На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 04.05.2001

 Определена цена непрозрачности.

Сколько стоит для России ее текущий инвестиционный климат

Сам по себе факт, что непредсказуемость России отпугивает иностранный капитал, известен давно. Но вот методики количественной оценки "непришедшего" капитала до последнего времени не существовало. Теперь она есть. Ее разработали специалисты известной аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers (PWC) и на днях обнародовали результаты своих исследований. PriceWaterhouseCoopers - крупнейшая в мире консультационно-аудиторская сеть, входящая в "большую пятерку аудиторов". Компания непрерывно работает в России с 1989 года. Среди ее клиентов крупнейшие российские и международные компании, государственные организации. В России работает 1000 экспертов PWC. Всего сеть объединяет 155 тыс. специалистов из 150 стран.

Картина получилась довольно неприглядной. Так, по оценке Минэкономразвития, размер прямых иностранных инвестиций в Россию в 2000 году составил 4, 2 - 4, 5 млрд. долларов. При этом PWC считает, что наша страна могла бы привлечь еще 9, 8 млрд, будь она такой же прозрачной, как Чили, Великобритания, США или Сингапур. По опросам, проведенным специалистами компании-аудитора среди руководителей корпораций, банкиров, финансовых аналитиков и сотрудников PWC, эти страны были определены эталонами прозрачности для иностранных инвесторов. Оценка проводилась по пяти критериям: уровень коррупции, непрозрачность законодательной системы, экономики и финансовой политики, стандартов бухучета и отношений в бизнесе. По каждому из критериев стране присваивалось определенное количество баллов - от 0 до 150(150 - абсолютная непрозрачность). После чего выводилось среднее арифметическое, названное собственно индексом непрозрачности (opacity index). Из 35 оцененных стран Россия по уровню "мутности" уступила лишь Китаю, чьи абсолютные инвестиционные потери аудиторам определить так и не удалось. В Китае - самые туманные законодательство и нормы корпоративных отношений. А в Южной Корее - самая путаная система бухучета. Однако по уровню коррупции и непрозрачности экономической и финансовой политики первенство за нами. В общем и целом, по оценке PWC, около 131 млрд. долларов прямых инвестиций ежегодно минуют "мутные" страны и вкладываются в прозрачные.

PWC пыталась и раньше оценить непредсказуемость страны для инвесторов. Для наглядности использовались такие показатели, как дополнительный налог и переплата процентов за взятые кредиты (см. табл. 1, 2). Например, риск возможных потерь от непрозрачности России для иностранных инвесторов сопоставим с дополнительным 43-процентным налогом на прибыль (по сравнению с "кристально чистым" Сингапуром). Иными словами, данную оценку можно интерпретировать так. Страна, намеренная стимулировать приток иностранных инвестиций, вынуждена создавать на своей территории благоприятные условия для инвестора. В том числе снижать налоговую нагрузку. И если бы в России были предприняты необходимые меры для повышения прозрачности экономики до уровня Сингапура, то это дало бы такой же эффект, как снижение налоговой нагрузки на инвестора на 43 процента. И для бюджета эти меры были бы куда полезнее - ведь реальное снижение налогов заменилось бы организационными мерами. Переплата по кредитам выражается в более высокой стоимости заимствований. Расчеты PWC показали, что в силу непрозрачности России стоимость ее заимствований на международном рынке капитала на 12, 25 процента годовых выше, чем для эталонных США и Сингапура. Другими словами, за каждый занятый миллиард долларов непрозрачная Россия сегодня переплачивает 122, 5 млн.долларов в год в виде "лишних" процентов.

Аналогичные исследования, но уже применительно к российским эмитентам провела компания "Тройка-Диалог". Ее специалисты попытались оценить, какие потери несут отечественные эмитенты из-за низкой культуры корпоративного управления. Российские компании по восьми критериям сравнивались с аналогичными предприятиями других развивающихся рынков. К критериям оценки отнесли финансовые результаты и финансовую дисциплину компании, структуру собственников и прозрачность, право голоса в компаниях, обратную связь с директорами, систему вознаграждения директоров компании, соблюдение закона и диалог с исполнительной властью. Разница в макроэкономических параметрах между Россией и другими участвовавшими в исследовании странами, а также в степени развития финансового рынка во внимание не принималась. Оценка проводилась по 28 компаниям, чьи акции котируются на Фондовой бирже РТС. В результате исследования специалисты пришли к выводу, что в силу только корпоративной "бескультурности" наших эмитентов их акции в сравнении с аналогами в других развивающихся странах недооценены в среднем наполовину. Если же сравнивать с развитыми рынками, то недооцененность отечественного фондового рынка составит примерно 200 млрд. долларов, то есть в пять раз. По словам директора аналитического управления "Тройки-Диалог" Кристофера Уифера, "ЛУКОЙЛ" по сравнению с British Petroleum недооценен в 10 раз. Только своими силами, добившись повышения имиджа в глазах инвесторов, наша компания может увеличить капитализацию примерно на 82 процента. Наверстать же ВР, по мнению Уифера, невозможно без серьезных структурных реформ на макроэкономическом уровне.

***

Справка "ФР"

По определению PWC, непрозрачность - это отсутствие ясных, четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения деятельности на мировых рынках капитала и в национальной экономике.

05.03.2001

Финансовая Россия (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна