На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 12.02.2001

 Государство должно вернуть доверие к России.

Если суть существующей программы правительства - либерализация экономики, то главной целью среднесрочной программы должно стать возвращение доверия инвесторов и кредиторов
В правительстве понимают, что вскоре экономике предстоит развиваться на "внутренних резервах". Недаром планка темпов экономического роста, заложенная в бюджет, была снижена без малого вдвое по сравнению с уровнем, реально достигнутым в прошедшем году.
На какие же "внутренние резервы" могут сегодня рассчитывать власти? Сверхидея Плана действий правительства на 2000-2001 гг. - либерализация экономики, освобождение ее либо от бюрократических и фискальных пут, либо от устаревших идеологических, как в случае с вопросом о земле. Это и рассматривается как способ стимулирования инвестиций - этого "топлива" для развития экономики. Но наступит ли экономический бум только оттого, что правительство провозгласит новые возможности для предпринимательства? Опыт многих стран свидетельствует, что поведение инвесторов зависит не только от того, что им обещают, но и от того, верят ли они этим обещаниям и вообще верят ли в стабильность и предсказуемость той страны, в экономику которой их призывают вкладывать капитал. То есть доверие инвесторов и кредиторов есть такой же резерв экономического роста, как и разумные правила игры.
Между тем российское государство на протяжении всего периода реформ по существу игнорировало этот фактор, видя главный способ стимулирования инвестиций в "раздаче пряников". В последние десять лет непрерывно менялись правила игры или планировались очередные реформы и нововведения. В результате инвесторов приучили постоянно ждать перемен, часто в заранее непредсказуемом направлении. Тем самым методично подрывалась их вера в нашу страну, у них пропадало желание вкладывать (или оставлять) деньги в России.
В общем, создать благоприятный инвестиционный климат означает нечто более сложное, чем просто придумать либеральные правила игры. А значит, одного Плана действий правительства на 2000- 2001 гг., делающего ставку именно на такого рода меры, недостаточно. Нужна более далекоидущая программа, сверхидеей которой стала бы другая неотъемлемая сторона политики стимулирования инвестиций: завоевание доверия инвесторов и кредиторов (внешних и внутренних) к власти и вообще к стране.
Такой ли план имеет в виду правительство, приступившее к разработке среднесрочной программы? Судя по последним действиям кабинета министров в отношении Парижского клуба, вовсе нет. Доверие кредиторов и инвесторов не только не стало приоритетом власти, но скорее, наоборот: этот фактор по-прежнему считается второстепенным, он приносится в жертву каким угодно другим соображениям. Ставя кредиторов перед фактом невыполнения обязательств, власти снова дают инвесторам серьезнейший повод к разочарованию в России, на этот раз - может статься - окончательному.
Подобные прецеденты, затрагивающие доверие, хоть и кажутся частными, но по степени своего охвата, по масштабу вреда значительно превосходят другие отталкивающие инвесторов явления. В конце концов, если у нас высоки те или иные налоги или неразвита инфраструктура, то инвестор как-нибудь выкрутится, многих это не остановит. А вот если инвестор видит, что власти взяли за правило на глазах у всего мира не выполнять своих финансовых обязательств, откровенно пренебрегая интересами своих кредиторов, то он не уверен, что завтра так же не поступят с ним.
В итоге Россия попросту теряет огромные деньги. Правительство же, судя по всему, считает, что доверие сразу в карман не положишь, зато экономия на кредиторах позволит государству свести концы с концами уже сегодня.
И все же рано или поздно восстанавливать доверие придется. Если начать возвращать доверие сегодня, то к началу пиковых платежей по внешнему долгу в 2003 году могут появиться деньги и на возврат долгов, и на посевную, и на многое другое.
Что же до текущих проблем, то страна, которая в прошлом году заработала официально около 60 млрд. долл. "чистыми" (таково положительное сальдо торгового баланса) и не меньше 30 млрд. заработает в нынешнем, у которой в валютных закромах Центробанка лежат 28 млрд. долл., как-нибудь сможет найти не вписанные в бюджет 3 млрд. на оплату кредитов Парижского клуба. Тем более, если на карту поставлена ее репутация на годы вперед.
Итак, если сверхидеей существующего плана действий правительства стала либерализация экономики, то красной нитью будущей среднесрочной программы должно быть завоевание доверия инвесторов. Что для этого требуется?
Во-первых, не совершать брутальных, по цивилизованным меркам, шагов. Скажем, не ставить кредиторов перед фактом, отказываясь платить по долгам в одностороннем порядке и на собственных условиях. Среднесрочная стратегия должна предусматривать комплекс мер по неукоснительному выполнению государством своих обязательств. Это должно стать частью более общей линии властей на подчинение государства собственным законам. Пока же государство фактически ставит себя вне закона. Оно может потребовать от любой частной структуры соблюдения противоречивых норм, но само нарушает им же установленные правила игры.
Второе, что следовало бы предусмотреть в среднесрочной программе, - это гарантии стабильности правил игры, неухудшения условий для инвесторов. Мировой опыт свидетельствует, что инвесторы готовы принять любой неэкстремистский политический режим и почти любую неабсурдную экономическую политику, лишь бы реформы постоянно не поворачивали страну на 180 градусов. Между тем сегодня, затевая либеральные нововведения, правительство по-прежнему не ручается, что все это надолго. Более того, инвесторам, наоборот, дают повод для сомнений: скажем, официальные лица не раз честно заявляли, что некоторые важнейшие нововведения - временные, причем конкретный срок их действия не определяется. Такова ситуация, например, с новой единой ставка подоходного налога.
Среднесрочная стратегия должна иметь целью убедить инвесторов в предсказуемости существующей власти и, более того, в том, что базовые правила игры в бизнесе вообще не будут зависеть от того, кто сегодня или завтра представляет власть. Большинство нововведений в экономической сфере следует подкрепить оговорками в законодательстве, которые гарантировали бы неизменность новых правил в течение определенного срока. К примеру, приняв новую редакцию Налогового или Таможенного кодексов, необходимо ввести на законодательном уровне мораторий на пять - десять лет на изменения в худшую сторону их ключевых положений: ставок налогов и пошлин, базы для их расчетов и т. п. Эти оговорки могут быть составной частью более общего принципа в законодательстве - так называемой дедушкиной оговорки, согласно которой на инвесторов в течение определенного периода не распространяется действие новых законов, постановлений и инструкций, ухудшающих их экономическое положение. Принятия такой поправки долго ждали от властей иностранные инвесторы, но было бы разумно ввести ее и для российских.
Впрочем, одни лишь законодательные гарантии в наших условиях могут оказаться не вполне убедительными, если не будут подкреплены соответствующей политической линией. Даже официальная декларация из уст президента РФ о намерении стать гарантом стабильности правил игры на срок до следующих президентских выборов способна благотворно отразиться на настроениях инвесторов.
Таким образом, задача модернизации экономики не может решаться одним правительством, а требует совместных действий всех ветвей и уровней власти, закрепления за каждым властным органом своих функций. Поэтому и среднесрочная программа должна быть не правительственной, а скорее государственной.
12.02.2001

Новая газета (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна