Инвестиционная активность в ноябре 2002 г.
За январь-ноябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1398.0 млрд. руб., или 102.5% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в ноябре - 163.4 млрд. рублей (прирост к соответствующему периоду 2001 года - 2.2 процента).
Сопоставление динамики темпов роста инвестиций в основной капитал за два последних года по каждому месяцу периода январь - ноябрь подтверждает тенденцию ослабления инвестиционной активности в экономике в текущем году по отношению к 2001 году.
Одной из причин ослабления инвестиционной активности является замедление роста собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал, который за январь - сентябрь 2002 года составил 102.4% (прирост за соответствующий период 2001 года - 6.4%). Их доля сократилась за январь - сентябрь 2002 года на 0.1 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Сокращение собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал произошло в результате снижения темпа роста прибыли в составе собственных источников финансирования, который за январь - сентябрь 2002 года составил 82.3% (прирост за соответствующий период прошлого года - 18.2%). В результате доля прибыли в составе общих объемов инвестируемых собственных средств снизилась с 51.1% в январе - сентябре 2001 года до 41.1% в январе - сентябре 2002 года, а в общих объемах инвестиций в основной капитал - с 24.9% до 20% соответственно.
Снижение собственных средств организаций в источниках финансирования инвестиций в основной капитал сдерживал динамичный рост амортизации. За январь - сентябрь 2002 года темп роста амортизации в собственных источниках инвестиций составил 124.3% (за январь - сентябрь 2001 года - 101.2%). В результате доля амортизации в общих объемах инвестируемых собственных средств увеличилась до 50.1% (январь - сентябрь 2001 года - 41.3%), а в общих объемах инвестиций в основной капитал - до 24.4% (20.1% в январе- сентябре 2001 года).
Кроме того, на снижении инвестиционной активности сказалась отмена с 1 января 2002 г. льготы по налогообложению прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. В результате предприятия сделали в начале текущего года в инвестиционной деятельности выжидательную паузу в связи с переходом на новые условия налогообложения.
Структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. В январе - сентябре 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций в основной капитал в промышленности уменьшилась с 43.7% до 43%, на транспорте - с 22.9% до 19.7%, увеличилась в отрасли связь - с 2.7% до 3.9%, сельском хозяйстве - с 2.5% до 3.0%, торговле и общественном питании - с 1.8% до 2.0 процентов.
В промышленности доля инвестиций в основной капитал уменьшилась в топливно - энергетическом комплексе с 27.4% до 26.1%, в том числе в нефтедобывающей промышленности - с 15.2% до 13.6%, нефтеперерабатывающей - с 2.2% до 2.0%, угольной - с 0.9% до 0.8%, увеличилась в электроэнергетике - с 4.1% до 4.7% и осталась без изменения в газовой промышленности - 5 процентов.
В металлургии доля инвестиций в основной капитал уменьшилась с 5.6% до 5.4%, в том числе в черной металлургии - с 2.4% до 2.2% и осталась без изменения в цветной металлургии - 3.2 процента.
В обрабатывающих отраслях увеличился удельный вес инвестиций в машиностроении и металлообработке - с 2.9% до 3.1%, пищевой промышленности - с 3.2% до 3.6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 1.2% до 1.3%, производстве строительных материалов - с 0.6% до 0.8%, Осталась без изменений доля инвестиций в основной капитал в химической и нефтехимической промышленности - 1.8% и легкой промышленности - 0.2 процента.
Всего в развитие ТЭК и транспорта было направлено 45.8% инвестиций в основной капитал, по сравнению с 50.3% за соответствующий период прошлого года.
Однако хотя и произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остается неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральном износу. Кроме того, объем инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, в % к итогу)
|
Январь-сентябрь
|
2000г.
г.
|
2001г.
г.
|
2002г.
|
Промышленность
— всего
|
42.9
|
43.7
|
43.0
|
из
нее: электроэнергетика
|
4.3
|
4.1
|
4.7
|
топливная
промышленность
|
21.5
|
23.3
|
21.4
|
нефтедобывающая
|
14.3
|
15.2
|
13.6
|
нефтеперерабатывающая
|
1.4
|
2.2
|
2.0
|
газовая
|
4.8
|
5.0
|
5.0
|
угольная
|
0.9
|
0.9
|
0.8
|
черная металлургия
|
2.2
|
2.4
|
2.2
|
цветная металлургия
|
3.2
|
3.2
|
3.2
|
химическая и нефтехимическая
промышленность
|
1.8
|
1.8
|
1.8
|
машиностроение и
металлообработка
|
3.2
|
2.9
|
3.1
|
лесная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность
|
1.7
|
1.2
|
1.3
|
промышленность строительных
материалов
|
0.6
|
0.6
|
0.8
|
стекольная и фарфорово-фаянсовая
|
0.2
|
0.2
|
0.4
|
легкая промышленность
|
0.1
|
0.2
|
0.2
|
пищевая промышленность
|
3.5
|
3.2
|
3.6
|
Государственные капитальные вложения. В январе-ноябре 2002 г., по предварительным данным Минфина, государственные капитальные вложения профинансированы в сумме 53.5 млрд. рублей, что составляет 91.3% уточненного годового лимита, в том числе в ноябре - 7.5 млрд. рублей. На погашение неоплаченных обязательств прошлых лет направлено 1.13 млрд. рублей, или 84.0% от уточненного годового лимита.
На реализацию программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" использовано 4.2 млрд. рублей, или 84.1% уточненного годового лимита.
На финансирование государственных капитальных вложений, предусмотренных государственным заказчикам по Федеральной адресной инвестиционной программы, в январе-ноябре 2002 года, по данным Минфина России, перечислено 48.2 млрд. рублей, или 92.2% уточненного годового лимита, в том числе в ноябре - 6.9 млрд. рублей.
По перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2002 год, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 207-р и с учетом изменений согласно распоряжений от 24 августа 2002г. № 1176-р и № 1177-р (далее Перечень), в январе-ноябре 2002 года, по данным Госкомстата России, освоено государственными заказчиками 13.1 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 54.3% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. Освоение годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за январь-ноябрь характеризуются следующими данными:
По итогам января - ноября 2002 года уровень финансирования почти 25% строек, включенных в Перечень, составил менее 90%, а по 30.2% строек финансирование не осуществлялось. По состоянию на 1 декабря 2002 г. полностью профинансировано 770 строек, или 39.7% от их количества, включенного в Перечень. В целом уровень финансирования годового лимита составил 59.0 процентов.
Существенно ниже, чем в целом по стройкам, включенным в Перечень, профинансированы государственные капитальные вложения в строительном комплексе - 15.0%, специальном комплексе - 35.5% и лесопромышленном - 37.1 процента.
Срываются сроки ввода в эксплуатацию строек и объектов, включенных в Перечень. В текущем году намечено ввести в действие 692 стройки. Из них в январе-ноябре осуществлен ввод 46 строек, или 6.6 %, в том числе на полную мощность введено в эксплуатацию 37 строек и частично - 9 строек.
Включение в Перечень значительного числа строек, не имеющих других источников финансирования, кроме средств федерального бюджета, обусловило снижение уровня привлечения государственными заказчиками средств для финансирования капитальных вложений за счет дополнительных источников финансирования. Если в 2001 году на 1 рубль капитальных вложений, профинансированных за счет средств федерального бюджета, приходилось 3.0 рубля капитальных вложений, профинансированных за счет привлеченных средств, то в январе-ноябре текущего года - 1.9 рубля.
Общая динамика строительной деятельности в январе-ноябре 2002 года характеризуется продолжением тенденции замедления темпов роста работ, выполняемых по договорам строительного подряда. В январе - ноябре объем работ составил 773.7 млрд. руб., или 102.6% к уровню января - ноября 2001 года, в том числе в ноябре - 84.9 млрд. рублей, или 102.7% к уровню ноября 2001 года.
С исключением сезонности этот показатель в январе-ноябре текущего года характеризуется ростом.
Динамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2) и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)
Основными факторами, влияющими на снижение активности подрядных работ в январе - ноябре, являются следующие:
уменьшение собственных средств в источниках финансирования инвестиций;
высокая степень износа основных фондов в строительстве (около 40%);
большие объемы просроченной кредиторской задолженности, из которых 77.6% длительностью более 3-х месяцев;
значительная доля (январь-октябрь 2002 г. 40.5%) убыточных строительных предприятий и организаций (январь - октябрь 2001 г. - 36 процентов);
увеличение суммы убытка в строительстве с 8.8 млрд. рублей в январе-октябре 2001 г. до 12.5 млрд. рублей в январе-октябре 2002 года;
высокий уровень налогов.
Жилищное строительство. В январе - ноябре 2002 г. строительство жилья увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 г. на 13.0%. В указанный период строительными организациями всех форм собственности было построено 267.8 тыс. новых квартир общей площадью 23.7 млн. кв. метров.
В ноябре 2002 года строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 года на 10.1%, построено 32.9 тыс. новых квартир общей площадью 2.9 млн. кв. метров. Строительство жилья в январе-ноябре и ноябре текущего года характеризуется более высокой динамичностью, чем в соответствующем периоде предшествующего года.
По состоянию на конец сентября, накопленный иностранный капитал в экономике России составил 39.8 млрд. долл. США, что на 15.6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 48.7% (на конец сентября 2001 г. - 51.6%), доля прочих инвестиций - 47.8% (45.3%), портфельных - 3.5% (3.1 процента).
Основными странами - инвесторами, осуществляющими значительные инвестиции в экономику России, являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 75.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых инвестиций приходилось 74.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе - сентябре 2002 г. в экономику России поступило 12.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32.8% больше, чем за соответствующий период 2001 года. Следовательно, в январе - сентябре 2002 года темп прироста иностранных инвестиций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9.6 процентного пункта.
За январь - сентябрь 2002 года прямые иностранные инвестиции составили 2631 млн. долл. США. Сокращение объема прямых инвестиций за девять месяцев текущего года составило 9.9 процента.
В указанный период портфельные инвестиции сократились на 24.3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составили 224 млн. долл. США. Прежде всего, сказалось сокращение вкладов иностранных инвесторов в паи и акции, объем которых составил 69% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес портфельных инвестиций невелик и составляет 1.7% от общей суммы привлеченных иностранных инвестиций.
Прочие иностранные инвестиции в январе - сентябре 2002 года выросли на 54.4% и составили более 10050 млн. долл. США, из них торговые кредиты - 1482 млн. долл. США, или увеличились на 15% и прочие кредиты - 8458 млн. долл. США, рост на 63.8%, в том числе прочие кредиты на срок свыше 180 дней увеличились в 2.7 раза.
За январь - сентябрь 2002 года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года доля прямых инвестиций уменьшилась с 30.0% до 20.4%, доля портфельных инвестиций - с 3.0% до 1.7% и доля прочих инвестиций увеличилась с 67.0% до 77.9 процента. Сформировалась устойчивая тенденция ухудшения структуры иностранных инвестиций в результате сокращения прямых инвестиций в их общем объеме.
Причины снижения темпов роста прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2002 г. заключаются в следующем:
низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть иностранных инвестиций, относящихся к категории прочих. В отличие от прямых инвестиций, эти формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков;
высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов в результате недостаточных гарантий прав, собственности и доходов;
нахождение рейтингов инвестиционной привлекательности российской экономики в спекулятивной фазе;
нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная слабым развитием рынка и противоречивыми сигналами о состоянии мировой экономики и ухудшением конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и стран с развивающейся экономикой;
общее снижение инвестиционной активности в мировой экономике. Так, согласно опубликованного в октябре 2002 года прогноза Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) общий объем прямых иностранных инвестиций в мире в текущем году по сравнению с предыдущим годом сократится больше чем на четверть.
В январе - ноябре 2002 года продолжалась работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.
26 ноября 2002 г. ратифицированы документы, заключенные Правительством Российской Федерации с правительствами ряда стран (Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндской Республики, Республики Индонезии, Королевством Норвегия, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Государством Кувейт) о регулировании вопросов об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
11 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которое устанавливает правила, определяющие порядок организации и проведения соответствующих торгов в форме аукциона или конкурса. В отношении федеральных земельных участков решение о проведении торгов в форме аукциона принимает Минимущество России, а решение о проведении торгов в форме конкурса - Правительство Российской Федерации.
19 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 833 "О государственном земельном контроле", которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.
28 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 843 "О порядке регистрации таможенными органами Российской Федерации иностранных лиц, являющихся стороной в договоре с российским лицом (российскими лицами), в соответствии с которым иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки на таможенной территории, ввозятся (ввезены) на таможенную территорию Российской Федерации", которое определяет, что регистрация осуществляется по заявлению иностранного лица, прилагаемому к заявлению российского лица о выдаче ему лицензии на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.
12 ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3909 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25.09.2002 г. № 39/пс "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда и порядке его представления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг", которое определяет форму отчета о прекращении паевого инвестиционного фонда, сроки предоставления отчета, а также предоставляет ФКЦБ право требования документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в отчете.
19 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3933 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.09.2002 г. № 37/пс "Об утверждении Положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании", которое определяет порядок и сроки передачи прав и обязанностей управляющей компании паевого инвестиционного фонда по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другому юридическому лицу.
26 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3950 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 09.10.2002 г. № 40/пс "О регулировании деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов", которое устанавливает требования к деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; уточняет обязанности управляющей компании паевого инвестиционного фонда и порядок ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.
27 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3963 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.10.2002 г. № 43/пс "Об утверждении Положения о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов", которое устанавливает перечень и требования к электронным документам, а также порядок их предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.
18 ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3930 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 201-П. Положение предоставляет юридическим лицам - резидентам право открывать счета в иностранной валюте за пределами России для обслуживания деятельности своих представительств без разрешений Банка России. При этом они должны уведомить налоговые органы по месту своего нахождения в Российской Федерации об открытии (закрытии) каждого счета представительства.
19 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3931 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 200-П. Положение устанавливает порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, порядок проведения операций по этим счетам, а также порядок предоставления информации об операциях по этим счетам. Открытие вышеуказанных счетов производится без разрешений Банка России, но требует обязательного уведомления налоговых органов по месту нахождения в Российской Федерации юридического лица - резидента.
Рейтинги инвестиционной привлекательности России. 5 декабря 2002 года инвестиционная привлекательность по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте поднялась с ВВ - до ВВ, по долгосрочному рейтингу в национальной валюте - с ВВ - до ВВ +.
На 10 декабря 2002 г. рейтинги инвестиционной привлекательности международных агентств Moodyўs Jnvestors Service и Fitch Ratings оставались без изменений по отношению к октябрю и ноябрю текущего года.
Инвестиционный рейтинг оказывает положительное влияние на увеличение инвестиций. При присвоении инвестиционного рейтинга у государства появится возможность более дешевого заимствования средств, прежде всего - на зарубежных рынках. Получение инвестиционного рейтинга повлечет за собой повышение рейтинга российских хозяйственных субъектов.
Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями рейтингов когда-либо присваиваемых России со стороны международных рейтинговых агентств. Однако страна прошла лишь первый этап восстановления доверия западных инвесторов после кризиса 1998 г. Уровень этих рейтингов отражает, в первую очередь относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, характеризует кредитоспособность России и вложения инвестиций за рубеж. Однако категории рейтингов инвестиционной привлекательности России всех международных агентств остаются на позициях, обладающих существенными спекулятивными характеристиками.
До инвестиционного класса долгосрочных рейтингов в иностранной валюте агентства Standard & Poorўs остался один уровень ВВ +, а агентства Fitch Ratings остались два уровня ВВ и ВВ +, агентства Moodyўs Jnvestors Service также осталось два уровня Ва 2 и Ва 1.
Инвестиционный класс рейтингов отражает достаточную и высокую способность к исполнению финансовых обязательств, адекватную финансовую устойчивость и более высокую чувствительность к неблагоприятным экономическим условиям.
Позитивная оценка развития российской экономики за последние годы адекватно отразилась в признании достойного места в мире другими международными иностранными компаниями. Так, например, инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу консалтинговой компании А.Т. Kearney (конец сентября 2002 г.) значительно выросла, страна поднялась по индексу доверия с 32-го на 17-е место, который вырос сразу на 19% и составляет значение этого рейтинга на октябрь 2002 г. - 0.99.
Россия впервые после 1998 г. вошла в состав 25 стран наиболее привлекательных для иностранных инвестиций. Такой уровень индекса доверия Россия обеспечила стабильным ростом ВВП, способностью выполнять свои долговые обязательства и вкладывать инвестиции в экономику зарубежных стран.
Министерство экономического развития и торговли
|