На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация
О мерах по обеспечению социально-экономического развития и жизнедеятельности Калининградской области

О мерах по обеспечению социально-экономического развития и жизнедеятельности Калининградской области

Общая характеристика региона

Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. километров, население - 948,7 тыс. человек, из них около 80 % - городское.
Область полностью отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными морскими водами.
Вместе с тем экономико-географическое положение Калининградской области имеет и выгоды, которые определяются следующим:
- близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
- близостью к трансевропейским транспортным коридорам (Виа Балтика, Виа Ганзеатика) и другим европейским коммуникациям;
- климатическими условиями, благоприятными для ведения сельского хозяйства и развития туризма;
- наличием на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации незамерзающего портового комплекса.
Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90% его мировых запасов, а также перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля (с общегеологическими запасами порядка 1,5 млрд. тонн), торфа, каменной соли класса "Экстра", строительных материалов, имеются источники минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр.
В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом.

Место Калининградской области в России и в мире

Объем валового продукта на душу населения в Калининградской области составляет чуть более половины, чем в среднем по Российской Федерации. Калининградская область по этому показателю значительно отстает от соседних с нею экономически развитых государств (по сравнению с Германией - в 5 раз). Учитывая предстоящее вступление Польши и Литвы в члены ЕС, и оказание им соответствующей поддержки со стороны Европы, разрыв между ними и Калининградской областью также будет увеличиваться.
За последние годы в отраслях промышленности и сельском хозяйстве в Калининградской области объемы производства сократились соответственно в 4 и 1,5 раза, наряду с тем, что в соседних государствах происходил экономических рост. Несмотря на наметившиеся в настоящее время в стране положительные тенденции в области экономики, разрыв в объемах производства остается весьма существенным.
Падение объемов инвестиций в основной капитал в последние годы привело к значительному увеличению степени износа основных фондов экономики Калининградской области. Между тем в Польше, наоборот, объем капиталовложений вырос почти вдвое. Велик разрыв Калининградской области с соседними государствами по среднедушевым показателям поступления прямых иностранных инвестиций. По этому показателю область уступает Литве в 25 раз, Польше - в 17 раз. Указанное свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в регионе, посредственной инвестиционной привлекательности и высоком риске ведения инвестиционной деятельности в области.
Неблагополучная ситуация наблюдается и в социальной сфере Калининградской области. Регион уступает соседним государствам по ряду демографических показателей. В частности, для области характерна увеличивающаяся в последние годы естественная убыль населения, показатель которой значительно превосходит показатели соседних стран и стран ЕС.
На рынке труда по общему уровню безработицы положение в области было хуже, чем в соседних с нею странах (за исключением Литвы). Низкая стоимость рабочей силы является преимуществом Калининградской области и может привлечь потенциального инвестора, однако, с другой стороны, этот факт характеризует общий невысокий уровень доходов населения в регионе, существенно уступающий уровню соседних государств.
Наиболее благополучная ситуация в регионе в области образования и наличия кадров в здравоохранении. По численности студентов на 1000 человек населения Калининградская область превосходит не только соседние государства, но также и Германию, несмотря на общий низкий уровень развития системы здравоохранения, по количеству врачей на 100000 населения регион уступает лишь Литве. В то же время уровень обеспечения Калининградской области поликлиниками и школами ниже среднероссийского.
Для развития интеграции с Европейским Союзом Калининградской области необходимо развитие инфраструктуры транспорта и связи. Несмотря на то, что по плотности автомобильных дорог регион почти в 10 раз превосходит среднероссийский показатель, этого явно недостаточно для реализации его потенциала как важного транспортного узла, обеспечивающего связи стран ЕС и остальной территории России.
Таким образом в настоящее время Калининградская область существенно отстает от уровня социально-экономического развития соседних государств и промышленно-развитых стран Западной Европы, по многим показателям регион отстает и от среднероссийского уровня.

Преимущества Калининградской области по сравнению с Европой

Реализация поставленной в Концепции цели федеральной политики в отношении Калининградской области по созданию в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития и сотрудничества области со странами ЕС, возможна прежде всего при развитии в Калининградской области экспортно-ориентированных производств, для чего в области необходимо создать условия для привлечения на ее территорию инвестиций, направляемых на создание новых и расширение существующих предприятий, чья продукция будет поставляться на экспорт, прежде всего в европейские страны.
При такой постановке задача по превращению Калининградской области в зону экспортного производства, ориентированного преимущественно на страны Европы, является вполне оправданной, учитывая, что область имеет целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению и с промышленно развитыми европейскими странами, и со странами с переходной экономикой, и российскими регионами. К числу этих преимуществ относятся:
- относительная близость к странам Европы как абсолютная, так и по сравнению с остальными российскими регионами;
- дешевизна рабочей силы по сравнению с европейскими странами, особенно промышленно развитыми;
- дешевизна электроэнергии по сравнению с европейскими странами;
- высокий уровень квалификации рабочей силы, сопоставимый с квалификацией рабочей силы промышленно развитых стран.
Темпы экономического развития, необходимые Калининградской области для достижения уровня соседних государств Европы и Балтии
В 2000 году валовой региональный продукт Калининградской области в расчете на 1 жителя равнялся 4,4 тыс. долл. США, что составляет 75% от общероссийского уровня и лишь 65% от среднего уровня трех балтийских государств (Литва, Латвия, Эстония). Это вдвое меньше, чем в Польше, в 5-8 раз меньше, чем в других развитых странах Европы.
С учетом намеченных Программой социально-экономического развития России на ближайшие 10 лет темпов прироста экономики (5% в год), к 2010 году ВВП России в расчете на душу составит 10 тыс. долл. США, тогда как в странах Балтии в среднем - 11,5 тыс. долл. (при среднегодовых темпах прироста 3,7%, по прогнозу ИМЭМО РАН).
Из этого следует, что для выхода Калининградской области к 2010 году на общероссийский уровень благосостояния ее валовой продукт в расчете на душу должен будет вырасти в целом в 2,3 раза, а для выхода на среднебалтийский уровень - в 2,6 раза.
Основной проблемой региона является недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации социально-экономической политики на территории Калининградской области. Важнейшим направлением по поиску необходимых средств должно являться привлечение в область частных отечественных и иностранных инвестиций и создание для этого соответствующих условий.
Необходимые меры федеральной социально-экономической политики в отношении Калининградской области.
Исходя из изложенного, федеральная экономическая политика в отношении Калининградской области должна состоять из следующих основных блоков:
- реализация ускоренными темпами мер по снятию административных барьеров для инвестиционной и предпринимательской деятельности (институциональные меры);
- принятие мер по стабилизации режима Особой экономической зоны, реализация положений Федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в его нынешнем виде в полной мере; наполнение данного закона новым содержанием, устанавливающим четкие правила для ведения предпринимательской, инвестиционной и банковской деятельности на территории ОЭЗ, которые бы повышали инвестиционную привлекательность области; проработка вопроса о предоставлении дополнительных налоговых льгот;
- решение инфраструктурных проблем в области транспорта, энергетики, связи и телекоммуникаций.

Институциональные меры

Для реализации этой задачи должны быть внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", направленные на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в регионе, прежде всего, на ограничение административных барьеров. В новой редакции закона должны быть решены следующие вопросы:
1. Упрощение порядка экспертизы и согласования проектной документации - переход к экспертизе в "одном окне". Для реализации этой задачи должна быть создана (по решению федеральных органов власти) единая территориальная экспертно-согласующая комиссия. В функции этой комиссии должны входить организация всего процесса экспертизы и согласования проекта, аккредитация частных организаций, оказывающих консультации по подготовке проектной документации. Порядок аккредитации таких организаций может быть введен как федеральными, так и областными органами власти.
2. Упрощение процедуры регистрации предприятий и организаций, а также регистрации прав на недвижимость - переход к регистрации в "одном окне". Реализация этой задачи должна осуществляться аналогично с переходом к экспертизе в "одном окне", либо путем вменения в обязанность территориальной регистрационной палате осуществлять регистрацию во всех прочих ведомствах.
3. Ограничение числа проверок предприятий и организаций контролирующими органами. Необходимо введение порядка, при котором предприятия и организации проверяются одновременно всеми контролирующими органами не чаще одного раза в год и не более одной недели. Необходимо также определение прав хозяйствующих субъектов по обжалованию процедуры проведения и результатов проверок.
Поскольку все указанные меры в дальнейшем должны быть введены федеральным законодательством на всей территории страны, соответствующие статьи закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" должны носить характер норм ограниченного срока действия.
Органами государственной власти Калининградской области должны быть решены следующие вопросы:
1. Улучшена практика лицензирования (по видам деятельности, лицензирование которых находится в ведении органов власти субъектов Федерации), в т.ч. проработан вопрос о сокращении перечня лицензируемых видов деятельности.
2. Созданы условия для расширения возможностей по участию в приватизации региональной собственности: увеличена информационная обеспеченность процесса приватизации, увеличены сроки публикации объявления о торгах, зафиксирован закрытый перечень возможных квалификационных требований к покупателю.
4. Создана региональная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров в области развития предпринимательства.

Особая экономическая зона

С 1991 года на территории области действует особый экономический режим.
Создание свободной экономической зоны, предоставление таможенных льгот позволило решить краткосрочные проблемы Калининградской области: быстро насытить потребительский рынок дешевыми импортными товарами, сдержать рост потребительских цен, компенсировать рост скрытой безработицы созданием в регионе новых точек приложения занятости (внешнеторговой сферы и сопряженной с ними сферы услуг). Свободный таможенный режим привел к активизации на территории области внешнеторговой деятельности. К отрицательным последствиям этого процесса следует отнести опережающий рост импорта, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо региона; конкурентное давление импортных товаров на местных производителей.
Основанная в 1991 году для ускоренного развития рыночных отношений и внешних связей, СЭЗ превратилась со временем в механизм компенсации неудобств эксклавного положения региона. Результаты восьмилетнего существования СЭЗ на территории Калининградской области далеко неоднозначны.
С одной стороны, благодаря зональным льготам, значительно увеличился внешнеторговый оборот. В регион стали поступать прямые иностранные инвестиции, но объем притока иностранного капитала все же не оправдал возлагаемых надежд.
Беспошлинный режим привел к значительному превышению ввоза над вывозом. При этом импортируются не технологии, оборудование, а потребительские и продовольственные товары. Особая экономическая зона по существу превратилась в торговую.

Важнейшие отрасли производственного комплекса Калининградской области

Развитие транспортного комплекса Калининградской области

Основу транспортного комплекса региона составляют морские порты, являющиеся единственными незамерзающими российскими портами на Балтике. Суммарная расчетная мощность комплекса по перевалке грузов составляет 14,8 млн. т./год или около трети мощности российских портов на Балтике. В настоящее время по большинству категорий грузов проектные мощности портов используются менее чем на 30 процентов.
Особую роль в транспортном комплексе Калининградской области занимает железнодорожный транспорт, который обеспечивает основную часть грузооборота области.
Выше среднероссийского уровня развит в Калининградской области автомобильный транспорт. Плотность автодорог в Калининградской области выше средней по России примерно в 10 раз. Пропускная способность дорожной сети имеет значительный, свыше 50%, резерв.
На территории области действует 23 пограничных пункта пропуска.
Развитие транспортного комплекса как одной из основных составляющих инфраструктурного фактора улучшения инвестиционного климата Калининградской области осложняется рядом проблем, решение которых требует федерального участия.

Основные проблемы развития транспортного комплекса Калининградской области и пути их решения

Тарифные условия при транзите грузов через территорию сопредельных государств.
На рентабельности транспортных перевозок на калининградском направлении через территорию Литвы и Белоруссии сказываются неблагоприятные для области тарифные условия. Прибалтийскими государствами проводится протекционистская тарифная политика. В тарифной политике Литовских железных дорог для Клайпедского и всех направлений, кроме Калининградского, применяются понижающие коэффициенты от 0,116 до 0,136, для Калининградского - 0,24.
В стоимости товаров, идущих с основной территории России в Калининградскую область и наоборот, транспортная составляющая занимает от 10 до 30 процентов. Однако, эта величина зависит от нескольких факторов, а именно: объем партии, вид транспорта, номенклатура товара.
При перевозке грузов и проезде на основную территорию России из региона и обратно через Прибалтийские государства и Белоруссию юридические и физические лица несут значительные дополнительные расходы из-за высоких транзитных тарифов. Расчеты показывают, что ежегодные дополнительные затраты по перевозке грузов и пассажиров составляют 22 млн. долл. США.
Эти факторы делают калининградское направление дорогостоящим и ненадежным для стабильной и долговременной работы с грузовладельцами, что оказывает влияние на снижение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта.
Для решения названной проблемы необходимо:
- проведение переговоров с Литвой о включении дополнительно, учитывая статьи 5 и 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики "О долгосрочном сотрудничестве Калининградской области РФ и регионов Литовской Республики", статьи о едином уровне тарифов при транзитных перевозках по дорогам Литвы в направлении на Клайпеду и Калининград;
- проведение переговоров с ЕС о едином уровне тарифов при транзитных перевозках по территории Литвы во всех направлениях, включая Калининградское после вступления Литвы в ЕС.

Проблемы портового хозяйства

Развитие Калининграда как крупного транспортного узла России, и, в первую очередь, развитие его портового хозяйства осложняется следующими причинами.
Калининградский порт объективно не выдерживает конкуренции с портами других Прибалтийских стран не только из-за тарифной политики этих стран, но и в силу гораздо лучшей инфраструктурной оснащенности портов других стран, их возможности, в отличие от Калининграда, принимать глубоководные суда. Для расширения возможностей обслуживания грузопотоков, в частности приема глубоководных судов, Калининградский морской канал требует углубления и расширения.
В настоящее время Калининградский порт также объективно не может конкурировать и с портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области: транспортировка грузов на петербургском направлении не зависит от транзита через другие государства, к тому же техническое оснащение этих портов значительно лучше.
Для улучшения функционирования транспортного комплекса региона необходимо:
- закончить строительство портового комплекса в г. Светлом;
- закончить строительство контейнерного терминала в торговом порту, осуществляемое ЗАО "Морской торговый порт Калининград";
- закончить строительство крупного современного терминала, который будет предоставлять полный комплекс услуг по перевалке, хранению и оформлению рефгрузов в рыбном порту;
- разработать в 2001 году Генеральную схему развития порта Калининград с созданием нового грузового района на полуострове Восточный (г. Балтийск), включающую:
- комплекс для переработки жидких химических грузов - 1 млн. тонн в год;
- терминал для перевалки нефтепродуктов - 0,3 млн. тонн в год
- комплекс для перевалки генеральных грузов мощностью 0,3 млн. тонн в год;
- провести технико-экономическое обоснование создания комплекса же-лезнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск -порты Европы.
Новый порт сможет принимать большегрузные суда водоизмещением до 40 тыс. тонн.
Ориентировочная потребность в инвестициях для осуществления первоочередных мероприятий по развитию портового хозяйства составляет примерно 300 млн. рублей.

Решение проблем подключения автомобильной и железнодорожной инфраструктуры области к европейской транспортной системе

Не меньшее внимание требует решение проблемы по включению Калининградской области в европейские сети автомобильных и железных дорог.
В настоящее время обсуждается проект прокладки автомагистрали "Виа Ганзеатика", которая пройдет непосредственно вдоль побережья Балтийского моря (от Санкт-Петербурга до Любека). Для подключения автодорожной системы области к этому важному транспортному коридору необходимо:
- завершить строительство автодороги Калининград - государственная граница;
- реконструировать автодорогу Калининград - Мамоново;
- реконструировать автодорогу Калининград - Советск (участок Талпаки -Советск);
- реконструировать автодорогу Калининград - Чернышевское;
- реконструировать автодорогу Балтийск - Янтарный - Светлогорск;
- построить автодорогу Гусев - Ольховатка - государственная граница;
- построить мост через р. Неман.

Решение проблем топливно-энергетического комплекса

Огромное значение для функционирования хозяйства области имеет энергетическая обеспеченность. Структура регионального топливно-энергетического баланса Калининградской области характеризуется почти полной его зависимостью от поставок энергоносителей из-за пределов области. На территории области расположены 5 мелких электростанций различных ведомств, построенных по техническим проектам 30-х годов, которые морально устарели и физически изношены. В настоящее время до 98% электроэнергии Калининградская область получает от ЕЭС России через сети Белоруссии и стран Балтии.
Тарифы на электроэнергию для населения являются самыми высокими на северо-западе России. Кроме того, в силу своего эксклавного положения Калининградская область находится в полной энергетической зависимости от государств, через которые осуществляется транзит электроэнергии. Долгосрочного договора с прибалтийскими государствами на транзитное обслуживание электроснабжения области нет. По техническим параметрам этот транзит ограничен по пропускной способности, а передаваемая в регион мощность в любой момент может быть снижена при увеличении внутреннего потребления стран Балтии или уменьшении выработки на их собственных энергоисточниках. Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой Европейского Союза в связи с вхождением в эту организацию существенно снизят энергетическую безопасность области.
В результате этого Калининградская область будет вынуждена покупать электроэнергию у сопредельных государств по европейским ценам. Поскольку среднеевропейский уровень тарифов 6,8 цента за 1 кВт/ч, с учетом годового потребления 2,83 млрд. кВтч, возможный ущерб потребителей Калининградской области от разности тарифов при отделении Литвы от электросетей РАО БЭС России составит порядка 135 млн. долл. США.
Для полного решения проблем энергетической безопасности Калининградской области необходимо строительство базового энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт с вводом первого энергоблока мощностью 450 МВт в 2003 году. В настоящее время темпы строительства ТЭЦ-2 крайне низкие из-за ограниченности инвестиционных средств РАО ЕЭС России.
Главным препятствием для осуществления строительства и привлечения потенциальных инвесторов является нерешенность проблемы газообеспечения Калининградской ТЭЦ-2. Обеспечение ТЭЦ-2 природным газом в требуемом количестве возможно лишь при осуществлении строительства второй нитки газопровода совместно с комплексом подземного хранилища газа. Кроме того, не решен вопрос об установлении топливного режима для второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2.
Для решения этих проблем необходимо осуществить следующие мероприятия.
ОАО "Газпром" должно выдать технические условия на подключение Калининградской ТЭЦ-2 к газовым сетям и заключить договор на долгосрочную поставку газа для электростанции. Это позволит начать практическое строительство ТЭЦ-2 и привлечь к ее финансированию отечественных и иностранных инвесторов, а также обеспечить работы по строительству второй нитки газопровода и подземного хранилища.
Кроме того, на межправительственном уровне необходимо заключить соглашение с Литвой о реконструкции действующего газопровода, а также о строительстве второго газопровода и обеспечении транзита природного газа по территории Литвы.
Годовое потребление газа Калининградской областью составляет 430-450 млн. куб. метров в год. В настоящее время природный газ подается в Калининградскую область по газопроводу Минск - Вильнюс - Калининград в объеме 470 млн. куб. метров в год. Увеличение поставок газа в Калининградскую область возможно до 863,4 млн. куб. метров в год при условии осуществления ОАО "Газпром" реконструкции существующих газовых сетей, при этом затраты составят 25 млн. долл. США.
Дальнейшее увеличение поставок газа в регион возможно при условии строительства второго газопровода на участке Вильнюс-Калининград, стоимость которого оценивается в 211 млн. долл. США, в том числе на территории Литвы - 90 млн. долл. США.
Реализация этого проекта позволит:
- обеспечить регион электроэнергией и г. Калининград теплом на перспективу, ликвидировать зависимость региона от поставок электроэнергии;
- заменить в структуре производства тепла и электроэнергии физически и морально устаревшее оборудование на современное, экологически чистое;
осуществлять экспорт электроэнергии из Калининградской области.

Совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры

Важным фактором улучшения инвестиционного климата Калининградской области является развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Благодаря своему географическому положению, Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющих не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. В то же время действующая в настоящее время система каналов дальней магистральной связи, связывающая Калининградскую область с основной материковой частью России и другими странами, не отвечает существующим потребностям и обеспечивает недостаточное качество и надежность связи.
В комплекс мер по решению этой проблемы должны входить:
- создание электромагнитных ретрансляционных телекоммуникационных станций;
- прокладка оптоволоконного кабеля из Литвы в Польшу через территорию Калининградской области, строительство подводной волоконно-оптической линии связи Калининград - Санкт-Петербург, кабелей гирлянды Балтийской кабельной системы Польша-Калининград - Литва - Латвия -Эстония - Санкт-Петербург с установкой центра коммутации в г. Гвардейске;
- модернизация системы телефонной связи (цифровые технологии, прокладка нового кабеля и подстанции);
- завершение строительства наземной станции космической связи;
- строительство новой телевизионной станции (за пределами Калининграда) для расширения числа передающих каналов и обеспечения надежной трансляции местных и ретрансляции центральных российских и зарубежных программ.
Стоит учитывать, что реализация только первоочередных из этих мер, к которым относятся прокладка оптоволоконной линии связи, строительство радиотелевизионной передающей станции, а также станции космической связи, позволит полностью решить проблему обеспечения региона надежной и качественной международной связью.

Решение проблемы ограничения свободы передвижения населения области в связи с расширением ЕС на Восток

С расширением ЕС за счет соседних с Калининградской областью государств Балтийского региона Калининградская область становится анклавом в объединенном пространстве ЕС. Регион оказывается окруженным территорией единого экономического и политического организма. В частности, для выезда из региона, даже на остальную территорию Российской Федерации, гражданам Калининградской области придется столкнуться с процедурой получения Шенгенской визы. Это не только осложняет порядок выезда или транзита через соседние государства, но также будет стоить существенно дороже, чем даже получение литовских и польских виз в настоящее время для жителей остальных субъектов Российской Федерации. Также стоит ожидать ужесточения таможенного, правового и сертификационного режимов. Все эти факторы ведут к ухудшению инвестиционного климата Калининградской области.
Переговоры с ЕС по поводу складывающейся ситуации должны проводиться на федеральном уровне и должны иметь результатом закрепление особого статуса Калининградской области в Соглашении Российской Федерации и ЕС, необходимость которого определяется географическим положением региона. В качестве же первого шага России необходимо предусмотреть упрощенный режим получения визы для граждан Литвы и Польши, а с вступлением этих государств в ЕС, и для граждан всех стран этой организации, при въезде в Калининградскую область. Упрощенный режим может заключаться в получении визы непосредственно на границе области.

Решение экологических проблем

Дополнительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация.
Экологическая ситуация на территории Калининградской области свидетельствует о том, что, несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, положение в области охраны окружающей среды остается неблагополучным, а загрязнение природной среды - высоким.
В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды в ближайшее время необходимо выполнить следующие мероприятия:
- построить и модернизировать канализационные сети и очистные сооружения биологической очистки сточных вод;
- внедрить системы оборотного и повторного водоснабжения;
- перевести производства на экологически чистые технологии;
- построить полигоны отходов производства и потребления и мусороперерабатывающие заводы;
- перевести на сжигание газового топлива электростанции и котельные;
- улучшить качество дорог, увеличить количество транспортных развязок, перераспределить транспортные потоки;
- организовать единую систему мониторинга окружающей среды. Решение наиболее острых экологических проблем области должно находиться в компетенции Федеральных органов исполнительной власти в силу необходимости выполнения обязательств России, вытекающих из международных договоров и соглашений в области охраны окружающей среды.

Рыбохозяйственный комплекс

Изменившиеся экономические условия резко ухудшили деятельность рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслей. К 1999 г. отрасль оказалась в состоянии глубокого кризиса с многократно сократившимся флотом, состоящим в основном из морально и физически устаревших судов.
Улов рыбы и добыча других морепродуктов за период 1990-1999 гг. упал с 782 тыс. тонн до 283 тыс. тонн; выпуск пищевой рыбопродукции снизился с 422 до 223 тыс. т. За этот период удельный вес рыбной отрасли в общем объеме промышленного производства сократился с 30% до 15%.
К основным причинам спада следует отнести:
- низкую рентабельность отрасли, невыгодность рыбопереработки в Калининграде по сравнению с ее продажей на мировых рынках, происходящей, как правило, в районах лова;
- ход приватизации мощностей комплекса.
Реализация продукции ограничена платежеспособным спросом населения региона, а расширение сбыта на остальной территории России (в настоящее время туда идет основная часть переработанной продукции) упирается в транспортные издержки. При этом неудовлетворительная технологическая приспособленность флота к промыслу на Балтике не позволяет увеличивать вылов в прибрежных районах.
Физический износ промыслового флота составляет около 70%, поэтому суда списываются, а новые не приобретаются. Соответственно не в полном объеме осваиваются квоты, которые выделяются российской стороне на Балтике.
На состоянии отрасли сказался ход приватизации. К моменту начала приватизации в 1992 г. в составе рыбохозяйственного комплекса находилось 461 судно, в том числе 359 добывающих, 8 обрабатывающих, 36 приемно-транспортных, 58 вспомогательных, по состоянию на 1 января 1999 г. численность флота сократилась до 205 единиц, в том числе добывающего - до 172, приемно - транспортного - до 6, вспомогательного - до 27 единиц. Две трети рыболовецких судов оказались проданными зарубежным фирмам или перерегистрированы в зарубежных портах с более льготными условиями налогообложения. К калининградским портам сейчас приписано всего около 70 крупно- и среднетоннажных судов вместо 200 в 1990 году, по всем судам соответствующие цифры составляют 170 и 600. Процесс "ухода" флота из Калининграда продолжается.
Одно из направлений будущего развития рыбопромышленного комплекса - обновление флота. Расширение рыбодобычи создаст благоприятную среду для остальных сопряженных производств. Однако значительное обновление флота, исходя из современных условий хозяйствования в ближайшие годы, маловероятно из-за отсутствия необходимых инвестиционных ресурсов. Одним из основных и наиболее рациональных вариантов привлечения инвестиций является финансовый лизинг. Решение затруднено с учетом действующего законодательства.
Все виды предприятий не осваивают выделенные им квоты на вылов рыбы в Балтийском море и заливах. Выделенные квоты, по официальной статистике, осваиваются предприятиями отрасли на 45-50%. Вместе с тем промысел на Балтике при нынешнем положении в отрасли считается чуть ли не единственным перспективным источником сырья.
Во избежание экономических потерь необходимо совершенствование механизма распределения квот. Одним из путей повышения эффективности калининградского рыбопромышленного комплекса может стать увеличение удельного веса квот на высокорентабельные объекты промысла.
Для более полной выработки квот на данном этапе необходимо принять меры по облегчению доступа российских судов к рыбопромысловым районам Балтийского моря, в частности, установить упрощенный порядок оформления рыбопромысловых судов с правом многократного пересечения границ территориальных вод в ходе промысла и захода в порты области для выгрузки улова и получения судовых запасов.
Для увеличения загрузки имеющихся перерабатывающих мощностей необходима проработка соответствующих механизмов привлечения судов для выгрузки и переработки улова в портах Калининграда, в числе которых может быть предусмотрено льготное налогообложение береговых рыбоперерабатывающих заводов.
Для повышения рентабельности рыбопромышленного комплекса необходимо решение проблемы транспортных тарифов на перевозки между Калининградской областью и остальной территорией России.

Янтарная промышленность

Калининградская область является фактическим мировым монополистом по добыче янтаря. Тем не менее, с начала 90-х до настоящего времени янтарная промышленность области практически развалена. Добыча янтаря сократилась, по сравнению с советским периодом, более чем в два раза: с 800 до 300-400 тонн в год. Из-за неграмотной, маркетинговой политики Янтарного комбината свернуто производство отдельных видов конкурентоспособной продукции (янтарный лак, янтарное масло, янтарная кислота).
При современной доли области на мировом рынке необработанного янтаря в размере около 90% на нее приходится лишь несколько процентов рынка изделий из янтаря, который, по разным оценкам, составляет от 120 до 220 млн. долл. США. Комбинат нерентабелен и до последнего времени наращивал долги. Предприятие в настоящее время не в состоянии закупать серебро и золото для производства ювелирных изделий с высокой добавленной стоимостью, более конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке. Отсутствие достаточного финансирования не позволяет комбинату осуществить качественное техническое перевооружение и переход к новым технологиям. Результатом этой и других причин стал переход комбината на продажу янтаря-сырца или первично обработанного янтаря.
Нынешний кризис отрасли может быть объяснен только дезорганизацией управления и криминализацией сбыта. Большая часть добываемого янтаря разворовывается. Из 300 - 400 тонн янтаря на местных фабриках обрабатывается не более 50 тонн, все остальное сырье вывозится контрабандным путем за рубеж. Сумма потерь от оттока неучтенного янтаря не уменьшается и оценивается в 70-90 млн. долл. США в год. Основной контрабандный поток янтаря и полуфабрикатов из него направлен в соседние Польшу и Литву. Они являются крупнейшими потребителями российского янтарного сырья.
Для осуществления более эффективного контроля за добычей янтаря необходимо отделить карьер от добывающего предприятия. Для улучшения сложившейся в настоящее время неблагоприятной конъюнктуры цен на янтарь, а также для более тщательной подготовки мер по повышению эффективности контроля за добычей возможно предусмотреть временное закрытие карьера (на срок до 2 - 3 лет).

Туристическо-рекреационный комплекс

Туристическо-рекреационный комплекс - один из перспективных секторов хозяйства Калининградской области. Регион обладает значительным нереализованным потенциалом его развития, предпосылки для организации практически всех видов туризма. По рекреационной освоенности область превосходит среднеросийский уровень, а по природно-климатическим характеристикам сходна с соседними рекреационными районами Литвы, Латвии, Польши, прибрежных областей Северной Германии.
Внимание федерального центра к туристическо-рекреационному комплексу области обусловлено и тем, что города Светлогорск, Отрадное и Зеленоградск Постановлением Правительства РФ (1999 г.) признаны курортами федерального значения, а национальный парк "Куршская коса" внесен в реестр природного наследия ЮНЕСКО.
О перспективах развития туризма свидетельствует усилившийся в последние годы поток туристов на территорию области (в области побывало 208 тыс. туристов, что чуть менее чем на треть больше, чем предыдущие годы). Основная масса туристов - российские граждане. Приток туристов с остальной территории РФ в последние годы связан не столько с развитием туристической инфраструктуры, сколько с утратой России курортов Прибалтики.
Усиление потока туристов с остальной территории России сдерживается неурегулированностью проблемы повышенных транспортных тарифов на пассажирские перевозки по сравнению с конкурирующими курортными зонами.
Дальнейшие перспективы иностранного туризма связаны с планируемым присоединением Литвы и Польши к Шенгенскому соглашению. Для устранения этих факторов требуется урегулирование этих вопросов в рамках соглашения с ЕС о статусе Калининградской области.

Агропромышленный комплекс

Калининградская область относится к числу самых освоенных в сельскохозяйственном отношении регионов России. Общая площадь сельхозугодий 800 тыс. га, из которых 92% мелиорировано.
Основная специализация сельского хозяйства области - животноводство мясомолочного направления (две трети всей валовой продукции сельского хозяйства). Земледелие носит вспомогательный характер.
Несмотря на благоприятные агроклиматические предпосылки, в 1990-е гг. произошло падение сельскохозяйственного производства. Спад более глубок, чем в целом по стране. Наряду с тенденциями, присущими всему российскому сельскому хозяйству, в области дополнительным фактором стало повышение открытости продовольственного рынка в связи с действием режима ОЭЗ.
Незначительные возможности бюджетных ассигнований и кредитов, а также отсутствие четкой аграрной экономической политики не позволяют оказать отрасли существенную поддержку на областном уровне. В условиях области нужна дополнительно подготовка комплексной федеральной и региональной программ развития сельского хозяйства.
При этом главное внимание в действиях по улучшению состояния сельского хозяйства должны занимать меры по поддержанию систем мелиорации во избежание полной деградации земельного фонда, по развитию механизмов финансово-кредитной системы, модернизации сельскохозяйственного производства на основе его технического переоснащения и внедрения современных технологий во всех отраслях, обеспечивающей выход на качественно новый уровень продуктивности в земледелии и животноводстве, вопросам охраны окружающей среды.

Решение проблем социальной сферы

В социальной сфере Калининградской области основной проблемой последних лет является отставание жизненного уровня населения области от среднероссийского. По показателю отношения денежных доходов населения и прожиточного минимума, который составлял 1,31, Калининградская область существенно отстает от среднероссийского показателя (1,68). Область по денежным доходам населения существенно отстает от среднего показателя по России и особенно от соседних государств - Польши и Литвы. Слабо развита инфраструктура в области образования, здравоохранения, культуры. В области получили более широкое распространение социально обусловленные заболевания, включая наркоманию, алкоголизм, СПИД.
Демографическая ситуация в 2000 году характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности. Как свидетельствуют данные проведенного мониторинга численности и состава населения, в ближайшие годы ситуация резко обострится в связи с выходом на пенсию лиц, рожденных в послевоенные годы. Кроме того, вызывает озабоченность уровень материальной обеспеченности указанной категории граждан. По состоянию на 1 января текущего года 25 процентов пенсионеров находится за чертой бедности. Разрыв родственных связей вследствие изолированности области приводит к ситуации, при которой граждане пожилого возраста вынуждены переходить на полное государственное содержание.
Для решения этих проблем необходима разработка комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области, часть объектов которой должно подлежать финансированию из федерального бюджета.
Социальная напряженность в Калининградской области во многом порождена общими проблемами, стоящими перед областью - транспортной изолированностью, недостаточным обеспечением энергоресурсами.
Расширение ЕС за счет соседних с Калининградской областью государств Балтийского региона и ужесточение визового режима обуславливает проблему ограничения свободы передвижения в/из Калининградской области и не только оказывает негативное влияние на инвестиционный климат региона, но и является дополнительным фактором повышения социальной напряженности в области.
Решение проблем в рамках соответствующих комплексов должно существенно снизить и социальную напряженность в области.

Решение проблем, связанных с размещением и функционированием на территории области воинских формирований.

В Калининградской области дислоцирована группировка сил Балтийского флота, а также частей и соединений других ведомств. Размещенным на территории области воинским формированиям необходимо создать возможности исполнения задач по защите страны.
В настоящее время функционирование существующих баз, полигонов и арсеналов на территории области становится проблемным в социально-экономической и природоохранных сферах.
Одна из самых нерешенных проблем - обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В этой сфере сложилась острая кризисная ситуация, которая негативно отражается на боевой готовности вооруженных сил, ведет к утрате квалифицированных специалистов.
Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 5 тысяч квартир. Их строительство должно осуществляться за счет бюджетных средств в рамках государственной целевой программы обеспечения жильем военнослужащих, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.
В настоящее время для обеспечения жильем действующих офицеров, мичманов, прапорщиков и военнослужащих (12 тыс. квартир) и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку (4,5 тыс. человек), требуется выделение 500 жилищных сертификатов на сумму 540 млн. руб. (примерно 19,2 млн. долл. США) в рамках Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". На заседании Правительства Российской Федерации в ходе обсуждения данного вопроса дано поручение Минэкономразвития России, Минфину России, ГТК России, Минюсту России совместно с администрацией Калининградской области и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих функционирование и развитие Особой экономической зоны в Калининградской области, и представить во П квартале 2001 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в них изменений и дополнений, направленных на сохранение и усовершенствование режима Особой экономической зоны, решение инфраструктурных проблем, создание привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата, благоприятного визового режима, решение экологических проблем.
Минэкономразвития России, Минфину России, администрации Калининградской области необходимо подготовить и до 1 июня 2001 г. представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на период до 2010 года.
В протокольном решении заседания Правительства Российской Федерации отмечается, что МИДу России, Минэнерго России, Минтрансу России, МПС России, ГТК России, ФПС России во П квартале 2001 г. необходимо разработать меры по обеспечению свободы транзита грузов и пассажиров между Калининградской областью и остальной территорией России через территорию стран Европейского союза и по предотвращению или минимизации возможных негативных последствий перехода Литовской Республики, Латвийской Республики и Республики Польша на стандарты, нормы, требования и правила Европейского союза в сфере транспорта, включая трубопроводный транспорт и линии электропередач, транзита и всех видов контроля при пересечении границы российскими перевозчиками.
Помимо этого, МИДу России, Минобороны России, Минтрансу России, МПС России необходимо подготовить и в апреле 2001 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения по переводу перевозок в Калининградскую область и обратно личного состава и воинских грузов всех силовых структур Российской Федерации на новую договорно-правовую базу с учетом возможности сохранения российско-литовских договоренностей в силе после вступления Литовской Республики в Европейский союз.
В проекте решения Правительства Российской Федерации по данному вопросу отмечается, что Минфин России, Минобороны России, Минтранс России должны решить вопрос о погашении задолженности по оплате российского военного транзита через воздушное пространство Литовской Республики.
Кроме того, МПС России, МИДу России, МАЛ России, Минтрансу России и администрации Калининградской области совместно с заинтересованными организациями дано поручение:
- рассмотреть вопросы, касающиеся формирования конкурентоспособного тарифа на транспортировку грузов в порты Калининградской области и представить предложения в Комиссию Правительства Российской Федерации по тарифному регулированию на федеральном железнодорожном транспорте;
- совместно с соответствующими органами государственной власти Республики Белоруссия до конца 2001 г. решить вопрос о формировании единого железнодорожного тарифа при перевозке грузов и пассажиров на калининградском направлении;
- до конца 2001 г. подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения об экономической целесообразности строительства железнодорожных объектов паромной переправы Усть-Луга-Балтийск-порты Европы.
ГТК России с участием Минтранса России, Минэкономразвития России и администрации Калининградской области необходимо:
- рассмотреть возможность создания условий для беспрепятственного перемещения по территории Российской Федерации транспортных средств, помещенных под режим свободной таможенной зоны и осуществляющих перевозки по территории Калининградской области и остальной территории Российской Федерации;
- рассмотреть предложения администрации Калининградской области по упрощению порядка таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств на территории Калининградской области.
Минэкономразвитию России, Минэнерго России и администрации Калининградской области поручено составить топливный баланс Калининградской области и направить его заинтересованным федеральным органам исполнительной власти для использования в подготовке совместно с РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" предложений:
- по срокам ввода 1-го и 2-го энергоблоков единичной мощностью по 450 мВт каждый, ТЭЦ-2 г. Калининграда, срокам строительства и ввода второго газопровода в Калининградскую область и источникам их финансирования на период строительства, в том числе с привлечением средств федерального бюджета;
- по срокам модернизации генерирующих мощностей ТЭЦ-1 г. Калининград, ГРЭС-2 г. Светлый, ТЭЦ г. Гусев и источникам финансирования;
- о сроках и источниках финансирования реконструкции действующего газопровода, развитию системы газоснабжения городов и районов Калининградской области;
- о выдаче во втором квартале 2001 г. технических условий на подключение первого энергоблока ТЭЦ-2 мощностью 450 мВт к газовой сети Газпрома и заключить договор на долгосрочную поставку газа электростанции, с учетом возможного высвобождения необходимых объемов газа из других энергосистем РАО "ЕЭС России", в счет общих объемов газа, поставляемого РАО "ЕЭС России".
Указанные предложения внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
В ходе обсуждения было дано поручение Администрации Калининградской области, Минэкономразвития России, Минфину России, МВД России, ГТК России, ФПС России, Минимуществу России в IV квартале 2001 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению сохранности янтаря, государственному регулированию его добычи, переработки и экспорта, а также разработать комплекс мер по обеспечению эффективной деятельности ГУП "Янтарный комбинат".
Минсельхозу России необходимо обеспечить в рамках Федеральной целевой программы "Плодородие" ежегодное финансирование мероприятий по ремонту и реконструкции мелиоративных систем, проведению агрохимических мелиоративных работ в Калининградской области в объеме не менее 25 млн.рублей.
Минобразования России дано указание оказывать поддержку в разработке Программы развития и модернизации образования в Калининградской области и предусмотреть участие образовательных учреждений Калининградской области в осуществляемых и планируемых целевых и экспериментальных программах.
Администрации Калининградской области, Минэкономразвития России, Минфину России, МИДу России, ФПС России, Минтрансу России поручено во II квартале 2001 г. разработать комплексный план развития туристско-рекреационного комплекса Калининградской области для последующего включения его в Федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны Калининградской области на период до 2010 года.
Госкомрыболовству России, ФПС России совместно с МИДом России и администрацией Калининградской области необходимо рассмотреть вопрос работы рыболовного флота в Балтийском море с открытой границей за пределами 12-мильной зоны при выходе и входе только в российский порт.
Госкомрыболовству России, Минтрансу России, Минимуществу России, Минэкономразвития России, администрации Калининградской области до 1 июля 2001 г. дано поручение рассмотреть вопросы о целесообразности создания единой морской администрации на базе не подлежащего приватизации государственного имущества морского и рыбного портов, а также о передаче Калининградского рыбного порта в систему Минтранса России.
Администрации Калининградской области рекомендовано разработать программы реструктуризации отраслей жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Министерство экономического развития и торговли РФ



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна