На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в России в первом полугодии 2001 г.


За январь - июнь 2001 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 564.3 млрд. руб., что на 4.2% больше, чем в соответствующем периоде 2001 года.



В I полугодии 2001 г. сохранялась положительная динамика роста капиталообразующих инвестиций, но темпы прироста инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. несколько снизились.

На снижение инвестиционной активности в конце прошлого - начале текущего года оказали влияние ухудшение финансового состояния предприятий и складывающиеся соотношения в динамике цен на инвестиционные и неинвестиционные товары.

Изменяется отраслевая структура инвестиций в основной капитал. Так, в I квартале 2001 г. доля инвестиций в основной капитал в отрасли, производящие товары, сократилась с 55% до 52.4%, а в отрасли, оказывающих рыночные и нерыночные услуги, увеличилась с 45% до 47.6 процента.

За этот период доля инвестиций в основной капитал в промышленности сократилась с 49.4% до 47.2%, связи - с 2.4% до 2.1%, сельском хозяйстве - с 2.3% до 2.2%, осталась без изменений - в строительстве - 2.9% и значительно увеличилась на транспорте - с 17.6% до 21.2 процента:

Структура инвестиций в отраслях экономики производственной сферы

(без субъектов малого предпринимательства)

I квартал 2001 г.

в % к итогу

I квартал 2000 г. в % к итогу (справочно)

Промышленность

47.2

49.4

Сельское хозяйство

2.2

2.3

Транспорт

21.2

17.6

Связь

2.1

2.4

Строительство

2.9

2.9

Торговля и общественное питание

2.0

1.6

В промышленности доля инвестиций в основной капитал увеличилась в пищевой промышленности с 3.6% (к общему итогу по экономике) до 3.9% после снижения в 2000 году, в черной металлургии - с 2.3% до 3.2% и химической и нефтехимической промышленности - с 2% до 2.3%. Сократились инвестиции в топливной промышленности с 26.8% до 23.5%, цветной металлургии - с 3.5% до 3.3% и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 2% до 1.5%. Продолжилось сокращение доли инвестиций в машиностроении и металлообработке с 3.6% до 3.4%. Остановилось падение доли инвестиций в легкой промышленности.

Инвестиции в основной капитал в топливной промышленности сократились, в основном, за счет нефтедобывающей промышленности - с 19.2% до 16.2%, а также в газовой и угольной промышленности - на 0.4 процентного пункта соответственно.

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности (без субъектов малого предпринимательства)

I квартал 2001 г.

в % к итогу

I квартал 2000 г. в % к итогу (справочно)

Промышленность

47.2

49.4

из нее:

электроэнергетика

4.5

4.1

топливная

23.5

26.8

из нее:

нефтедобывающая

16.2

19.2

нефтеперерабатывающая

1.7

1.4

газовая

4.4

4.8

угольная

1.0

1.4

черная металлургия

3.2

2.3

цветная металлургия

3.3

3.5

химическая и нефтехимическая

2.3

2.0

машиностроение и металлообработка

3.4

3.6

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

1.5

2.0

промышленность строительных материалов

0.5

0. 5

стекольная и фарфоро-фаянсовая

0.2

0.2

легкая

0.2

0.2

пищевая

3.9

3.6

мукомольно-крупяная и комбикормовая

0.2

0.1

В I квартале 2001 г. сократились инвестиции в основной капитал в большинстве отраслей непроизводственной сферы: жилищно-коммунальном хозяйстве, прежде всего, за счет жилищного хозяйства, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, образовании, сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения и управлении.

Вместе с тем, перераспределение финансовых ресурсов от экспортоориентированного сектора экономики к другим отраслям в 2001 году крайне незначительно и происходит в рамках корпоративных слияний. В результате свободные ресурсы экспортоориентированного сектора частично продолжают служить источником для вывоза капитала, а частично - инвестируются в сырьевой сектор за счет импорта технологического оборудования.

Кроме того, если в 2000 году опережающими темпами росли инвестиции в промышленность, то в первом полугодии 2001 г. отмечается снижение доли инвестиций в этот сектор экономики. Повышение доли инвестиций в секторе услуг предопределяется значительным увеличением инвестиций в транспорт.

Основная часть инвестиций в основной капитал по-прежнему используется для поддержания действующего производственного аппарата и лишь незначительная их часть идет на обновление основных производственных фондов (в основном, в отраслях топливно-энергетического комплекса).

Анализ показывает, что дефицит производственных мощностей сложился в целом ряде отраслей: химическом комплексе, черной и цветной металлургии, в некоторых подотраслях машиностроения и пищевой промышленности.

Федеральным бюджетом на 2001 год на финансирование государственных капитальных вложений предусмотрены средства в сумме 28.19 млрд. руб., в том числе: на погашение кредиторской задолженности за ранее выполненные работы - 4.32 млрд. руб., финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы - 23.79 млрд. рублей:

За I полугодие 2001 года Федеральная адресная инвестиционная программа профинансирована в сумме 9.07 млрд. руб., или 38.1% к годовому лимиту, в том числе на реализацию президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” направлено 1.6 млрд. руб., или 33.4% годового лимита.

Финансирование государственных капитальных вложений в 2001 году осуществляется более равномерно, чем в предшествующие годы. За первое полугодие профинансировано около 50% годового лимита государственных капитальных вложений, что существенно превышает объемы финансирования 1999 и 2000 годов. Кредиторская задолженность за ранее выполненные работы погашена в размере 3.93 млрд. руб., или 90.9 процента.



