На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Новости инвестиций 12.09.2005

 Инвестфонд все-таки разбазарят

Проекты, которые политики сейчас предлагают финансировать за счет Инвестфонда, пока не очень-то соответствуют статусу приоритетных
Не успело Минэкономразвития на прошлой неделе направить в правительство проект положения об Инвестиционном фонде, как предложения потратить деньги фонда посыпались как из рога изобилия. На данный момент, судя по предложениям политиков и чиновников, шанс стать основными получателями денег Инвестфонда есть у дорожной и энергетической отраслей, а также у Санкт-Петербурга. В Минэкономразвития говорят, что пока все эти предложения лишь декларация намерений, а настоящие заявки будут приниматься только с 1 января 2006 г. Но эксперты опасаются, что в новом году предлагаемые проекты будут ничуть не лучше нынешних. Во всяком случае, до сих пор озвученные властью приоритеты были чистым популизмом. А те проекты, которые сейчас предлагаются для финансирования из Инвестфонда, пока не отличаются ни эффективностью, ни приоритетностью.



Объем Инвестиционного фонда, предусмотренного в проекте бюджета на 2006 г., составляет 69,7 млрд руб. На прошлой неделе Минэкономразвития направило в правительство доработанный вариант положения об Инвестфонде. Правительство еще не успело рассмотреть его, как политики выдвинули целый «букет» проектов, которые можно было бы профинансировать за счет фонда.



Абсолютным лидером по количеству предложений стал Санкт-Петербург. Так, на прошлой неделе питерский губернатор Валентина Матвиенко распорядилась к февралю 2006 г. направить заявку в Инвестфонд с просьбой софинансировать проект строительства Орловского автомобильного тоннеля. Тогда же была озвучена идея участия Инвестфонда в строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге, который должен стать первой в стране платной магистралью. Гендиректор ОАО «Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов заявлял, что проект будет финансироваться за счет государства и бизнеса. При этом доля правительства может составить порядка 18 млрд руб. Кроме того, правительство Петербурга рассчитывает на помощь федерального центра при строительстве пассажирского морского терминала на Васильевском острове.



Другим серьезным претендентом на деньги Инвестфонда будет, судя по всему, электроэнергетика. «Средств в бюджет на 2006 г. заложено довольно много, появилась новая статья – Инвестиционный фонд в размере 70 млрд руб., и я думаю, что большую часть [этих средств] мы можем взять на развитие гидроэнергетики», – заявил на прошлой неделе на третьем Всероссийском совещании гидроэнергетиков зампред Госдумы Владимир Пехтин. А Герман Греф, в свою очередь, сообщил, что часть средств Инвестфонда может быть направлена на достройку Богучанской ГЭС и Ангарского промышленного узла. Помимо Богучанской ГЭС в него, как ожидается, войдут алюминиевый завод «РусАла» и ЦБК. «Если государство не профинансирует, проекта не будет», – заявил министр. По словам Германа Грефа, государство намерено обеспечить треть общего объема необходимых инвестиций в Ангарский промышленный узел, построив за свой счет инфраструктуру – дороги, мосты и ЛЭП. Общая стоимость узла вместе с ГЭС и алюминиевым заводом, по ранее приведенным в СМИ оценкам Олега Дерипаски, составляет 1,8 млрд долл. (активы группы «РусАл» принадлежат Rusal Holding Ltd на Британских Виргинских островах, бенефициаром которой является Олег Дерипаска).



Но этим список идей для Инвестфонда не исчерпывается. В нем также значатся реконструкция взлетной полосы в принадлежащем государству екатеринбургском аэропорту Кольцово (инициатива Минтранса), развитие дорог в Бурятии, социальные объекты в Краснодарском крае и даже строительство «большого Сити» и Олимпийской деревни в Москве. Предложения о том, как потратить деньги фонда, поступают едва ли не каждый день, но чиновники Минэкономразвития стараются охладить мотовской пыл. «Пока еще идет работа над нормативными актами в развитие положения об Инвестфонде, – отметил RBC daily сотрудник министерства. – Самого перечня проектов еще нет. Об этом речь еще не идет, пока это преждевременно. Заявки будут приниматься с 1 января 2006 г. Кроме того, пока еще не сформирована комиссия, которая будет отбирать проекты. А пока регионы подают свои заявки главным образом для того, чтобы «застолбиться». Эксперты теряются в догадках, какие проекты могут выиграть право финансироваться за счет Инвестфонда. Более того, им пока непонятен механизм выбора таких проектов.



На данный момент многие из предлагаемых проектов выглядят сомнительными. Например, по свидетельству одного из участников рынка, питерский проект действительно нужен и приоритетен, но лишь на треть. Оставшиеся две трети, по его мнению, не так уж выгодны и приоритетны. «Первая часть проекта ЗСД – путь к порту в южной части города – архиважна и своевременна, а может, уже даже и запоздала, – сказал собеседник RBC daily на условиях анонимности. – Эта часть окупится гораздо быстрее, если ее сделать платной. Ведь она будет окупаться главным образом за счет грузов». Южная часть ЗСД, по его оценке, составляет примерно треть проекта. «Насколько может окупиться остальная часть проекта – это вопрос, – комментирует он. – За проезд по северной части ЗСД будут платить в основном жители, которые платят меньше, чем грузоперевозчики. А при нынешних ценах на бензин многие из них подумают, стоит ли ехать по платной дороге». По словам собеседника RBC daily, проект лоббируется городской администрацией и московскими строительными компаниями, а также морскими перевозчиками, для которых подъезд к порту жизненно важен. «Южная часть ЗСД действительно нужна, а весь проект, на мой взгляд, ни к чему, – резюмирует участник рынка. – Конечно, он важен для города, но не приоритетен».



Выгоды от инвестиций в гидроэнергетику получат в основном алюминиевые заводы. «Та же Богучанская ГЭС очень выгодна алюминщикам. Они много экономят на дешевом электричестве, – поделился своим мнением с RBC daily начальник аналитического управления ИК «Антанта Капитал» Денис Матафонов. – Например, только на дешевой электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС ее основные потребители, алюминиевые заводы, экономят примерно 155 млн долл. в год». Из-за искусственной дешевизны энергии, с точки зрения г-на Матафонова, обычные инвесторы не захотят вкладываться в гидроэнергетику. «Куда не будет инвестировать ни один нормальный инвестор, может инвестировать государство, – говорит он. – При прочих равных инвестировать в гидроэнергетику никто не будет, потому что она никогда не окупится. Инвестиционная составляющая в тарифах не заложена, поэтому в убыток работают даже новые станции». Таким образом, для энергетики средства Инвестфонда нужны в качестве компенсации за затягивание реформы отрасли. «Если чиновники не могут найти в себе смелость повышать тарифы и делать отрасль привлекательной для инвесторов, пусть сами вкладывают в нее средства», – считает Денис Матафонов.



Кроме того, многие спорят с утверждением о необходимости самой Богучанской ГЭС. Энергии в регионе и так производится больше, чем потребляется. А строить алюминиевый завод вдали от морского порта, по мнению некоторых экспертов, не очень разумно: для рентабельности ему все равно понадобятся нерыночные, низкие тарифы на энергию и перевозку сырья. Аналитики отмечают, что, пока решения о стратегических приоритетах остаются популистскими (как недавнее повышение социальных расходов) и принимаются едва ли не единолично, эффективность госинвестиций будет не на высоте. «Для того чтобы выбрать приоритетные проекты, нужно определить стратегические приоритеты. А для этого нужен особый механизм, в том числе необходимо обсуждение этих приоритетов, – сказал RBC daily аналитик по региональным финансам Standard & Poor"s Феликс Эйгель. – Когда такой системы нет, есть опасность, что деньги будут потрачены не на самые нужные проекты».

РосБизнесКонсалтинг

Источники новостей и публикаций

Архив новостей

Назад   сентябрь, 2005   Вперед
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Поиск новостей

Вы можете найти интересующие вас новости в нашей базе, используя форму поиска ниже. Введите необходимые ключевые слова или целую фразу и нажмите "Поиск"






Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна