|
|
Тяжелая промышленность легка на подъем.
Рост промышленного производства в России вызывает у аналитиков головную боль. Это, конечно, хорошо, говорят они, но как-то не верится, что всерьез и надолго. "Россия" представляет точку зрения, которую можно назвать официальной. На наши вопросы отвечает министр промышленности, науки и технологии Александр ДУНДУКОВ.
- Александр Николаевич, какие отрасли сегодня на коне? Какими видятся перспективы науки и промышленности?
- Прошедший год вообще был успешен: рост промышленности превысил десять процентов. Вслед за химией в гору пошло машиностроение, оно прибавило в среднем 14, 8 процента, а по отдельным позициям до 50 процентов. Металлурги достигли высоких показателей, а за ними начинают тянуться отрасли, использующие прокат и сплавы.
Но перспектива, конечно же, в развитии научно-технологической базы России. На это нацелена одна из программ развития, здесь и электроника, и авиационная промышленность. Хотя надо отметить, что сегодня везде требуются серьезное реформирование, реорганизация. Особенно трудная ситуация в электронике, хотя и в других отраслях промышленности немало проблем. Многие сложности возникают из-за отсутствия должной организации производства. Сегодня участники мирового рынка укрупняют свои производственные мощности, а у нас интеграционные процессы не проводятся и зачастую просто тормозятся. В таких условиях одиночкам трудно противостоять западным и восточным концернам. А конкуренция, между тем, слабых не любит.
- А есть с чем противостоять?
- Конечно, мы можем серьезно конкурировать с зарубежными производителями, выигрывая не только в себестоимости, но и в качестве. Многие наши предприятия сохранены, хотя амортизация оборудования доходит до 60, зачастую до 80 процентов, а фонд обновления не превышает одного процента. Надо вкладывать в переоснащение хотя бы на уровне минимальных западных стандартов - это около семи процентов.
- Где мы более конкурентоспособны? В оборонке?
- Оборонка у нас всегда была сильна, и сейчас тоже. У нее колоссальный потенциал. Хотя в последнее время наметилась тенденция, когда гражданская продукция стала опережать военную по внедрению новейших разработок. Этому феномену еще надо будет дать соответствующую оценку, но западные спецслужбы уже проявляют беспокойство.
- То есть, в принципе, желающих сотрудничать с нами должно быть больше?
- Я думаю, двадцать первый век будет удачным для России в этом плане. С нами хотят работать! Для оформления партнерских отношений часто не хватает только достоверной информации - как на внешнем, так и "а внутреннем рынке.
- Что делать?
- Использовать позитивный отечественный и мировой опыт. В настоящее время в трех странах - Бельгии, Швейцарии и Франции - действуют промышленные салоны. Россия постоянно в них участвует. На сегодня мы продемонстрировали 275 разработок, получили 236 медалей, в том числе 99 золотых, 83 серебряных, 54 бронзовых, 33 диплома. Но, несмотря на такое признание, у России назрела потребность в своем салоне. Идею одобрили все заинтересованные лица, и в первую очередь предприниматели. И седьмого февраля в ВВЦ (бывшая ВДНХ) будет открытие нашего первого отечественного салона инноваций и инвестиций. В рамках этой выставки пройдет и ярмарка, которая предложит проекты с готовыми бизнес-планами.
- Выставка - это все же больше реклама...
- Конечно, реклама. Но и демонстрация возможностей, потенциала. В нашем салоне участвует более трехсот научно-производственных организаций и предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, из 20 регионов страны. Представлено около двух тысяч разработок. Салон помогает наладить деловое партнерство, подталкивает смежные отрасли, способствует развитию малых форм промышленности, привлекает молодежь, студентов вузов, а это уникальный ресурс, который практически не используется.
- Часто говорят, что Россия живет только за счет сырья. Каково участие промышленности в формировании государственного бюджета?
- Промышленность дает около 70 процентов бюджетных поступлений. Первые позиции среди крупнейших налогоплательщиков занимают металлургия, машиностроение, химический и деревообрабатывающий комплексы, а сырьевые отрасли находятся в конце первой десятки. Металлургия и химия превышают по объему отчислений в бюджет газо- и нефтедобычу в пропорции семьдесят к тридцати. На сегодня это хороший показатель, но в моем представлении "вес" промышленности должен быть больше.
- Как раньше, 90 к 10?
- Да, это хороший показатель, и мы его берем за ориентир, такое соотношение, в общем-то, оптимально и проверено многолетней практикой.
- А какова сегодня доля государственной собственности в предприятиях?
- В настоящее время даже в оборонке более 40 процентов -абсолютно частные предприятия, в других отраслях промышленности таких до 90 процентов. Я считаю, что сейчас не так уж важна форма собственности. Надо поддерживать любое предприятие, которое дает продукцию и обеспечивает прибавочную стоимость, короче говоря, развивается и поднимает экономику. И тут важно понять настоятельную необходимость укрупнения производства. Хотя не так давно говорили, что концентрация производства - это плохо. На самом деле оказалось, что концентрация производства и интеллекта, привлечение молодежи -это основные пути развития науки и технологий. Закономерно, что программы, которые мы разрабатываем, ориентированы на укрупнение производства.
- Сейчас идет очередной передел собственности, как он отразится на отечественной промышленности?
- А чего мы боимся? В мире постоянно идет этот самый передел, и ничего страшного. В США структура корпораций за 90-е годы совершенно изменилась. Идет сильнейшая интеграция, и особенно в оборонке. Там вообще осталось семь предприятий, которые контролируют весь мировой рынок. Сегодня передел собственности - это в основном укрупнение производства
- В недрах Российского фонда управления имуществом опять вынашивается идея назначать в акционерные общества, где есть доля государства, в качестве его представителей не чиновников, а менеджеров консалтинговых фирм. Как вы к этому относитесь?
- Я вообще против участия чиновников в акционерных обществах. В управлении должны участвовать компетентные люди, которым государство доверяет.
- Оправдано ли, по-вашему, повышенное внимание президента и правительства к так называемым олигархам?
- Думаю, что тут следует подчеркнуть, что в настоящее время именно те компании, с руководителями которых встречался президент, приносят высокую отдачу. Сегодня все хотят жить с государством в мире. Понимают, что одновременно на двух автомобилях не поедешь и в двух кроватях не переночуешь. Поэтому сейчас в России складываются благоприятные условия, когда крупные бизнесмены идут навстречу государству и находят взаимопонимание, которое в нормальном режиме приведет к разграничению полномочий и ответственности на территории России.
- Александр Николаевич, не боитесь, что ваши предложения по укрупнению предприятий объединят против вас недоброжелателей? Ваш предшественник Юрий Беспалов попал в опалу как раз за то, что хотел укрупнить производство и взять под контроль бюджетообразующие предприятия.
- Я лично не хочу самостоятельно контролировать государственные пакеты и являюсь сторонником акционирования. Думаю, что государство не должно влезать в управление предприятиями, это уже пройденный вариант. А если бояться движения вперед, то нечего идти на государственную службу. Россiя (Москва)
Архив публикаций
|
|
|