На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 02.03.2001

 Пятилетка реформ.

Экономические итоги 2000 года внушают лишь осторожный оптимизм
Прошлый год оказался слишком удачным для нашей экономики. Слишком, потому что высокие цены на энергоносители и стабильность рубля могли создать ощущение, будто бы в стране наконец созданы предпосылки для устойчивого экономического роста. Ощущение ошибочное, обманчивое и крайне опасное.
Сумеет ли Россия снять себя с "нефтяной иглы", уменьшить зависимость от мировой конъюнктуры в сырьевых отраслях, зависит от среднесрочной программы правительства. Сейчас для структурных реформ, для превращения советской экономики, работавшей как один военный завод, в современную - с конкурентной средой, развитым малым и средним бизнесом, четкими правилами игры, государством - верховным арбитром, а не генеральным директором - самое подходящее время.
Весь вопрос в политической воле и системном подходе к реформам. В распоряжении "Известий" оказались материалы, позволяющие судить о принципах среднесрочной программы действий правительства, разработку которой заканчивает Министерство экономического развития и торговли. Попробуем с помощью экспертов оценить, какие меры собирается предпринимать правительство, где мы находимся сейчас и что будет с российской экономикой через три-четыре года.
***
Шесть задач кабинета министров на 2002-2004 годы
1. Закрепление тенденции преодоления послекризисного спада уровня жизни.
Повышение социальной и экономической роли оплаты труда, создание условий для опережающего развития социальных институтов, определяющих качество "человеческого капитала" (образование, здравоохранение, культура), развитие механизмов социального партнерства, оптимизацию занятости и смягчение социальных последствий безработицы.
2. Модернизация экономики и повышение ее эффективности. Для этого необходимо... обеспечить ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе... Существенным моментом является необходимость реструктуризации естественных монополий, изменение тарифной политики с целью исправления деформированной структуры... цен. Решение этих задач должно позволить... снизить долю чистого экспорта в ВВП.
3. Нормализация функционирования и воспроизводства производственно-технологического аппарата.
Переход к режиму интенсивного обновления производственного аппарата не только в энергетическом секторе, но в остальных секторах экономики. Помимо привлечения импорта с целью удовлетворения потребности в инвестиционных ресурсах необходимо восстановление и развитие их производства и внутри страны (машин, технологического оборудования).
4. Формирование среды, стимулирующей экономический рост.
Формирование системы кредитных институтов, обеспечивающих эффективное перераспределение финансовых ресурсов, повышение эффективности управления государственным сектором экономики, развитие механизмов конкуренции, активизация процедур банкротства неэффективных собственников... Осуществление земельной реформы, стимулирующей вовлечение земли в хозяйственный оборот.
5. Неукоснительное выполнение государством своих обязательств.
Превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики. В первую очередь это касается повышения эффективности расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях, когда увеличение непроцентных расходов невозможно.
6. Укрепление экономических основ федерализма. Повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации на основе строгого разграничения функций, полномочий, финансовых ресурсов и источников их формирования между федеральным и региональным уровнями, а также усиление ответственности субъектов Российской Федерации и федерального центра за выполнение принимаемых ими обязательств.
***
В 2000 году российская экономика поставила сразу несколько рекордов роста. Однако особенно радоваться по этому поводу, вероятно, не следует. Экономика стремительно деформируется, становясь преимущественно сырьевой. По мнению разработчиков концепции развития экономики России, в случае реализации этой программы Россия сможет уменьшить зависимость от мировых цен на сырье и создать предпосылки для продолжительного экономического роста.
Игорь ИВАНОВ
Формально итоги года выглядят впечатляющими. Так, к примеру, объем инвестиций в основные фонды увеличился на 17, 7%. Столь высоких темпов роста в России не наблюдалось с середины 1960-х годов. Объем промышленной продукции увеличился за год на 9%, что существенно выше, чем прогнозировалось в начале года. За два последних года рост валового внутреннего продукта составил 10, 8%, производства услуг - 8%. Существенно снизилась инфляция. Экспорт товаров и услуг вырос на 13, 4%, в то время как объемы импорта - всего на 2, 9%. Реальное удорожание рубля в 1999 году составило 4, 3% процента, а в 2000 - 13, 6%. В результате экономического роста 1999-2000 годов уровень ВВП к концу этого периода практически достиг показателей начала 1994 года.
Вместе с тем в правительстве признают, что тенденция к росту экономики в последние два года была обусловлена уникальным совпадением двух благоприятных факторов: девальвации 1998 года и чрезвычайно высоких цен на нефть. Девальвационный импульс уже практически исчерпан. Рассчитывать на то, что цены на нефть бесконечно долго будут держаться на сегодняшнем уровне, было бы неразумно.
Между тем тенденции развития российской экономики свидетельствуют именно о таких ожиданиях хозяйствующих субъектов. По данным Госкомстата, в январе-октябре 2000 года около 48% общего объема инвестиций было направлено в топливно-энергетический сектор (преимущественно в нефтегазовую отрасль) и в транспорт (грузовой, пассажирский, трубопроводный). Примерно такое же соотношение будет характерно и для 2001 года в целом. В 1999 году на эти два сектора пришлось 40% общего объема инвестиций, в начале 1990-х годов их доля составляла примерно 30%, в предыдущие десятилетия - 20-25%. Иными словами, Россия стремительно превращается в сырьевой придаток - в частности благодаря высоким ценам на нефть и отсутствию предпосылок для инвестиций в другие секторы экономики.
В то время как сырьевые отрасли получают сверхприбыли, в несырьевом секторе растут убытки. Несмотря на то что объем прибыли в 2000 году существенно увеличился - главным образом за счет высоких цен на сырье, - общая сумма убытков по экономике в Целом снизилась незначительно. Практически не изменилась и доля убыточных предприятий - 40% от общего числа предприятий.
При этом характерно, что Россия является по сути сырьевым придатком даже не стран Западной Европы, а своих соседей по СНГ. В минувшем году товарооборот с этими странами резко вырос - при этом Россия продавала им главным образом топливо, а закупала продукты более высоких степеней передела.
Таким образом, даже самые отъявленные оптимисты, анализируя итоги минувшего года, не смогут утверждать, что в России создана база для устойчивого экономического роста. И все прошлогодние рекорды лучше забыть уже сейчас.
02.03.2001

Известия (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна