Архив мероприятия
Профессиональная конференция
"ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ:
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ"
14 июля 2000 года
г. Москва, гостиница "Националь"
ул. Моховая, дом 15/1
МАТЕРИАЛЫ (окончание)
БАРОН Л.И., член Коллегии Министерства экономики Российской Федерации, руководитель Департамента кредитной политики и финансовых рынков (тезисы выступления).
Исходя из того, что инвестиции в экономику - один из важнейших способов вывести производственные отрасли Российской Федерации из застоя, поднять уровень производства в стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки, данная проблема, безусловно, заслуживает рассмотрения.
Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.
Несмотря на достаточно высокие показатели темпов роста инвестиционной деятельности по итогам 1999 г. и по итогам I квартала 2000 г., объемы инвестиций в экономику не достигли докризисного уровня. Так, инвестиции в основной капитал в I квартале 2000 г. составили по сравнению с I кварталом 1998 г. 92,3%, по сравнению с I кварталом 1997 г. - всего 87,2%.
Складывающийся уровень инвестиций недостаточен для обеспечения устойчивого экономического роста, основанного на формировании механизма постоянного повышения эффективности производства. Для этого необходимо, как минимум, удвоение темпов роста инвестиций, возможное только в случае привлечения для этих целей дополнительных финансовых ресурсов - как внутренних, так и внешних. И в связи с этим сейчас, как никогда, велика роль банковской системы, которая в нашей стране действует на принципах универсального финансового посредничества. При этом банковская система имеет сегодня достаточные финансовые ресурсы. Так, за последний год депозиты юридических лиц возросли в 2 раза, а вклады граждан - на 49%. Эти показатели продолжают расти высокими темпами и в текущем году. Свою позитивную роль в активизации инвестиционных процессов может и должен сыграть Российский банк развития.
Российский банк развития был создан в 1999 году. Это кредитная организация, открытое акционерное общество, 100% акций которой принадлежит Российской Федерации, осуществляющая под контролем государства кредитование предприятий и организаций, а также проектов в целях реализации государственной инвестиционной политики.
Основными направлениями деятельности банка являются:
аккумулирование финансовых ресурсов для реализации государственной инвестиционной политики;
финансирование и кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в том числе включенных в Бюджет развития, а также иных проектов из общего списка инвестиционных проектов, одобренных Правительством Российской Федерации;
кредитование производства и поставки высокотехнологичной продукции на экспорт и производства импортозамещающей продукции;
участие в осуществлении программ реструктуризации системообразующих предприятий и организаций различных отраслей промышленности, а также предприятий и организаций, имеющих значительный экспортный потенциал;
развитие финансового лизинга машин и оборудования;
кредитование оборотных средств предприятий при условии осуществления банком расчетно-кассового обслуживания данных предприятий.
Для реализации возложенных на него функций банк в установленном порядке участвует в разработке социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.
В настоящее время осуществляется очередное реформирование структуры российского правительства и системы федеральных органов исполнительной власти. Исходя из опыта всех предыдущих реорганизаций структуры государственного управления, с сожалением приходится прогнозировать, что скорее всего и на этот раз проблемы реформирования в инвестиционной сфере и соответствующего, адекватного реальным задачам и потребностям российской экономики, кардинального преобразования системы регулирования инвестиционной деятельности не произойдет.
Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. Для привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, а формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.
Инвестиционная политика в России.
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Прежде всего это связано с двумя факторами:
1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в нереформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому необходимо произвести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны:
- создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;
- внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налоговых кредитов, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
Средства населения.
Одним из важных факторов, влияющих на инвестиционный климат страны являются сбережения населения. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Учитывая вышеизложенное. Министерством экономики Российской Федерации разработан комплекс мер по привлечению сбережений населения в инвестиционный процесс, направленный на создание условий для роста сбережений населения, для повышения привлекательности долгосрочного вложения средств, а также для формирования инфраструктуры кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать средства населения и эффективно инвестировать их в реальный сектор.
С учетом насущной необходимости в сложившихся сегодня условиях выполнения банками функции трансформации сбережений в инвестиции важнейшей задачей является дальнейшее оздоровление ситуации в банковской сфере и продолжение реструктуризации банковской системы.
Банковский пул
В настоящий момент Правительством Российской Федерации в лице уполномоченных органов исполнительной власти при участии Банка России в целях организации и координации разработки государственной инвестиционной политики, а также реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций ведется работа по созданию банковского пула. В частности, создана рабочая группа из представителей органов исполнительной власти, Банка России, а также представителей, заинтересованных в создании пула, кредитных организаций, союзов, ассоциаций и объединений.
