На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2001 г. N 465-П

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 

Постановляю:

1. Утвердить Концепцию социально - экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Рабочей группе, образованной в соответствии с распоряжением от 23.07.99 N 868-р, организовать разработку Программы социально - экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Программа) в соответствии с приоритетами, определенными в Концепции.

3. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

 

Губернатор края

А.И.ЛЕБЕДЬ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЯЕМОГО СОЦИАЛЬНО -

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

5.1. Инвестиционная политика.

Главной целью региональной инвестиционной политики является восстановление (понимаемое как длительный эволюционный процесс) инвестиционных возможностей региона, повышение эффективности и масштабов инвестиционной деятельности на основе расширения набора и улучшения качественных параметров инвестиционных проектов; совершенствования отраслевой и территориальной структуры инвестиций; мобилизации внутренних источников и привлечения внешних инвестиций; использования прогрессивных форм организации инвестиционной деятельности.

Ключевые задачи государственной региональной политики в отношении частных инвесторов состоят в том, чтобы не вмешиваясь в их деятельность:

создать необходимую законодательную базу для повышения инвестиционной активности и надежной защиты размещаемых средств;

снизить инвестиционные риски и тем самым ускорить процесс трансформации накоплений в инвестиции в виде долевого участия, гарантий и развития системы страхования;

содействовать мобилизации средств мелких вкладчиков с обеспечением государственных гарантий, позволяющих частным инвесторам быть уверенными в возвратности своих инвестиций.

Основное содержание и направленность региональной инвестиционной политики состоят в обосновании и последовательной реализации комплекса экономических, организационно - правовых и специальных мер, ориентированных на решение вышеназванных задач.

Наиболее эффективным средством мобилизации инвестиционного потенциала края является финансовое содействие инвесторам со стороны краевой администрации, предусматривающее использование механизма льготного кредитования инвестиций, страхования инвестиционных проектов и инвестиционных кредитов, безвозвратное (частично или полностью) финансирование социально значимых инвестиционных проектов.

Основным инструментом финансового содействия инвестиционным проектам останутся краевые целевые программы.

В целях концентрации финансовых ресурсов и достижения эффекта в кратчайшие сроки количество одновременно реализуемых программ будет сокращаться, а отбор исполнителей, предусмотренных программами мероприятий будет осуществляться на конкурсной (аукционной) основе. В размещении государственных заказов будет расширяться применение конкурсов и тендеров.

Одно из важных направлений поддержки инвестиционной деятельности, особенно в сфере производства товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим целесообразно изучить возможные формы налогового поощрения инвесторов для внесения обоснованных предложений в ежегодную краевую инвестиционную программу.

Стимулированию инвестиционной деятельности будет способствовать также создание благоприятных условий для внедрения лизинга.

Для улучшения организационно - правовой стабильности инвестиционного процесса предусматривается внесение дополнений: в договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края; в краевые законы, регламентирующие условия инвестиционной деятельности в крае и порядок установления и применения мер по стимулированию инвестиционной деятельности за счет бюджета развития Красноярского края (законы "Об инвестиционной деятельности в Красноярском крае", "О бюджете развития Красноярского края"). Предусматривается также разработка других нормативных актов.

Учитывая, что значительные инвестиционные возможности связаны с осуществлением денежной приватизации и развитием рынка ценных бумаг, необходимы меры по регулированию фондового рынка и совершенствованию организационно - правовых условий его деятельности в регионе.

Наряду с экономическими и организационно - правовыми мерами стимулирования инвестиционной деятельности необходимы меры по снижению трансакционных издержек инвесторов. Этими мерами предусматривается развитие информационной структуры инвестиционного рынка, разработка методического сопровождения процедур сертификации инвестиционных проектов и предоставления государственных гарантий инвесторам, регулирование тарифов на услуги естественных монополий, защита собственности и личности инвестора от посягательств криминальной сферы.

5.2 Социальная политика.

Центр социальной политики все более смещается на краевой и частично муниципальный уровни, в связи с чем становятся жизненно необходимыми разработка и реализация региональных социальных программ.

К числу центральных направлений социальной политики относятся стабилизация и повышение уровня жизни населения и поддержка его социально наиболее уязвимых групп. Снижение общего уровня, а также усиление необоснованных социальных и территориальных неравенств в уровне и качестве жизни являются источником обострения социальной напряженности, роста недоверия к краевой и местной власти и усиления сепаратистских тенденций. В настоящее время это становится тормозом экономического и социального развития края.

Существующая социальная и экономическая политика привела к тому, что для эффективной реализации программ социальной поддержки населения нет достаточных финансовых ресурсов. Причина в том, что основные региональные ресурсы были переданы в процессе приватизации в частные руки, что в свою очередь при отсутствии эффективной налоговой системы и механизма сбора налогов лишило край и местные органы власти средств, необходимых для решения насущных социальных проблем.

Выход из сложившегося противоречия может быть найден за счет следующих мер:

в значительной мере за счет перераспределения чистого рентного дохода, образующегося на крупных промышленных предприятиях - монополистах при эксплуатации ценных природных ресурсов. С другой стороны снижение налогового бремени на малый и средний бизнес будет способствовать повышению их рентабельности и развитию, а следовательно, и расширению налогооблагаемой базы;

за счет создания условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать социально приемлемый уровень жизни самостоятельно, что позволит существенно снизить социальную нагрузку на бюджет;

за счет рационализации использования ресурсов, направляемых на решение социальных проблем региона (ревизия существующей системы льгот, постепенный переход от "льготирования" отдельных профессиональных и отраслевых групп к регулированию их доходов через заработную плату, сокращение излишних административных расходов и других нерациональных затрат в социальной сфере, оптимизация соотношения платных и бесплатных услуг в социальных отраслях).

Одним из основных направлений трудовой политики на ближайший период следует считать смену модели занятости населения, в основу которой должно быть положено создание высокодоходных и стабильных рабочих мест. В этой связи решение существующих проблем в сфере занятости требует реализации следующих мер:

повышения среднего размера заработной платы занятых в экономике (не менее семи прожиточных минимумов);

отмены практики заключения краткосрочных (до 1 года) трудовых контрактов (минимальный срок трудового контракта должен составлять не менее трех лет);

реконструкции (создания) рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, выпускающих конкурентоспособную (в том числе на мировом рынке) продукцию (приборостроение, электронная промышленность и др.);

омоложения кадрового состава промышленности (предоставление муниципального (бесплатного) или частично оплачиваемого жилья молодежи (прежде всего молодым семьям), работающей в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании);

выплаты надбавок молодым специалистам, приступившим к работе в учреждениях социальной сферы, агропромышленном комплексе, в течение трех лет после окончания учебного заведения;

создания дополнительных рабочих мест в сельской местности (сфера социальных услуг, сельского строительства, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья) за счет средств госбюджета, выделяемых на поддержку АПК;

качественного улучшения управления персоналом в организациях всех форм собственности, в том числе возрождение научной организации труда и управления; активной защиты трудовых прав работающего населения и регулирования социально - трудовых отношений через систему социального партнерства, реализации законодательства о труде и об охране труда.

Демографическая политика должна обеспечить:

стабилизацию темпов прироста численности населения на уровне 0,1 - 0,2% в год;

снижение смертности населения в целом, младенческой смертности в частности;

формирование определенных стандартов репродуктивного поведения населения (массовой среднедетности семьи);

сохранение минимальных миграционных потоков за пределы края;

совершенствование качественных характеристик населения: здоровья, образования, квалификации, брачности, ожидаемой продолжительности жизни и т.д. - индикаторов реальной динамики процессов воспроизводства населения.

Базисом для преодоления негативных тенденций демографического развития является повышение реальной заработной платы и доходов населения. Кроме этого необходимы дополнительные меры:

увеличение пособий, выделяемых на детей, до уровня прожиточного минимума ребенка (не менее чем в десять раз);

увеличение размера единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до уровня двадцатикратной величины прожиточного минимума ребенка;

увеличение объемов финансирования (не менее чем в три раза по всем источникам финансирования) региональных программ, направленных на улучшение здоровья и сокращение уровня смертности отдельных социально незащищенных групп населения;

регулирование миграционной политики, ориентируясь с одной стороны, на выборочное привлечение в города края высококвалифицированных специалистов - мигрантов из европейской части страны и стран СНГ, с другой - на направление основного миграционного потока главным образом в сельскую местность на подъем сельского хозяйства и других необходимых краю отраслей.

На основе стабилизации и роста экономики в крае должна получить дальнейшее развитие сфера социальных услуг с более широким внедрением рыночных механизмов. При этом необходимо сохранить существующий уровень бесплатных услуг по образованию, здравоохранению и культуре, для чего понадобится увеличение финансирования как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств, которые в первую очередь должны направляться на реконструкцию, поддержку, обновление материально - технической базы и оснащение оборудованием учреждений социальной сферы.

Необходимо обеспечить также выравнивание обеспеченности услугами отраслей социальной сферы путем оптимизации территориального размещения учреждений, создания мобильных подразделений по обслуживанию населения, проживающего в отдаленной местности.

Критериями социальных гарантий в области образования являются обязательное бесплатное общее среднее образование и на конкурсной основе бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

Критерием социальных гарантий в области здравоохранения является получение населением обязательных и дополнительных медицинских услуг, с правом выбора гражданами любого медучреждения и лечащего врача.

Критерием социальных гарантий в области культуры должна стать доступность и обеспеченность населения качественными услугами социально - культурных центров, организованных и функционирующих в каждом населенном пункте.

Проведение социальной политики должно осуществляться с учетом интересов и проблем различных слоев и групп населения (молодежи, участников ВОВ, инвалидов, и др.).

5.3. Экологическая политика.

Вопросы экологии следует рассматривать в тесной связи с экономическим развитием, поскольку именно оно во многом определяет состояние окружающей среды и масштабы работ по его оздоровлению. В ближайшей перспективе 10 - 15 лет возможно решение следующих задач: в охране атмосферы - перевод основных загрязнителей воздуха с использования традиционных видов топлива (уголь, мазут, полукокс) на экологически чистый природный газ Собинского месторождения, а также попутный газ Юрубчено - Тохомского месторождения, что позволит сократить выбросы вредных веществ в атмосферу края в несколько раз; в охране вод - приведение расхода воды на предприятиях в соответствие с нормами, повсеместное внедрение водооборота в промышленности, развитие в городах межхозяйственной кооперации по использованию отработанной и свежей воды, повторное применение бытовых стоков после очистки в промышленности, замена водяного охлаждения на воздушное - реализация этих мероприятий лишь в крупнейших городах края сделает возможным уменьшение объемов сточных вод как минимум на 30 - 50%.

На данном этапе необходимо также в корне перестроить всю экологическую стратегию: от традиционной борьбы с вредными выбросами и сбросами путем совершенствования работы очистных сооружений следует перейти на борьбу с ними непосредственно в производственном процессе. Речь идет о переходе на замкнутые безотходные (или малоотходные) технологии, дающие экологический эффект выше более чем на порядок по сравнению с традиционными мероприятиями.

В качестве ключевого момента здесь следует предусмотреть обязательное органичное "включение" экологической реконструкции действующих производств в рамки их общей технико - экономической реконструкции и модернизации.

Важным источником финансирования мероприятий по оздоровлению окружающей среды следует считать внедрение действенного механизма платного природопользования, включающего рентные и компенсационные платежи - отчисления на решение экологических проблем, которые могут быть весьма велики, что связано с огромными масштабами использования природно - ресурсного потенциала края и значительными возможностями увеличения налогооблагаемой базы и ставок. Реализация указанных направлений экологической политики может гарантировать устойчивое развитие региона, которое обеспечивает удовлетворение разумных потребностей нынешних поколений людей с сохранением возможностей аналогичного удовлетворения потребностей будущих поколений.

