|
|
Новости инвестиций |
22.08.2005 |
|
|
|
|
Минфин России не беспокоит быстрый рост внешнего долга компаний... Украина становится российским офшором... Е.Ясин: благодаря атаке государства на бизнес страна потеряла темп роста примерно на 2% в год
Правительство одобрило параметры бюджета-2006. Впервые бюджет предполагает резкое увеличение государственных инвестиций. В связи с этим оптимисты называют его «бюджетом развития», а пессимисты усматривают предпосылки к неизбежному росту инфляции и усилению коррупции. Своим мнением о проекте бюджета с "Московскими новостями" поделился научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
В.: Бюджет - документ масштабный и разноплановый. Что для вас в нем самое главное?
О.: Я понимаю, что люди, которые делают бюджет, сталкиваются с необходимостью устанавливать равновесие между противоречивыми задачами. Те каноны, которых до сих пор придерживалось правительство, сейчас претерпели изменения. Объяснять обществу, что при 60 долларах за баррель русской нефти мы по-прежнему все, что зарабатываем на этом, должны отдавать в стабилизационный фонд или на погашение внешнего долга, а не тратить на себя, становится далее невозможным. Давление общественного мнения и разнообразных лоббистов увеличивается. Наступает такой момент, когда нужно искать более подходящие варианты использования этих доходов.
В то же время в экономике появились новые ограничения. Они связаны, в частности, с тем, что понизилась деловая активность, усилилось недоверие к власти. Соответственно, если правительство пойдет на очередное снижение налогов, то, скорее всего, те дополнительные ресурсы, которые при этом окажутся в руках бизнеса, будут просто вывезены из России. А ведь перед страной стоит очень серьезная задача модернизации, и ее решение практически не сдвинулось с места. Потому что дали по рукам бизнесу как раз тогда, когда он только приступал к решению этой задачи. В результате реально у нас модернизация началась только в нефтяной промышленности и в металлургии - отраслях, где большие доходы. В этих условиях волей-неволей возникает вопрос об увеличении государственных инвестиций. Государство по существу вынужденно занимает определенные позиции, которые уступает бизнес.
В.: В связи с этим сможет ли государство обеспечить высокие темпы роста ВВП?
О.: Мое представление такое: начиная с 2003 года, по существу, произошла смена курса экономической политики. Власти приступили к укреплению позиций государства в экономике за счет бизнеса. Властные рычаги используются для того, чтобы бизнес ходил строем и давал деньги на что ему велят. Но бизнес - он непослушный, и действует сообразно своим интересам. Он делает вид, что не противится власти, а на самом деле вывозит капитал, прячет деньги.
В.: Так запланированные на 2006 год 5,9% роста ВВП - достижимый результат?
О.: С моей точки зрения, благодаря атаке государства на бизнес страна потеряла темп примерно на 2 процента в год. Мы могли иметь рост в 7 - 8% еще в течение 5 - 7 лет. Но мы их иметь не будем, а будем иметь 5 - 5,5%, а возможно, и ниже. Зато инфляция будет выше запланированной.
В.: Почему рост цен никак не удается сдержать?
О.: С одной стороны, в нашу экономику устремился огромный поток нефтедолларов, благодаря удачной мировой конъюнктуре. С другой стороны, имеется уровень деловой активности бизнеса. Если деловая активность позволяет "переварить" эти колоссальные поступающие финансовые ресурсы, то она адресует их на инвестиции в основной и оборотный капитал, на рост монетизации экономики (у нас ее уровень очень низкий по мировым меркам - всего 25%). Мы этот вариант имели до 2003 года. Потом мы его утратили, поскольку посчитали, что государство слишком мало получает, а олигархи - слишком много. Надо же было положить конец этому безобразию! Вот и положили. Итог: деловая активность упала.
А если падает деловая активность, то избыток денег идет на инвестиции уже в гораздо меньшем объеме. А ведь только инвестиции приносят экономический рост! Вместо этого деньги либо вывозятся из страны, либо "стерилизуются" в стабфонде, то есть выводятся из оборота и откладываются до лучших времен. Но все вывезти и стерилизовать невозможно, и оставшаяся денежная масса разгоняет инфляцию. Что мы сейчас и видим: темпы производства падают, а инфляция возрастает.
В.: Но ведь бюджетники вправе надеяться, что колоссальные дополнительные доходы от экспорта нефти, которые получает страна, позитивно скажутся на их зарплатах и пенсиях?
О.: Считаю, что бюджет в этом смысле идет навстречу реальным задачам. Могу сказать совершенно определенно: как бы ни были опасны с точки зрения инфляции вложения в заработные платы бюджетникам и пенсии, они сегодня являются задачей номер один. Потому что в стране очень глубокий разрыв между богатыми и бедными, между теми, кто получает какие-то преимущества от реформ, и теми, кто не получает ничего. Ликвидировать этот разрыв или, по крайней мере, снизить его - жизненно необходимо. Ошибкой я считаю то, что этот рост у нас подают в отрыве от проблемы монетизации льгот и грядущих реформ образования и здравоохранения, которые, я надеюсь, все-таки последуют.
В.: Ваши оценки проекта бюджета получаются противоречивыми. Чего же в них больше: оптимизма или пессимизма?
О.: На бюджет я смотрю с оптимизмом. С опаской и с тревогой я жду, что будут чудить кремлевские сидельцы. Конечно, можно высказать множество претензий к деятельности Кудрина, Грефа, Жукова. Боюсь, что найдутся такие депутаты, общественные силы и средства массовой информации, которые немедленно подхватят и раздуют до небес эти претензии, чтобы показать, что министры экономического блока виноваты во всех народных бедах. Зато зампред президентской администрации Сечин Игорь Иванович - это святой, который ведет, как Провидение, нашего президента ко все новым и новым успехам. Между тем 2 процента недополученного страной роста - именно его заслуга, а также господ Богданчикова, Устинова и иже с ними. И больше всего меня беспокоит мысль, что впереди президентские выборы, начинается кампания "Преемник", и она может вообще разрушить российскую экономику.
Поэтому считаю своим долгом заявить: какими бы ни были недочеты в работе экономического блока правительства, входящие в него министры делают все, что можно, спасая экономику страны и снижая риски, вызванные деятельностью отдельных кремлевских администраторов.Ярославия
По объему инвестиций на душу населения Ленинградская область вышла на четвертое место в России... Правительство Республики Коми планирует предложить проект "Белкомур" для финансирования из средств федерального фонда инвестиционной поддержки... Утверждены инвестиции Total в освоение Харьягинского месторождения за последние 4 года, и теперь компания может отозвать иск к РФ из стокгольмского арбитража... Бизнес Германии по-прежнему будет инвестировать в Россию, но в "задумчивости" прибывают немецкие энергетики... Нижний Новгород: мэр знает, как привлечь в город инвестиции... Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Киргизии из России в 1-м полугодии 2005 г. снизился на 5,8 проц. и составил 5,4 млн долл... Пехтин: России необходимо продолжать досрочно погашать внешние долги... Ющенко: Украина приступает с сентября к реализации крупных экономических проектов... Ющенко: динамика инвестиций в экономику страны выросла в четыре раза...
Источники новостей и публикаций
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|