Учитывая сегодняшнюю ситуацию в сфере вовлечения банков в процесс кредитования предприятий, банковский пул планируется создать в период 2001-2003 годов. Указанный пул будет создан в виде некоммерческого партнёрства, которое будет финансировать инвестиционные проекты, отобранные уполномоченными на то министерствами и ведомствами, которое может выступать в качестве одного из учредителей. Банковский пул сможет использовать средства федерального бюджета для гарантирования инвестиционных проектов (не более, чем на 60% от суммы сделки). Сейчас в бюджете зарезервировано для этих целей 15 млрд. рублей. Создание пула позволит снизить нагрузку на бюджет в плане финансирования и кредитования инвестиционных проектов в рамках Бюджета развития. Возможно участие в пуле Банка России, который в качестве надзорного органа обеспечит контроль над кредитными организациями, участвующими в некоммерческом партнерстве.
Главной экономической целью создания пула является создание на постоянной основе эффективно действующего информационно-координационного центра для реализации и развития государственной политики в области привлечения денежных средств в реальный сектор экономики, а также совершенствование механизмов восстановления банковского сектора страны.
Вследствие того, что в долгосрочном плане без восстановления нормального воспроизводственного цикла в экономике, формирования соответствующего инвестиционного механизма под задачи устойчивого экономического роста и вовлечения в этот механизм кредитных организаций, полноценное развитие российской банковской системы невозможно, другими целями банковского пула (далее пула) являются:
- содействие развитию реального сектора экономики за счет привлечения и синдицирования банковского капитала для финансирования инвестиционных проектов предприятий, имеющих высокую социальную значимость и пользующихся государственной поддержкой, а также мультипликацией имеющихся государственных ресурсов;
- формирование эффективных инвестиционных механизмов на основе координации работы соинвесторов, заемщиков и гарантов;
- развитие новых форм и механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;
- развитие системы гарантирования и страхования инвестиций на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с концепцией создания Пула организацию работы предполагается осуществлять по следующим трем основным направлениям:
- развитие финансово-управленческой и технологической инфраструктуры;
- осуществление проектов развития реального сектора;
- совершенствование законодательной базы для создания благоприятного инвестиционного климата.
Общая стратегия исходит из того, что деятельность в сфере привлечения и размещения денежных средств, в том числе иностранных должна координироваться в едином центре при содействии государственных федеральных и региональных организаций.
МАРТЫНОВ А.Д., заместитель начальника
отдела таможенного и нетарифного регулирования Государственного
таможенного комитета РФ
Исходя из структуры иностранных инвестиций, необходимо отметить, что в полном смысле слова стимулировать привлечение иностранных инвестиций необходимо только в тех отраслях экономики, где данный вопрос может быть решен отрицательно.
В связи с тем, что потенциальный инвестор заинтересован как в льготном ввозе инвестиционного товара, так и в льготном его использовании, и последующем льготном вывозе части конечного продукта или переводе денежных средств, в ряде собственно таможенных методов ГТК России рассматривает три основных направления стимулирования таможенными методами привлечения иностранных инвестиций:
1. тарифные меры;
2. меры экономической политики;
3. меры, связанные с расширением использования таможенных режимов и предусмотренных таможенными режимами льгот в рамках действующего законодательства.
1. Тарифные меры, прежде всего, в виде разного уровня налогообложения для комплектации и конечной продукции - меры, которые были с успехом реализованы для стимулирования иностранных инвестиций еще С.Ю.Витте около ста лет назад.
Процесс привлечения производств и, соответственно, инвестиций, начинается с упрощенной сборки из сборочных комплектов международной классификации SKD (Semi Knocked Down) с постепенным переходом к более сложной сборке в сочетании с размещением производства всевозрастающей части комплектации на российский предприятиях. Соответственно, с переходом к более сложной сборке таможенные органы будут классифицировать поступающие на предприятие комплектующие узлы и детали по товарной позиции комплектации в отличие от комплектующих, поступающих для сборки SKD, которые классифицируются по той же товарной позиции, что и конечная продукция, согласно подпункту 2 а) "Основных правил интерпретации ТН ВЭД СНГ". При необходимой глубине сборки (Переработки) примерный' уровень таможенного налогообложения ввозимой комплектации существенно ниже аналогичного обложения конечной продукции.
2.Меры экономической политики требуют существенной законодательной поддержки и ограничены международными обязательствами Российской Федерации.