В январе-июне, по данным Госкомстата, по стройкам и объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, использовано 1515.0 млн. руб. государственных капитальных вложений, или 18.3% годового лимита. Кроме того, за счет дополнительных доходов федерального бюджета по указанным стройкам и объектам осуществлены капитальные вложения в размере 171.0 млн. руб., что составляет 5.6% от годового объема дополнительных доходов, предусмотренных на финансирование капитальных вложений.

По стройкам и объектам производственных комплексов годовой лимит капитальных вложений использован за январь-июнь на 18.3%, в том числе по топливно-энергетическому комплексу - на 23.4%, агропромышленному комплексу - на 54.8 процента.

Использование годового лимита капитальных вложений по стройкам и объектам социального комплекса составило 15.8%, в том числе по: отрасли “Наука” -18.0%, “Культура” - 6.5%, “Образование” - 25.0%, “Здравоохранение” - 17.7%, “Коммунальное строительство” - 30.5  процента.

В целом, по данным Госкомстата, за январь-июнь государственные капитальные вложения по стройкам и объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, профинансированы в сумме 2363.5 млн. руб., или 28.6 % годового лимита.

Учитывая темпы и масштабы финансирования государственных расходов на капитальные вложения в истекшем периоде, во втором полугодии 2001 года можно ожидать 100-процентного выполнения государством своих обязательств по финансированию капитальных вложений.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда за первое полугодие составил 291.0 млрд. руб., что на 6.4% больше, чем в первом полугодии 2000 г., в том числе в июне - 65.4 млрд. руб., или 105.8% к уровню июня 2001 года.

Формируется тенденция замедления динамики объема работ, выполненных по договорам строительного подряда. Так, если прирост объема работ в I квартале 2001 г. составил 6.9%, то во квартале - 6.4%, или сократился на 0.5 процентного пункта. Однако рост объема подрядных работ подтверждается их динамикой, "очищенной" от сезонного и календарного факторов:

 

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, остаются неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий.

Неблагоприятной в целом остается тенденция в жилищном строительстве. За январь - июнь ввод в действие жилых домов составил 9.7 млн. кв. метров общей площади, или 99.1% к январю - июню 2000 года. В июне объем ввода в действие жилых домов составил 107.3% к соответствующему периоду 2000 года.

В первом полугодии 2001 года осуществлялась работа по формированию нормативно - правовой базы инвестиционной деятельности.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики, который предусматривает упрощение регистрации предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и сокращение числа проверок предприятий.

С начала 2001 года вступил в действие новый план счетов бухгалтерского учета. Указанный план приближает российские бухгалтерские стандарты к международным стандартам. Решены также вопросы учета быстроизнашивающегося имущества, начисления процентов и дисконтов, реализации товаров и имущества, внереализационных расходов и доходов, а также составных частей капитала. Подготовлен проект постановления Правительства “О дальнейших мерах по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”. В апреле 2001 г. Правительством одобрены предложения по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Правительством разработан и направлен в Государственную Думу ряд законопроектов, предусматривающих реализацию принципов эффективного надзора, создание правовой базы для работы с проблемными банками и ликвидации нежизнеспособных банков: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О внесении дополнений в статью 73 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". В мае 2001 г. законопроекты были приняты Государственной Думой в третьем чтении.

В апреле 2001 г. Правительство внесло в Государственную Думу проекты законов “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем”. Указанные законопроекты приняты Государственной Думой 24 мая 2001 г. в первом чтении.

Дальнейшее регулирование фондового рынка направлено на активизацию процессов перераспределения капитала и стимулирование инвестиционной активности. В этой связи ФКЦБ России приняты постановления о разделении учета средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, призванные минимизировать их риски, а также риски их клиентов. В целях защиты прав акционеров (инвесторов) в феврале 2001 г. Государственной Думой принят в первом чтении законопроект “Об аффилированных лицах”.

Для привлечения средств мелких отечественных инвесторов приоритетное значение приобрело создание законодательной базы функционирования институтов коллективного инвестирования. С этой целью разработан и представлен в Правительство проект федерального закона “О стимулировании инвестиций граждан на российском рынке ценных бумаг (об индивидуальных инвестиционных схемах)”.

В соответствии с мероприятиями Плана действий, предусматривающими совершенствование правовой основы деятельности участников рынка страховых услуг, подготовлены и представлены в Правительство проекты федеральных законов “О государственном страховом надзоре” и “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

Формируется правовая база обязательного страхования в Российской Федерации. Приоритетным направлением развития обязательного страхования определено страхование различных видов гражданской ответственности. Проект Федерального закона “О порядке осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации” представлен в Правительство 23 мая 2001 г. Проект федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты”, внесен в Государственную Думу, а законопроект “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” 5 апреля 2001 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

Положительное влияние на инвестиционный и деловой климат оказало повышение в июне кредитного рейтинга России до уровня "В" одним из трех ведущих мировых рейтинговых агентств Standart&Poor's. S&P повысило долгосрочный рейтинг РФ по обязательствам в местной и иностранной валютах с "В-" до "В", а краткосрочные рейтинги - с "С" до "В". Одновременно повышены основной необеспеченный рейтинг еврооблигаций и ОВВЗ.


По данным Министерства экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу