| Инвестиционная активность в ноябре  2002 г. 
 
 За январь-ноябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил  1398.0  млрд. руб., или 102.5% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в ноябре -  163.4   млрд. рублей  (прирост к соответствующему периоду 2001 года  -  2.2 процента).  
 
 Сопоставление динамики темпов роста инвестиций в основной капитал за два последних года по каждому месяцу  периода январь - ноябрь подтверждает  тенденцию ослабления инвестиционной  активности  в экономике  в текущем году по отношению к 2001 году.
 Одной из причин  ослабления инвестиционной активности является замедление роста собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал, который за январь - сентябрь 2002 года составил 102.4% (прирост за соответствующий период 2001 года - 6.4%). Их доля сократилась за январь - сентябрь 2002 года  на 0.1 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
 
 Сокращение собственных средств организаций в инвестициях в основной капитал произошло в результате  снижения темпа роста прибыли  в составе собственных источников финансирования, который  за январь - сентябрь 2002 года составил 82.3% (прирост за соответствующий период прошлого года - 18.2%). В результате доля прибыли в составе общих объемов инвестируемых  собственных средств снизилась  с 51.1% в январе - сентябре 2001 года до 41.1% в январе - сентябре 2002 года, а в общих объемах инвестиций  в основной капитал - с 24.9% до 20%  соответственно.
 
 Снижение  собственных средств организаций в источниках финансирования  инвестиций в основной капитал сдерживал динамичный рост амортизации. За январь - сентябрь 2002 года темп роста амортизации в собственных источниках инвестиций составил 124.3% (за январь - сентябрь 2001 года - 101.2%). В результате доля амортизации в общих объемах  инвестируемых собственных средств  увеличилась до 50.1% (январь - сентябрь 2001 года  - 41.3%), а в  общих объемах инвестиций  в основной капитал  - до 24.4%  (20.1%  в январе- сентябре 2001 года).
 
 Кроме того, на снижении инвестиционной активности сказалась отмена с 1 января 2002 г. льготы по налогообложению прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и   жилищного строительства.  В результате предприятия сделали  в начале текущего года в инвестиционной деятельности выжидательную паузу в связи с переходом на новые условия налогообложения.
 
 Структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. В январе - сентябре  2002 г.  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций в основной капитал   в промышленности  уменьшилась с 43.7% до  43%,   на транспорте - с 22.9%  до 19.7%, увеличилась в отрасли связь  - с 2.7% до  3.9%, сельском хозяйстве -  с 2.5% до 3.0%, торговле и общественном питании  - с 1.8% до 2.0  процентов.
 
 В промышленности доля инвестиций  в основной капитал уменьшилась в   топливно - энергетическом комплексе с 27.4% до 26.1%, в том числе  в нефтедобывающей промышленности - с 15.2% до 13.6%, нефтеперерабатывающей - с 2.2%  до 2.0%,   угольной - с 0.9% до 0.8%, увеличилась  в электроэнергетике  - с 4.1% до 4.7% и осталась без изменения в газовой промышленности -  5 процентов.
 
 В  металлургии доля инвестиций в основной капитал  уменьшилась  с 5.6% до 5.4%, в том числе в черной металлургии - с 2.4% до 2.2%  и осталась без изменения в цветной металлургии - 3.2 процента.
 
 В обрабатывающих отраслях увеличился  удельный вес инвестиций  в машиностроении и металлообработке - с  2.9% до  3.1%, пищевой промышленности - с 3.2% до 3.6%,  лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности  -  с 1.2% до 1.3%,  производстве строительных материалов - с  0.6% до  0.8%,  Осталась без изменений доля инвестиций в основной  капитал в химической и нефтехимической промышленности -   1.8%  и легкой промышленности - 0.2  процента.
 
 Всего  в    развитие ТЭК и транспорта  было направлено 45.8%  инвестиций в основной капитал,  по сравнению с  50.3%  за соответствующий период прошлого года.
 
 Однако хотя и произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остается неблагоприятной и не  соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральном износу. Кроме  того, объем инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.
 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям  промышленности(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, в % к итогу)
 
      
      
      
      
| 
 | Январь-сентябрь
 |  
| 2000г.
г.
 | 2001г.
г.
 | 2002г.
 |  
| Промышленность
— всего
 | 42.9
 | 43.7
 | 43.0
 |  
| из
нее:электроэнергетика
 
 | 4.3
 | 4.1
 | 4.7
 |  
| топливная
промышленность
 | 21.5
 | 23.3
 | 21.4
 |  
| нефтедобывающая
 | 14.3
 | 15.2
 | 13.6
 |  
| нефтеперерабатывающая
 | 1.4
 | 2.2
 | 2.0
 |  
| газовая
 | 4.8
 | 5.0
 | 5.0
 |  
| угольная
 | 0.9
 | 0.9
 | 0.8
 |  
| черная металлургия
 | 2.2
 | 2.4
 | 2.2
 |  
| цветная металлургия
 | 3.2
 | 3.2
 | 3.2
 |  
| химическая и нефтехимическаяпромышленность
 
 | 1.8
 | 1.8
 | 1.8
 |  
| машиностроение и металлообработка
 
 | 3.2
 | 2.9
 | 3.1
 |  
| лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
 
 | 1.7
 | 1.2
 | 1.3
 |  
| промышленность строительныхматериалов
 
 | 0.6
 | 0.6
 | 0.8
 |  
| стекольная и фарфорово-фаянсовая
 | 0.2
 | 0.2
 | 0.4
 |  
| легкая промышленность
 | 0.1
 | 0.2
 | 0.2
 |  
| пищевая промышленность
 | 3.5
 | 3.2
 | 3.6
 |  
Государственные капитальные вложения. В январе-ноябре 2002 г., по предварительным данным Минфина, государственные капитальные вложения профинансированы в сумме 53.5 млрд. рублей, что составляет 91.3% уточненного годового лимита, в том числе  в ноябре - 7.5 млрд. рублей.  На погашение неоплаченных обязательств прошлых лет направлено 1.13 млрд. рублей, или 84.0% от уточненного годового лимита.
 На реализацию программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" использовано 4.2 млрд. рублей, или 84.1% уточненного годового лимита.
 
 На финансирование государственных капитальных вложений, предусмотренных  государственным заказчикам по Федеральной адресной инвестиционной программы, в январе-ноябре  2002 года, по данным Минфина России, перечислено 48.2 млрд. рублей, или  92.2% уточненного годового лимита, в том числе в ноябре - 6.9 млрд. рублей.
 
 По перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2002 год, утвержденному  распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 207-р и с учетом изменений согласно распоряжений от 24 августа 2002г. № 1176-р и № 1177-р (далее Перечень), в январе-ноябре 2002 года, по данным Госкомстата России, освоено государственными заказчиками 13.1 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или  54.3%  годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. Освоение годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за январь-ноябрь характеризуются следующими данными:
  
 По итогам января - ноября 2002 года уровень финансирования почти 25% строек, включенных в Перечень, составил менее 90%, а по  30.2% строек финансирование не осуществлялось. По состоянию на 1 декабря 2002 г. полностью профинансировано 770 строек, или  39.7%  от их количества, включенного в Перечень. В целом уровень финансирования годового лимита составил 59.0 процентов.
 Существенно ниже, чем в целом по стройкам, включенным в Перечень, профинансированы государственные капитальные вложения в строительном комплексе - 15.0%, специальном комплексе - 35.5% и лесопромышленном - 37.1 процента.
 
 Срываются сроки  ввода в эксплуатацию строек и объектов, включенных в Перечень. В текущем году намечено ввести в действие 692 стройки. Из них  в январе-ноябре осуществлен ввод  46 строек, или  6.6 %, в том числе на полную мощность введено в эксплуатацию 37 строек и частично - 9 строек.
 
 Включение в Перечень значительного числа строек, не имеющих других источников финансирования, кроме средств федерального бюджета, обусловило снижение уровня привлечения государственными заказчиками средств для финансирования капитальных вложений за счет дополнительных источников финансирования. Если в 2001 году на 1 рубль  капитальных вложений, профинансированных за счет средств федерального бюджета,  приходилось 3.0 рубля капитальных вложений, профинансированных за счет привлеченных средств, то в январе-ноябре текущего года  -  1.9 рубля.
 
 Общая динамика строительной деятельности в январе-ноябре 2002 года характеризуется продолжением тенденции замедления темпов роста работ, выполняемых по договорам строительного подряда. В январе - ноябре объем работ составил 773.7 млрд. руб., или 102.6% к уровню января - ноября 2001 года, в том числе  в ноябре - 84.9 млрд. рублей, или 102.7% к уровню ноября 2001 года.
 
 С исключением сезонности этот показатель в январе-ноябре текущего года характеризуется ростом.
 Динамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2) и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)
 
   Основными факторами, влияющими на снижение активности подрядных работ в январе - ноябре, являются следующие:
 уменьшение  собственных средств в источниках финансирования инвестиций;
 
 высокая степень износа основных фондов в строительстве (около 40%);
 
 большие объемы просроченной кредиторской задолженности, из которых 77.6% длительностью более 3-х месяцев;
 
 значительная доля (январь-октябрь 2002 г.  40.5%) убыточных строительных предприятий и организаций (январь - октябрь 2001 г. - 36 процентов);
 
 увеличение суммы убытка в строительстве с 8.8 млрд. рублей в январе-октябре 2001 г. до 12.5 млрд. рублей в январе-октябре 2002 года;
 
 высокий уровень налогов.
 