Объем спроса в Российской Федерации в сочетании с уровнем и дифференциацией (различным уровнем для комплектации и для конечного продукта) таможенного обложения могут стать достаточными стимулами для привлечения иностранных инвестиций в сборочные производства.
В ряде мер по поддержке инвестиционных проектов в России важнейшими представляются меры по ограждению российского рынка от аналогичной продукции в странах Таможенного союза либо стран СНГ, часть, которых и реализуется в расчете на емкость внутреннего рынка Российской Федерации.
3. Меры, связанные с расширением использования таможенных режимов и предусмотренных таможенными режимами льгот в рамках действующего законодательства. Кроме того, данные меры будут способствовать более активному использованию имеющегося производственного потенциала вследствие вовлечения экономики страны в международное разделение труда в менее конкурентных (по сравнению с производством конечной продукции) областях, связанных с производством комплектации, передачей российским предприятиям этапов ее производства, и связанными с этим инвестициями в передаваемые на территорию России производства и этапы без опасности создать себе конкурента.
Если проанализировать механизм сегодняшнего действия таможенных режимов, то можно сделать следующие выводы:
1. 3а исключением режимов временного ввоза, переработки на таможенной территории, под таможенным контролем, свободной экономической зоны и свободного экономического склада, которые могут быть использованы для привлечения инвестиций, ни один другой таможенный режим не имеет четко выраженной инвестиционной направленности.
2. Недостатками упомянутых выше режимов с точки зрения потенциального инвестора являются:
- отсутствие четкой зависимости срока предоставления льгот по данным режимам от сроков инвестиционного проекта и сроков его окупаемости;
- отсутствие понятия "инвестиционного товара", в отношении которых предполагается применение льгот;
- неоднозначность формулировок (например, при временном ввозе (наиболее часто заявляемый режим в отношении товаров, которые используются иностранными концессионерами) товар должен быть вывезен в неизменном состоянии, что подразумевает невозможность их использования в качестве средств производства, так как это предполагает их амортизацию.
Резюмируя, целесообразно предусмотреть следующие меры в рамках применяемых в настоящее время таможенных режимов:
- выпуск для свободного обращения - установить льготы в отношении инвестиционных товаров: (пониженная ставка или освобождение от пошлины, льготы по НДС и акцизам, упрощенный порядок оформления (не требовать некоторые сертификаты и т.п.);
- таможенный склад - предусмотреть создание специализированных таможенных складов для обеспечения бесперебойного функционирования инвестиционных объектов, с применением льгот, установленных для инвестиционных товаров;
- переработка на таможенной территории - предусмотреть не взимание таможенных платежей при ввозе продуктов переработки, которые могут носить квази-инвестиционный характер (загрузка простаивающих мощностей предприятий, имеющих общероссийской значение, включение отечественных предприятий в цепочку разделения международного разделения труда, возможности дальнейшего перехода к большей степени обработки товаров и т.п.);
- временный ввоз товаров - предусмотреть возможность полного освобождения от таможенных платежей и не устанавливать жесткого требования о сроках вывоза иностранных товаров, которые используются на инвестиционных объектах;
- свободная таможенная зона - предусмотреть возможность объявления свободной таможенной зоной отдельных стройплощадок или отдельных объектов (при условии дальнейшей проработки вопроса о порядке последующей компенсации полученных в результате этого льгот);
- свободный таможенный склад - аналогично СТЗ, дополнительно к этому следует разработать программу создания производственных свободных складов в местах сосредоточения простаивающих отечественных предприятий;
- экспорт - предусмотреть возможность беспрепятственного и льготного вывоза товаров, являющихся долей инвестора.
Принимая во внимание объективные условия современной нам ситуации, можно с уверенностью утверждать, что введение таких мер приведет к попыткам использования льгот, установленных для инвестиционных товаров, для уклонения от уплаты таможенных платежей. В этой связи следует предусмотреть введение жесткого таможенного контроля за использованием товаров, в отношении которых были предоставлены льготы. Очевидно, что каждый инвестиционный контракт, помимо его обязательной регистрации в Министерства экономического развития и торговли России, еще до его подписания, должен иметь визу ГТК России на полном и закрытом перечне тех товаров, которые заявлены к предполагаемому ввозу в рамках будущего исполнения этого контракта. В некоторых странах для этого используют т.н. таможенный паспорт контракта с отрывными листами в зависимости от количества отправок, некоторые устанавливают инвестиционные квоты. Возможно, следует установить меру ответственности за незаконное использование льгот, предоставляемых инвестиционным товарам.
Анонс
Программа
Фоторепортаж:
к списку мероприятий
|