На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Экономические обзоры


Российская экономика в 2002 году важнейшие параметры прогноза и федерального бюджета

Для характеристики важнейших показателей прогноза развития экономики на 2002 год прежде всего необходимо дать оценку тенденциям, сформировавшимся в 2001 году, и особенно в последние месяцы (в октябре-ноябре).

В целом в 2001 году продолжились позитивные тенденции в российской экономике, сформировавшиеся в посткризисный период. Прежде всего, третий год подряд отмечен экономический рост. ВВП за 2001 год увеличится по сравнению с предыдущим годом, по оценке, на 5 -5.5%, объем промышленного производства – на 5.2%.

Главная особенность и, может быть, главный позитивный результат 2001 года состоит в том, что экономический рост зафиксирован в условиях принципиальной смены факторов роста. Важнейшие компоненты внутреннего спроса (инвестиции в основной   капитал и потребление населением товаров и услуг) росли опережающими темпами по отношению к динамике ВВП. В то же время чистый экспорт товаров и услуг, в отличие от 1999-2000 гг., характеризовался абсолютным снижением объемов по отношению к   предыдущему году.

Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась последовательным улучшением собираемости налогов в бюджет и сдержанной расходной политикой. Федеральный бюджет исполнялся с профицитом, причем первичный его профицит по итогам 11 месяцев составил 5.8%.

Ответственная бюджетная и денежно-кредитная политика позволила относительно нормализовать ситуацию с динамикой инфляции, её темпы во втором полугодии существенно снизились. Однако в целом за 2001 год темп инфляции составил, по оценке, 18.7%, что существенно выше первоначального официального прогноза - 12-14%.

Оставался высоким объем внешнеторгового положительного сальдо. Существенно выросли золотовалютные резервы, составившие на конец года свыше 36 млрд. долларов. Полностью (и даже в больших объемах, чем было принято графиком на этот год) обслуживался внешний государственный долг, причем без новых внешних заимствований. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке, что показало развитие событий в декабре те, кто пытался раскачать валютный курс и выиграть на  спекулятивных операциях, в конечном счете проиграл.

Вместе с тем, как показывает анализ сезонно и календарно очищенной динамики ВВП и промышленного производства, в последние месяцы рост практически приостановился.

Причиной замедления динамики ряда важнейших макроэкономических показателей является одновременное движение в неблагоприятном направлении большинства факторов, положительно воздействовавших на экономический рост в 1999-2000 гг.: мировые цены на нефть после рекордных значений 2000 года значительно снизились; рубль за последние два года, после девальвации конца 1998 – начала 1999 года, заметно укрепился; издержки предприятий (особенно в части расходов на заработную плату и на оплату продукции и услуг естественных монополий) после значительного снижения в первый посткризисный год, к концу 2001 года существенно выросли.

Необходимо также отметить замедление выхода части экономики из “тени” (в том числе из-за ожидания значительного снижения ставки налога на прибыль с января 2002 года). Расчеты показывают, что в наибольшей степени замедление динамики экономического роста произошло за счет “ неформальной ” экономики.

Нужно отметить значительное улучшение адаптированности предприятий реального сектора экономики к условиям функционирования по сравнению с первыми годами реформ. Во всяком случае, в 2001 году предприятия чувствовали себя достаточно устойчиво при таких параметрах изменений отмеченных выше факторов, которые раньше были для них очень чувствительными. В частности, именно этим объясняется следующая тенденция после стагнации ВВП и промышленного производства в конце 2000 года (когда внешнеэкономические факторы исчерпали свое положительное влияние на экономический рост), последовало возобновление роста в 2001 году. Предприятия смогли “включить ” дополнительные внутренние источники роста, и прежде всего наращивать инвестиции.

Улучшению адаптированности предприятий и позитивным итогам   2000-2001 гг. во многом помогли активные действия Правительства в экономической сфере в эти годы. Прежде всего, начали сказываться меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата и ответственная, достаточно жесткая бюджетно-финансовая политика.

Дальнейшее нарастание активности Правительства должно позволить снивелировать негативное совокупное воздействие отмеченных выше факторов (которое, по прогнозам,   в целом продолжится в ближайший год) на экономический рост. Вместе с тем, как показывают расчеты, полностью избежать замедления темпов экономического роста в 2002 году, по всей видимости, не удастся.

Даже в наиболее благоприятном, принятом Правительством варианте    прогноза Минэкономразвития – варианте II темп прироста ВВП к оценке 2001 года составит 4.3%, другом   варианте прогноза Минэкономразвития – варианте I -   3.5%, дополнительных вариантах прогноза Минэкономразвития   - вариантах А и Б – соответственно 3.1% и 2.8%.

Предполагается, что темп инфляции (декабрь к декабрю) в 2002 году   во всех четырех вариантах прогноза будет находиться в “ вилке ” 12-14% . При его подготовке победила точка зрения об инфляции как целевом параметре, во многом формируемом под влиянием экономической политики Правительства и Банка России.

В настоящее время среди экономистов дискутируется вопрос о реальности принятого прогноза. Это относится, прежде всего, к ВВП и инфляции как к основным бюджетообразующим макроэкономическим показателям.

Безусловно, при сценарных условиях   варианта II (в первую очередь, при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре) его параметры и по ВВП, и по темпу инфляции вполне достижимы.

Вместе с тем, принимая во внимание тенденции последних месяцев, особенно в динамике мировых цен на нефть, наиболее вероятным   представляется экономический рост, соответствующий варианту I прогноза или, в крайнем случае, ненамного хуже (приближающийся к варианту А).

Темпы роста производства в 2002 году к предыдущему году, так же как и ВВП, прогнозируются ниже, чем оцениваемые темпы роста в 2001 году – соответственно по вариантам II, I, А и Б – 4%, 3%, 2.8% и 2.6%.

Динамика производства в топливно-сырьевых отраслях, в значительной степени ориентированных на внешний рынок, будет заметно уступать динамике общепромышленного производства. Прогнозируется снижение от небольших темпов роста в вариантах II и I практически к стагнации в варианте А и, особенно, Б В то же время обрабатывающие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок, характеризуются более высокими темпами роста. Особенно рельефно опережающая динамика обрабатывающих отраслей (прежде всего, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности) выглядит в дополнительных вариантах прогноза. Это обусловлено относительно меньшим давлением со стороны импорта, в условиях прекращения реального укрепления рубля, прогнозируемого в варианте А и, особенно, Б.

В условиях продолжения активных мер по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата более высокие темпы роста, чем по ВВП и промышленному производству, прогнозируются по инвестициям в основной капитал (соответственно по вариантам – 8%, 6%, 5% и 4%). Вместе с тем достижению более высокой динамики инвестиций препятствует характер сложившейся воспроизводственной модели российской экономики. Это прежде всего высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от конъюнктуры, складывающейся в очень узком сегменте мирового рынка товаров ярко выраженная дифференциация секторов экономики, ориентирующихся на внутренний и внешний спрос. У предприятий-экспортеров концентрируются основные доходы и инвестиционно-финансовый потенциал российской экономики. В то же время предприятия, ориентирующиеся на российского потребителя, в силу узости внутреннего спроса испытывают недостаток в собственных средствах развития неразвитость механизмов эффективного межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики, что служит одной из причин вывоза капитала не высокий кредитный рейтинг, не позволяющий осуществлять эффективные заимствования финансовых ресурсов на международных рынках капиталов сохраняющийся низкий уровень реальных доходов и сбережений населения, тормозящий развитие потребительского спроса.

  Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику прогнозируются, в зависимости от вариантов, в “вилке ” 5.5-6.5 млрд. долларов, с положительными темпами роста к оценке 2001 года (хотя их объемы остаются   несопоставимо малыми с потенциальными возможностями российской экономики). Помимо общего улучшения экономической ситуации   в России, должны начать сказываться меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций (национальный режим, стабильность и гарантии для иностранных инвесторов функционирование омбудсмана, действующего при аппарате Правительства Российской Федерации международные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям в России создание инвестиционно-проводящей сети, включающей систему информационного и консультативного обеспечения и другие).

По показателям, характеризующим доходы и потребление населением товаров и услуг,  в 2002 году также прогнозируются опережающие (по отношению к ВВП и промышленному производству) темпы роста, хотя и несколько меньшие, чем по динамике инвестиций. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся к оценке 2001 года по вариантам прогноза, соответственно, на 6%, 5%, 4.7% и 4.5%, оборот розничной торговли – на 6%, 5.2%, 4.8%, 4.5%. Существенно более скромные темпы роста, как и в 2001 году, прогнозируются по объему платных услуг населению -   на 3%, 2.5%, 2.2%, и 2%. Сдерживающее влияние на динамику платных услуг оказывает опережающий рост цен на них по сравнению с потребительскими товарами, в условиях относительно низкого уровня доходов и сбережений большинства населения.

Учитывая ожидаемое ухудшение мировой конъюнктуры, экспорт товаров во всех вариантах прогноза, кроме варианта II , характеризуется отрицательными темпами роста к оценке 2001 года. Прогнозируется неблагоприятная конъюнктура не только по топливно-энергетической группе продукции, но и по металлам. Значительное сокращение спроса на сталь на североамериканском рынке и   депрессивное состояние рынка Западной Европы лишь отчасти может быть компенсировано переориентацией поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского   региона       и на другие рынки сбыта. При примерном сохранении физического объема экспортных поставок металлопродукции, изменение ценовой конъюнктуры приведет к снижению стоимостных объемов экспорта в долларовом выражении.

В то же время, с учетом складывающейся конъюнктуры мирового рынка, постепенного совершенствования структуры выпускаемой машиностроительной продукции, в 2002 году прогнозируется увеличение экспортных поставок машин и оборудования (примерно на 4-5%). Рост экспорта намечается практически по всем важнейшим видам экспортируемой продукции машиностроения, в том числе по легковым и грузовым автомобилям, металлорежущим станкам, сельскохозяйственной технике.

Динамика импорта, в отличие от экспорта, в 2002 году  характеризуется положительными темпами роста во всех вариантах прогноза. В результате разнонаправленной динамики экспорта и импорта чистый экспорт будет продолжать демонстрировать абсолютное снижение объемов, как и в 2001 году. Вместе с тем темпы роста импорта в 2002 году прогнозируются не столь высокими, как в 2000-2001 гг. Это обусловливается прежде всего характером динамики обменного курса рубля реальное укрепление рубля, происходившее в течение двух последних лет, значительно активизировало импорт в Россию. Однако ожидается, что темпы реального укрепления рубля в 2002 году существенно снизятся, а в дополнительных вариантах прогноза   укрепление рубля даже прекратится. Это несколько снизит давление импорта на российских производителей.

Федеральный бюджет на 2002 год, прошедший все стадии принятия и подписанный Президентом Российской Федерации, базируется на основных параметрах прогноза Минэкономразвития. Хотя его доходная часть рассчитана исходя из варианта II прогноза, бюджет достаточно устойчив и при менее благоприятных вариантах развития событий.

Так, если российская экономика попадает в 2002 год в условия варианта I, то потери доходов бюджета (против варианта II ) составляют порядка 170 млрд. рублей. Вместе с тем в принятом федеральном бюджете предусмотрен финансовый резерв в размере 109.8 млрд. рублей, еще примерно 69 млрд. рублей составляют “ обусловленные расходы ” (т.е. те, которые могут быть реализованы только при условии получения достаточных доходов). В сумме эти две статьи более чем перекрывают упомянутую возможную потерю доходов бюджета. Таким образом, расходная часть федерального бюджета как бы рассчитана, исходя из варианта I прогноза. Процентные расходы (на обслуживание внешнего государственного долга) при этом исполняются в полном объеме.

При еще более неблагоприятных условиях экономического развития (например, по варианту А прогноза, который представляется наихудшим из реально возможных) также не произойдет ничего трагичного. Дополнительные потери доходов бюджета при таком варианте могут быть восполнены резервами, образовавшимися по итогам успешного исполнения федерального бюджета в 2000 и 2001 гг. Но, разумеется, напряженность исполнения бюджета в таком случае возрастает.

Подробная характеристика доходной и расходной   частей федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. состоит в следующем.

Доходы федерального бюджета на 2002 год сформированы в объеме 2125.7 млрд. рублей (19.4% к ВВП), полные расходы (с учетом упомянутых выше финансового резерва и “ обусловленных расходов ”) – 1947.4 млрд. рублей (17.8% к ВВП). При   этом одно из отличий бюджета   на 2002 год от бюджетов предыдущих лет состоит во включении в него поступлений единого социального налога (взноса) в сумме 281.2 млрд. рублей (2.6% к ВВП). Этот налог направляется в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии, в соответствии с концепцией пенсионной реформы. За вычетом указанного налога доходы бюджета 2002 года составляют 16.8% к ВВП (против 15.4% по бюджету на 2001 год), расходы – 15.2% к ВВП (15.4%).

В структуре основных доходов федерального бюджете предусматривается снижение поступлений налога на прибыль (с 2.2% к ВВП в бюджете 2001 г. до 1.9% к ВВП в бюджете 2002 г.). Это обусловлено реформированием налогообложения прибыли, и прежде всего снижением федеральной ставки указанного налога с 11 до 7.5% с начала 2002 года.

В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере с 1 января 2002 г. вводится налог на добычу полезных ископаемых. Одновременно отменяются действовавшие ранее налог за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть. В результате поступления по статье доходов бюджета   “ платежи за пользование природными ресурсами ” увеличиваются с 0.5% к ВВП до   1.7% к ВВП при одновременном снижении поступлений акцизов (с 2.4% к ВВП до 2% к ВВП).

В структуре расходов федерального бюджета увеличиваются расходы на государственное управление, местное самоуправление и судебную власть (с 0.6% к ВВП до 0.7% к ВВП), в первую очередь с учетом средств на реализацию реформирования судебной системы. В части финансирования науки и социально-культурной сферы увеличение связано с ростом расходов на образование (с 0.6% от ВВП до 0.7% от ВВП). Увеличение расходов по статье “Социальная политика ” (с 1.4% от ВВП до 3.9% от ВВП) всецело связано с упоминавшимся выше социальным налогом, впервые включенным в федеральный бюджет на 2002 год.

Профицит федерального бюджета на 2002 год составляет 178.3 млрд. рублей (1.6% к ВВП) против практически нулевого профицита в бюджете, принятом на 2001 год (фактическое исполнение федерального бюджета на 2001 год происходило с существенным профицитом, превысившим за 11 месяцев 2001 г. 3% от ВВП).








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу