|
|
Кто кого прозрачнее.
По заказу компании PricewaterhouseCoopers (PwC) был разработан индекс непрозрачности национальных экономик. Специалисты PwC определяют непрозрачность как "недостаток ясных и четких формализованных и общепризнанных процедур ведения бизнеса". Новый индекс учитывает пять факторов, присущих экономике и политике изучаемой страны и определяющих ее инвестиционный климат и стоимость капитала в ней. Это правовая защита бизнеса, макроэкономическая политика, корпоративная отчетность, коррупция и государственное регулирование.
Данные по каждой стране формируются на основе опроса минимум двадцати финансовых директоров компаний, пяти глав банков, трех аналитиков по акциям и пяти сотрудников PwC. На основе их оценок каждого из пяти факторов и формируется индекс. Худшая оценка - 150 очков, а если респондент уверен, что все обстоит как нельзя лучше, он может поставить ноль.
Предполагается, что чем больше очков наберет страна, тем сложнее и дороже вести в ней бизнес. На основе оценок экспертов в PwC рассчитывают "налоговый эквивалент непрозрачности" - это неустранимые издержки ведения дел, которые авторы индекса сравнивают с налогом на прибыль: чем труднее вести дела, тем выше неформальный налог на прибыль от вложений. Непрозрачность влияет и на цену внешних заимствований для резидентов - каждый пункт на шкале непрозрачности прибавляет лишние 25, 5 базового пункта к процентной ставке заимствований.
Уже проведено первое исследование тридцати пяти стран, в том числе и России. Общий индекс непрозрачности России равен 84 баллам, наш налоговый эквивалент равнозначен налогу на прибыль в 43%, а стоимость внешних заимствований для компаний - 1225 базовых пунктов. Интересно, что хуже России по всем показателям оказался только Китай, при том что он явно обходит Россию по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций. Так что в вопросе о том, как соотносится прозрачность с реальной инвестпривлекательностью, далеко еще не все прозрачно.
19.02.2001 Эксперт
Архив публикаций
|
|
|