На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 21.03.2001

 Получит ли российская нефть инвестиции.

Будущее российской нефтяной отрасли за системой соглашений о разделе продукции (СРП). Сейчас это уже даже не предмет для дискуссий - большинство экспертов-экономистов сходятся на том, что в среднесрочной перспективе более 50 процентов всей российской нефти будет добываться на месторождениях, освоенных с применением именно этого механизма. Однако возможным это станет только в случае, если СРП из почти бездействующих бумаг превратится в реальность.
В настоящее время действующих с использованием СРП проектов всего три -два на Сахалине и один на Тимано-Печорском месторождении. Причина столь медленного продвижения СРП-в чрезвычайной сложности и забюрократизированности всей процедуры. Парадокс в том, что основная цель СРП состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, собирающимся осваивать месторождения, максимально простые и при этом стабильные условия работы. Это касается и налогообложения (СРП устанавливает для проекта единую постоянную схему налогообложения, не зависящую от изменения налоговой системы в целом), и извлечения прибыли, и взаимодействия с российскими структурами, и многих других аспектов работы инвестора.
Однако с самого начала - а история с разделом продукции длится едва ли не с начала 90-х годов - процедура заключения соглашений была и остается крайне сложной. Главным образом потому, что инвестор, вознамерившийся заняться добычей нефти в России, был и остается должен обивать пороги многочисленнейших ведомств и организаций как на федеральном, так и на местном уровнях. А если учесть, что интересы этих структур вполне могут не совпадать, то получается, что время, которое инвестор затрачивает на, извините за тавтологию, согласование соглашения, может превысить время, которое требуется на освоение самого месторождения.
Поскольку в последнее время процесс дебюрократизации российской экономики приобретает все большее значение (не случайно готовящиеся правительством меры находятся на постоянном контроле непосредственно у президента), в сфере СРП тоже стали намечаться некоторые подвижки. Еще минувшей осенью на конференции на Сахалине, где также присутствовал Владимир Путин, была высказана и поддержана большинством участников мысль о введении так называемой системы одного окна для инвесторов. Суть этой системы состоит в том, чтобы все вопросы, связанные с заключением СРП, передать в ведение одной единственной организации. Такая мера обычна в мировой практике соглашений о разделе продукции, так как позволяет, с одной стороны, резко упростить всю работу инвестора, а с другой, облегчает государству контроль за этой работой.
Тогда же на Сахалине было предложено передать функции "окна", опять-таки ориентируясь на мировой опыт, какую-либо из крупных национальных нефтяных компаний. Мировой опыт действительно знает немало примеров подобных действий, причем в странах с самым разным укладом экономики и уровнем развития. Достаточно привести в пример такие малопохожие друг на друга государства, как Норвегия и Вьетнам. На постсоветском пространстве такая схема тоже уже применяется, в частности в Казахстане.
В рамках рассмотрения данного вопроса в России назывались по меньшей мере две государственные нефтяные компании, которые могли бы взять на себя подобную роль, - "Роснефть" и "Зарубежнефть". И на первый взгляд вполне логичным кажется то, что такие функции будет выполнять структура, принадлежащая государству. Однако, если вдуматься в суть вопроса, возникает немало сомнений. Во-первых, российское законодательство нигде не определяет, что с инвестором в соглашениях по разделу продукции должна работать именно государственная компания. Следовательно, устанавливать априори преимущества для одних структур перед другими нет никаких оснований. Во-вторых, по крайней мере одна из названных компаний, "Роснефть", вовлечена в работу на сахалинских месторождениях, осваиваемых с использованием СРП. А совмещать коммерческие и контрольные функции - вещь совершенно недопустимая. Наконец, всем известно, как нерасторопны и неэффективны бывают госструктуры, когда речь заходит о запуске рыночных механизмов. Так что сам смысл разбюрокрачивания процедуры СРП может быть утерян.
В этих условиях более логичным представляется схема, при которой государство уполномочит на работу с инвесторами российскую нефтяную компанию исходя из степени эффективности ее работы, способности решать масштабные задачи и авторитетности в международной среде. В роли государственного представителя в СРП более логично было бы видеть крупную частную структуру, лояльную к государству в экономическом смысле, открытую и прозрачную. Благо такие компании в стране есть. В частности, по сведениям правительственных источников, в такой роли готова выступить "Сибнефть" - структура более крупная и эффективная, чем госкомпании, и при этом не связанная с уже существующими соглашениями о разделе продукции. Тут надо отметить, что "Сибнефть" уже давно предприняла ряд действий, позволяющих теперь ей отвечать самым высоким государственным и международным требованиям. Компания ведет отчетность по мировым стандартам, ее аудируют авторитетные международные организации, что обеспечивает прозрачность работы. К тому же не следует забывать, что "Сибнефть" была в свое время первой российской структурой, вышедшей на мировые финансовые рынки и сумевшей привлечь там для своего развития солидные средства.
Однако тут и возникают проблемы. Причем возникают, похоже, на пустом месте. Стремление некоторых государственных чиновников обязательно откуда-нибудь постоянно удалять олигархов приводит к тому, что между частным бизнесом и государственными программами возводится железобетонная стена. Причем такое стремление продиктовано равнением на позицию в самых высших эшелонах власти, на атаки, которым подвергся в прошлом крупный бизнес со стороны силовых структур. В связи со всем этим тезис о том, что по СРП с инвесторами должна работать только государственная структура, не подвергается ни малейшему сомнению. И опять же: по имеющимся сведениям, такова позиция, заявленная на самых высших ступенях российской власти.
Как следствие эффективность работы приносится в жертву псевдогосударственным интересам, внутренним интересам одного - в данном случае государственного - клана. Следует заметить, что воз СРП и ныне там: никаких зримых подвижек с момента осенней сахалинской конференции не наблюдается. А это означает, что российская промышленность - и не только нефтяная - по-прежнему недосчитывается многих десятков миллионов долларов так ей необходимых инвестиций. Сколько еще времени государственные ведомства и компании будут договариваться между собой - кстати, вот еще один пример "эффективности" их работы, - не знает никто. А между тем куда разумнее по четким и понятным критериям гласно определить уполномоченную компанию и поставить ее работу в сфере СРП под жесткий контроль государственных органов. В частности, того же Министерства экономическою развития и торговли, в чьем ведении находятся сейчас СРП. Такая схема реализуется быстрее и работает эффективнее, что очевидно для всех.
21.03.2001

Новые известия (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна