На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Отчет по конференции


Профессиональная конференция
"ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ РОССИИ"

26 октября 2000 года
г. Москва, ВВЦ, павильон №57

МАТЕРИАЛЫ (окончание)

Жуков Евгений Васильевич, Президент Центра инвестиционных технологий

Уважаемые коллеги. Без сомнения, повышение деловой активности в регионах при нынешнем состоянии основных фондов, мощностей, невозможно без инвестиций, без ресурсов новых технологий, без ресурсов квалификации менеджмента. Я полностью согласен с тем, что было сказано предыдущими докладчиками, и Ворониным Александром Григорьевичем, и Косьминым Анатолием Аркадьевичем. Я бы хотел вкратце, не утомляя вас, затронуть ту проблему, которую, которая на мой взгляд, и на взгляд моих товарищей, партнеров, является наверное самой важной у нас здесь. У всех в стране есть желание и сознание, что нам надо развиваться. Нам надо двигаться дальше, выше, быстрее. Но существует проблема - квалификация менеджмента. Она была всегда. Вспомним такую сакраментальную фразу: "Кадры решает все". Сегодня мы эту проблему очень сильно недооцениваем. Потому что действий со стороны общество, государство в лице тех органов, которые должны продуцировать эту идею и претворять, никаких не осуществляется. Я имею право это говорить, потому что 18 лет, в феврале будет 19, работаю на рынке управляющих, руководителей, менеджеров, на высшей должности в промышленном бизнесе. И советское время застали, и переходный период, перестройку, и рыночную экономику. Поэтому нормальный руководитель должен уметь работать в разных условиях. Адаптивность его к новой ситуации на рынке, к законодательному полю, к коллективу, с которым он начинает работать, или в который он приходит, очень важна. Он обязан вырабатывать и проводить стратегию. Я абсолютно согласен, что это профессиональный, нормальный подход, нормальные стандарты. А теперь я хочу поговорить об идеях и возможных путях решения. На мой взгляд, да и на взгляд коллег существует очень серьезная проблема - проблема у нашего общества с институтом менеджеров. Самый крупный собственник на сегодняшний день у нас - это государство в лице федеральных органов, в лице субъектов федерации, это госсобственность, и муниципальная собственность. И если вы посмотрите на свои регионы, исполнительная власть, желает подбирать собственность. И мы не видим того, что улучшают квалифицированное управление. Нет этого. Есть человеческий, есть психологический момент, есть мотивация в конце концов. Мотивация страха исчезла, мотивации материальными стимулами, положением не появилось. Или появилась, но недостаточно. Поэтому на сегодняшний день, на мой взгляд, акционеры, большинство акционеров не продуцируют эту мотивацию, они не подготовлены управлять, они не готовы формулировать стратегию развития, оценивать качество того управляющего, которого они нанимают или должны нанимать. Это делают крупные в основном акционеры. Как у нас это делается мы с вами знаем. Фондовый рынок не работает, или работает по очень узкому кругу компаний - это так называемые голубые шишки, еще небольшая часть компаний, и пищевые компании. А остальные, так скажем, не очень работают. Ликвиднность владения этими акциями почти ничтожна. Стоимости никакой они не представляют, они представляют стоимость с точки зрения эксплуатации финансовых потоков. И тут возникает проблема. На сегодняшний день крупнейшие акционеры в России, на мой взгляд, приходят к собственности только во имя того, чтобы эксплуатировать финансовые потоки предприятий в свою пользу. И ничего другого не происходит. Правила игры не меняются. Это есть проблема. Следующая схожая проблема. Акционерное общество - это нормальное предприятие, более доступное привлекать с финансового рынка капитал любыми способами, государственное предприятие - очень сильно ограничено. Нужно уравнивать правила игры. Но посмотрите, что получается. Многие предприятия изначально приватизируют или не так, или оно функционирует как акционерное общество со 100-процентным участием государства. Орган управления акционерного общества, совет директоров должен быть сформирован и работать квалифицировано. Он может формулировать стратегию, он может определять качество работы исполнительной, дирекции, правления, исполнительного органа. По признанию самого Мингосимущества 99% представителей государства, входящих в общества, это чиновники, и только 1% - профессиональные менеджеры. Что мы хотим? Я не так пессимистично смотрю на эту проблему, потому что наконец-то в сентябре прошлого года, 99-го, концепция повышения эффективности управления госсобственностью в России принята постановлением правительства, и наметилось ее претворение в жизнь. Если государство в лице своих государственных органов не будет играть нормально на рынке труда, в том числе и рынке менеджеров, специалистов высшей квалификации, то с ростом, с развитием, с привлечением капитала, они конечно так и будут сохраняться. Я глубоко в этом убежден. Четыре-пять лет назад на эту проблему натолкнулись, начали ее поднимать, но пока она не решена. Более того, на мой взгляд, есть люди, которые мотивируют себя достаточно нормально, вкладывают свои ресурсы, время и деньги в самообразование, люди имеют предварительный опыт около 30-35 лет, полны энергии, здоровья, желания самореализации, но рынка не существует. Понимаете? Если только будет конкуренция, то старшее поколение, которое консервативно, будет неадекватно реагировать на то, что появляются люди, готовые нормально, грамотно формулировать стратегию, бизнес-планы развития компаний. Я на этом хотел бы закончить. Эта проблема на Западе давным-давно изучена, поднята и называется агентской проблемой. Есть разные нюансы. Один из нюансов, это когда интересы собственника и интересы менеджмента, в том числе интересы инвестора, будущего или претендующего на роль акционера, существенно расходятся. Но есть инструментарий и механизмы решения этой проблемы. Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. На сегодняшний день статистика возобновления, вернее так, проведения процедур банкротства, как бы оздоровление экономики, это нормальная процедура и она должна быть в первым шагом оздоровления должника. С назначенным арбитражным управляющим, обученным, имеющим лицензию, аттестованным, и согласованного так скажем конкурсными управляющими кредиторами, конкурсными кредиторами и утвержденным судом. Должен быть такой масштаб. Получается очень интересный момент. Я не знаю, задумывались ли вы или нет. На сегодняшний день конкурсное управление - это продажа активов, продажа бизнеса с долгами - кто сегодня такое продал? Я такого не знаю. Следующий этап - продажа имущественного комплекса. Ну это еще куда ни шло, соцсферу так скажем откинули, производственные мощности представляют интерес для инвестора. На 85 случаев по статистике разрешение конкурсного производства это продажа активов россыпью. Тот потенциал, который создали, соединили ресурсы, трудовой потенциал, квалификацию, мобилизованные активы, мобильные финансовые ресурсы, для того чтобы производить на рынке продукт нужный и продаваемый, на сегодняшний день продается россыпью. Поэтому мы теряем стоимость промышленных активов по этой процедуре подхода к увеличению хозяйственного оборота наших промышленных активов. Это мой сугубо субъективный взгляд. Но эта процедура нашим законодательством удивительным образом мотивируется. Вы заметьте - ставка вознаграждения конкурсного управляющего - так он называется, для проведения конкурсных процедур, эта ставка, назначается судом. Они примерно одинаковы для разных категорий, но, далее, вознаграждение от суммы конкурсной массы, которую он продал, так скажем, имущественный комплекс, или бизнес, или активы роста денег. Внешнее управление - это когда предприятие фактически больно настолько, что у него может быть арестовано имущество, арестованы счета, коллектив взбудоражен, не получает заработной платы, нужно прийти, восстановить его функционирование и вернуть его нормально в хозяйственный в оборот как бизнес-единицу. Система мотивации предполагает, что профессионализм у этого управляющего должен быть очень высоким. В том числе и моральные, и психологические, и профессиональные качества. Ситуация здесь следующая. Есть комплекс проблем, как со стороны управляющих, которые реально посвятили себя этой сфере рынка, продают так скажем свои услуги на этом рынке, но и проблема акционеров, собственников. И эту проблему, я больше чем уверен, сегодня надо решать на законодательном уров не. Более того, я лично являюсь сторонником следующей концепции подхода. Если мы "сообразили", что врачом может быть человек, имеющий жесточайшие требования к полученному образованию профильному, регулярно проходящему подготовку, переподготовку квалификации, получающий положительные заключения, что он соответствует этим требованиям квалификационным, и я могу привести ряд других примеров нормального, жесткого подхода к уровню квалификации, если мы, введя институт арбитражного управления, "сообразили", что нужно действительно отобрать и обучить квалифицированных людей, то наверное к управляющим, к менеджменту, к высшему я имею в виду, надо относиться как к проблеме общественной. Это мое личное субъективное мнение. Я в той среде присутствую, я двумя руками за то, чтобы жесткость подхода требований к деловой репутации, к профессиональным качествам этих людей была на сегодняшний момент только увеличена, только возросла. И государство взяло наконец-то какой-то рынок спроса на эти услуги. Итак, я обрисовал те проблемы, которые я вижу в ракурсе предыдущих выступающих, и возможные подходы к решению проблем. А теперь в двух словах об организации. Да, мы - люди, специалисты, которые работают в области управления, и реальные управляющие. Решили, не глядя на общество, на государство, объединиться, создать организацию, причем не коммерческую, и пытаемся как-то вводить более менее стандарты профессиональные в наши обороты, в обыденную жизнь. Более того, мы помогаем тем людям, и хотим помогать тем людям, предприятиям, конкретным управляющим специалистам, в ознакомлении, в помощи освоения теми нормальными управленческими технологиями, которые на сегодняшний день существуют на рынке, которые на наш взгляд привлекательны. И с удовольствием принимаем базу данных для расширения опыта от этих людей, и что можно нового, почерпнуть, что можно использовать во благо каждого из нас и в целом общества. Все, я закончил.

Председатель.

Спасибо вам большое. Мне бы хотелось предоставить слово представителю Министра финансов республики Алтай господину Бондарю Владимиру Викторовичу. Прошу вас. Он присутствует в зале? Я лично не знаком. Идем дальше. У нас есть выступление господина Ершова Михаила Владимировича. Прошу вас. Михаил Владимирович хотел поделиться с нами опытом проведения конкретного инвестиционного проекта. Прошу.

Ершов Михаил Владимирович, ООО "Город Солнца"

Уважаемые дамы и господа! Компания, которую я возглавляю, имеет очень романтическое название, она называется "Город Солнца". Но занимаемся мы вполне прозаическими вещами, мы ищем и реализуем инвестиционные проекты. Поэтому я бы хотел взглянуть на инвестиционный процесс с точки зрения различных его участков. Зачем мне нужно привлекать финансирование? И как сегодня рассказывали многие выступающие, это финансирование может быть в разных формах. Как нас учит методическое пособие, кредитные деньги оказываются самыми дешевыми для меня, тем не менее рискованными для финансирующей стороны. Поэтому, я прежде всего к кредитным деньгам и обращаюсь, когда пытаюсь их найти. И здесь сталкиваюсь с такими проблемами. Скажем, удаленность республики Коми от Москвы. Это ставит передо мною сразу несколько преград. Сбербанк меня, к сожалению, прокредитовать не может. Банк кредитования малого бизнеса меня прокредитовать не может по причине того, что он в республике Коми не работает, нет у него там отделений. Ах, какое несчастье. Дело в том, что когда речь идет о кредитовании, то я вроде бы являюсь клиентом банков, и вообще по логике взаимоотношения клиента и обслуживающей стороны, подрядчика, я бы хотел получить от своего подрядчика более внимательное отношение. Тем более что когда речь идет о, например, банке кредитования малого бизнеса, пусть бы он тогда мне сказал - ребята, вы моими клиентами не являетесь, потому что вы слишком от меня далеко, и я тогда их бы понял. Например человек, который не достиг 21 года, не является клиентом винного магазина. Есть какие-то граничные условия на рынке, я их понимаю, я же тоже на рынке работаю. Но меня удивляет другое. Например, Банк кредитования малого бизнеса учредил такую уважаемую организацию, как Европейский банк реконструкции и развития. ЕБРР берет на себя миссию играть такую роль инфраструктурную в России, как помогать становлению малого бизнеса в целом, и поэтому когда мне например отказывают в сотрудничестве по причине удаленности от представительства банка, у меня возникает вопрос - почему нельзя честно сказать о том, что ребята, мы не берем на себя миссию в целом по России работать, мы берем на себя миссию работать только в двух, трех, или десяти регионах из 89. Тогда мне все будет понятно, я буду искать где-нибудь в другом месте. И вторая проблема, с которой я столкнулся, это то, что банк, тот же самый Сберегательный банк, причем независимо, я так понял, от его местоположения, это Коми или Москва, и Банк кредитования малого бизнеса, и многие другие организации кредитные, не горят желанием финансировать с начала создания проекта. Я это тоже прекрасно понимаю. Определенный риск, непонятно какие люди приходят, у них еще ничего нет за душой, кроме каких-то бизнес-предложений, и вот в этой связи меня очень интересует позиция региональных администраций. Например, тот проект, который мы в Коми осуществляем, получил очень хорошую и весомую, и самое главное, эффективную поддержку со стороны администрации. Поэтому эти все вопросы постепенно снизились. Но наверняка многие другие участники инвестиционных процессов с ними сталкиваются. Я думаю, я и сам с ними столкнусь не раз еще. Так, может быть региональные администрации могли бы взять на себя урегулирование этой проблемы - кредитование начальных стадий инвестиционных процессов, потому что на мой взгляд, я конечно могу ошибаться, но на мой взгляд, для региональной администрации важно не только развитие существующих уже предприятий и проектов, для них важно, чтобы появлялись какие-то новые и люди, и предприятия, и рабочие места, чтобы по истечении скажем срока полномочий очередного губернатора у него было не генпредприятие, как было при восшествии его в должность, а уже два гена к примеру, или три гена плюс один, чтобы было какое-то движение вперед, движение к процветанию. И вот мне кажется, что как раз эти направления, взаимодействие в рамках такого, логического треугольника, когда есть некая сторона, инициирующая проект, есть сторона, которая финансирует этот проект, есть администрация, которая может поддержать тем или иным способом, такая связка, она будет эффективна. Тем более в регионах. И это сделает наверное и сам регион привлекательным, это поможет мне своих каких-то целей добиться, а финансовой организации - освоить и разместить те средства, которые у них сейчас находятся. Вот каким образом это сделать, я сейчас, честно говоря, не знаю. Наверное, это в каждом конкретном случае нужно садиться за стол, договариваться, и находить взаимоприемлемые решения. И мне кстати сказать, с этой точки зрения было бы очень интересно выслушать позицию банков, что для них стало бы таким мощным и интересным предложением, для того чтобы снять такие ограничения по удаленности от филиалов, ограничения в стадии проекта. Если бы сейчас уважаемые представители кредитных учреждений сказали бы пару слов на эту тему, я был бы им очень признателен. Спасибо.

Председатель.

Пожалуйста, может быть кто-то из представителей банков хотел бы ответить на этот вопрос. В рабочем порядке. Хорошо. Приходите к нам в Фонд, у нас есть хорошие связи с банками, и мы готовы с вами встретиться и поговорить. Уважаемые дамы и господа. Я хотел бы предоставить слово представителю Санкт-Петербурга Романенко Олег Николаевич, Инвестиционный институт ЗАО "Финвал". Он хотел бы поговорить о новых финансовых инструментах привлечения инвестиций в регионы. Прошу вас, пожалуйста.

Романенко Олег Николаевич, ЗАО "Финвал"

Большое спасибо, я не буду отвлекать много внимания у присутствующих, я буквально обозначу проблему и попытаюсь оценить ее возможности для нас. Значит, мы занимаемся консультациями в сфере привлечения инвестиций, прямых инвестиций, вот, и сами инвестируем. На сегодняшний момент, мы развиваем базу в Пятигорске, станица Незлобная. Значит, в мае этого года у нас рассматривался вопрос о привлечении дешевых кредитов под производство и реализацию комбикормов. Самый дешевый кредит - это кредит населения. Возникла идея создания так называемых зерновых контрактов. Законодательство России на сегодняшний день обосновывает актуальность реализации этой идеи через эмиссию двойных складских свидетельств. Статья 912 Гражданского Кодекса обозначает это как ценную бумагу. Несколько слов об актуальности данной проблемы. Европейский банк реконструкции и развития выделяет 100 миллионов долларов на законодательство в России по двойным складским свидетельствам. Теперь возможности. На сегодняшний день есть статистические данные, что собрано 70 миллионов тонн зерна в России. Если взять в среднем цену за 1 тонну 2200 рублей и перемножить это, то получается инвестиционный ресурс - 1 триллион 540 миллиардов рублей. Если хотя бы 10% из этих зерновых выделить под двойные складские свидетельства, то сумма получается весьма значимая - 154 миллиарда. Если же сюда включить отрасли по переделу зерновых - это крупа, комбикорма, мука, то ресурс получается очень большой. Я хочу повториться. Двойное складское свидетельство - это ценная бумага. По тем переговорам, которые мы имели с Санкт-Петербургскими банками, то они готовы их принимать в качестве залога под выделение кредитов на инвестиционные проекты. Это - очень ликвидная ценная бумага. Возможности для регионов. На сегодняшний день 7 регионов России, включая Ставрополье имеют базу и уже в течении трех лет осуществляют эмиссию обращения и погашения двойных складских свидетельств. Недавно я был в Челябинской области, где существует подобная система, приезжая в колхоз, разговаривая с простыми экономистами, они знают теорию и практику работы с этими свидетельствами, но они это не используют ни колхозы, ни элеваторы. А возможности колоссальные в плане привлечения инвестиций. Спасибо за внимание.



Анонс

Программа

Фоторепортаж:



к списку мероприятий









Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу