На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Новости инвестиций 22.08.2005

 Е.Ясин: благодаря атаке государства на бизнес страна потеряла темп роста примерно на 2% в год

Правительство одобрило параметры бюджета-2006. Впервые бюджет предполагает резкое увеличение государственных инвестиций. В связи с этим оптимисты называют его «бюджетом развития», а пессимисты усматривают предпосылки к неизбежному росту инфляции и усилению коррупции. Своим мнением о проекте бюджета с "Московскими новостями" поделился научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.



В.: Бюджет - документ масштабный и разноплановый. Что для вас в нем самое главное?



О.: Я понимаю, что люди, которые делают бюджет, сталкиваются с необходимостью устанавливать равновесие между противоречивыми задачами. Те каноны, которых до сих пор придерживалось правительство, сейчас претерпели изменения. Объяснять обществу, что при 60 долларах за баррель русской нефти мы по-прежнему все, что зарабатываем на этом, должны отдавать в стабилизационный фонд или на погашение внешнего долга, а не тратить на себя, становится далее невозможным. Давление общественного мнения и разнообразных лоббистов увеличивается. Наступает такой момент, когда нужно искать более подходящие варианты использования этих доходов.



В то же время в экономике появились новые ограничения. Они связаны, в частности, с тем, что понизилась деловая активность, усилилось недоверие к власти. Соответственно, если правительство пойдет на очередное снижение налогов, то, скорее всего, те дополнительные ресурсы, которые при этом окажутся в руках бизнеса, будут просто вывезены из России. А ведь перед страной стоит очень серьезная задача модернизации, и ее решение практически не сдвинулось с места. Потому что дали по рукам бизнесу как раз тогда, когда он только приступал к решению этой задачи. В результате реально у нас модернизация началась только в нефтяной промышленности и в металлургии - отраслях, где большие доходы. В этих условиях волей-неволей возникает вопрос об увеличении государственных инвестиций. Государство по существу вынужденно занимает определенные позиции, которые уступает бизнес.



В.: В связи с этим сможет ли государство обеспечить высокие темпы роста ВВП?



О.: Мое представление такое: начиная с 2003 года, по существу, произошла смена курса экономической политики. Власти приступили к укреплению позиций государства в экономике за счет бизнеса. Властные рычаги используются для того, чтобы бизнес ходил строем и давал деньги на что ему велят. Но бизнес - он непослушный, и действует сообразно своим интересам. Он делает вид, что не противится власти, а на самом деле вывозит капитал, прячет деньги.



В.: Так запланированные на 2006 год 5,9% роста ВВП - достижимый результат?



О.: С моей точки зрения, благодаря атаке государства на бизнес страна потеряла темп примерно на 2 процента в год. Мы могли иметь рост в 7 - 8% еще в течение 5 - 7 лет. Но мы их иметь не будем, а будем иметь 5 - 5,5%, а возможно, и ниже. Зато инфляция будет выше запланированной.



В.: Почему рост цен никак не удается сдержать?



О.: С одной стороны, в нашу экономику устремился огромный поток нефтедолларов, благодаря удачной мировой конъюнктуре. С другой стороны, имеется уровень деловой активности бизнеса. Если деловая активность позволяет "переварить" эти колоссальные поступающие финансовые ресурсы, то она адресует их на инвестиции в основной и оборотный капитал, на рост монетизации экономики (у нас ее уровень очень низкий по мировым меркам - всего 25%). Мы этот вариант имели до 2003 года. Потом мы его утратили, поскольку посчитали, что государство слишком мало получает, а олигархи - слишком много. Надо же было положить конец этому безобразию! Вот и положили. Итог: деловая активность упала.



А если падает деловая активность, то избыток денег идет на инвестиции уже в гораздо меньшем объеме. А ведь только инвестиции приносят экономический рост! Вместо этого деньги либо вывозятся из страны, либо "стерилизуются" в стабфонде, то есть выводятся из оборота и откладываются до лучших времен. Но все вывезти и стерилизовать невозможно, и оставшаяся денежная масса разгоняет инфляцию. Что мы сейчас и видим: темпы производства падают, а инфляция возрастает.



В.: Но ведь бюджетники вправе надеяться, что колоссальные дополнительные доходы от экспорта нефти, которые получает страна, позитивно скажутся на их зарплатах и пенсиях?



О.: Считаю, что бюджет в этом смысле идет навстречу реальным задачам. Могу сказать совершенно определенно: как бы ни были опасны с точки зрения инфляции вложения в заработные платы бюджетникам и пенсии, они сегодня являются задачей номер один. Потому что в стране очень глубокий разрыв между богатыми и бедными, между теми, кто получает какие-то преимущества от реформ, и теми, кто не получает ничего. Ликвидировать этот разрыв или, по крайней мере, снизить его - жизненно необходимо. Ошибкой я считаю то, что этот рост у нас подают в отрыве от проблемы монетизации льгот и грядущих реформ образования и здравоохранения, которые, я надеюсь, все-таки последуют.



В.: Ваши оценки проекта бюджета получаются противоречивыми. Чего же в них больше: оптимизма или пессимизма?



О.: На бюджет я смотрю с оптимизмом. С опаской и с тревогой я жду, что будут чудить кремлевские сидельцы. Конечно, можно высказать множество претензий к деятельности Кудрина, Грефа, Жукова. Боюсь, что найдутся такие депутаты, общественные силы и средства массовой информации, которые немедленно подхватят и раздуют до небес эти претензии, чтобы показать, что министры экономического блока виноваты во всех народных бедах. Зато зампред президентской администрации Сечин Игорь Иванович - это святой, который ведет, как Провидение, нашего президента ко все новым и новым успехам. Между тем 2 процента недополученного страной роста - именно его заслуга, а также господ Богданчикова, Устинова и иже с ними. И больше всего меня беспокоит мысль, что впереди президентские выборы, начинается кампания "Преемник", и она может вообще разрушить российскую экономику.



Поэтому считаю своим долгом заявить: какими бы ни были недочеты в работе экономического блока правительства, входящие в него министры делают все, что можно, спасая экономику страны и снижая риски, вызванные деятельностью отдельных кремлевских администраторов.

Ярославия

Источники новостей и публикаций

Архив новостей

Назад   август, 2005   Вперед
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Поиск новостей

Вы можете найти интересующие вас новости в нашей базе, используя форму поиска ниже. Введите необходимые ключевые слова или целую фразу и нажмите "Поиск"






Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна