На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в сентябре 2001 г.



За январь - сентябрь объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1031.5 млрд. руб., что на 7.8% больше, чем в соответствующем периоде 2000 года, в том числе в сентябре 158.7 млрд. руб., или 109.5% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

C:\001\710.wmf

К числу основных факторов, обеспечивших позитивное развитие инвестиционного процесса, можно отнести:

расширение внутреннего инвестиционного спроса за счет увеличения собственных и привлеченных средств на инвестиционные цели;

снижение (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) темпов роста цен производителей промышленной продукции и цен производителей в строительстве;

успешное исполнение бюджета по итогам января-сентября 2001 года;

предпринимаемые Правительством меры по улучшению инвестиционного климата.
Однако существующий объем инвестиций в основной капитал недостаточен для крупномасштабного обновления активной части основных производственных фондов.

Большинство предприятий имеют средства только на капитальный ремонт действующего оборудования, удельный вес которого в объеме инвестиций в основной капитал увеличился.
Негативное влияние на инвестиционную активность оказывают:

исчерпание факторов, благоприятно влиявших на инвестиционную деятельность в предыдущем году;

ухудшение финансового положения предприятий отраслей реального сектора экономики;

значительные затраты на обслуживание государственного внешнего долга;

сохраняющиеся большие объемы вывоза капитала за рубеж;

отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов;

неразвитость банковской системы.
Недостаточно эффективна структура инвестиций в основной капитал. Основная их часть в I полугодии 2001 г. была направлена в жилища, здания (кроме жилых) и сооружения и составила 54.3%, а в машины, оборудование, инструмент и инвентарь - 35.7% (в первом полугодии 2000 г. 56.2% и 34.8% соответственно).
Изменяется структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Так, доля собственных средств сократилась в I полугодии 2001 г. с 53.5% до 49.3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а привлеченных средств увеличилась с 46.5% до 50.7 процента.
В составе собственных средств увеличилась доля прибыли, остающаяся в распоряжении организаций с 21.7% до 24.1% и уменьшилась доля амортизации с 22.8% до 21.5 процента.
В составе привлеченных средств: доля кредитов банков снизилась с 4.0% до 3.3%, в том числе кредитов иностранных банков - с 1.0% до 0.7%; заемных средств других организаций - с 9.4% до 6.0%; бюджетных средств - с 20.6% до 19.2%, при этом привлеченные средства из бюджетов субъектов Федерации сократились с 14.3% до 12.9%, а средства внебюджетных фондов увеличились с 3.8% до 4.6%. Значительно увеличились прочие привлеченные средства с 8.7% до 17.6 процента.
Затраты на приобретение лизингового имущества лизинговыми компаниями и другими организациями - лизингодателями с целью последующей передачи лизингополучателю в I полугодии 2001 г. составили 3.6 млрд. рублей, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 0.6 процента.
Происходят изменения в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. Так, в I полугодии 2001 г. доля инвестиций в основной капитал сократилась в промышленности с 46.0% до 45.1%, связи - с 3.2% до 2.8%, сельском хозяйстве - с 2.7% до 2.5%, значительно увеличилась на транспорте - с 17.9% до 22.7% и строительстве - с 2.5% до 2.8% процента.
В промышленности доля инвестиций в основной капитал увеличилась: в черной металлургии - с 2.2% до 2.5%, легкой промышленности - с 0.1% до 0.2%. Сократились инвестиции в пищевой промышленности с 4.2% до 3.3%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 1.9% до 1.2%. Продолжилось сокращение удельного веса инвестиций в машиностроении и металлообработке с 3.8% до 2.9 процента.
Инвестиции в основной капитал в топливной промышленности увеличились с 22.3% до 24.2%, в основном, за счет нефтеперерабатывающей промышленности - с 1.4% до 2.3%, а также газовой промышленности 4.2% до 5.2 процента.

Федеральным бюджетом на 2001 год на финансирование государственных капитальных вложений предусмотрены средства в сумме 28.19 млрд. рублей, в том числе: на погашение кредиторской задолженности за ранее выполненные работы - 4.32 млрд. рублей, финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы - 23.79 млрд. рублей.

C:\001\711.wmf

Финансирование государственных капитальных вложений в 2001 году осуществляется более равномерно, чем в предшествующие годы. За январь - сентябрь государственные капитальные вложения профинансированы в объеме 73% к годовому лимиту, что существенно превышает объемы финансирования 1999 и 2000 годов (38 и 58% соответственно). Кредиторская задолженность за ранее выполненные работы погашена в размере 3.7 млрд. рублей, или 86.5 процента.
По итогам января - сентября 2001 года Федеральная адресная инвестиционная программа профинансирована в сумме 16.8 млрд. рублей, или 70.7% к годовому лимиту, кроме того, за счет дополнительных доходов профинансировано 2.5 млрд. рублей, за счет остатков, сложившихся на 1 января 2001 г. - 1.6 млрд. рублей.

C:\001\712.wmf

За истекший период президентская программа "Государственные жилищные сертификаты" профинансирована в объеме 2.5 млрд. рублей, или 51.7% годового лимита.
В целях повышения эффективности использования государственных капитальных вложений проведена работа по разработке порядка отбора и финансирования объектов за счет государственных средств. Постановлением Правительства утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, определяющий четкую процедуру формирования перечня строек и критерии их отбора.
Учитывая темпы и масштабы финансирования государственных расходов на капитальные вложения в истекшем периоде, по итогам 2001 года можно ожидать 100-процентного выполнения государством своих обязательств по финансированию капитальных вложений.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда за январь - сентябрь составил 512 млрд. рублей, что на 8.2% больше, чем в соответствующем периоде 2000 г., в том числе в сентябре - 77.2 млрд. руб., или 111.8% к уровню сентября 2000 года.
Рост объема подрядных работ подтверждается их динамикой, "очищенной" от сезонного и календарного факторов:

Динамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2)
и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)

C:\001\713.wmf

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, остаются:

высокий уровень налогов и ограниченные финансовые возможности строительных организаций;

неплатежеспособность заказчиков;

высокая стоимость материалов, конструкций, изделий;

изношенность производственной базы строительных организаций.

Улучшается ситуация в жилищном строительстве. Если в первом квартале 2001 г. ввод в действие жилых домов составил 97.8% к соответствующему периоду предыдущего года, то во втором - 100% и в третьем - 112.2%. За январь - сентябрь ввод в действие жилых домов составил 16.3 млн. кв. метров общей площади, или 104% к январю - сентябрю 2000 года. В сентябре объем ввода в действие жилых домов составил 113.6% к соответствующему периоду 2000 года. Было введено в эксплуатацию жилья в 2.3 раза больше, чем в августе 2001 года.

C:\001\714.wmf

По итогам первого полугодия 2001 года объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 33839 млн. долл., в том числе прямые инвестиции составили 17572 млн. долл., портфельные инвестиции - 1001 млн. долл. и прочие инвестиции -15266 млн. долларов.
В I полугодии 2001 г. иностранные инвестиции в российскую экономику составили 6684 млн. долл., или увеличились на 39.9% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе прямые инвестиции - 2509 млн. долл., или увеличились на 40.5%, портфельные инвестиции - 238 млн. долл., (увеличение в 4.7 раза), прочие инвестиции - 3937 млн. долл. (прирост составил 33.8 процента).
Структура иностранных инвестиций имеет следующий вид: прямые инвестиции - 37.5%, портфельные - 3.6% и прочие - 58.9% (в I полугодии 2000 г. -37.4%, 1.1% и 61.5% соответственно).
Продолжалась работа по развитию правовой базы инвестиционной деятельности.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата реализуется комплекс мер по дебюрократизации экономики, который предусматривает упрощение регистрации предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и сокращение числа проверок предприятий.
В текущем году продолжилась работа по совершенствованию законодательства, связанного с развитием механизмов реализации соглашений о разделе продукции (СРП), на это направлены следующие нормативно-правовые акты.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 18 июня 2001г. №75-ФЗ. Документ совершенствует положение действующего закона и дополняет его новой схемой налогообложения при работе на основе соглашения о разделе продукции.
Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)" от 12 февраля 2001г. №13-ФЗ. Закон определяет разработку крупнейшего месторождения газа на условиях соглашения о разделе продукции.
Приказ МНС России «Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции» от 10 сентября 2001 г. № ВГ-3-01/340. Методические рекомендации определяют порядок реализации положений статьи 178 Налогового кодекса. В частности, разъясняется порядок освобождения от НДС товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, действовавший до 31 декабря 2000 года, и порядок, применяемый после 1 января 2001 года. Определены особенности оформления и представления в связи с этим в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность освобождения от НДС товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции; разъяснен порядок заполнения и представления гарантийного письма инвестора и/или оператора по соглашению о разделе продукции, выдаваемого последним лицу, участвующему в выполнении работ по соглашению о разделе продукции на основе договора с инвестором и/или оператором по соглашению о разделе продукции.
Положительное влияние на инвестиционный климат окажет вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации (принят Советом Федерации Государственной Думы в октябре 2001 года).
На защиту прав акционеров направлен Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ. Закон вводит в действия изменения и дополнения, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией акционерного общества, порядком формирования уставного капитала, размещением обществом акций и иных ценных бумаг, порядком проведения общего собрания акционеров. Внесены также изменения и дополнения, касающиеся основных положений об акционерных обществах. В частности, установлено, что акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
Как факт признания улучшения инвестиционного климата в России можно оценить повышение международными рейтинговыми агентствами Fitch и Standard & Poor`s рейтингов российских финансовых инструментов в октябре 2001. Fitch повысило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте и еврооблигациям с уровня В до В+. Долгосрочный рейтинг по обязательствам в местной валюте был повышен с уровня В- до В. Агентство Standard & Poor`s изменило прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам России со "стабильного" на "позитивный". В пресс-релизах агентств говорится, что такое повышение отражает высокие темпы проведения структурных реформ в России и значительное улучшение ее макроэкономических показателей. Ключевым фактором повышения рейтингов, по мнению экспертов агентств, является значительное сокращение долгового бремени России и наличие у нее ресурсов для обслуживания внешнего долга в ближайшие два года.

Министерство экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу