ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
О ПРОЕКТЕ
НОВОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ЭКОНОМИКА
ТУРИЗМ
ПРЕДПРИЯТИЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
БИЗНЕС-СРЕДА
ИНВЕСТИЦИИ
НЕДВИЖИМОСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ПОИСК  
 






Образование // Общая характеристика


Общая характеристика | Информатизация образования | Кадровое обеспечение системы | Материально-техническая база | Экономическая стратегия развития образования | Реформирование образования | Дошкольные учреждения | Общеобразовательные школы | Система профессионального образования

В Кабардино-Балкарской Республике в 2006-2007 учебном году функционируют 342 общеобразовательных учреждения, в том числе в городах - 147, в селах - 195, в которых обучаются 108339 детей (в городах - 56887, в селах - 5452). Образовательный процесс осуществляется 12088 учителями (в городах - 5433, в селах - 6782) .

Произошли заметные изменения в структуре учреждений образования всех типов и видов. Основными факторами, предопределившими произошедшие изменения, были:

  •  изменения в социально-экономической и демографической ситуации и, как их следствие, необходимость приведения сети образовательных учреждений в соответствие с новыми реалиями;
  •  интеграционные процессы в дошкольном, общем среднем и профессиональном образовании.


В системе общего среднего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов - 35 (15,3%); лицеи - 6 (2,6%); гимназии - 11 (4,8%), средние общеобразовательные школы с правом реализации программ дошкольного образования - 138.

Вследствие интеграции учреждений дошкольного и общего среднего образования в период с 1999 по 2005 год произошло существенное уменьшение числа дошкольных учреждений с 235 до 5 (остались только коррекционные) и рост числа общеобразовательных учреждений, реализую­щих программы дошкольного образования (133), и комплексов «Начальная школа - детский сад» (87).

Охват детей дошкольным образованием в настоящий период составляет 70,3%. На начало 2006/2007 учебного года более 10 тысяч детей дошкольного возраста не охвачены дошкольной ступенью образования, что не позволяет предоставить равные стартовые возможности для получения образования всем детям.

В начальном школьном звене реализуются традиционные программы: «Школа России» - 89% учащихся, «Школа 2100»- 6%, «Начальная школа XXI века» - 1%, система Л.В. Занкова - 4%.

Начался переход на новый республиканский базисный учебный план, разработанный на основе нового федерального базисного учебного плана с учетом реального состояния системы общего образования КБР.

С 2005-2006 учебного года в 26-ти образовательных учреждениях КБР идет экспериментальная отработка содержания предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Развивается образование на родных языках. В республике 169 школ работают по учебным планам и программам для школ с родным (не русским) языком обучения, где изучаются кабардинский язык и литература, балкарский язык и литература и проводится обучение учащихся 1-2 классов на родных языках. 3,9 тыс. учащихся (3,4%) обучаются на родных (кабардинском и балкарском) языках.

Кабардинский язык в 2005-2006 году изучали 70,4 тыс. учащихся, балкарский язык - 12,9 тыс. учащихся.

Учебный фонд библиотек общеобразовательных учреждений КБР составляет 493500 экземпляров. Их услугами пользуются 90 тыс. учащихся, т.е. 78% от общего числа обучающихся школ республики. В библиотечной деятельности используются новые информационные технологии, они включены в процессы компьютеризации общего образования.

В КБР 3 127 учащихся нуждаются в специальном коррекционном образовании. Наблюдается тенденция увеличения числа таких детей. Так, по сравнению с 2000 годом, в КБР количество детей, имеющих задержку психического развития, увеличилось на 23%, с нарушениями слуха - на 36%, опорно-двигательного аппарат - на 7%, речи - на 4,8%. Только в г.Нальчике количество детей дошкольного возраста с ЗПР - 246 человек, с речевыми нарушениями - 602, с нарушениями зрения - 411.

В общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах общего типа обучается 472 ребенка-инвалида, на дому получают образование 342 ребенка-инвалида. Ежегодно обеспечивается обучение детей с различными отклонениями в развитии за пределами КБР. В текущем году за пределами КБР обучается 28 детей (13-слепые и слабовидящие, 12-слабослышашие, глухие и позднооглохшие, 3- ДЦП).

На сегодняшний день система специального (коррекционного) образования в КБР представлена специальными (коррекционными) образовательными учреждениями интернатного типа I вида (для не слышащих детей), VII-VIII вида (для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей), СКОШ III-IV вида (для незрячих и слабовидящих детей). Специальные группы для детей дошкольного возраста с различными видами нарушений развития (речевая патология, нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР и др.) созданы на базе 5 ДОУ республики.

Специальные (коррекционные) классы для детей с отклонениями в развитии создаются и на базе ОУ. В настоящий момент в этих классах обучается 78 детей.

В республике отсутствуют речевые школы и классы, школы и классы для слабослышащих, ограничено количество классов для детей с ЗПР, недостаточное количество специализированных коррекционных дошкольных учреждений компенсирующего вида, для детей с ЗПР и умственно отсталых, групп для детей с речевой патологией.

В Республике обеспечивается приоритетная возможность для детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье. Из 3898 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1775 детей усыновлены (в том числе 31 ребенок - иностранными гражданами), 1775 несовершеннолетних находятся под опекой (попечительством), 321 - воспитывается в государственных учреждениях. Органами местного самоуправления предпринимаются меры по материальному обеспечению семей, имеющих опекаемых детей. В соответствии с действующим законодательством 1435 несовершеннолетних получают денежные средства на содержание в размере от 1800 до 3500 рублей в зависимости от возраста.

Министерством образования и науки КБР предпринимаются меры по исполнению законодательства в сфере централизованного учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в нем содержатся сведения о 457 детях. Имеется банк данных о гражданах РФ и иностранных гражданах, желающих принять детей на воспитание в семью.

В республике функционируют 62 образовательных учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД) различной направленности, охватывающих 60 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Образовательная деятельность ведется как на базе государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях (1236 объединений с охватом 20720 учащихся). В сельской местности расположено 9 образовательных учреждений дополнительного образования детей.



« Назад / Наверх / Вперед »
 
Разработчик «Институт прямых инвестиций»
На главную страницу Карта сайта Контакты