На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация

Пояснительная записка к отчету об эффективности мер государственной поддержки инвестиционных проектов в рамках реализации областной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности в промышленности Новосибирской области на 2000-2003 годы» в 1 полугодии 2001 года

По результатам экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных проектов для государственной поддержки на территории Новосибирской области с октября 1999г. по июль 2001г. победителями конкурсов стали и рекомендованы для государственной поддержки 38 инвестиционных проектов, представленные 31 предприятием области для реализации в 14 отраслях промышленности. Утвержденные для государственной поддержки инвестиционные проекты реализуются в период с 1999 г. по 2006 г. и имеют среднюю продолжительность более трех лет. Общая сумма рекомендованной господдержки составляет 366,69 млн. руб., в т.ч. в форме налоговых льгот – 186,44 млн. руб. (50,8%), бюджетного кредита - 177,25 млн. руб. (48,3%) и инвестиционного налогового кредита – 3 млн. руб. (0,8%).

За период с октября 1999г. по июль 2001г. сумма предоставленной господдержки составила 49,173 млн. руб. или 13,4% от предусмотренной на весь период поддержки (по сравнению с 8,7% на конец 2000г.).

За 1 полугодие 2001 года предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, фактически была оказана господдержка на сумму 9,981 млн. руб., причем ее структура сложилась следующей: 80,5% средств предоставлено в форме бюджетных кредитов (8,032 млн. руб.), и 19,5% средств - в форме налоговых льгот (1,949 млн. руб.). Стоит отметить тенденцию уменьшения как удельного веса, так и абсолютного значения объема предоставленных бюджетных кредитов (2000г.: 92,5% или 29,671 млн. руб.) и увеличения как удельного веса, так и абсолютного значения объема использованных налоговых льгот (2000г.: 7,5% или 2,421 млн. руб.) В то же время объем начислений в областной бюджет в отчетном периоде составил 9,841 млн. руб., в т.ч. в виде налоговых платежей 6,612 млн. руб. и в форме возврата бюджетного кредита – 3,229 млн. руб.

В практике осуществления государственной поддержки в прошедшем периоде не были использованы такие формы как бюджетные инвестиции, предоставление государственных гарантий, залог государственного имущества, предоставление льгот по аренде госимущества, предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налоговых платежей в бюджет.

В отчетном периоде государственную поддержку получили 11 предприятий, реализующих 11 инвестиционных проектов в 9 отраслях промышленности. Наибольшая величина господдержки была оказана инвестиционному проекту «Производство датчиковой аппаратуры на ФГУП «НЗИВ» - бюджетный кредит на сумму 2 967 тыс. руб. Наибольшая величина льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет (680 тыс. руб.), была использована ОАО «Сиблитмаш» при реализации проекта «КОКСОХИМ».

По итогам 1 полугодия 2001г. фактический финансовый результат по реализуемым проектам составил 12,4 млн. руб. (35,7% от годового показателя за 2000г.), причем отрицательное сальдо прибылей и убытков получено лишь по 3 проектам. Наилучший финансовый результат был получен по проекту «Модернизация оборудования с целью увеличения объемов производства и доведения качества продукции до мировых стандартов на ОАО «Новосибирская птицефабрика» - 19,034 млн. руб. Наихудший результат показал проект «Создание импортозамещающего производства ТВС реакторов ВВЭР на ОАО «НЗХК»: «-15,4 млн. руб.» вместо запланированных «+20,8 млн. руб.».

Объем реализованной продукции составил 269,9 млн. руб. и на 3% превысил годовой показатель за 2000г., что явилось следствием успешной реализации проекта «Модернизация оборудования на ОАО «Новосибирская птицефабрика» (объем реализации – 97,7 млн. руб.). Каждый рубль государственной поддержки на созданных производственных мощностях способствовал производству 5,5 руб. продукции. За отчетный период на проектную мощность по объему производства и объему реализации вышли 5 проектов (по сравнению с 2 по итогам 2000г.). Наибольшие превышения плановых показателей зафиксированы по следующим проектам: «Производство пресс-подборщика ПРФ-750 на ГУП «Сибсельмаш-Спецтехника» (240% от плана) и «Освоение серийного производства оборудования сельскохозяйственного назначения на ОАО «НОЭЗНО» (195% от плана). Максимальный выпуск продукции в расчете на 1 рубль господдержки достигнут по инвестиционным проектам «Создание импортозамещающего производства ТВС реакторов ВВЭР на ОАО «НЗХК» - выпущено продукции на 123,4 руб., "Производство культиватора КСП-3.8 на ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника" - на 86 руб.

Реализация инвестиционных проектов обеспечила создание 1990 рабочих мест. Суммарный фонд заработной платы по инвестиционным проектам за отчетный период составил 49,312 млн. руб.

Наибольшее количество рабочих мест (768 или 39% от общего числа занятых на реализации проектов) задействовано при реализации проекта «Модернизация оборудования на ОАО «Новосибирская птицефабрика». Однако первенство по наибольшему фонду заработной платы по-прежнему принадлежит проекту «Создание импортозамещающего производства ТВС реакторов ВВЭР на ОАО «НЗХК» (11 млн. руб. или 22% от общего объема ФЗП по проектам).

Наиболее впечатляющий рост численности работающих зафиксирован по 2 проектам, реализуемым ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника": по проекту «Производство пресс-подборщика ПРФ-750» – в 5,1 раза (97 человек), по проекту «Производство культиватора КСП-3.8» – в 3,7 раза (41 человек). Наибольший рост фонда заработной платы также отмечен при реализации проекта« Производство культиватора КСП-3.8» - в 4,3 раза (426 тыс. руб.).

Наибольшая месячная заработная плата начисляется по проектам «Создание импортозамещающего производства ТВС реакторов ВВЭР на ОАО «НЗХК» - 9,65 тыс. руб., "Расширение производства гидрогенераторов на ОАО "Элсиб" – 7,1 тыс. руб.

Произведенная добавленная стоимость по инвестиционным проектам (сумма фонда заработной платы, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, амортизационных отчислений и чистой прибыли) составила 120,184 млн. руб., что превышает размер оказанной господдержки на сумму 71,011 млн. руб. Каждый затраченный рубль способствовал возникновению 2,44 руб. добавленной стоимости (по сравнению с 1,81 руб. на конец 2000г.). На одного работающего по инвестиционным проектам создано 60,4 тыс. руб. добавленной стоимости (по сравнению с 38,4 руб. на конец 2000г.).

В отчетном периоде величина налоговых платежей и сборов во все уровни бюджетной системы составила по реализуемым инвестиционным проектам 42,789 млн. руб. (87% к годовому показателю за 2000г.), в том числе в бюджет области 12,371 млн. руб. (89,4% к годовому показателю за 2000г.) Каждый рубль государственной поддержки способствовал поступлению в бюджеты всех уровней 1,87 руб., в том числе в бюджет области 42 коп. налоговых платежей и сборов (по сравнению с 35 коп. на конец 2000г.).

Наибольшую бюджетную эффективность по отчислениям во все уровни бюджетной системы обеспечили средства, направленные на государственную поддержку инвестиционного проекта "Производство культиватора КСП-3.8 на ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника": на один рубль господдержки приходится 42 руб. налоговых отчислений.

В отчетном периоде поступления в бюджет области на 18,7% (уменьшение удельного веса на 17,9%) были обеспечены налогом на прибыль, подоходным налогом - на 17,3% (увеличение на 7,2%); налог на имущество – 12,2% (увеличение на 6,5%). В связи с неудачной реализацией проекта «Организация табачного производства на ОАО «Донновосибтабак» в структуре налоговых отчислений в областной бюджет полностью отсутствует такая статья как акцизы и пошлины.

Эффективными в отношении пополнения бюджета области оказались средства, направленные на поддержку следующих проектов:

- «Увеличение выпуска оборудования для коксохимических производств («КОКСОХИМ») на ОАО «Сиблитмаш»: 5,9 руб. отчислений на каждый рубль господдержки;

- «Создание импортозамещающего производства ТВС реакторов ВВЭР на ОАО «НЗХК»: 5,6 руб. отчислений.

Необходимо подробнее остановиться на наиболее отличительных проектах как с позитивной, так и с негативной стороны.

Хорошо зарекомендовала себя ОАО «Новосибирская птицефабрика», реализующая проект «Модернизация оборудования с целью увеличения объемов производства и доведения качества продукции до мировых стандартов». В отчетном периоде предприятие получило чистую прибыль 25,653 млн. руб. (практически в 3 раза больше планового показателя), объем реализации составил 97,7 млн. руб. (124% от плана). В реализации проекта участвуют 768 человек, 1 рубль господдержки способствовал возникновению 2,9 рублей добавленной стоимости.

Положительная ситуация складывается и по проектам, реализуемым в сельскохозяйственном машиностроении. Объем реализации в целом по отрасли на 76% превысил плановый показатель и составил 32,7 млн. руб., 1 рубль господдержки способствовал возникновению 3,3 рублей добавленной стоимости.

По проекту «Производство пресс-подборщика ПРФ-750 на ГУП «Сибсельмаш-Спецтехника» зафиксировано 17-кратное превышение плановых показателей по полученному финансовому результату (1,961 млн. руб.), объем реализации (9,521 млн. руб.) также выше планового уровня. Чистый доход областного бюджета составил 770 тыс. руб. ФЗП за отчетный период равен 164% по отношению к годовому показателю за 2000г. В 5 раз увеличилось число занятых в реализации проекта.

По проекту "Производство культиватора КСП-3.8 на ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника" произошло увеличение ФЗП в 4,3 раза по отношению к годовому показателю за 2000г. 1 рубль господдержки способствовал возникновению 40,1 рублей добавленной стоимости. В 4 раза превышен показатель 2000г. по уровню платежей во все уровни бюджета (645 тыс. руб.). Испытания культиватора практически по всем хозяйствам дали положительные результаты.

Также хорошие показатели демонстрирует проект «Освоение серийного производства оборудования сельскохозяйственного назначения на ОАО «НОЭЗНО»: объем реализации на 95% превышает плановые показатели (21,6 млн. руб.). По сравнению с последним отчетным периодом (4 квартал 2000г.) значительно превышены показатели по налоговым отчислениям: во все уровни бюджета – практически в 5 раз (3,672 млн. руб.), в областной бюджет – в 7,5 раза (387 тыс. руб.). Фонд заработной платы по сравнению с тем же периодом вырос в 3,7 раза.

Стабильно улучшает показатели проект «Организация производства комплектующих для лазерной техники на ЗАО «Сибирский монокристалл-ЭКСМА». В отчетном периоде получен положительный финансовый результат 1,35 млн. руб., объем реализации на 34% превысил плановый показатели составил 6 млн. руб., 1 рубль господдержки способствовал возникновению 17 руб. произведенной добавленной стоимости.

Негативное влияние на общие показатели оказали финансовые результаты проекта «Организация табачного производства на ОАО «Донновосибтабак»: вместо прибыли в размере 34,9 млн. руб. получены убытки в размере 2,246 млн. руб. Существенную роль в формировании отрицательного финансового результата сыграло увеличение Правительством РФ в 2 раза величины акциза на сигареты с фильтром по отношению к предусмотренной проектом. К тому же, по лизинговой схеме было получено старое оборудование, что привело к сложностям в его наладке. Из-за недостаточной квалификации рабочих увеличился процент брака, и прежде всего, наиболее дорогостоящей составляющей - табака. Это привело к увеличению себестоимости, с другой стороны, из-за уровня цен, сложившегося на рынке, предприятие реализует продукцию ниже фактической себестоимости. В настоящее время администрация области решает вопрос по организации на базе данной промышленной площадки профильного производства.

Выводы:

1. Осуществленная в 1999 - первом полугодии 2001 г.г. администрацией области поддержка инвестиционных проектов имеет ряд положительных результатов:

- в рамках поддерживаемых инвестиционных проектов созданы 1 990 рабочих мест;

- по результатам осуществленной производственной деятельности получено положительное сальдо потока денежных выплат и поступлений в бюджеты всех уровней в размере 42 650 тыс. руб. (по сравнению с 9 842 тыс. руб. по итогам 2000г.);

созданная добавленная стоимость превышает размер оказанной господдержки, так что каждый затраченный на поддержку рубль способствовал приросту добавленной стоимости в размере 1 рубля 43 копеек.

2. Отклонение фактических показателей по реализуемым проектам от плановых объясняется рядом причин:

-плохим качеством подготовки бизнес-планов проектов;

-необходимостью изыскания дополнительных средств из-за неадекватной оценки возможностей предоставленной формы господдержки;

-снижением господдержки против предусмотренных размеров, предоставлением ее со значительным (до полугода) временным лагом;

- задержкой поставки и поставкой некачественного оборудования;

- затруднениями со сбытом продукции;

- перебоями в поставках сырья;

-изменением внешних условий реализации инвестиционных проектов, когда реализуются внешние риски, не предусмотренные бизнес-планами.

3. Наибольшая отдача от затраченных на господдержку средств получена по проектам, поддержка которых осуществлялась в форме предоставления налоговых льгот. Эффективность использования средств по этой форме господдержки многократно превышает результативность средств, предоставленных в форме бюджетных кредитов: в 19 раз (2000г.: превышение в 104 раза) по показателю произведенной продукции на 1 рубль средств господдержки (86,6 руб. и 4,35 руб. соответственно); в 8 раз (2000г.: превышение в 26 раз) по размеру средств господдержки, участвующих в создании одного рабочего места (4,25 тыс. руб. и 35,14 тыс. руб. соответственно); в 42 раза (2000г.: превышение в 108 раз) по размеру налоговых платежей и сборов в бюджеты разных уровней в расчете на один рубль господдержки (18,77 руб. и 0,45! руб. соответственно). Предприятия, получившие налоговые льготы, прилагают значительные усилия, прежде всего, для создания условий по реализации инвестиционных проектов, что в последующем обеспечивает высокую отдачу предоставляемых средств государственной поддержки. Кроме того, многие предприятия, получившие налоговые льготы, собираются выводить из тени обороты и показывать более значительные финансовые результаты своей деятельности.

4. Целесообразно ввести в практику предоставление государственных гарантий администрации Новосибирской области под инвестиционные проекты; отсрочек и рассрочек по налоговым платежам в бюджет.



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна