ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ ГОРОДА
  О ПРОЕКТЕ
  НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
  РЕГИОН КМВ
  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДЕ
  СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
  ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИКА
  ПРЕДПРИЯТИЯ КМВ
  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  ИНФРАСТРУКТУРА
  БИЗНЕС-СРЕДА
  ИНВЕСТИЦИИ
  ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
  ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
  КОНТАКТЫ
  КАРТА САЙТА


Историческая справка


На землях, ныне расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодческого района, еще несколько сот тысяч лет назад появились первые поселения древнего человека. В средние века здесь находились стоянки сменяющих друг друга кочевых и оседлых племен. Имеются упоминания о скифах, аланах, сарматах, кобанцах и др. С 16-17 веков через горные перевалы, по ущельям рек Кубани, Теберды, Подкумка и Кумы функционирует так называемый отрезок Великового Шелкового Пути. В районе Минеральных Вод находилось крупное поселение, обслуживающее путников и торговцев, следовавших по Великому пути, а до наших дней под горой Змейка сохранилась дорога, вымощенная огромными плитами камня.

Первое поселение в районе современного города Минеральные Воды появилось в 1822 году, когда герою Отечественной войны генералу-майору Султан-Менгли-Гирею императором Александром I было пожаловано в вечное пользование 5000 десятин земли, распололженной в пойме реки Кума.

В первой половине XIX века там, где сейчас расположен город Минеральные Воды, была бескрайняя степь. На глинистых неудобьях серебрилась полынь, кустился низкорослый шиповник, в болотистых низинах шелестел камыш. И только в пойме реки Кумы широкой полосой, особенно по северному ее склону, высился настоящий лес. Своим рождением город обязан проведению в этой местности Ростово-Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги, строительство которой было завершено в 1875 году. Первоначально станция была названа «Кумская», но по просьбе наместника Кавказа (Великого князя Михаила Николаевича) она была переименована в «Минеральные Воды», т.к. по соседству находились уникальные целебные источники.

Вскоре при станции Минеральные воды, в полосе отчуждения, появился поселок железнодорожников (территории, принадлежавшей акционерному обществу железной дороги, ограниченной бетонной стеной), где проживали около 500 рабочих, обслуживавших местное паровозное депо, станцию и другие железнодорожные предприятия. А рядом, на землях Султана Джанбек Гирея, с его согласия вскоре обосновались новые поселенцы. Это были, в основном, кустари-ремесленники и торговцы, поставляющие свои изделия и товары железнодорожникам. Поселенцы возбудили ходатайство перед властями об образовании здесь поселка. В 1878 г. поселок получил юридический статус и стал именоваться - «Султановский». Дальнейшая история поселка тесно связана с развитием железнодорожного транспорта. Его работники стали переселяться сюда из полосы отчуждения. Свой отпечаток на развитие поселка наложил и стекольный завод, строительство которого завершилось в 1898 году. Позднее, в честь кавказского наместника графа Иллариона Воронцова-Дашкова поселок переименовывается в «Илларионовский».

В 1888 году станцию Минеральные Воды удостоил своим  вниманием Император Александр III, в то время путешествовавший по Кавказу. Здесь он принял депутации от жителей всех окресных городов и станиц, а вблизи станции на поле принял участие в смотре воспитанников юнкерских и казачьих училищ. В это же годы, с другой стороны железной дороги зародился второй поселок "Минераловодский".

Перед 1917 годом в поселках существовали бакалейные, молочные и мясные лавки, по воскресеньям шумела ярмарка, работали стекольные и кипичный заводы.

К 1922 году поселки были объединены в город Минеральные Воды с населением 14 тыс. человек.

Решение о строительстве Минераловодской железнодорожной ветки (от Минеральных Вод до Кисловодска) было утверждено 15 июня 1891 г. Александром III.

В разгар сезона на КВМ в начале ХХ века ходило до 32 пар поездов. Состав пассажирского поезда состоял обычно из 6-7 вагонов. Осенью 1912 года на всем протяжении Минераловодской ветки было открыто движение по двум путям. В 1913 году курорты Кавминвод имели беспересадочные сообщения с Петербургом, Москвой, Новороссийском, Царицыном, Баку, и Тифлисом. В советское время минераловодская дорога была электрифицирована: первый электропоезд отошел от пригородного вокзала станции Минеральные Воды 6-го ноября 1936 года.

В 1905 году Минеральные Воды прославились революционным движением, костяк которого составляли рабочие паровозного депо, 2 июля на совещании представителей всех депо дороги было решено начать забастовку и первыми должны были ее начать рабочие депо Минеральные Воды. В конце июля забастовка была прекращена – рабочие вышли на работу.

Очередное выступление железнодорожных рабочих состоялось в декабре 1905 года и оно переросло в вооруженное восстание, 9 декабря началась политическая стачка по всей Владикавказской железной дороге. На станции Минеральные Воды была организована боевая дружина, в составе которой, было около 560 вооруженных дружинников. 26 декабря минераловодский стачечный комитет принял решение о прекращении забастовки. Управление дороги уволило 432 рабочих и служащих станции, 32 бывших дружинника были арестованы. С весны 1906 года на основных станциях Владикавказской железной дороги, в том числе в Минеральных Водах постоянно находились войска и поезда для их экстренной перевозки.

Советская власть в Терской области и Минеральных Водах была провозглашена в марте 1918 года. Вместе с рабочими стекольного завода железнодорожниками создали красноармейские отряды и участвовали в боях с белоказаками Бичерахова и Шкуро, поддерживая действия XI Красной Армии. В паровозном депо был оборудован бронепоезд «За власть Советов».

Двадцатые годы прошлого века отмечены появлением аэропорта и нескольких поселков вокруг города. Со строительством аэропорта в 1925 г. город оказался важнейшим пунктом на главных воздушных магистралях России. В 1924 году Декретом ВЦИК был образован Минераловодский район. В 1925 году национализированному стекольному заводу и рабочему поселку при нем было присвоено имя пятигорского революционера Г.Г. Анджиевского.

В 1929 - 1930 г.г. появились предприятия по добыче и переработке нерудных материалов - камнедробильный завод "Змейка" (для обеспечения щебенкой всей Северо-Кавказской железной дороги) и рудник "Бештаунит".

Перед Великой Отечественной войной в городе была достаточно развита легкая  и пищевая промышленность, появился аэропорт, камнедробильный завод "Змейка" и рудник "Бештаунит". Но все же основная часть населения трудилась на железной дороге.

Во время Великой Отечественной войны Минераловодский железнодорожный узел имел важное стратегическое значение. Железнодорожники из-под огня вывезли десятки вагонов с боеприпасами и другими грузами, а затем в короткий срок восстановили разбитые пути, водопровод и связь.

Начиная с 1955 года промышленное строительство, строительство жилых домов, коммуникаций  велось в городе по единому проекту планировки и застройки, утвержденному государственным институтом проектирования городов (Гипрогор).

В 1960-х годах в дома пришел газ и вода – по новому Юцкому водопроводу. До этого город получал воду в весьма ограниченном количестве по старому водопроводу с Юцы, построенному еще в 1916 году Владикавказской железной дорогой для нужд станции. Как в довоенные, так и в первые послевоенные годы воды не хватало, и она отпускалась только за плату и только в центральной части города. В 1960-1970-х годах были благоустроены Советская улица а площадь  Победы, построен путепровод на 4-м километре Кисловодской железнодорожной ветки, в восточной части города заработали мощные очистные сооружения.

Восьмидесятые годы ХХ века, последнее десятилетие Советского союза, было отмечено массовым жилищным строительством, в т.ч. первым высотным 14-этажным домом (1984, ул. Пушкина, 33), постройкой новой автотрассы Минводы – Кисловодск (1984), закрытие карьера на горе Змейка (1984).

Минеральные Воды сегодня – крупнейший на северном Кавказе железнодорожный узел, связывающий курорты Кавминвод с самыми дальними точками страны. Минераловодское отделение Северо-Кавказской железной дороги обслуживает весь регион Кавказских Минеральных Вод, ряд районов Ставропольского края и республик Северного Кавказа. Железнодорожный вокзал является памятником архитектуры 50-х годов ХХ века и символизирует собой «Ворота Кавминвод». 



« Назад / Наверх / Вперед »
 

Разработано «Институтом прямых инвестиций» по заказу Администрации г. Миниральные Воды
Контакты Карта сайта На главную страницу