На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 06.02.2001

 Почему не спешит к нам инвестор?

"Только инвестиции спасут Россию" - это утверждение, звучащее на самых разных уровнях бизнеса и власти, стало теперь почти программным лозунгом. При этом имеется в виду, что ожидаемые инвестиции будут иностранными. Своих денег у нас вроде нет. Вернее сказать, что они есть, но это уже приватные деньги и рассчитывать на них нет никакой надежды. Поэтому ничего другого не остается, как уповать на зарубежных инвесторов, разбежавшихся из страны после кризиса 1998 года.
НАСКОЛЬКО оправданны эти надежды, весь прошлый год гадали-рядили наши ведущие экономисты. Наступивший 2001 год ясности не добавил, хотя во многом инвестиций ради затеяны были программы реструктуризации последних монополий, где государство еще сохраняет свою ведущую роль. Постарались и наши законодатели, принявшие наконец Налоговый кодекс. Казалось бы, теперь капитал потечет в нашу экономику. Однако ничего подобного не происходит. Самое странное, что, как бы Россия ни тужилась доказать свое либерально-рыночное лицо, иностранный капитал самым стремительным образом направляется, например, в коммунистический Китай. В чем причина столь непонятного парадокса?
Все дело в том, что потрясения на американском фондовом рынке, случившиеся в конце прошлого года, и наметившийся спад в экономике США заставляют инвесторов задуматься об альтернативных способах вложения средств. Последние события на фондовых биржах мира предсказывают возможность спада экономического развития в США, за которым вполне может последовать мировой кризис. Те, кто рассчитывал, что лучшим объектом вложения денег станут рынки развивающихся стран, просчитались. Рост напряженности на Ближнем Востоке и цен на нефть отпугивает инвесторов от рынков третьих стран. Они стараются либо придерживать средства, либо делать ставку на Европу, где рост прибылей по итогам года составил порядка 8 процентов.
Это означает, что Россия перестала быть привлекательной для западных инвесторов. Во всяком случае до середины года. В пользу таких утверждений говорит и тот факт, что в условиях негативных ожиданий продолжается сокращение объема инвестиций в реальном секторе. По предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал за последний месяц прошлого года уменьшился почти на три процента. При том, что вложения осуществлялись в основном за счет собственных ресурсов наших крупных сырьевых компаний.
А ведь по итогам 1999 года российский рынок был признан самым прибыльным, и многие полагали, что в прошедшем году он может повторить успех. Вроде бы присутствовали все составляющие. Избрание Президентом Владимира Путина снизило политическую неопределенность. Благоприятная конъюнктура обеспечила экономический рост, низкую инфляцию, рекордные золотовалютные запасы.
Можно, конечно, сделать скидку на то, что 2000 год был не самым удачным для инвесторов по всему миру. Большинство фондовых индексов за год снизилось. Но были и исключения. В том же Китае финансовые индексы компаний выросли более чем на 30 процентов, в Малайзии - на 12 процентов, в Чехии - на 10. А есть еще примеры развитых стран Европы, где лидером стала Франция с 12 процентами роста фондовых индексов. Так что причины падения рынка следует искать в самой России. И от того, будут ли они устранены, во многом зависит, придут ли инвестиции в акции российских компаний или нет. Имеется в виду прежде всего застарелая, но до конца не решенная проблема - защита прав инвесторов.
В таких условиях даже набившая оскомину дешевизна российских компаний вряд ли способна привлечь инвесторов. Действительно, попытка занижения стоимости крупных, прежде всего монопольных, компаний для их "успешного" затем "реформирования" в пользу отдельных бизнес-групп имеет место. Только обвинять в этом чисто русском проекте инвесторов - это значит валить все с больной головы на здоровую. Когда некоторые экономисты заводят в чьих-то интересах эту пластинку, надо иметь в виду, что бескорыстие аналитиков имеет пределы. Говорить о недооценке российских компаний, сравнивая их с аналогичными по величине зарубежными, по меньшей мере несправедливо. Хотя бы по той причине, что риски инвесторов в нашей стране настолько высоки, что несопоставимы даже со странами вроде Мексики.
ОЦЕНИВАЯ инвестиционный климат в России, глава трейдинга компании "ЦентрИнвест Секьюритиз" Сергей Шейков считает, что "бумажное" владение акциями крупной компании еще не означает обладания ее активами. "Права на собственность не гарантированы, корпоративное управление на низком уровне", - говорит он.
Поэтому попытки определить реальную цену наших компаний остаются скорее теоретическими изысканиями.
Многие компании сообщают об итогах работы на основе российских стандартов бухгалтерской отчетности, которые допускают произвольные нормы отчислений, и включают показатели предприятий, не полностью принадлежащих им. Таких примеров сколько угодно. На исходе прошлого года компания "ЛУКОЙЛ" сообщила, что вновь откладывает публикацию отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами. Сразу после этого заявления стоимость ее акций упала на 14,5 процента.
Прибыль компаний, рассчитанная по российским бухгалтерским стандартам, не отражает реального положения вещей, говорят иностранные инвесторы. Например, "Сургутнефтегаз", третья по величине нефтяная компания, извещает в августе, что подсчитанная по нашим нормам прибыль выросла более чем в три раза по сравнению с тем же периодом 99-го года и составила 1,32 миллиарда долларов. Однако отсутствие международной отчетности привело к тому, что стоимость акций компании упала за последние три месяца почти вдвое.
Инвесторы в Восточной Европе, привыкшие анализировать деятельность компаний, исходя из движения денежной наличности, жалуются, что не могут этого делать в России. "Я не доверяю отчетам большинства российских компаний, - говорит Гарри Гэллоб, под управлением которого находятся восточноевропейские активы австрийской "Эрст Шпаринвест". - Миллионы долларов были украдены у российских компаний, мы все знаем это". Отсутствие стандартной финансовой отчетности - лишь один из аспектов общей проблемы слабости корпоративного руководства в России, и главное препятствие на пути инвестиций в российский рынок ценных бумаг.
Другой не менее серьезной проблемой продолжает оставаться утечка российского капитала за рубеж. Предварительные итоги 2000 года, рассчитанные по платежному балансу первых трех кварталов, свидетельствуют о том, что бегство капитала почти вышло на докризисный уровень и составило 24,6 миллиарда долларов. Такой негативный фон не делает наш рынок более привлекательным для инвесторов. Они рассуждают вполне логично: если русские деньги бегут из страны, с какой стати мы должны рисковать своими средствами? И с этим трудно не согласиться.
ПРОЧЕМ, есть и положительные тенденции в этом процессе. А именно: доля утечки капитала в положительном сальдо внешней торговли сократилась с 63,2 процента за первые три квартала 1999 года до 47,8 процента за этот же период прошлого года. Это значит, что активность бизнеса позволяет ему оставлять на родине всю большую часть валютной выручки. Справедливости ради надо отметить, что это стало возможным не благодаря действию административного ресурса или росту инвестиционной привлекательности России, а в результате пока высоких мировых цен на нефть и энергоресурсы. Что будет, когда поток нефтедолларов начнет иссякать, предсказать не так уж сложно.
Не случайно накануне встречи Президента с представителями крупного бизнеса в прессе активно обсуждалось письмо, которое Владимир Путин получил еще в декабре от Российского союза промышленников и предпринимателей. Бизнес-элита тогда сообщала, что "...результатом консолидации (с властью) может стать ежегодное вложение 15 - 20 миллиардов долларов в отечественную экономику". Судя по словам Президента о том, что "...страхи позади и на их место должно прийти чувство ответственности перед народом и страной", предприниматели получали желаемый ответ на вопрос о невозможности пересмотра результатов приватизации госсобственности.
Если заключенный пакт станет основой правил поведения обеих сторон, то есть все основания полагать, что иностранные инвесторы тоже не останутся в стороне от процесса. Они наверняка не упустят свой шанс в соревновании с российским бизнесом за рынок, на котором наконец перестанут менять правила поведения и игры.
06.02.2001

Парламентская газета (Москва)

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна