На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 26.02.2001

 Иностранные инвестиции: тернистый путь в Россию.

Экономика.
Одним из ключевых вопросов выхода из экономического кризиса является расширение инвестиционного потенциала России. Немало надежд в этом плане возлагается на западные инвестиции, которые могли бы стать реальной альтернативой новым внешним заимствованиям. Но иностранные инвесторы не торопятся в Россию. Многие из них уже обожглись на правилах игры "по-российски". И эти правила слишком медленно меняются. Не случайно, что многие западные аналитики делают неутешительный для России вывод о ее неспособности "переварить серьезные деньги".
РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По данным Минэкономразвития, общая сумма иностранных инвестиций за 2000 г. не превысила 12 млрд. долларов. Это на 25 проц. выше показателя 1999 г. Однако прямые иностранные инвестиции остаются на невысоком уровне - 3 млрд. долларов.
Интересно распределение инвестиций по отраслям. Непосредственно для сферы материального производства предназначалась только 1/3 всех прямых иностранных инвестиций в 90-е годы. Причем 45 проц. производственных инвестиций шло в топливно-энергетические отрасли.
Обращает на себя внимание, что почти 1/3 всех иностранных инвестиций пришлась на управленческий сектор. Это почти в два раза больше, чем в топливно-энергетический комплекс, не говоря уже о других отраслях хозяйства.
Другой проблемой является ориентация иностранных инвесторов на избранные регионы. Так, 38, 5 проц. всех прямых инвестиций за 1993-1999 гг. пришлось на Москву, 8, 6 проц. - на Московскую область и 6, 5 проц. - на Сахалин, где реализуется ряд нефтяных проектов. Привлекательна для иностранных инвестиций Тюменская область, Татарстан, Санкт-Петербург. Это и понятно: инвестиции чувствуют себя более комфортно в регионах с развитой транспортной и банковской инфраструктурой или притягиваются богатыми природными ресурсами.
Всего в Россию в 2000 г. поступили инвестиции более чем из 100 стран. Однако почти 45 проц. всех прямых инвестиций пришлось на три страны - Германию, Нидерланды и США. Наибольшую часть своих инвестиций Германия направила в связь, а также в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; США - в электроэнергетику, машиностроение, топливные отрасли промышленности, связь; Нидерланды - в пищевую промышленность, транспорт, торговлю и общественное питание.
Поступают инвестиции из государств СНГ, среди которых выделяются Украина, Казахстан и Узбекистан. На эти три страны приходится более 4/5 прямых инвестиций стран СНГ.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Вся мировая практика свидетельствует, что настоящие инвестиции стремятся туда, где создан нормальный инвестиционный климат. "Правила игры" в России пока не соответствуют представлениям западных предпринимателей.
В сентябре 2000 г. лондонский Economist опубликовал результаты исследования инвестиционных рисков в 93 странах с развивающимися рынками. Риски определялись по разным критериям: политической стабильности, устойчивости национальной валюты, структуры внешней задолженности и эффективности политики по ее управлению. Хотя положение России улучшилось, она все же занимает 63-е место (78-е - год назад) и относится к рискованным территориям для иностранных инвестиций.
Для России пока характерны нестабильность и запуганность законодательства, сильная зависимость от чиновников и непрозрачность бизнеса. В конце 2000 г. эксперты известной консалтинговой компании Pricewaterhaus Coopers провели исследование о влиянии этих факторов на поведение иностранных инвесторов. Был составлен рейтинг на основании пяти различных оценок -уровня коррупции, развития судебной системы, денежной политики, стандартов финансовой отчетности и практики корпоративного управления. По этому рейтингу Россия заняла предпоследнее - 34-е - место среди 35 стран мира, по которым проводился выборочный анализ.
ЕБРР даже отказал в кредитах крупнейшим российским корпорациям - РАО "Газпром" (250 млн. долл. ) и "ЛУКОЙЛу" (150 млн. долл. ), так как их данные финансовой отчетности не соответствуют международным стандартам.
В России, например, есть 15 законов и свыше 50 нормативных актов, имеющих отношение к инвестиционной деятельности. По публиковавшейся в печати приватной информации, платежи и поборы в процессе реализации проекта составляют 10-15 проц. его сметной стоимости.
Такие условия отпугивают зарубежных инвесторов. В 2000 г. из 1, 18 трлн. руб. всех инвестиций в основной капитал на иностранные вложения пришлось только 80 млрд. руб. (упоминавшиеся выше 3 млрд. долл. ), или менее 7 процентов.
ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Некоторые западные компании покидают Россию или уменьшают свое присутствие на рынке. Небольшой сенсацией 2001 г. стал "сброс"
7 проц. акций крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" British Petroleum (ВР). Дело даже не в бросовой цене этих акций, которая на время опустила российский фондовый рынок и заставила правительство отложить свои планы по продаже части государственного пакета акций этой компании. Любопытна официальная причина, которую назвала ВР. С такой небольшой долей акций ВР не может оказывать влияние на принятие решений "ЛУКОЙЛа".
Это лишний раз оттеняет еще одну проблему российского бизнеса -практически бесправное положение так называемых миноритарных акционеров. Для западных инвесторов такая ситуация неприемлема.
Инвесторы не забыли дефолт по ГКО/ОФЗ 1998 г. По некоторым оценкам, тогда они потеряли до 90-95 центов с каждого вложенного доллара. Не случайно, что сейчас, когда появляется возможность использования замороженных с августа 1998 года рублевых средств, они стремятся их вывести из России. На состоявшемся 31 января 2001 г. аукционе по приобретению ГКО за счет этих средств нерезиденты заплатили больше номинальной стоимости облигаций (по 100, 69 процента). Если учесть еще, что эти ГКО будут погашаться через 6 месяцев, общие потери могут составить до 10 процентов. Но инвесторы идут на такие жертвы, так как знают, что после погашения смогут репатриировать свои деньги. Конечно, это так называемые портфельные инвестиции, но на их поведение смотрят и инвесторы, занимающиеся прямыми производственными капиталовложениями.
Здесь речь идет о еще одном важном аспекте проблемы - доверии инвестора к стране, куда он собирается вкладывать деньги. По мнению экспертов, этот фактор, а не льготные экономические условия, является едва ли не главным при принятии инвестиционных решений. Если инвестор доверяет, он ради перспектив готов пойти даже на временные потери.
Пока многие действия российского правительства отпугивают инвесторов, для которых важны стабильность и предсказуемость в политике. Регулярные заявления о невозможности выплат по долгам, реальный дефолт 1998 г. , законодательная чехарда, отсутствие сильной судебной власти, многочисленные бюрократические "рогатки" - это не самые благоприятные условия для инвестирования.
Тем более что в мире немало регионов, где такие инвестиционные риски намного ниже. В первую десятку стран, наиболее привлекательных для инвестиций, согласно недавнему опросу 1000 крупнейших международных компаний, включены такие развивающиеся рынки, как Китай (2-е место), Бразилия (3-е), Мексика (5-е) и Индия (7-е место).
ВЫВОЗ КАПИТАЛА
Плохим сигналом для западных инвесторов служит увеличившийся вывоз капитала из России. В 2000 г. он, по оценкам, составил 25 млрд. долларов. Тем самым тенденция снижения утечки капитала, наметившаяся после августа 1998 г. , сменилась на противоположную. При этом утечка капитала почти на 10 проц. превысила докризисный уровень 1997 г. (22, 5 млрд. долларов).
Вместе с тем утечка капитала имеет и оборотную сторону. Часть капиталов из офшоров возвращается в российскую экономику. Не случайно, что видное место среди иностранных инвесторов занимают такие небольшие страны, как Кипр, Гибралтар, Антильские острова. По некоторым оценкам, в 1992-2000 гг. объем возвратившихся российских капиталов составил около 40 млрд. долларов.
Это явление тоже не является чем-то оригинальным. В Китае инвестиции "хуацяо" (китайцев, живущих в других странах), лучше других иностранных инвесторов благодаря своим многочисленным родственным связям знающих реальную обстановку в стране, на начальном этапе подъема экономики в 80-е годы составляли до 80 проц. всех иностранных инвестиций. Настоящие же иностранцы тогда только начинали открывать для себя "китайское чудо".
Для того чтобы увеличить этот поток, уже давно обсуждается идея амнистии незаконно вывезенных капиталов. Один из проектов в этой области - вложение таких денег в отечественную экономику через специальный заем, гарантированный международным финансовым консорциумом, по ставке 3 проц. годовых. Но пойдут ли на такую амнистию владельцы нелегальных состояний при традиционном недоверии к политике российских властей?Да и удовлетворит ли их доходность в 3 проц. , даже если ее рассматривать как налог на легализацию капиталов? Амнистия экономических преступлений создаст опасный прецедент. Если же будут благоприятные экономические и политические предпосылки, капиталы все равно вернутся на родину.
