Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999-2000 годы. Информация и методы.
Социально-экономические процессы в России протекают настолько бурно, что не имеет смысла оценивать регион по какому-либо одному показателю, выстраивать регионы в одну шеренгу. Картина в плоскости риск-потенциал пока более информативна. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес разворачивать.
В плоскости риск-потенциал заданы следующие градации. Потенциал: высокий (цифровое обозначение 1), средний (2) и низкий (3). Риск: низкий (буквенное обозначение A), средний (B), высокий (C) и очень высокий (D).
Соответственно, рейтинг каждого региона обозначается буквенно-цифровой комбинацией, которая указывает на область в упомянутых выше координатах (см. график 2, карту 1 и таблицу 1).
Для более полной картины мы приводим в качестве дополнительной информации таблицы, графики и карты, показывающие распределение, динамику, группировку регионов и их географию отдельно по показателям потенциала и риска, а также по их составляющим. Иллюстрацией к спискам регионов по каждому виду потенциала и риска служат перечни лучших и худших регионов по отдельным индикативным показателям, использованным при расчете рейтингов (таблицы 4-10 и 13-20).
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):
- ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Рассчитывались следующие виды риска:
- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
- финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
- политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);
- социальный (уровень социальной напряженности);
- экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);
- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
- законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
В этом году была скорректирована методика расчета экономического и политического рисков. Это было обусловлено посткризисными структурными сдвигами в отечественной экономике и вступлением России в новый политический цикл (за прошедший год прошли выборы в Государственную думу, президентские выборы, в четверти субъектов федерации состоялись выборы глав исполнительной власти).
В результате опроса экспертов из российских и зарубежных инвестиционных и производственных компаний была определена оценка весов вклада каждой из перечисленных выше составляющих в интегральный потенциал или интегральный риск. Результаты очередного опроса экспертов показали дальнейшее сближение позиций потенциальных инвесторов при оценке различных факторов и условий инвестирования в регионах. Если говорить о различиях в оценках, то иностранцы большее значение уделяют политической ситуации в регионе, а наши соотечественники - финансовому и законодательному рискам. Наличие природных ресурсов и достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы, по-видимому, является нашим главным конкурентным преимуществом в глазах иностранных инвесторов. У наших же инвесторов сохраняются иллюзии относительно преимуществ высокого научно-технического потенциала, которому отдается предпочтение наряду с покупательским спросом населения и инфраструктурной обустроенностью территории.
Для "усредненного" инвестора все же наиболее важны законодательный риск и финансовый потенциал, в то время как экологический риск и институциональный потенциал наименее значимы при выборе места инвестирования (график 1). Потребительский потенциал, "лидировавший" в прошлом году, закономерно отошел на второй план в предпочтениях инвесторов. Замещение ресурсного потенциала институциональным на позиции аутсайдера можно объяснить определенной степенью завершенности институциональных преобразований в стране.
Соответственно, интегральный показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Содержательная интерпретация интегральных показателей такова. Потенциал региона - это доля региона в общем потенциале России. Уровень риска можно оценить по отношению к усредненному российскому риску, который согласно методике равен 1.
Основными информационными источниками при расчете показателей рейтинга стали данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономики, торговли и развития РФ, ЦБ РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, МВД РФ, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, Государственной думы ФС РФ, правовой базы данных "Консультант Плюс - Регионы", баз данных рейтингового агентства "Эксперт РА". Была также использована информация, предоставленная администрациями субъектов федерации.
|