-ПГ
“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ
В ЗАЛОГ ПРАВА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ”
- Формирование инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности
В Еврейской автономной области активно создаются различные структуры, ориентированные на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности. Правительство области поддерживает и стимулирует создание и совершенствование такой инфраструктуры, повышение ее эффективности в сфере привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Для лучшего понимания проблем в сдерживании инвестиционных процессов, их оперативного устранения, выработки законодательных инициатив на всех уровнях власти, постановлением губернатора области создан консультативно-совещательный орган – Совет по инвестициям. В его состав вошли представители большинства иностранных компаний, осуществляющих производственную деятельность на территории области, а также представители структурных подразделений правительства области, ряда общественных организаций. Данный Совет практически выполняет функции регионального агентства по привлечению инвестиций.
В функции Совета входит осуществление мониторинга инвестиционного климата и конкурентных преимуществ Еврейской автономной области, информационное и организационное обслуживание и поддержка потенциальных инвесторов в осуществлении ими производственной и коммерческой деятельности на территории Еврейской автономной области.
Совет координирует деятельность комитетов и управлений правительства области, государственных органов Российской Федерации, находящихся на территории области, и органов местного самоуправления в вопросах привлечения в область инвестиций.
Члены Совета, возглавляемые ими государственные и общественные органы, оказывают представителям бизнеса, независимо от их организационной структуры, ведомственной принадлежности, необходимую информацию для обеспечения грамотного ведения бизнеса в ЕАО, о предприятиях и организациях области, желающих сотрудничать с инвесторами, ищущих партнеров, предлагающих условия для совместной деятельности.
В настоящее время Еврейская автономная область имеет развитую финансовую систему, сеть государственных и негосударственных учреждений поддержки малого и среднего бизнеса, таких как областной Фонд поддержки предпринимательства, представительство Регионального Фонда ЕБРР поддержки малого бизнеса. В области ведется формирование регионального фондового рынка. Консалтинговые организации региона осуществляют научные исследования в области инвестиционной деятельности, занимаются разработкой инвестиционных проектов, проводят техническую, технологическую, правовую, финансовую экспертизу проектов, маркетинговые исследования.
Таким образом, активное сотрудничество правительства области с инвестиционными инфраструктурами региона дает основание полагать, что в перспективе Еврейская автономная область имеет все шансы стать одним из центров деловой активности иностранных инвесторов на Дальнем Востоке.
- Особенности организации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями
- Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Основополагающим документом, осуществляющим правовое регулирование деятельности в РФ предприятий с иностранными инвестициями, является Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ.
Этот Закон сконцентрирован на предоставлении гарантий основных прав иностранным инвесторам, а также определении условий предпринимательской деятельности инвесторов на территории России.
Данный Закон действует только в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями и не распространяется на отношения, связанные с вложением капитала в коммерческие организации, а также в банки и иные кредитные организации, страховые компании, которые регулируются действующим отраслевым законодательством РФ. При этом следует учесть, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными этим Законом.
Положительным моментом нового Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является четкое определение иностранных инвестиций и прямых иностранных инвестиций, а также разграничение всех инвестиционных проектов по признаку их приоритетности. Так, приоритетным проектом считается проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей или проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации составляет не менее 100 млн. рублей, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В качестве субъекта иностранных инвестиций могут выступать иностранные юридические лица, иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства. В число иностранных инвесторов также введены иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
- Способы создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Основные способы создания коммерческой организации с иностранными инвестициями – это:
1.Учреждение новой коммерческой организации с иностранными инвестициями. Приобретение иностранным инвестором российской коммерческой организации в собственность. При этом:
- иностранный инвестор учреждает организацию с иностранными инвестициями, которая регистрируется в соответствии с российским законодательством и полностью (100% участия) принадлежит иностранному инвестору;
- российская коммерческая организация приобретается иностранным инвестором, который становится единственным участником (100% участия) и обеспечивает такой организации статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
2.Долевое участие в коммерческой организации с иностранными инвестициями.
В данном случае иностранный инвестор является участником российской коммерческой организации (долевое участие – не менее 10% уставного (складочного) капитала).
3.Открытие филиала иностранного юридического лица.
Создание филиала обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица, зарегистрированного в стране своего происхождения. Филиал подлежит аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4.Открытие представительства иностранного юридического лица
Создаваемое представительство иностранного юридического лица подлежит аккредитации в Государственной регистрационной палате (г. Москва) с учетом мнения правительства Еврейской автономной области (управление внешнеэкономических и международных связей – тел. (42622) 6-04-25, 6-25-45, факс: (42622) 6-26-72).
- Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется управлением внешнеэкономической и международной связи правительства области.
В соответствии с общими принципами гражданского законодательства Российской Федерации учредительные документы коммерческих организаций с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Пакет документов предоставляется в управление внешнеэкономических и международных связей правительства ЕАО, которое самостоятельно регистрирует коммерческие предприятия с долей иностранного капитала до 100 тыс.рублей. Предприятия с большим иностранным капиталом в уставном фонде регистрируются Регистрационной палатой Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного юридического лица – в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.
Для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями требуются следующие документы:
-письменное заявление о регистрации;
-учредительные документы коммерческой организации с иностранными инвестициями (устав; учредительный договор; решение компетентного органа о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями) – в пяти экземплярах;
-нотариально заверенная выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык) – для юридических лиц;
-копии паспортов, а также разрешение на ведение хозяйственной деятельности в стране гражданства или постоянного местожительства иностранного инвестора – для физических лиц;
-документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его иностранным банком;
-заключения соответствующих экспертиз в установленных законодательством случаях;
-документ о формировании 50% уставного фонда создаваемой организации на момент регистрации (минимальный уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, независимо от организационно-правовой формы, составляет 100-кратный размер минимальной оплаты труда);
-квитанция об уплате регистрационного сбора.
Для аккредитации филиала иностранного юридического лица требуется предоставление следующих документов:
-заявление об аккредитации филиала, подписанное руководителем иностранного юридического лица, создающего филиал;
-решение компетентного органа управления иностранного юридического лица о создании филиала;
-положение о филиале (в пяти экземплярах);
-нотариально заверенная копия учредительных документов иностранного юридического лица, создающего филиал;
-выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);
-документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его иностранным банком.
Для аккредитации представительства иностранного юридического лица представляются следующие документы:
-заявление об аккредитации представительства, подписанное руководителем иностранного юридического лица, открывающего представительство (в заявлении должны быть указаны цели открытия представительства, информация о времени возникновения, местонахождении и направлениях деятельности организации, а также информация о деловых связях и планах развития в РФ);
-решение компетентного органа иностранного юридического лица об открытии представительства на территории области;
-положение о представительстве иностранного юридического лица;
-нотариально заверенная копия учредительных документов иностранного юридического лица, открывающего представительство;
-выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);
-копия разрешения соответствующего государственного органа на открытие представительства (если того требует законодательство страны происхождения иностранного юридического лица);
-рекомендательные письма российских деловых партнеров, в том числе банков или иных кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих иностранное юридическое лицо.
- Условия въезда, выезда, проживания и работы иностранных граждан в ЕАО
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и соответствующими правилами временного пребывания иностранных граждан на территории Еврейской автономной области гарантируются права и свободы иностранных граждан, равенство перед законом.
Перемещение граждан через границу РФ
Иностранные граждане въезжают на территорию Еврейской автономной области в установленных пунктах пропуска через государственную границу по действительным заграничным паспортам и визам.
При туристических поездках основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию является надлежаще оформленный договор о туристической поездке при наличии российской визы. В случае безвизовых туристических поездок (например, по межправительственному соглашению с Китайской народной республикой) иностранные туристы въезжают в составе туристических групп, численностью не менее 5 человек во главе с представителем направляющей туристической организации по спискам, при наличии заграничного паспорта установленного образца. Срок пребывания туристических групп на территории РФ не должен превышать 30 календарных дней. Для оформления туристических групп из Китая и в Китай российские туристические организации помимо лицензии на право осуществления международной туристической деятельности должны получить в Департаменте по физической культуре, спорту и туризму Минэкономразвития РФ соответствующую аккредитацию. В Еврейской автономной области право осуществления безвизового туристического обмена с КНР предоставлено ООО "Интур-Биробиджан".
Порядок получения визы для въезда на территорию РФ
Для получения визы в российских консульствах за рубежом иностранные граждане, прибывающие в область по служебным делам, должны получать специальные приглашения, оформленные Представительством Министерства иностранных дел РФ в ЕАО по ходатайству принимающей стороны.
Для получения визы в российских консульствах за рубежом иностранные граждане, пребывающие в область по служебным делам, должны получить специальное приглашение, оформляемое Представительством Министерства иностранных дел РФ в ЕАО по ходатайству принимающей стороны.
Тарифы на услуги по оформлению приглашений на получение визы для въезда в Российскую Федерацию (в рублях)
Однократные и двукратные визы на срок действия |
оформление за 10 рабочих дней |
срочное оформление |
от 3 до 9 рабочих дней |
менее 3 рабочих дней |
за рабочий день (сдача документов до 12-00) |
Однократная на срок до 1 месяца |
217-00 |
326-00 |
434-00 |
651-00 |
Однократная на срок до 3-х месяцев |
326-00 |
543-00 |
651-00 |
868-00 |
Двукратная на срок до 1 месяца |
326-00 |
434-00 |
543-00 |
651-00 |
Двукратная на срок до 3 месяцев |
434-00 |
760-00 |
868-00 |
977-00 |
Многократные визы
(срок оформления не менее 14 дней)
Многократная на срок 3 месяца |
651 - 00 |
Многократная на срок 6 месяцев |
977 - 00 |
Многократная на срок 12 месяцев |
1954 - 00 |
Помимо настоящего тарифа взимается госпошлина в размере 20% от минимального размера оплаты труда за каждого приглашенного.
Организации, зарегистрированные в Российской Федерации, либо частные лица, постоянно проживающие в РФ, пригласившие иностранных граждан, могут при необходимости продлить либо оформить новую визу в Представительстве МИД РФ в г.Биробиджане для приглашенных иностранных граждан, въехавших на законном основании.
При этом организации или частные лица должны состоять на консульском обслуживании в Представительстве МИД РФ в г.Биробиджане.
Продление визы:
- многократная - не подлежит продлению;
- визы, выданные на другой срок - продлеваются на срок до 3-х месяцев. За продление срока действия визы, взимается плата в размере 110 долларов США.
При оформление новых виз заявки подаются не менее, чем за 10 дней до окончания действия существующей визы.
Тарифы на услуги по оформлению визы в Представительстве МИД РФ в г.Биробиджане.
Вид визы |
Оформление за 5 рабочих дней |
Оформление менее 5 рабочих дней |
Для КНР: |
|
|
однократная и двукратная виза |
65$ |
104$ |
многократная |
195$ |
234$ |
|
|
|
Для других стран: |
|
|
однократная |
110$ |
|
двукратная |
220$ |
|
многократная: |
|
|
на срок до 6 месяцев |
250$ |
|
на срок до 1 года |
360$ |
|
Кроме того, при оформлении визы взимается госпошлина, на однократную и двукратную визы в размере 1 минимальной заработной платы, на многократную визу в размере 2 минимальных заработных плат, установленных в Российской Федерации.
При въезде в Российскую Федерацию от иностранных граждан требуется, чтобы они заполнили таможенную декларацию. Эта декларация, представленная таможенному инспектору при въезде в РФ, в которой указывается сумма денег и других ценностей, ввозимых в Россию, должна быть сохранена и представлена при выезде из России. При этом вывозимых денег не может быть больше ввозимой суммы. Следует учесть также, что при выезде из Еврейской автономной области через установленные на российско-китайской границе пункты пропуска необходимо уплатить сбор в сумме 200 рублей.
Проживание иностранных граждан в ЕАО
Иностранные граждане могут постоянно проживать в ЕАО, если у них имеется на то разрешенный им Министерством иностранных дел РФ вид на жительство.
Иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации без вида на жительство считаются временно находящимися на территории РФ. В соответствии с нормативными актами все иностранные граждане, приезжающие в ЕАО, при въезде в другие населенные пункты области или выбытии за ее пределы должны в течении двух суток (за исключением праздничных и выходных дней) пройти регистрацию в ПВС УВД ЕАО. Проживающие в гостиницах регистрируются при заселении в эти гостиницы. Срок пребывания иностранных граждан-туристов, приглашенных туристическими фирмами, не должен превышать 6 месяцев. Срок пребывания туристических групп, прибывших на безвизовой основе не должен превышать 30 суток.
Иностранные граждане, находящиеся в области по служебным, общественным и коммерческим целям могут находиться в области в период, установленный действием визы.
Срок пребывания на территории области водителей и экспедиторов иностранных фирм во время перевозки грузов и пассажиров без регистрации в органах внутренних дел не должен превышать 5 суток (включая воскресенье и праздничные дни).
Аренда жилья.
Иностранные юридические и физические лица, временно проживающие на территории области, вправе для проживания снимать жилье в наем или аренду. При этом они обязаны зарегистрировать этот факт в жилищно-коммунальных предприятиях и органах внутренних дел.
Трудовая деятельность иностранных граждан на территории ЕАО
Порядок и условия привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории ЕАО, возникающие при этом отношения, регулируются Законом ЕАО "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории ЕАО" от 29.04.98 № 23-ОЗ.
В соответствии с этим законом, иностранные лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, могут временно находиться в области с целью осуществления трудовой деятельности (оплачиваемой работы) на условиях трудового найма. Для этого работодатели, которыми могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории области, должны получить специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Данное разрешение - это документ установленной формы, которым определяется численность иностранных работников, допускаемых к привлечению работодателем, их профессиональный состав, сроки работы и территория, на которой разрешена трудовая деятельность этих работников. Следует учесть, что иностранная рабочая сила используется на территории области при условии удовлетворения приоритетных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, на занятие вакантных рабочих мест. Общая численность привлекаемой из-за рубежа рабочей силы, в том числе на территориях муниципальных образований, распределение ее по отраслям производства утверждается Законодательным собранием по представлению правительства области.
Выдача разрешений и подтверждений на право занятия трудовой деятельностью иностранных граждан осуществляется миграционной службой области.
Выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы работодатель оплачивает в размере одной минимальной заработной платы за каждого привлекаемого работника. Подтверждения на право занятия трудовой деятельностью в пределах численности, установленной разрешением, иностранным гражданам выдаются бесплатно. За выдачу подтверждений на право занятия трудовой деятельностью (в случаях, не требующих оформления разрешения) иностранными гражданами, уплачивается сбор в размере 3220 рублей.
Специальным нормативным актом, регулирующим порядок привлечения иностранной рабочей силы для организованной торговли, установлено, что трудовая деятельность иностранных граждан на предприятиях оптовой и розничной торговли, в том числе на рынках, может осуществляться только при наличии у российского юридического или физического лица разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и подтверждения на право трудовой деятельности.
Места для организованной торговли иностранных граждан определяются органами местного самоуправления области. Иностранные граждане, получившие право на занятие торговой деятельностью обязаны своевременно оплачивать установленные налоги и сборы. При осуществлении иностранными гражданами торговой деятельности работодатель, привлекающий иностранную рабочую силу платит налоги в соответствии с Законом ЕАО № 76-ОЗ от 26.02.99 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в ЕАО”.