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО
Не все инвесторы считают Россию бесперспективной. Знаменитая автомобильная корпорация General Motors Corp. уверена, что Россия в течение ближайших 10 лет станет одним из восьми наиболее быстрорастущих автомобильных рынков мира. Она намерена участвовать в создании совместного предприятия с "АвтоВАЗом" и вложить в этот проект до 100 млн. долларов. Другим иностранным соинвестором проекта общей стоимостью 333 млн. долл. будет ЕБРР.
Этот проект показывает и новые подходы западных инвесторов, которые лучше стали учитывать российские реалии. Совместное предприятие будет выпускать не известные западные модели автомобилей, а разработанную для российского бездорожья модель "ВАЗ-2123" (типа "Нивы"). Практически все предыдущие попытки наладить сборку иномарок из западных комплектующих (в Калининграде, Елабуге) были неудачны. Высокая стоимость автомобилей, а также отсутствие хорошего техсервиса отторгают широкий круг потенциальных потребителей.
Новая же модель будет собираться из деталей российского производства, она будет ремонтабельна даже в дорожных условиях. Ее цена, по предварительным расчетам, составит менее 10 тыс. долл. , т. е. она станет одним из самых дешевых внедорожников в мире. Вместе с тем новый проект учитывает особенности российского менталитета и экспортные перспективы. На рынок "ВАЗ-2123" выйдет под принадлежащей General Motors маркой "Шевроле".
А вот пример другого рода. Он связан с появлением новых инвесторов из стран, которые буквально врываются в мировую экономическую элиту. Индийская национальная нефтяная компания (ONGC) намеревается вложить в разработку сахалинского шельфа 1, 5-2 млрд. долларов. Эти вложения она осуществит благодаря тому, что ей будет продана 20-процентная доля участия компании "Роснефть" в инвестиционном проекте "Сахалин-1". По условиям соглашения ONGC заплатит "Роснефти" 225 млн. долл. за переуступку доли, возместит вложения, сделанные ранее российской компанией (около 90 млн. долл. ), и возьмет на себя финансирование оставшейся доли до начала промышленной добычи на месторождениях.
Ряд интересных инвестиционных проектов готовится и в других отраслях.
НОВЫЕ УСИЛИЯ
Правительство прилагает немалые усилия по улучшению инвестиционного климата в стране.
Одной из важнейших задач является упрощение условий для начала инвестиционной деятельности. Чтобы сейчас осуществить какой-либо строительный проект, необходимо получить до 250 согласований, на это уходит от 2 до 5 лет. Правительство хотело бы уменьшить число виз хотя бы до 20.
Намечается также в 5-7 раз сократить число видов деятельности, для которых необходимо получать лицензии. В конечном счете, речь идет о серьезном разбюрокрачивании нашей экономики.
Стимулирование экономических интересов инвесторов преследует совершенствование налогового и таможенного законодательства. Процесс этот продвигается медленно и не всегда последовательно. Но первые шаги по снижению налогов и импортных пошлин уже сделаны. А подоходный налог, установленный на 2001 г. в России в размере 13 проц. , -один из самых низких в мире.
Некоторые эксперты высказывают идею законодательных гарантий для инвесторов в отношении условий работы в России. В частности, они предлагают принять оговорку о нераспространении на инвесторов норм новых законов, постановлений и инструкций, ухудшающих их экономическое положение.
Возник проект вовлечения в экономический оборот внешней задолженности России Парижскому клубу путем ее конвертации в российскую собственность. Такая конвертация приведет к инвестициям новых собственников. Разрабатываются и более сложные схемы зачета задолженности непосредственно в инвестиции в российскую экономику.
Намечается внести ряд поправок в законодательство о разделе продукции (СРП), направленных на снижение экономических рисков инвесторов и расширение зоны применения этого сотрудничества.
При Минэкономразвития создается Государственное инвестиционное агентство. Оно будет координировать работу российских торгпредств за границей по привлечению иностранных инвестиций, информировать инвесторов о наиболее привлекательных проектах и оказывать им консультационные услуги. Агентство так же будет содействовать российским предприятиям в привлечении зарубежных капиталовложений.
Конечно, не все действия правительства по улучшению инвестиционного климата носят последовательный характер. Слишком много "дров было нарублено" в прошлые годы. Да и внутренние инвесторы не слишком торопятся вкладывать свои капиталы в производственную сферу. По некоторым проектам они могли бы конкурировать с иностранными компаниями.
До сих пор не сформирована внятная внешнеполитическая и экономическая стратегия. В таких условиях важную роль сыграла бы целенаправленная реализация долгосрочной программы привлечения иностранных инвестиций в Россию. А усиливающаяся глобализация мировой экономики, огромный потенциал российского рынка дают надежду на достижение реальных практических результатов.
26.02.2001

МП - Понедельник (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна