На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация

Инвестиционный климат г.Ростова-на-Дону

Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития города. Если в целом по области статистика отмечает резкое снижение объема производственных и непроизводственных вложений (за период с 1990 по 1996 гг. в Ростовской области инвестиции в основной капитал по объектам производственного назначения снизились на 77%, в 1997 - еще на 20% по сравнению с 1996 годом), то ситуация в г. Ростове-на-Дону выглядит более благоприятной. Так, по ряду показателей наметилось улучшение ситуации: например, рост в 1997 году по отношению к 1996 г. капиталовложений по объектам непроизводственного назначения на 7% (в том числе на жилищное строительство на 16%). Однако в целом динамика изменений в сфере капитальных вложений остается отрицательной: в 1997 году введено в действие основных фондов на 18% меньше, чем в 1996 г. (1345 млн.руб. против 1637 млн.руб.), на коммунальное строительство направлено в 1997 г. на 32% меньше, чем в 1996 г. По итогам 9 месяцев 1998 г. общий объем инвестиций составил 895 млн.руб., то есть, нет ухудшения по сравнению с 1997 годом. Снижение инвестиций относится к числу главных причин продолжающегося промышленного спада, препятствует общему оздоровлению экономики города, обостряет проблему отсталости технической и технологической базы. Так, спад промышленного производства в городе за 1990-1998 годы составил около 50%. При этом наиболее глубокое падение - в машиностроении и металлообработке - традиционно наиболее развитых отраслях производства. Производство сборных железобетонных изделий и конструкций сократилось в 3 раза, макаронных изделий - в 9,5 раза, овощных консервов - в 10 раз. За 9 месяцев 1998 года выпуск товаров и услуг по основному виду деятельности по крупным и средним предприятиям сократился на 7,2% к 9 месяцам 1997 года.

И это при благоприятном географическом положении города, по праву называющемуся "воротами Кавказа", при общем высоком инвестиционном потенциале региона, отмеченном зарубежными и отечественными экспертами. Этот потенциал складывается за счет ряда факторов: наличие высококвалифицированных кадров, общего образовательного уровня населения, передового опыта внедрения разработок НИОКР, развития основных институтов рыночной экономики, достаточно высокой потребительской способности населения. Однако для увеличения инвестиционной активности, реализации высокого потенциала города необходимо снизить инвестиционные риски, создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций.

Таким образом, важнейшей задачей органов государственной власти и местного самоуправления является создание целостной концепции инвестиционной политики, предусматривающей практику налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечения инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, создание необходимой инфраструктуры, другие меры по поддержке инвестиционной деятельности. Настоящая концепция разработана в соответствии с "Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", "Государственной программой защиты прав инвесторов на 1998-1999 гг.", областным Законом "О поддержке инвестиционной деятельности в Ростовской области", Программой социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на 1998 г.". При разработке концепции использован опыт Новгородской, Ленинградской и Саратовской областей, городов Москвы и Краснодара.

Цель, задачи и основные принципы инвестиционной политики Администрации г. Ростова-на-Дону

Основной целью инвестиционной политики Администрации г. Ростова-на-Дону на период до 2002 года является обеспечение экономического подъема в городе за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить рост производства продукции, создание и сохранение рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы. Для этого предстоит решить следующие задачи:

  • создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций в экономику города;
  • создать информационную базу инвестиционных проектов предприятий города, содействовать предприятиям в продвижении этих проектов;
  • привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к наиболее перспективным отраслям производства и предприятиям города;
  • отработать механизм поддержки предприятий города за счет привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов;
  • обеспечить участие города реализации целевых федеральных и областных программ.

Основным средством реализации концепции инвестиционной политики Администрации города на период до 2002 года является разработка и реализация программ социально-экономического развития города и ежегодных инвестиционных программ г. Ростова-на-Дону. Городская инвестиционная политика осуществляется на основе принципов:

  • обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории города, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные, социально-значимые проекты;
  • обеспечение инвесторам равных прав на получение поддержки в инвестиционной деятельности;
  • предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков;
  • формирования ежегодных городских инвестиционных программ на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов;
  • реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу г. Ростова-на-Дону за счет бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.

Основные мероприятия инвестиционной политики города

Инвестиционная политика города проводится через реализацию следующих основных мероприятий:

  • мониторинг инвестиционной деятельности в городе;
  • создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций;
  • обеспечение участия города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах;
  • конкурсное размещение муниципального заказа на предприятиях города и содействие в получении ими государственного заказа;
  • создание эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов для реализации городских инвестиционных программ;
  • развитие инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций;
  • формирование благоприятного инвестиционного имиджа города.

Мониторинг инвестиционной деятельности

Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений. Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций города, а также базы данных потенциальных инвесторов. Сбор информации, ее обработку, пополнение и хранение осуществляет специальное муниципальное унитарное предприятие при содействии структурных подразделений Администрации города.

На основании информационной базы данных, включающей в себя сведения об инвестиционных намерениях и проектах предприятий города, формируются ежегодные инвестиционные программы города. Кроме этого, необходимо сформировать дополнительную базу данных, включающую в себя информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность в городе, об элементах рыночной инфраструктуры, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах города, о свободных производственных площадях, об объемах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам товаров и услуг. Формирование этих информационных массивов должно формироваться органами госстатистики, структурными подразделениями Администрации города, организациями, входящими в инфраструктуру, обеспечивающую привлечение инвестиций.

Создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций

Важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата в городе является создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций. В целях создания такой азы необходимо подготовить и принять ряд нормативных актов органов местного самоуправления:

  • Решение Ростовской-на-Дону городской Думы "О поддержке инвестиционной деятельности на территории города", которое должно определить формы поддержки инвестиционной деятельности со стороны органов местного самоуправления, порядок формирования инвестиционных программ города, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности;
  • Постановление Мэра города "О создании комиссии по разработке инвестиционной программы на следующий год";
  • Постановление Мэра города, определяющее порядок заключения инвестиционных соглашений органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону с инвесторами или предприятиями, привлекающими инвестиции, права и обязанности сторон, типовой инвестиционный договор;
  • другие нормативные акты, обеспечивающие реализацию инвестиционной политики города.

Для совершенствования городской нормативной базы в сфере инвестиционной деятельности, необходимо изучать и использовать подобный опыт других городов и регионов Российской Федерации.

Обеспечение участия города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах

Участие города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах должно обеспечить долевое финансирование высокоэффективных социально значимых проектов, реализуемых ростовскими предприятиями, со стороны федерального и областного бюджета; а также со стороны областной Администрации - предоставление кредитов, налоговых льгот, гарантий областного бюджета и других форм поддержки инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу Ростовской области, в соответствии с областным Законом "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области"; со стороны федеральных органов государственной власти - предоставление государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов, предоставление финансовых ресурсов бюджета развития Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1470 от 22.11.97 г. Для качественной разработки и продвижения инвестиционного проекта необходимо обеспечить помощь Администрации города предприятию, начиная от начальных этапов подготовки проекта до представления и защиты в федеральных и региональных органах государственной власти.

Конкурсное размещение муниципального заказа на предприятиях города и содействие в получении ими государственного заказа

Размещение муниципального заказа производится в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 51 от 18.12.97 г. "О муниципальном заказе" и Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1047 от 16.06.97 г., утвердившим "Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд".

На основании годовых программ социально-экономического развития города, а также отраслевых и целевых программ развития в объемах, принятых для финансирования из бюджета города на планируемый год, через проведение конкурса осуществляется размещение муниципального заказа на проведение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Кроме этого Администрация города в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 305 от 8.04.97 г. намерена способствовать привлечению предприятий города к участию в конкурсах на получение государственных заказов федеральных министерств и ведомств и областного государственного заказа.

Создание эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов для реализации городских инвестиционных программ

Инвестиционная политика города реализуется через осуществление ежегодных инвестиционных программ города. Инвестиционные программы формируются из прошедших конкурс инвестиционных проектов и имеют следующую структуру:

  • социально-значимые объекты, финансируемые за счет средств консолидированного бюджета города на текущий год;
  • высокоэффективные коммерческие проекты.

Поддержка со стороны органов местного самоуправления города оказывается исключительно предприятиям:

  • не имеющим просроченной задолженности по ранее представленным средствам из консолидированного бюджета города;
  • не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  • не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.

Поддержка со стороны органов местного самоуправления в рамках реализации инвестиционных программ города предоставляется предприятиям при условии долевого финансирования проекта и максимальной диверсификации рисков. Основным источником финансирования проекта должны быть собственные средства предприятия. Одним из условий включения проекта в городскую инвестиционную программу должно быть вложение предприятием в реализацию проекта не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация). Администрация города окажет содействие в получении финансирования инвестиционных проектов, включенных в ежегодные инвестиционные программы из средств федерального бюджета:

  • в форме прямого финансирования в рамках реализации и федеральных целевых программ;
  • из бюджета развития Российской Федерации в виде льготного инвестиционного кредита, гарантий Правительства Российской Федерации под кредиты.

Механизм поддержки инвестиционных проектов со стороны Администрации Ростовской области определен в областном Законе "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области". Администрация города использует следующие формы поддержки высокоэффективных социально значимых инвестиционных проектов, включенных в ежегодные инвестиционные программы города:

  • освобождение инвестора/предприятия от местных налогов и сборов; а также федеральных и областных налогов в части, зачисляемой в консолидированный бюджет города;
  • по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта;
  • по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенных в ходе реализации инвестиционного проекта. (Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией, но не более, чем на 5 лет).
  • ходатайство в Законодательное Собрание и Правительство Ростовской области об освобождении инвестора/предприятия от налогов, зачисляемых в областной бюджет.
  • заключение с инвестором/предприятием договор аренды земельного участка _____
  • содействие в получении у соответствующих организаций: технических условий на подключение к инженерным коммуникациям; результатов топографических, гидро-метео- и геологических исследований территории; заключений санитарной, экологической и других экспертиз; надлежащих лицензий на выполнение работ и оказание услуг;
  • предоставление средств консолидированного бюджета города на возвратной, срочной и платной основе.
  • предоставление гарантии для Администрации Ростовской области и других инвесторов.
  • долевое участие в реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов через приобретение пакета акций осуществляющего проект предприятия.

Взносом Администрации в уставной капитал могут служить денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, капитализированнная арендная плата за землю и находящееся в муниципальной собственности имущество, другие формы вложений, не противоречащие действующему законодательству РФ. Кроме этого, в целях дополнительного обеспечения привлекаемых инвестиций необходимо рассмотреть возможность создания залогового (гарантийного) фонда города. Фонд можно сформировать за счет:

  • имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • имущества, переданного на праве хозяйственного ведения МУПам;
  • ценных бумаг, находящихся в муниципальной собственности;
  • средств консолидированного бюджета города, выделенных на эти цели.

Поддержку за счет средств Фонда следует оказывать предприятиям определенной отрасли или категории. Также с целью создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О мероприятиях по развитию лизинга в РФ". Учитывая, что на территории города находятся такие крупные промышленные предприятия, как ОАО "Ростсельмаш" и АО "Роствертол", выпускающие лизингуемое оборудование, особое внимание необходимо уделить созданию специализированных лизинговых компаний или привлечению ведущих лизинговых компаний или привлечению ведущих лизинговых компаний и банков к реализации их продукции.

Развитие инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций

Важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций должно стать участие Администрации г. Ростова-на-Дону в формировании и развитии финансовой инфраструктуры города. Для финансирования инвестиционных проектов предполагается активно привлекать зарубежных институциональных инвесторов - венчурные и инвестиционные фонды, инвестиционные банки. Сотрудничество с этими организациями осуществлять на основе двусторонних соглашений по примеру взаимодействия Администрации города и Южно-Российского Венчурного Фонда Европейского Банка Реконструкции и Развития или инвестиционного фонда "США-Россия".

Для оценки и отбора инвестиционных проектов необходимо способствовать созданию в городе специализированных консалтинговых центров с участием иностранных инвесторов. Также привлекать к этой деятельности международные благотворительные консалтинговые организации (Корпус экспертов США), Британский совет, ТАСИС) и российских представительств международных консалтинговых компаний. Примером такой работы является подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в деле привлечения инвестиций между Администрацией Ростовской области, Администрацией г. Ростова-на-Дону и консалтинговой компанией "Артур Андерсен". Предполагается привлекать финансово-кредитные учреждения, инвестиционные и аудиторские компании в качестве финансовых консультантов и финансовых посредников.

Аудиторские фирмы также следует привлекать к решению вопросов, связанных с оценкой инвестиционных проектов, использованием денежных средств, выделяемых для финансирования муниципального заказа, оценкой финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, контролем за целевым использованием предоставляемых предприятиям кредитов. В целях обслуживания инвестиционной деятельности и обеспечения защиты прав и компенсации рисков инвесторов необходимо уделить внимание развитию страхового и фондового рынков:

  • обеспечить создание "прозрачного" фондового рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах;
  • содействовать созданию и развитию инфраструктуры фондового рынка - расчетно-клиринговой палаты, депозитария, валютно-фондовой биржи;
  • разработать и реализовать Программу развития страхового рынка города;
  • способствовать созданию и использованию страхового пула страховых компаний города как инструмента страховой защиты инвестиционных проектов организаций города.

Необходимо также оказывать содействие в формировании небанковских инвестиционных институтов - кредитных союзов, обществ взаимного кредитования, паевых инвестиционных фондов, лизинговых компаний, создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала. В целях обеспечения участия представителей банков, аудиторских, инвестиционных, страховых компаний и других объектов финансовой инфраструктуры города в разработке нормативно-правовой базы и городских программ содействия развитию соответствующего сегмента финансового рынка, а также координации и содействия со стороны Администрации города создать при Администрации города Совет по банковской деятельности и Совет по страхованию, активизировать работу Совета по координации аудиторской деятельности.

В рамках реализации инвестиционной политики города особая роль отводится Ростовской Торгово-Промышленной Палате в части подготовки нормативных актов местного самоуправления, сертификации продукции, поиске инвесторов, продвижении инвестиционных проектов, информационном обслуживании предприятий по различным аспектам деятельности, организации выставок, семинаров и встреч потенциальных инвесторов с предпринимателями города.

Формирование инвестиционного имиджа города

Основная задача данного направления инвестиционной политики города - привлечение внимания отечественных и зарубежных инвесторов к г.Ростову-на-Дону, максимально широкое представление информации о высоком инвестиционном потенциале города, разработанной на базе, обеспечивающей защиту прав и интересов инвесторов. В рамках этого направления необходимо предпринять следующие меры:

  • продолжить сотрудничество с международными организациями, предоставляющими информацию, опыт работы и связи для привлечения иностранных инвесторов;
  • поддержание связей с посольствами и представительствами иностранных государств;
  • развитие сотрудничества с муниципалитетами городов-побратимов (Ле-Манн, Плевен, Дортмунд);
  • организация зарубежных поездок сотрудников ростовских предприятий и прием делегаций в рамках реализации программ по сотрудничеству и обмену опытом между Торгово-Промышленными палатами;
  • привлечение к работе на территории города международных финансовых институтов;
  • проведение и участие в инвестиционных семинарах, конференциях и ярмарках;
  • размещение информации, полученной и подготовленной в результате осуществления мониторинга инвестиционной деятельности, в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации.

Ожидаемые результаты реализации концепции инвестиционной политики

  1. Привлечение в экономику города отечественных и зарубежных инвестиций.
  2. Формирование в городе стабильного и развивающегося финансового рынка.
  3. Обновление основных фондов промышленных предприятий города.
  4. Рост производства валового товарооборота и, как следствие, насыщение рынка города новыми товарами и услугами.
  5. Создание новых рабочих мест и снижение уровня скрытой безработицы.
  6. Рост реальных доходов населения.
  7. Поступление в консолидированный бюджет города дополнительных платежей.


к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна