 |
 |
Утраченные иллюзии.
Приятным душем стали для российской экономики два важных фактора последнего времени: высокие цены на энергоносители и девальвация рубля. Воспользоваться уникальной ситуацией мы не умеем. Годик понежились, так сказать, под теплыми струями нефтедолларов, и снова стали проявляться старые болячки.
Уже во второй половине 2000 года произошло замедление темпов экономического роста, а в последние месяцы эти тенденции заметно усилились. Инфляция за квартал превысила 7, 2%, правительство и Центробанк признали, что не смогут удержать ее по итогам года в рамках обещанных 12%, повысили эту планку на пару процентов, но и новая цифра представляется сомнительной.
На самом деле ситуация очень серьезная и возможность роста российской экономики находится в настоящее время под угрозой. Реализуемые правительством меры по стерилизации денежной массы и другие меры могут несколько поспособствовать снижению темпов инфляции, но вместе с тем уже сегодня негативно сказываются на состоянии экономики. Это приведет к дальнейшему замедлению экономического роста вплоть до спада. По данным Госкомстата, объем промышленного производства в 1 квартале этого года уже снизился по сравнению с декабрем 2000 года на 1, 4%.
Это означает рост кредиторской задолженности, в том числе и по заработной плате, увеличение числа бартерных операций, снижение платежеспособности населения. По данным Госкомстата, просроченная кредиторская задолженность весной составила сумму, равную 1 10% к соответствующему периоду 2000 года.
В таких условиях вызывает настороженность заявление правительства о том, что в целях сдерживания роста денежной массы может потребоваться размещение на счетах ЦБ части дополнительных доходов бюджета. Дело в том, что "замораживание" денежной массы в сложившихся условиях вовсе нецелесообразно. Многие разделы федерального бюджета финансируются не в полном объеме. По предварительной оценке Главного управления федерального казначейства, это финансирование составляет меньше 90% бюджетного задания. Раздел "Промышленность, энергетика и строительство", например, недофинансирован почти на 50%.
Сокращаются реальные располагаемые денежные доходы населения. За 1 квартал этот показатель составил 80, 2%. Задолженность по заработной плате на 1 апреля составила 32 802 млн. руб.
И это все - при отменной конъюнктуре цен на мировом рынке энергоресурсов. А известно, что динамика нефтяных цен имеет четко выраженную цикличность - период высоких цен неизбежно сменяется их спадом. Когда такой спад наступит, экономика России столкнется с еще более крупными проблемами.
Надо признать, что мы не смогли в полной мере воспользоваться благоприятной ситуацией. Но этого мало - мы любим себя ругать задним числом. Надо сейчас принять срочные меры по созданию условий для развития той части экономики, которая в меньшей степени зависит от сырьевых отраслей промышленности. Нужны инвестиции. А они не пойдут, если будет продолжаться сложившаяся практика выстраивания межбюджетных отношений, которая не стимулирует регионы к увеличению собственных доходов. Это прежде всего касается налоговой политики, которая наиболее "крупные" по объему налоги закрепляет за федеральным бюджетом. А налоги, поступления от которых невелики, отданы субъектам. Не будет развития промышленности и экономики в целом до тех пор, пока всем территориям предлагается фактически уповать на помощь из центра и рассчитывать на перераспределение финансов от богатых к бедным. Это - тупик. И мы уже видели его при СССР.
30.05.2001 Известия (Москва)
Архив публикаций
 |
 |
 |