Приоритетной задачей экологической политики является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на максимально возможное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также уменьшение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде, что создает необходимые условия устойчивому развитию края, привлечению в край инвестиций и эффективному использованию на эти цели имеющихся ресурсов.

В результате реализации намеченных мер сложатся условия по обеспечению гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности населения края, его социально - экономических, и иных, структур при любых угрозах и воздействиях природного и техногенного характера.

5.4 Бюджетная политика

Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе:

обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств края на всех уровнях власти;

устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы, прежде всего в рамках эффективной налоговой политики;

существенно снизить издержки, связанные с функционированием администрации края.

Указанные цели будут достигаться в рамках четырех основных направлений:

создание эффективной системы управления краевыми финансами;

концентрация финансовых ресурсов на реализацию стратегических целей развития региона;

совершенствование межбюджетных отношений;

налоговая политика.

Первое направление.

Для создания эффективной краевой экономики необходимо построение соответствующей системы управления краевыми финансами. Основные принципы здесь - финансовая открытость и жесткий бюджетный контроль; снижение стоимости функционирования краевой власти; сбалансированность ресурсов и обязательств, полномочий и ответственности на всех уровнях бюджетной системы.

Реализация первого направления потребует завершения перевода краевого и местных бюджетов на казначейское исполнение, введение обязательной публикации подробной бюджетной отчетности, и обеспечения открытости процедур размещения краевых и местных заказов.

Для реализации второго направления бюджетной политики (концентрация финансовых ресурсов) необходима максимальная консолидация внебюджетных фондов.

Третье направление (совершенствование межбюджетных отношений) предполагает реальную децентрализацию бюджетной системы края с одновременной передачей на краевой уровень финансовых обязательств общекраевого уровня и соответствующих им налоговых ресурсов.

Межбюджетные отношения должны стать реальной основой территориальной политики, стимулировать разумную экономическую политику административно - территориальных образований края, обеспечивать равный доступ жителей края к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также свободу перемещения труда и капитала по территории края.

Для этого необходимы: четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий, выработка прозрачных процедур распределения финансовой поддержки территориям края.

Основными задачами четвертого направления (налоговой политики) являются: снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства.

Основной задачей администрации края в ходе практической реализации налоговой политики является обеспечение баланса интересов предприятий, бюджетных организаций, населения города, района и края в целом в процессе принятия соответствующего решения на местном и краевом уровне.

5.5. Институциональная политика.

Основными направлениями деятельности в указанной области станут:

реформа государственной (краевой) власти;

разработка и осуществление стратегии развития государственного сектора экономики края;

развитие кредитных отношений;

развитие фондового рынка и рынка страховых услуг.

Государственная (краевая) власть нуждается в консолидации, преодолении практики несогласованности действий и расхождения декларируемой и фактически проводимой политики.

В связи с этим предстоит:

провести социально - экономическую экспертизу законодательства, определяющего регулятивное вмешательство государственных органов в экономические и социальные процессы, отказавшись от мер, не имеющих четко выраженного целевого характера или не адекватных формулируемым целям;

оптимизировать структуру исполнительных органов власти на всех уровнях, усилить программно - целевой подход к планированию и финансированию их деятельности;

реформировать госслужбу на основе принципов эффективности, динамизма, гибкости и освоения позитивного опыта бизнес - менеджмента;

кардинально сократить сферу дискреционных решений госслужащих;

создать современную систему административной юстиции;

разработать и внедрить на уровне края практику эффективной координации деятельности органов надзора и контроля в сфере безопасности труда и соблюдения законодательства о труде.

Разработка и осуществление стратегии развития госсектора.

В настоящее время практически отсутствуют механизмы определения целей развития госсектора и управления им как целостным образованием. Отсутствует понимание того, что госсектор экономики края необходим не столько для решения коммерческих задач, сколько для формирования стратегических рынков, создания рабочих мест и расширения налогооблагаемой базы (в том числе в смежных отраслях экономики), для поддержания пропорций воспроизводства и др.

В связи с этим должна быть развернута система управления деятельностью унитарных предприятий на основе бизнес - планирования и установления финансово - экономических показателей их деятельности, экономического мониторинга и контроля деятельности руководителей с точки зрения выполнения бизнес - планов. Требуются тщательная инвентаризация предприятий госсектора, выявление масштабов и структуры их дочерних и аффилированных с ними структур, позволяющих "уводить" государственные активы из под госконтроля и решительное пресечение подобной деятельности.

Первоочередной задачей развития кредитных отношений в крае является формирование стабильной банковской инфраструктуры на основе укрепления различных групп кредитных организаций. При этом речь должна идти не о формировании отдельно взятой региональной банковской системы, а об интеграции системы в финансовое пространство России с постепенным усилением ее позиций до уровня, если не соответствующего экономическому потенциалу края, то не уступающего регионам Сибири по степени влияния на экономику.

Основными направлениями кредитной политики Красноярского края в этой связи должны стать:

1. Увеличение капитальной базы региональных банков.

2. Расширение участия кредитных организаций в развитии экономики края путем:

реализации программ кредитования промышленности;

увеличения объема гарантий администрации края;

внедрения практики заключения трехсторонних "соглашений об участии в финансовых потоках"; развития институтов уполномоченных банков;

реализации программ ипотечного кредитования, финансового лизинга и факторинга;

реализации программ развития расчетов с использованием пластиковых карт;

развития краевого фондового рынка и создания условий для вовлечения в инвестиционный процесс средств частных инвесторов;

освоения практики банковских объединений.

3. Повышение доверия к кредитным организациям со стороны хозяйствующих субъектов и населения через формирование системы страхования вкладов, повышение транспорентности кредитных организаций.

Основной целью развития фондового рынка в крае является формирование такой его модели, которая сможет выполнять роль эффективного механизма привлечения и перераспределения капитала в экономике региона, стимулировать инвестиционную активность, усилить позиции края на российском и международном рынке капитала.

Для реализации данной цели требуется решение ряда задач:

содействие развитию институциональных инвесторов, таких как негосударственные пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (акционерные и паевые инвестиционные фонды);

разработка новых механизмов привлечения сбережений на рынок корпоративных бумаг;

развитие инфраструктуры фондового рынка.

Главной целью экономической политики в сфере страхования является формирование региональной системы, способной:

снизить влияние на рыночную экономику потенциальных рисков;

обеспечить аккумуляцию долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.

В числе основных задач, решение которых является критически важным для формирования эффективной системы страхования:

разработка адекватной законодательной базы;

создание эффективного механизма госрегулирования и надзора за страховой деятельностью;

развитие механизмов трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции;

поэтапная интеграция региональной системы в общероссийский и международный страховой рынок.

5.6. Территориальная политика.

Цели территориальной политики администрации края носят долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально - экономического развития региона.

Главными целями являются:

укрепление экономического единства края на основе принципов централизма, местного самоуправления и формирования общекраевого рынка;

повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех АТО края;

всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в АТО эффективной социально - ориентированной экономики.

Для достижения этих целей намечается решение следующих задач:

обеспечить работоспособность основных систем жизнеобеспечения, общекраевых и местных инфраструктурных систем, преодолеть спад производства, прежде всего в наиболее развитых опорных регионах края, свести к минимуму социальный и экономический ущерб от свертывания неконкурентоспособных производств;

содействовать созданию в каждом АТО ресурсно - финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально - экономического развития;

содействовать восстановлению нарушенных межрегиональных связей, остающихся рациональными в современных условиях;

развивать общекраевой рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития АТО края путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;

решить острые социально - экономические проблемы районов Крайнего Севера с учетом специфических интересов проживающих здесь коренных народов;

удержать в социально безопасных рамках безработицу в индустриальных районах и населенных пунктах;

принять меры к урегулированию миграции населения.

Для успешной реализации территориально - экономической политики предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно - экономических норм, научно - технических и проектных работ, совершенствование механизмов общекраевого регулирования территориального развития.

Объектами особого внимания со стороны краевых органов власти будут проблемные АТО, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общекраевых социально - экономических задач.

Проблемы северных территорий.

Стратегические интересы края требуют усиления внимания к северным районам, активизации участия государства в регулировании их социально - экономического развития. Общий кризис в экономике страны особенно резко обострил социально - экономические противоречия в районах Севера. Развитие кризисных процессов и слабый учет специфики Севера, его подготовленности к условиям рынка привели к обвальному сокращению производства, резкому ухудшению положения в социальной сфере этих территорий.

Краевая политика в отношении данной зоны должна способствовать более полному и рациональному использованию природных богатств Севера. При этом следует обеспечить:

совершенствование отраслевой структуры экономики северных районов на основе повышения комплексности используемого сырья;

закрепление и развитие функций транспортно - транзитного центра региона на основе реконструкции объектов инфраструктуры (аэропорты, речные и морские порты - Норильск, Дудинка, Хатанга, Диксон, Игарка и др.);

восстановление биопродуктивности экологических систем региона за счет жестких ограничений экологического характера на эксплуатацию других природных ресурсов;

поддержку геологоразведочных и научных работ на Севере;

формирование социальных стандартов, соответствующих условиям Севера с поддержкой традиционных производств и образа жизни коренного населения;

рациональное регулирование оттока населения из северных территорий в другие регионы края и страны.

Жители северных районов, оказавшиеся в трудных условиях, нуждаются в особой социальной программе. Эта программа должна обеспечить дифференцированный подход в решении социальных проблем конкретных территорий (ЕМО "г. Норильск", депрессивные и стагнирующие районы, и др.); носить протекционистский характер и учитывать необходимость длительных социальных дотаций и субвенций, компенсационных льгот населению депрессивных и стагнирующих районов Севера.

Серьезное внимание следует уделить этносоциальной программе, ориентированной на решение социально - экономических, демографических и политических проблем коренных народов Севера. Необходимо предусмотреть меры по восстановлению традиционных отраслей хозяйства, созданию сети сезонных поселений с приемлемыми условиями жизни для кочевого населения, развитию социальной инфраструктуры и медицинского обслуживания, обеспечению политических и культурных прав.

Приоритетным направлением стабилизации экономического положения северных территорий края должно стать укрепление их экономических связей с южными территориями края.

В условиях значительной удаленности районов Севера от основных районов потребления и рынков сбыта необходимо создать сеть технологически, географически и коммерчески обоснованных маршрутов, включающих весь комплекс объектов транспортной, перерабатывающей, сбытовой инфраструктуры, мощностей по хранению сырья и готовой продукции.

Необходимо сохранить и развить инфраструктуру (включая ледокольный атомный флот) Северного морского пути. Для этого должны быть предприняты усилия по совершенствованию и интенсификации судоходства, развитию транспортных маршрутов "река - море" по Енисею.

5.7. Внешнеэкономическая политика.

Процесс интеграции Красноярского края в мировую экономику приобрел необратимый характер. В настоящее время внешнеэкономическая деятельность прямо и косвенно формирует важнейшие экономические и социальные аспекты развития региона. Реализация конкурентных преимуществ красноярских предприятий на внешнем рынке может и должна стать ключом к экономическому подъему и осуществлению прогрессивных структурных изменений в экономике края.

Стратегическими направлениями развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Красноярского края являются повышение конкурентоспособности производимой продукции; восстановление и расширение традиционных и организация новых наукоемких экспортных производств на базе научно - технического потенциала и высококвалифицированных кадров красноярской промышленности путем привлечения инвестиций во всем многообразии их форм.

Условием реализации этого направления является дальнейшее развитие реформы внешнеэкономической деятельности:

создание эффективного механизма притока капитала в экспортные производства и внешнюю торговлю;

создание механизма государственной поддержки региональных систем кредитования, страхования, патентования, сертификации, лизинга, залога;

совершенствование бюджетного регулирования;

совершенствование валютного регулирования.

Совершенствование региональной инфраструктуры.

Основными задачами здесь являются:

реализация проектов транспортного обслуживания и регулирования транспортных тарифов;

государственная поддержка региональных посреднических структур;

укрепление краевой таможенной службы, усиление ее заинтересованности в совместной работе с краевыми органами управления, ориентация ее интересов на поддержку краевых экспортеров и импортеров и повышение качества обслуживания;

развитие телекоммуникационных средств связи и рекламы за рубежом;

поддержка выставочного бизнеса;

развитие финансового рынка;

создание общекраевого информационно - аналитического центра;

становление краевого информационного рынка;

подготовка высококвалифицированных кадров мирового уровня на базе международных школ.

Инвестиционная деятельность.

Для активизации инвестиционного процесса с участием иностранного капитала необходимо обеспечить достижение следующих целей:

создание привлекательного инвестиционного климата в крае, в том числе с отработкой тендерных механизмов;

разработку механизма реализации инвестиций (взаимодействия инвесторов и получателей инвестиций);

создание рыночной инфраструктуры (связь, юридическая среда, консалтинг и др.);

создание условий для развития финансово - промышленных групп и других форм интеграции промышленных предприятий, торговых, финансовых и иных форм организации;

создание условий для лизинговых компаний;

внедрение системы франчайзинга для привлечения в край новых технологий и производств и создания в регионе точек роста на базе имеющихся научно - технических разработок;

информационное сопровождение и продвижение инвестиционных проектов путем издания краевых каталогов инвестиционных проектов, проведения выставок инвестиционных проектов, организации конкурсов бизнес - планов и т.д.

Географическая диверсификация ВЭД.

Акцент здесь должен быть сделан на расширении внешнеэкономических связей края со странами Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР), а также на развитии интеграционных процессов со странами СНГ.

В условиях сохранения сырьевой направленности экспорта края, а также увеличивающейся потребности в импорте высоких технологий страны Западной Европы, США и Канада по-прежнему будут выступать в роли важных стратегических партнеров края по внешнеэкономической деятельности.

Развитие торговли услугами (туризм, транспортное обслуживание, гостиничные услуги, консалтинг и т.д.). Важным условием эффективного развития данного направления является кооперация действий края с другими регионами Сибири.

Красноярский край является регионом, особо важным для России с точки зрения ее геополитических, стратегических и экономических интересов. Через территорию Красноярского края осуществляются значительные транспортные связи восточных районов страны с промышленно развитыми центральными районами России.

Примыкание края к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения Енисея позволяют создать в крае ворота для выхода Сибири и России на мировой рынок.

Возможность прохода морских судов по Енисею позволяет рассматривать Дудинку, Игарку и Лесосибирск в качестве крупных морских портов для осуществления внешних связей Центральной Сибири.

Западная часть Нижнего Приангарья - место пересечения Северо - Сибирской железнодорожной магистрали с Енисеем (города Енисейск и Лесосибирск) - является одним из наиболее благоприятных ареалов создания первого в пределах Сибири крупного трансконтинентального грузового распределительного аэротерминала.

Участие края в политике развития внешнеэкономической деятельности страны.

Используя право законодательной инициативы, краю необходимо участвовать в разработке предложений по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, а также заключению международных договоров Российской Федерации в сфере внешнеэкономических связей, затрагивающих интересы края.

Развитие и диверсификация форм внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность края должна строиться исходя из оптимального сочетания используемых форм внешнеэкономического сотрудничества (экспортно - импортных операций, привлечения кредитных ресурсов, создания совместных предприятий и др.) с новыми (франчайзинг, лизинговые, хайринговые, инжиниринговые, лицензионные и другие операции; развитие деловых связей с международными общественными, экономическими, финансовыми организациями, специализированными учреждениями ООН).

 

23 мая 2000 года                                          N 10-746



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна