Инвестиционная активность в сентябре 2001 г.
За
январь -
сентябрь
объем
инвестиций
в основной
капитал за
счет всех
источников
финансирования
составил 1031.5
млрд. руб., что
на 7.8% больше,
чем в
соответствующем
периоде 2000
года, в том
числе в
сентябре 158.7
млрд. руб., или
109.5% по
отношению к
соответствующему
периоду
прошлого
года.
К
числу
основных
факторов,
обеспечивших
позитивное
развитие
инвестиционного
процесса,
можно
отнести:
расширение
внутреннего
инвестиционного
спроса за
счет
увеличения
собственных
и
привлеченных
средств на
инвестиционные
цели;
снижение (по
сравнению с
соответствующим
периодом
предыдущего
года) темпов
роста цен
производителей
промышленной
продукции и
цен
производителей
в
строительстве;
успешное
исполнение
бюджета по
итогам
января-сентября
2001 года;
предпринимаемые
Правительством
меры по
улучшению
инвестиционного
климата.
Однако
существующий
объем
инвестиций в
основной
капитал
недостаточен
для
крупномасштабного
обновления
активной
части
основных
производственных
фондов.
Большинство
предприятий
имеют
средства
только на
капитальный
ремонт
действующего
оборудования,
удельный вес
которого в
объеме
инвестиций в
основной
капитал
увеличился. Негативное
влияние на
инвестиционную
активность
оказывают:
исчерпание
факторов,
благоприятно
влиявших на
инвестиционную
деятельность
в предыдущем
году;
ухудшение
финансового
положения
предприятий
отраслей
реального
сектора
экономики;
значительные
затраты на
обслуживание
государственного
внешнего
долга;
сохраняющиеся
большие
объемы
вывоза
капитала за
рубеж;
отсутствие
эффективных
механизмов
трансформации
сбережений
населения в
инвестиции;
недостаточная
правовая
защита
отечественных
и
иностранных
инвесторов;
неразвитость
банковской
системы. Недостаточно
эффективна
структура
инвестиций в
основной
капитал.
Основная их
часть в
I
полугодии 2001 г.
была
направлена в
жилища,
здания (кроме
жилых) и
сооружения и
составила 54.3%, а
в машины,
оборудование,
инструмент и
инвентарь - 35.7% (в
первом
полугодии 2000 г.
56.2% и 34.8%
соответственно). Изменяется
структура
инвестиций в
основной
капитал по
источникам
финансирования.
Так, доля
собственных
средств
сократилась
в I
полугодии 2001 г.
с 53.5% до 49.3% по
сравнению с
соответствующим
периодом
прошлого
года, а
привлеченных
средств
увеличилась
с 46.5% до 50.7
процента. В
составе
собственных
средств
увеличилась
доля прибыли,
остающаяся в
распоряжении
организаций
с 21.7% до 24.1% и
уменьшилась
доля
амортизации
с 22.8% до 21.5
процента.
В составе
привлеченных
средств: доля
кредитов
банков
снизилась с 4.0%
до 3.3%, в том
числе
кредитов
иностранных
банков - с 1.0% до 0.7%;
заемных
средств
других
организаций -
с 9.4% до 6.0%;
бюджетных
средств - с 20.6% до
19.2%, при этом
привлеченные
средства из
бюджетов
субъектов
Федерации
сократились
с 14.3% до 12.9%, а
средства
внебюджетных
фондов
увеличились
с 3.8% до 4.6%.
Значительно
увеличились
прочие
привлеченные
средства с 8.7%
до 17.6
процента. Затраты
на
приобретение
лизингового
имущества
лизинговыми
компаниями и
другими
организациями
-
лизингодателями
с целью
последующей
передачи
лизингополучателю
в I
полугодии 2001 г.
составили 3.6
млрд. рублей,
их доля в
общем объеме
инвестиций в
основной
капитал
составляет 0.6
процента. Происходят
изменения в
отраслевой
структуре
инвестиций в
основной
капитал.
Так, в
I
полугодии 2001 г.
доля
инвестиций в
основной
капитал
сократилась
в
промышленности
с 46.0% до 45.1%, связи -
с 3.2% до 2.8%,
сельском
хозяйстве - с 2.7%
до 2.5%,
значительно
увеличилась
на
транспорте - с
17.9% до 22.7% и
строительстве
- с 2.5% до 2.8%
процента. В
промышленности
доля
инвестиций в
основной
капитал
увеличилась:
в черной
металлургии -
с 2.2% до 2.5%, легкой
промышленности
- с 0.1% до 0.2%.
Сократились
инвестиции в
пищевой
промышленности
с 4.2% до 3.3%, лесной,
деревообрабатывающей
и
целлюлозно-бумажной
промышленности
- с 1.9% до 1.2%.
Продолжилось
сокращение
удельного
веса
инвестиций в
машиностроении
и
металлообработке
с 3.8% до 2.9
процента.
Инвестиции
в основной
капитал в
топливной
промышленности
увеличились
с 22.3% до 24.2%, в
основном, за
счет
нефтеперерабатывающей
промышленности
- с 1.4% до 2.3%, а также
газовой
промышленности
4.2% до 5.2
процента.
Федеральным
бюджетом на
2001 год на
финансирование
государственных
капитальных
вложений
предусмотрены
средства в
сумме 28.19 млрд.
рублей, в том
числе: на
погашение
кредиторской
задолженности
за ранее
выполненные
работы -
4.32 млрд.
рублей,
финансирование
Федеральной
адресной
инвестиционной
программы -
23.79 млрд.
рублей.
Финансирование
государственных
капитальных
вложений в 2001
году
осуществляется
более
равномерно,
чем в
предшествующие
годы. За
январь -
сентябрь
государственные
капитальные
вложения
профинансированы
в объеме 73% к
годовому
лимиту, что
существенно
превышает
объемы
финансирования
1999 и 2000 годов (38 и 58%
соответственно).
Кредиторская
задолженность
за ранее
выполненные
работы
погашена в
размере 3.7
млрд. рублей,
или 86.5
процента. По
итогам
января -
сентября 2001
года
Федеральная
адресная
инвестиционная
программа
профинансирована
в сумме 16.8 млрд.
рублей, или 70.7% к
годовому
лимиту, кроме
того, за счет
дополнительных
доходов
профинансировано
2.5 млрд. рублей,
за счет
остатков,
сложившихся
на 1 января 2001 г. - 1.6
млрд.
рублей.
За
истекший
период
президентская
программа
"Государственные
жилищные
сертификаты"
профинансирована
в объеме 2.5
млрд. рублей,
или 51.7%
годового
лимита.
В
целях
повышения
эффективности
использования
государственных
капитальных
вложений
проведена
работа по
разработке
порядка
отбора и
финансирования
объектов за
счет
государственных
средств.
Постановлением
Правительства
утверждено
Положение о
формировании
перечня
строек и
объектов для
федеральных
государственных
нужд и их
финансировании
за счет
средств
федерального
бюджета,
определяющий
четкую
процедуру
формирования
перечня
строек и
критерии их
отбора.
Учитывая
темпы и
масштабы
финансирования
государственных
расходов на
капитальные
вложения в
истекшем
периоде, по
итогам
2001 года можно
ожидать
100-процентного
выполнения
государством
своих
обязательств
по
финансированию
капитальных
вложений.
Выполненный
объем работ
по
договорам
строительного
подряда
за январь -
сентябрь
составил 512
млрд. рублей,
что на 8.2%
больше, чем в
соответствующем
периоде 2000 г., в
том числе в
сентябре - 77.2
млрд. руб., или
111.8% к уровню
сентября 2000
года.
Рост
объема
подрядных
работ
подтверждается
их динамикой,
"очищенной" от
сезонного и
календарного
факторов:
Динамика
объема
подрядных
работ с
исключением
сезонных и
календарных
факторов
(2)
|
и
без
исключения (1)
(январь 1995 (2) -100%)
|
|
Основными
факторами,
сдерживающими
деятельность
строительных
организаций,
остаются:
высокий
уровень
налогов и
ограниченные
финансовые
возможности
строительных
организаций;
неплатежеспособность
заказчиков;
высокая
стоимость
материалов,
конструкций,
изделий;
изношенность
производственной
базы
строительных
организаций.
Улучшается
ситуация в
жилищном
строительстве.
Если в первом
квартале 2001 г.
ввод в
действие
жилых домов
составил 97.8% к
соответствующему
периоду
предыдущего
года, то во
втором - 100% и в
третьем - 112.2%. За
январь -
сентябрь
ввод в
действие
жилых домов
составил 16.3
млн. кв.
метров общей
площади, или 104%
к январю -
сентябрю 2000
года. В
сентябре
объем ввода в
действие
жилых домов
составил 113.6% к
соответствующему
периоду 2000
года. Было
введено в
эксплуатацию
жилья в 2.3 раза
больше, чем в
августе 2001
года.
По
итогам
первого
полугодия 2001
года объем
накопленных
иностранных
инвестиций
в российской
экономике
составил 33839
млн. долл., в
том числе
прямые
инвестиции
составили 17572
млн. долл.,
портфельные
инвестиции - 1001
млн. долл. и
прочие
инвестиции -15266
млн.
долларов. В
I
полугодии 2001 г.
иностранные
инвестиции в
российскую
экономику
составили 6684
млн. долл., или
увеличились
на 39.9% к
соответствующему
периоду
прошлого
года, в том
числе прямые
инвестиции - 2509
млн. долл., или
увеличились
на 40.5%,
портфельные
инвестиции - 238
млн. долл.,
(увеличение в
4.7 раза), прочие
инвестиции - 3937
млн. долл.
(прирост
составил 33.8
процента). Структура
иностранных
инвестиций
имеет
следующий
вид: прямые
инвестиции - 37.5%,
портфельные -
3.6% и прочие - 58.9% (в
I
полугодии 2000 г.
-37.4%, 1.1% и 61.5%
соответственно).
Продолжалась
работа по
развитию
правовой
базы
инвестиционной
деятельности. В
целях
создания
благоприятного
инвестиционного
климата
реализуется
комплекс мер
по
дебюрократизации
экономики,
который
предусматривает
упрощение
регистрации
предприятий,
сокращение
перечня
лицензируемых
видов
деятельности
и сокращение
числа
проверок
предприятий.
В
текущем году
продолжилась
работа по
совершенствованию
законодательства,
связанного с
развитием
механизмов
реализации
соглашений о
разделе
продукции
(СРП), на это
направлены
следующие
нормативно-правовые
акты. Федеральный
закон "О
внесении
изменений в
Федеральный
закон "О
соглашениях
о разделе
продукции"
от 18 июня 2001г.
№75-ФЗ.
Документ
совершенствует
положение
действующего
закона и
дополняет
его новой
схемой
налогообложения
при работе на
основе
соглашения о
разделе
продукции. Федеральный
закон "Об
участках
недр, право
пользования
которыми
может быть
предоставлено
на условиях
раздела
продукции
(Ковыктинском
газоконденсатном
месторождении)"
от 12 февраля 2001г.
№13-ФЗ. Закон
определяет
разработку
крупнейшего
месторождения
газа на
условиях
соглашения о
разделе
продукции.
Приказ
МНС России
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
по порядку
исчисления и
уплаты НДС
при
выполнении
соглашений о
разделе
продукции»
от 10 сентября 2001
г. № ВГ-3-01/340.
Методические
рекомендации
определяют
порядок
реализации
положений
статьи 178
Налогового
кодекса. В
частности,
разъясняется
порядок
освобождения
от НДС
товаров,
работ и услуг,
предназначенных
для
выполнения
работ по
соглашению о
разделе
продукции,
действовавший
до 31 декабря 2000
года, и
порядок,
применяемый
после 1 января
2001 года.
Определены
особенности
оформления и
представления
в связи с этим
в налоговые
органы
документов,
подтверждающих
обоснованность
освобождения
от НДС
товаров,
работ и услуг,
предназначенных
для
выполнения
работ по
соглашению о
разделе
продукции;
разъяснен
порядок
заполнения и
представления
гарантийного
письма
инвестора
и/или
оператора по
соглашению о
разделе
продукции,
выдаваемого
последним
лицу,
участвующему
в выполнении
работ по
соглашению о
разделе
продукции на
основе
договора с
инвестором
и/или
оператором
по
соглашению о
разделе
продукции. Положительное
влияние на
инвестиционный
климат
окажет
вступление в
силу
Земельного
кодекса
Российской
Федерации
(принят
Советом
Федерации
Государственной
Думы в
октябре 2001
года). На
защиту прав
акционеров
направлен
Федеральный
закон "О
внесении
изменений и
дополнений в
Федеральный
закон "Об
акционерных
обществах"
от 7 августа 2001 г.
№ 120-ФЗ. Закон
вводит в
действия
изменения и
дополнения,
связанные с
учреждением,
реорганизацией
и
ликвидацией
акционерного
общества,
порядком
формирования
уставного
капитала,
размещением
обществом
акций и иных
ценных бумаг,
порядком
проведения
общего
собрания
акционеров.
Внесены
также
изменения и
дополнения,
касающиеся
основных
положений об
акционерных
обществах. В
частности,
установлено,
что
акционеры
вправе
отчуждать
принадлежащие
им акции без
согласия
других
акционеров и
общества. До
оплаты 50
процентов
акций
общества,
распределенных
среди его
учредителей,
общество не
вправе
совершать
сделки, не
связанные с
учреждением
общества.
Как
факт
признания
улучшения
инвестиционного
климата в
России можно
оценить
повышение
международными
рейтинговыми
агентствами
Fitch и Standard & Poor`s
рейтингов
российских
финансовых
инструментов
в октябре 2001. Fitch
повысило
долгосрочный
рейтинг
России по
обязательствам
в
иностранной
валюте и
еврооблигациям
с уровня В до
В+.
Долгосрочный
рейтинг по
обязательствам
в местной
валюте был
повышен с
уровня В- до В.
Агентство Standard &
Poor`s изменило
прогноз по
долгосрочным
суверенным
кредитным
рейтингам
России со
"стабильного"
на
"позитивный".
В
пресс-релизах
агентств
говорится,
что такое
повышение
отражает
высокие
темпы
проведения
структурных
реформ в
России и
значительное
улучшение ее
макроэкономических
показателей.
Ключевым
фактором
повышения
рейтингов, по
мнению
экспертов
агентств,
является
значительное
сокращение
долгового
бремени
России и
наличие у нее
ресурсов для
обслуживания
внешнего
долга в
ближайшие
два года.
Министерство экономического развития и торговли РФ
|