 Жилищное строительство. В январе - ноябре 2002 г. строительство жилья увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 г. на  13.0%. В указанный период  строительными организациями всех форм собственности  было построено  267.8  тыс. новых квартир общей площадью 23.7 млн. кв. метров.
 
 В ноябре 2002 года строительство жилья предприятиями и организациями  всех форм собственности увеличилось  по сравнению с тем  же периодом 2001 года на 10.1%, построено 32.9   тыс. новых квартир общей площадью 2.9 млн. кв. метров. Строительство жилья в январе-ноябре и ноябре текущего года характеризуется более высокой динамичностью, чем в  соответствующем периоде предшествующего года.
  
 По состоянию на конец  сентября,  накопленный иностранный капитал в экономике России составил 39.8 млрд. долл. США, что на 15.6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 48.7% (на конец сентября  2001 г. - 51.6%), доля прочих инвестиций - 47.8% (45.3%), портфельных - 3.5% (3.1 процента).
 Основными  странами - инвесторами, осуществляющими  значительные инвестиции  в экономику России, являются  Германия,  США, Кипр, Великобритания,  Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 75.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых инвестиций  приходилось  74.3%  от общего объема  накопленных прямых иностранных инвестиций.
 
 В январе - сентябре  2002 г. в экономику России поступило 12.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32.8% больше, чем за соответствующий  период  2001 года. Следовательно, в  январе - сентябре 2002 года   темп прироста    иностранных инвестиций по сравнению с соответствующим периодом  прошлого года  увеличился  на  9.6 процентного пункта.
 
 За январь - сентябрь  2002 года прямые иностранные инвестиции составили 2631 млн. долл. США. Сокращение  объема прямых инвестиций  за  девять месяцев текущего года  составило  9.9 процента.
 
 В указанный период  портфельные инвестиции сократились  на 24.3%  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составили 224 млн. долл. США. Прежде всего, сказалось сокращение вкладов иностранных инвесторов в паи и акции, объем которых составил 69% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес  портфельных инвестиций невелик и составляет 1.7% от общей суммы привлеченных иностранных инвестиций.
 
 Прочие иностранные инвестиции  в январе - сентябре  2002 года выросли на 54.4% и составили  более 10050 млн. долл. США, из них торговые кредиты -  1482 млн. долл. США, или увеличились на 15% и прочие кредиты - 8458 млн. долл. США, рост на 63.8%, в том числе прочие кредиты  на срок свыше  180 дней  увеличились в 2.7 раза.
 
 За январь - сентябрь 2002  года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года доля прямых инвестиций уменьшилась с 30.0% до 20.4%, доля портфельных инвестиций  -  с 3.0% до 1.7% и доля прочих инвестиций увеличилась с 67.0% до 77.9 процента. Сформировалась устойчивая тенденция ухудшения  структуры иностранных инвестиций  в результате сокращения прямых инвестиций в их общем объеме.
 
 Причины снижения темпов роста прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2002 г.  заключаются  в следующем:
 
 низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть иностранных инвестиций, относящихся к категории прочих. В отличие от прямых инвестиций, эти формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков;
 
 высокие инвестиционные риски для иностранных  инвесторов в результате недостаточных гарантий прав, собственности и доходов;
 
 нахождение рейтингов инвестиционной привлекательности российской экономики в спекулятивной фазе;
 
 нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная слабым развитием рынка и противоречивыми сигналами о состоянии мировой экономики и ухудшением конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и стран с развивающейся экономикой;
 
 общее снижение инвестиционной активности  в мировой экономике. Так, согласно опубликованного в октябре 2002 года прогноза  Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) общий объем прямых иностранных инвестиций в мире в  текущем году по сравнению с предыдущим годом сократится больше чем на четверть.
 
 В  январе - ноябре 2002 года продолжалась работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.
 
 26 ноября 2002 г. ратифицированы документы, заключенные Правительством Российской Федерации с правительствами ряда стран (Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндской Республики, Республики Индонезии, Королевством Норвегия, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Государством Кувейт) о регулировании вопросов об избежании двойного налогообложения  доходов и  имущества.
 
 11 ноября 2002 г. принято постановление Правительства № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которое устанавливает правила, определяющие порядок организации и проведения соответствующих торгов в форме аукциона или конкурса. В отношении федеральных земельных участков решение о проведении торгов в форме аукциона принимает Минимущество России, а решение о проведении торгов в форме конкурса - Правительство Российской Федерации.
 
 19 ноября 2002 г. принято постановление Правительства  № 833 "О государственном земельном контроле", которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.
 
 28 ноября 2002 г. принято постановление Правительства  № 843 "О порядке регистрации таможенными органами Российской Федерации иностранных лиц, являющихся стороной в договоре с российским лицом (российскими лицами), в соответствии с которым иностранные товары, помещаемые под таможенный режим переработки на таможенной территории, ввозятся (ввезены) на таможенную территорию Российской Федерации", которое определяет, что регистрация осуществляется по заявлению иностранного лица, прилагаемому к заявлению российского лица о выдаче ему лицензии на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.
 
 12 ноября  2002 г. в Минюсте России под № 3909 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 25.09.2002 г. № 39/пс "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда и порядке его представления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг", которое определяет форму отчета о прекращении паевого инвестиционного фонда, сроки предоставления отчета, а также предоставляет ФКЦБ право требования документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в отчете.
 
 19 ноября  2002 г. в Минюсте  под № 3933 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.09.2002 г. № 37/пс "Об утверждении Положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании", которое определяет порядок и сроки передачи прав и обязанностей управляющей компании паевого инвестиционного фонда по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другому юридическому лицу.
 
 26 ноября 2002 г. в Минюсте  под № 3950 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 09.10.2002 г. № 40/пс "О регулировании деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов", которое устанавливает требования к деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; уточняет обязанности управляющей компании паевого инвестиционного фонда и порядок ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.
 
 27 ноября 2002 г. в Минюсте под № 3963 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.10.2002 г. № 43/пс "Об утверждении Положения о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов", которое устанавливает перечень и требования к электронным документам, а также порядок их предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.
 
 18 ноября 2002 г. в Минюсте России под № 3930 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 201-П. Положение предоставляет юридическим лицам - резидентам право открывать счета в иностранной валюте за пределами России для обслуживания деятельности своих представительств без разрешений Банка России. При этом они должны уведомить налоговые органы по месту своего нахождения в Российской Федерации об открытии (закрытии) каждого счета представительства.
 
 19 ноября 2002 г. в Минюсте  под № 3931 зарегистрировано "Положение о порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда", утвержденное Банком России от 16.10.2002 № 200-П. Положение устанавливает порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, порядок проведения операций по этим счетам, а также порядок предоставления информации об операциях по этим счетам. Открытие вышеуказанных счетов производится без разрешений Банка России, но требует обязательного уведомления налоговых органов по месту нахождения в Российской Федерации юридического лица - резидента.
 
 Рейтинги инвестиционной привлекательности России. 5 декабря 2002 года инвестиционная привлекательность по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте поднялась с ВВ - до ВВ, по долгосрочному рейтингу в национальной валюте - с ВВ - до ВВ +.
 
 На 10 декабря 2002 г. рейтинги инвестиционной привлекательности международных агентств Moodyўs Jnvestors Service и Fitch Ratings оставались без изменений по отношению к октябрю и ноябрю текущего года.
 
 Инвестиционный рейтинг оказывает положительное влияние на увеличение инвестиций. При присвоении инвестиционного рейтинга у государства появится возможность более дешевого заимствования средств, прежде всего - на зарубежных рынках. Получение инвестиционного рейтинга повлечет за собой повышение рейтинга  российских  хозяйственных субъектов.
 
 Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями рейтингов когда-либо присваиваемых России со стороны международных рейтинговых агентств. Однако страна прошла лишь первый этап восстановления доверия западных инвесторов после кризиса 1998 г. Уровень этих рейтингов отражает, в первую очередь относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, характеризует кредитоспособность России и вложения инвестиций за рубеж. Однако категории рейтингов инвестиционной привлекательности России всех международных агентств остаются на позициях, обладающих существенными спекулятивными характеристиками.
 
 До инвестиционного класса долгосрочных рейтингов в иностранной валюте агентства Standard &  Poorўs остался один уровень ВВ +, а агентства Fitch Ratings остались два уровня ВВ  и  ВВ +, агентства Moodyўs Jnvestors  Service также осталось два уровня Ва 2 и Ва 1.
 
 Инвестиционный класс рейтингов отражает достаточную и высокую способность к исполнению финансовых обязательств, адекватную финансовую устойчивость и более высокую чувствительность к неблагоприятным экономическим условиям.
 
 Позитивная оценка развития российской экономики за последние годы адекватно отразилась в признании достойного места в мире другими международными иностранными компаниями. Так, например, инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу консалтинговой компании А.Т. Kearney (конец сентября 2002 г.) значительно выросла, страна поднялась по индексу доверия с 32-го на 17-е место, который вырос сразу на 19% и составляет значение этого рейтинга на октябрь 2002 г. - 0.99.
 
 Россия впервые после 1998 г. вошла в состав 25 стран наиболее привлекательных для иностранных инвестиций. Такой уровень индекса доверия Россия обеспечила стабильным ростом ВВП, способностью выполнять свои долговые обязательства и вкладывать инвестиции в экономику зарубежных стран.
 Министерство экономического развития и торговли
 
 |